МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Класс: 1 -г Количество часов в год – 66 часов
Учитель: Сечина Татьяна Васильевна Категория –I Стаж работы – 29
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником А.А.Плешаков «Окружающий мир».
Рабочая программа принята на заседании МЦ_______ « » сентября 2022 года Руководитель МЦ Нечаева Л.В. | Согласована МС « » сентября 2022 года Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А. Зам. директора по УВР ________________ Касторнова Е.Ф. |
I.Планируемые результаты
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7», с учетом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником А.А.Плешаков «Окружающий мир».
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
.Основной задачей реализации содержания предмета, является формирование у ребенка:
Уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;
Понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
Модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты:
Личностные результаты
Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
базовые логические действия:
-сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
- приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
- приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.
- понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы;
- соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
Коммуникативные УУД:
- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;
- воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
-соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
- описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;
- сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
- соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя
устранять возникающие конфликты.
Регулятивные УУД:
- сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);
- оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
- анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.
Предметные результаты:
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
- называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы, название своего населённого пункта (городского, сельского), региона, страны;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
- приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, школьных традиций и праздников; профессий;
- различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные растения; лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
- описывать на основе опорных слов наиболее распространён ные в родном крае дикорастущие и культурные растения, лиственные и хвойные растения; деревья, кустарники, травы;
основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), выделять их наиболее существенные признаки;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), опыты под руководством учителя и измерения (в том числе вести счёт времени), фиксировать результаты наблюдений и опытов;
- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
- соблюдать правила безопасной работы на учебном месте школьника;
- соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
- безопасно использовать ресурсы сети Интернет, электронного дневника и электронных ресурсов школы;
- соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; правила безопасного поведения в природе;
- безопасно использовать бытовые электроприборы.
Модуль «Школьный урок» -направления деятельности учителей начальной школы, при которых
воспитательный потенциал урока реализуется в большей степени.
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками.
Доверие между педагогом и детьми, честность, справедливость оценок, использование самостоятельных и контрольных работ для выявления проблем;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими ( учителями), сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Предмет окружающего мира направлен на развитие патриотизма, гражданственности, истории родного края, экологического воспитания, привитие любви к ближнему и всему окружаещему.
Создание проблемных ситуаций.
Решение проблемных ситуаций на уроке способствует развитию творческого мышления у ребенка. Их решение очень часто приводит ребенка к проведению мини-исследования. Учителю необходимо только грамотно его «спровоцировать». Исследование дает возможность ребенку самому докопаться до истины, а найдя ответ на вопрос, получить от этого массу удовлетворения и гораздо лучше запомнить изучаемый материал. Нестандартные задания заставляют учеников начать мыслить по-новому, искать новые пути выполнения заданий. Работа над проблемой, возможность найти выход из ситуации приучает ребят не пасовать перед возникающими трудностями и в жизни, осознать, что ошибка - это тоже результат работы.
Выбор парных, групповых форм работы.
Желание добиться общего результата способствует объединению усилий, учит налаживать контакт, воспитывает взаимную ответственность.
Использование групповой работы на уроке требует от учителя особого мастерства, так как в классе могут оказаться дети никогда не решающие стоящую задачу в команде.
Использование межпредметного потенциала уроков в начальной школе.
Большую часть уроков ведет один учитель, поэтому значительно проще педагогу начальных классов в организационном плане проводить уроки-исследования, где необходимы знания из разных областей. Она и могут длиться от одного до 3-х или 4-х уроков. Это позволит ребенку смотреть на мир с разных точек зрения, видеть зависимости между явлениями и событиями, высказывать собственные суждения не в рамках заданного урока.
Использование интерактивных форм работы
Использование личного опыта детей в обучении.
Позволяет обращаться к непосредственному опыту ребенка, опыту его близких. Тем самым дети лучше узнают и понимают друг друга, есть повод для налаживания внутрисемейных отношений.
Использование игровых приемов на уроке.
Ребенок, не доигравший в детстве, обречен на психологические и иные проблемы в будущем. Именно игра, или учебная игра, позволит нормальному течению процесса взросления.
