Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г.Зернограда
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – окружающий мир
Уровень общего образования: 4 класс (начальное общее образование)
Количество часов по учебному плану: 2 ч. в неделю
Учитель: Нечаенко Е.А.
Программа разработана на основе: Программа разработана на основе Примерной рабочей программы начального общего образования, окружающий мир (для 1-4 классов образовательных организаций). Одобрена решением федеральногоучебно-методическогообъединенияпообщемуобразованию,протокол3/21от27.09.2021г.
Учебник: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник 4 класс в 2ч. Ч.2. Рос акад. Наук, Рос акад. Образования, Изд-во «Просвещение». М.: Просвещение
2022-2023 учебный год
Содержание курса
Человек и общество Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Планируемые результаты
В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
6 становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
6 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
6 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
6 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества
Духовно-нравственного воспитания:
6 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
6 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
6 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетического воспитания:
6 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
6 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
6 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
6 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
6 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
6 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:
6 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
6 осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
6 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
6 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
6 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
6 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
6 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
6 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенно- го алгоритма;
6 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
Базовые исследовательские действия:
6 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
6 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
6 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
6 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; при- родные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др );
6 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
6 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования)
Работа с информацией:
6 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
6 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
6 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
6 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
6 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
6 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
6 анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
6 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма)
Коммуникативные универсальные учебные действия:
6 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
6 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
6 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
6 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоот- ношениях и поступках людей;
6 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
6 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
6 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
6 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др ) к тексту выступления
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
6 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
6 выстраивать последовательность выбранных действий и операций
Самоконтроль:
6 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
6 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
6 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни
Самооценка:
6 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
6 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их
Совместная деятельность:
6 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
6 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
6 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
6 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
6 ответственно выполнять свою часть работы
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
6 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
6 показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
6 показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
6 находить место изученных событий на «ленте времени»;
6 знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
6 соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
6 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных
российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
6 описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
6 проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
6 распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
6 группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
6 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
6 использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
6 называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
6 называть экологические проблемы и определять пути их решения;
6 создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
6 использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
6 соблюдать правила нравственного поведения на природе;
6 осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
6 соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т д );
6 соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде;
6 осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете
Тематическое планирование
№ | Тема, раздел курса | Кол – во часов | Электронные учебно – методические ресурсы | Реализация воспитательного потенциала темы |
Модуль 1. Человек и общество. |
1.1. | Государственное устройство РФ (общее представление). | 1 | https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-po-okruzhaiushchemu-miru-po-teme-gos.html | Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ Рассказ учителя по теме, например, «Забота о детстве — главная особенность нашего государства» Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя Игра-соревнование Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) Учебный диалог по теме, например, «Государствен- ные праздники России» Работа в парах по теме, например, «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона» |
1.2. | Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. | 2 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-uhod-za-domashnimi-zhivotnymi-4502421.html?ysclid=l81o1x8h90276566876 |
1.3. | Президент РФ — глава государства. Политико-административная карта России. Города России. | 4 | https://infourok.ru/prezentaciya-rabochee-mesto-shkolnika-1622747.html?ysclid=l82gqhhpg8702548574 |
1.4 | Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. | 2 | https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/45700-prezentaciya-moskva-stolica-rossii-1-klass.html |
1.5. | Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. | 8 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/03/28/prezentatsiya-k-uroku-dikie-i-domashnie-zhivotnye?ysclid=l81o05rliu714223074 |
1.6. | Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. | 3 | https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-okruzhayushhemu-miru/45032-kakie-byvayut-rasteniya-1-klass.html?ysclid=l82gbkkahk842371138 |
1.7 | История Отечества «Лента времени» и историческая карта. | 2 | https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-riezhim-dnia-i-ghighiiena.html?ysclid=l81nwv19ji689634399 |
1.8 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. | 3 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4062/start/81551/ |
1.9 | Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4062/start/81551/ |
1.10 | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. | 1 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/08/28/nasekomye-ptitsy-ryby-zveri?ysclid=l85xxdpc6i802765234 |
1.11 | Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-kak-uhazhivat-za-komnatnimi-rasteniyami-klass-1629823.html?ysclid=l82g4metb0335930475 |
1.12 | Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. | 1 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/02/03/prezentatsiya-po-okruzhayushchemu-miru-po-teme?ysclid=l82g2dss8e734025207 |
1.13 | Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-dostoprimechatelnosti-rostovskoy-oblasti-3628625.html?ysclid=l82fznmwgb865526560 |
Модуль 2. Человек и природа. |
2.1 | Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. | 1 | https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/92500-prezentaciya-zhivaya-i-nezhivaya-priroda-1-klass.html | Игра-соревнование по теме, например, «Клуб астро- номов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах Рассма- тривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика |
2.2 | Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. | 2 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/09/16/pravila-povedeniya-v-obshchestve-prezentatsiya?ysclid=l81ocknqp2720250056 |
2.3 | Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. | 2 | https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/193262-prezentaciya-professiya-moih-roditeley-1-klass.html |
2.4 | Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. | 1 | http://youtu.be/789j0eDglZQ |
2.5 | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3632/start/122820/ |
2.6 | Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). | 1 | https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/45700-prezentaciya-moskva-stolica-rossii-1-klass.html |
2.7 | Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. | 2 | http://www.myshared.ru/slide/62557?ysclid=l81nigubsm566945657 |
2.8 | Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. | 2 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/08/28/nasekomye-ptitsy-ryby-zveri?ysclid=l85xxdpc6i802765234 |
2.9 | Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. | 2 | https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/04/29/rostovskaya-oblast-kray-nash-rodnoy?ysclid=l81n1kdod6963237344 |
2.10 | Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и зарубежом. | 3 | https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/92500-prezentaciya-zhivaya-i-nezhivaya-priroda-1-klass.html |
2.11 | Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная Красная книга (3—4 примера). | 2 | https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-riezhim-dnia-i-ghighiiena.html?ysclid=l81nwv19ji689634399 |
2.12 | Правила нравственного поведения в природе. | 1 | https://multiurok.ru/index.php/files/priezientatsiia-k-uroku-biezopasnost-v-sieti-int-1.html?ysclid=l81nz2jyxc108630999 |
2.13 | Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-uhod-za-domashnimi-zhivotnymi-4502421.html?ysclid=l81o1x8h90276566876 |
2.14 | Связи в природной зоне. | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-dostoprimechatelnosti-rostovskoy-oblasti-3628625.html?ysclid=l82fznmwgb865526560 |
Раздел 3. Правила безопасной жизни |
3.1. | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. | 1 | | Учебный диалог по теме, например, «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни» Работа в группах: составление текста по теме, например, «Какие опасности можно встре- тить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах» Анализ ситуаций по теме, например, «Что может произойти, если…» Обсуждение результатов работы групп |
3.2. | Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста). | 3 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/03/28/prezentatsiya-k-uroku-dikie-i-domashnie-zhivotnye?ysclid=l81o05rliu714223074 |
3.3. | Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/08/28/nasekomye-ptitsy-ryby-zveri?ysclid=l85xxdpc6i802765234 |
Резерв 6 ч.