II.Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Часы | Содержание программного материала |
1 | Введение | 4ч | Вводный урок. «Задавайте вопросы!» Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? |
2 | Кто и что? | 17ч | Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проект «Моя малая родина» Как живет семья? Проект «Моя семья» |
3 | Как, откуда и куда? | 11ч | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? |
4 | Где и когда? | 10ч | Когда учиться интересно? Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проект «Мой класс и моя школа» |
5 | Почему и зачем? | 21ч | Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? |
6 | Повторение. | 3ч | Экскурсия в Музей природы. Как мы находим ответы на вопросы? Повторение пройденного материала. |
| Итого | 66ч | |
III.Тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Использование ЭОР и ЦОР |
1 | | Введение Вводный урок. «Задавайте вопросы!» | 1 | Электронное приложение к учебнику Презентация |
2 | | Что такое Родина? | 1 | https://youtu.be/gvLPoSlhRAw Презентация |
3 | | Что мы знаем о народах России? | 1 | https://youtu.be/lASVot-hhu4 Презентация |
4 | | Что мы знаем о Москве? | 1 | https://youtu.be/skyDx2e6a8o Презентация |
5 | | Кто и что? Что у нас над головой? | 1 | https://youtu.be/sCcy5vjpLLE Презентация |
6 | | Что у нас под ногами? | 1 | https://youtu.be/R1Ig9gwmCJw Презентация |
7 | | Что общего у разных растений? | 1 | https://youtu.be/6iyTAIBIJQw Презентация |
8 | | Что растёт на подоконнике? | 1 | https://youtu.be/NC1CiSJhoTo Презентация |
9 | | Что растёт на клумбе? | 1 | https://youtu.be/uIP8dlTeuzE Презентация |
10 | | Что это за листья? | 1 | https://youtu.be/2u20JjWi4iw Презентация |
11 | | Что такое хвоинки? | 1 | https://youtu.be/vaeNlfWnmSw Электронное приложение к учебнику |
12 | | Кто такие насекомые? | 1 | https://youtu.be/GvVopwxNp_4 Электронное приложение к учебнику |
13 | | Кто такие рыбы? | 1 | https://youtu.be/3fJKfgdECWs Электронное приложение к учебнику |
14 | | Кто такие птицы? | 1 | https://youtu.be/7DbaCTZchh4 https://youtu.be/aUPYXhWhaxo Презентация |
15 | | Кто такие звери? | 1 | https://youtu.be/lTnzCbmOCbU Электронное приложение к учебнику |
16 | | Что такое зоопарк? | 1 | https://youtu.be/qF6Xia9w3JM Электронное приложение к учебнику |
17 | | Что окружает нас дома? | 1 | https://youtu.be/AZDGTvCTMV8 Электронное приложение к учебнику |
18 | | Что умеет компьютер? | 1 | https://youtu.be/qL9I13iYHiM Электронное приложение к учебнику |
19 | | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | https://youtu.be/n9HItD15ock Электронное приложение к учебнику |
20 | | На что похожа наша планета? Проект «Моя малая родина» | 1 | https://youtu.be/cJU5GSjvURg Электронное приложение к учебнику |
21 | | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 | https://youtu.be/r-8od2AqQRc https://youtu.be/EzD92by3N3U Электронное приложение к учебнику |
22 | | Как, откуда и куда? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | https://youtu.be/yKb1WSM1cMk https://youtu.be/utVa4qvMU4A Электронное приложение к учебнику |
23 | | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | https://youtu.be/2m7HCRyQ1ws Электронное приложение к учебнику |
24 | | Как путешествует письмо? | 1 | https://youtu.be/LWdEIWcjZdc https://youtu.be/OQpdS6uWCew Электронное приложение к учебнику |
25 | | Куда текут реки? | 1 | https://youtu.be/UmZxnjsNhyA Электронное приложение к учебнику |
26 | | Откуда берутся снег и лед? | 1 | https://youtu.be/G9fhalONE_I https://youtu.be/7R11rh8ntF4 Электронное приложение к учебнику |
27 | | Как живут растения? | 1 | https://youtu.be/qjJOrwoxG4c Электронное приложение к учебнику |
28 | | Как живут животные? | 1 | https://youtu.be/Dnrj1K-azDo Электронное приложение к учебнику |
29 | | Как зимой помочь птицам? | 1 | https://youtu.be/-77kB-jrYYM Электронное приложение к учебнику |
30 | | Откуда берутся шоколад, изюм и мёд | 1 | https://youtu.be/SZs_veKSrX0 Электронное приложение к учебнику |