Поурочное планирование 4кл
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Факт. |
1 | Государственное устройство РФ (общее представление). | 1 | 02.09.22 | |
2 | Конституция — основной закон Российской Федерации. | 1 | 07.09.22 | |
3 | Права и обязанности гражданина РФ. | 1 | 09.09.22 | |
4 | Президент РФ — глава государства. | 1 | 14.09.22 | |
5 | Политико-административная карта России. | 1 | 16.09.22 | |
6 | Города России. | 1 | 21.09.22 | |
7 | Города России. | 1 | 23.09.22 | |
8 | Общая характеристика родного края | 1 | 28.09.22 | |
9 | Проверочная работа №1 | 1 | 30.09.22 | |
10 | Характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники | 1 | 05.10.22 | |
11 | Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год. | 1 | 07.10.22. | |
12 | Государственные праздники в жизни российского общества: День защитника Отечества | 1 | 12.10.22 | |
13 | Государственные праздники в жизни российского общества: Международный женский день, | 1 | 14.10.22 | |
14 | Государственные праздники в жизни российского общества: День весны и труда. | 1 | 19.10.22 | |
15 | Государственные праздники в жизни российского общества: День Победы, | 1 | 21.10.22 | |
16 | Государственные праздники в жизни российского общества:День России, | 1 | 26.10.22 | |
17. | Государственные праздники в жизни российского общества:День народного единства, | 1 | 28.10.22 | |
18 | Государственные праздники в жизни российского общества: День Конституции. | 1 | 09.11.22 | |
19 | Праздники своего региона. | 1 | 11.11.22 | |
20 | Проверочная работа №2 | 1 | 16.11.22 | |
21 | Памятные даты своего региона. | 1 | 18.11.22 | |
22 | Характеристика отдельных исторических событий, связанных с своим регионом. | 1 | 23.11.22 | |
23-24 | История Отечества «Лента времени» и историческая карта. | 2 | 25,30.11.22 | |
25 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь. | 1 | 02.12.22 | |
26 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Московское государство. Российская империя. | 1 | 07.12.22 | |
27 | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: СССР, Российская Федерация. | 1 | 09.12.22 | |
28 | Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 14.12.22 | |
29 | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. | 1 | 16.12.22 | |
30 | Проверочная работа №3 | 1 | 21.12.22 | |
31. | Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. | 1 | 23.12.22 | |
32 | Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. | 1 | 11.01.23 | |
33. | Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 13.01.23 | |
34 | Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. | 1 | 18.01.23 | |
35 | Характеристика планет Солнечной системы. | 1 | 20.01.23 | |
36 | Проверочная работа№4 | 1 | 25.01.23 | |
37 | Естественные спутники планет. | 1 | 27.01.23 | |
38 | Смена дня и ночи на Земле. | 1 | 01.02.23 | |
39 | Вращение Земли как причина смены дня и ночи. | 1 | 03.02.23 | |
40 | Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. | 1 | 0802.23 | |
41 | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). | 1 | 10.02.23 | |
42 | Равнины и горы России. | 1 | 15.02.23 | |
43 | Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). | 1 | 17.02.23 | |
44 | Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); | 1 | 22.02.23 | |
45 | Река как водный поток. | 1 | 24.02.23 | |
46 | Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. | 1 | 01.03.23 | |
47 | Использование человеком водоёмов и рек. | 1 | 03.03.23 | |
48 | Водоёмы родного края: названия, краткая характеристика. | 1 | 10.03.23 | |
49 | Реки родного края: названия, краткая характеристика. | 1 | 15.03.23 | |
50 | Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России. | 1 | 17.03.23 | |
51 | Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России. | 1 | 22.03.23 | |
52. | Наиболее значимые природные объекты списка зарубежом. | 1 | 24.03.23 | |
53 | Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. | 1 | 06.04.23 | |
54 | Международная Красная книга (3—4 примера). | 1 | 05.04.23 | |
55 | Проверочная работа №5 | 1 | 07.04.23 | |
56 | Правила нравственного поведения в природе. | 1 | 12.04.23 | |
57 | Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: особенности труда и быта людей. | 1 | 14.04.23 | |
58 | Всероссийская проверочная работа. | 1 | 19.04.23 | |
59 | Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: охрана природы. | 1 | 21.04.23 | |
60. | Связи в природной зоне. | 1 | 26.04.23 | |
61 | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. | 1 | 28.04.23 | |
62 | Безопасность в городе. | 1 | 03.05.23 | |
63 | Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города. | | 05.05.23 | |
64 | Промежуточная аттестация | 1 | 10.05.23 | |
65-66 | Правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста) | 2 | 12,17.05.23 | |
67-68 | Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 2 | 19,24.05.23 | |