31 | | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | https://youtu.be/1-fJ3WHMICw https://youtu.be/Oq1Ussn0MsU Электронное приложение к учебнику |
32 | | Откуда в снежках грязь? | 1 | https://youtu.be/fGlSzpgI_oM Электронное приложение к учебнику |
33 | | Где и когда? Когда учиться интересно? | 1 | https://youtu.be/0lBr5F7cCy0 Электронное приложение к учебнику |
34 | | Когда придёт суббота? | 1 | https://youtu.be/hEG7fWQhkBU Электронное приложение к учебнику |
35 | | Когда наступит лето? | 1 | https://youtu.be/PmTdEobuFbw Электронное приложение к учебнику |
36 | | Где живут белые медведи? | 1 | https://youtu.be/XBZVJUe73Cc Электронное приложение к учебнику |
37 | | Где живут слоны? | 1 | https://youtu.be/rIG0Cump08U Электронное приложение к учебнику |
38 | | Где зимуют птицы? | 1 | https://youtu.be/-TLIw4yX-RQ Электронное приложение к учебнику |
39 | | Когда жили динозавры? | 1 | https://youtu.be/NfiNbQ1kFCQ Электронное приложение к учебнику |
40 | | Когда появилась одежда? | 1 | https://youtu.be/sGAW4aiwjXI https://youtu.be/09jMHqMnKTg Электронное приложение к учебнику |
41 | | Когда изобрели велосипед? | 1 | https://youtu.be/09jMHqMnKTg Электронное приложение к учебнику |
42 | | Когда ты станем взрослыми? Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | https://youtu.be/DAO5AoQpgq4 Электронное приложение к учебнику |
43 | | Почему и зачем? Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью? | 1 | https://youtu.be/9uLHIn6g4FE Электронное приложение к учебнику |
44 | | Почему Луна бывает разной? | 1 | https://youtu.be/iqLH-Ujs87I Электронное приложение к учебнику |
45 | | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | https://youtu.be/KWSn9W8MCms Электронное приложение к учебнику |
46 | | Почему звенит звонок? | 1 | https://youtu.be/3LCeSLTmx50 Электронное приложение к учебнику |
47 | | Почему радуга разноцветная? | 1 | https://youtu.be/M5ydMWY-XfY Электронное приложение к учебнику |
48 | | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | https://youtu.be/9FrNr0n_a-Y https://youtu.be/ZfnKZnOEBnI Электронное приложение к учебнику |
49 | | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | https://youtu.be/-pIi4qb41Rs Электронное приложение к учебнику |
50 | | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | https://youtu.be/ajSdXH02iRk Электронное приложение к учебнику |
51 | | Почему их так назвали? | 1 | Электронное приложение к учебнику |
52 | | Зачем мы спим ночью? | 1 | https://youtu.be/N3O3L96oFBk Электронное приложение к учебнику |
53 | | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | https://youtu.be/B9rN6VElAC4 Электронное приложение к учебнику |
54 | | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | https://youtu.be/7_FadUbRTO4 Электронное приложение к учебнику |
55 | | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | https://youtu.be/BhuoOAOLkKY Электронное приложение к учебнику |
56 | | Зачем нужны автомобили? | 1 | https://ok.ru/video/3878274339150 Электронное приложение к учебнику |
57 | | Зачем нужны поезда? | 1 | https://youtu.be/OLCO8-w-eSw Электронное приложение к учебнику |
58 | | Зачем строят корабли? | 1 | https://youtu.be/ikyeAV9Ao-g Электронное приложение к учебнику |
59 | | Зачем строят самолеты? | 1 | https://youtu.be/ikyeAV9Ao-g Электронное приложение к учебнику |
60 | | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | https://ok.ru/video/2079843485105 Электронное приложение к учебнику |
61 | | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | https://youtu.be/XVr4uyWt1p0 Электронное приложение к учебнику |
62 | | Зачем люди осваивают космос? | 1 | https://youtu.be/i-44Gc81Z-g Электронное приложение к учебнику |
63 | | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | https://youtu.be/ArfcRu91inI Электронное приложение к учебнику |
64 | | Повторение. Экскурсия в Музей природы. | 1 | Электронное приложение к учебнику |
65 | | Как мы находим ответы на вопросы? | 1 | Электронное приложение к учебнику |
66 | | Повторение пройденного материала. | 1 | Электронное приложение к учебнику |