СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АБДРАХМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


«Рассмотрено»

на заседании МО начальных классов

______________________Ганиева М.Т.

Протокол № __ от __________20___ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ Ямалтдинова К.Х.

«_____» _______________20___ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Абдрахмановская СОШ»

_____________ Миннахметова А.А.

Приказ № _____ от «___» ____________20__г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (1 «А», 1 «Б» кл.)

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВА»




ФИО учителя

Категори

Класс

1

Янчурина Роза Флусовна


1 «А»

2

Гарифуллина Эльмира Камилевна


1 «Б»




Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №___

от «___» _______20___г.



с. Абдрахманово

2018-2019 учебный год


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

Результатами освоения программы «Окружающий мир» за 1 класс являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

  • Первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России и свою принадлежность к определённому этносу;

  • Умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

  • Ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины – России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);

  • Эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;

  • Целостное видение окружающего мира через постепенное практическое знакомство с формулой»окружающий мир – это природа, культура и человек», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город, страна);

  • Представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;

  • Представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, в городе, стране);

  • Положительное отношение к школе, учебной деятельности;

  • Представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира – ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и пр.;

  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;

  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

  • этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;

  • потребность сотрудничества во взрослым и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

  • освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дн

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

  • Выделять из темы урока известные знания и умения;

  • Планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что сказать потом);

  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

  • Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • Оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;

  • Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.

Познавательные.

Обучающиеся научатся:

  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и др.);

  • Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;

  • Понимать схемы учебника, передавая их содержание в словесной форме;

  • Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;

  • Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

  • Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

  • Устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

  • Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

  • Располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».

Коммуникативные.

Обучающиеся научаться:

  • Включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • Формулировать ответы на вопросы;

  • Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • Договариваться и приходить к общему решению;

  • Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • Употреблять в случае неправоты вежливые слова «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и пр.

  • Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и др.) по теме проекта.

Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  • Различать природу и культуру;

  • Различать живую и неживую природу;

  • Отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;

  • Различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;

  • Соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;

  • Называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и человек;

  • Распознавать и называть комнатные растения;

  • Ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;

  • Различать деревья, кустарники, травянистые растения;

  • Устанавливать связь живой и неживой природы, культуры и деятельности человека;

  • Называть наиболее распространённые растения своей местности;

  • Различать культурные и дикорастущие растения;

  • Различать хвойные и лиственные деревья;

  • Называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;

  • Называть фрукты, овощи, ягоды;

  • Отличать животных от растений;

  • Распознавать наиболее распространённые виды аквариумных рыбок;

  • Перечислять группы животных и их существенные признаки;

  • Различать домашних и диких животных;

  • Приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • Называть, сравнивать правила поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках и следовать им;

  • Приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края;

  • Ухаживать за домашними животными: собаками, кошками;

  • Называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;

  • Правильно обращаться с огнём, водой и электроприборами в доме;

  • Определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;

  • Правильно называть родной город; иметь первичные представления о его историческом прошлом;

  • Определять ближайшие родственные связи в семье;

  • Работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;

  • Находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе в творчестве народов своего края;

  • Перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;

  • Определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;

  • Понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как библиотеки музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;

  • Узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;

  • Определять достопримечательности Москвы и своего региона;

  • Определять некоторые особенности традиционной культуры своего края;

  • Находить место России на земном шаре.






























КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ


№ п/п

Тематическое планирование

Количество урока

Дата

Характеристика деятельности учащихся

По плану

Факт.



Мы и наш мир (10 ч)+ 1ч из резервного времени

1

Что такое окружающий мир.


1

4.09


Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления.

Ориентироваться в конструкции и системе навигации учеб­ника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для I класса. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня. определять в нём время ухода в школу и возвращения домой

2

Природа. (Экскурсия)


1

7.09


Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оцени­вать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке. Различать растения и животных.

Оформлять свои мысли в устной речи. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Различать природные объекты и искусственные предметы. Характеризовать условия необходимые для жизни растений и животных.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.


3

Неживая и живая природа.


1

11.09


Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям).

Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от вос­приятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в ри­сунке

4-5

Культура. (Экскурсия)


2

14.09

18.09


Различать объекты природы и культуры. Определять природ­ный материал, из которого сделаны предметы культуры. Различать предметы культуры и произведения культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мыслен­ной шкале «раньше — теперь, давно — недавно». Сравнивать древние и современные способы храпения и пе­редачи произведений культуры, находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатле­ние от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края

6

Природа в творчестве человека.


1

21.09


Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры.

Узнавать и устно описывать образы живой и неживой при­роды в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

Читать схему изготовления игрушки, изготавливать игрушку по схеме

7

Мы — люди.


1

25.09


Подбирать подходящие слова для определения привлекатель­ных черт в облике человека.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от вос­приятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Выяв­лять и перечислять их особенности

8-9

Как мы общаемся с миром.


2

28.09

2.10


Определять и называть органы чувств.

Подбирать подходящие слова для передачи ощущении, восп­ринятых собственными органами чувств.

Характеризовать ощущения от восприятия окружающего ми­ра персонажами картин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира.

Называть признаки, отличающие человека от других живых существ.

Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определятьсвоими словами самое главное в картинах, контролировать

собственную речь, сё четкость, правильность.

10

Люди — творцы культуры.


1

5.10


Определять своими словами красоту человеческого труда, ра­дость творчества и общения друг с другом. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оцени­вать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда

11

За страницами учебника «Мы и наш мир» (Экскурсия)

1

9.10


Путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы

12

Наш класс в школе.


1

12.10


Различать, определять и называть объекты природы и пред­меты культуры.

Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлеж­ности. Моделировать ситуацию обучения в старинной шко­ле, в том числе школе недавнего, XX века

13

Мы — дружный класс.


1

16.10


Характеризовать совместные и индивидуальные способы ра­боты на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. При­думывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока). Сравнивать эти фото­графии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлять предложения со словами «МЫ», «я», «дружный класс». Оценивать сло­жившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать по­сильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности

14

Учитель — наставник и друг.


1

19.10


Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуж­дать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать по­словицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель». Пересказывать рассказы родите­лей о своих учителях Характеризовать их облик по фотогра­фиям из семейного альбома

15

Природа в классе.


1

23.10


Рассуждать о целях выращивания комнатных растений.

Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде зна­комые комнатные растения и называть их. Сравнивать по­хожие по внешнему виду комнатные растения, находить от­личительные признаки.

Рисовать и (или) фотографировать комнатные растения сво­его класса.

Применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений школьного зимнего сала (вместе со взрослыми)

16

Как ухаживать за комнатными растениями.


1

26.10


Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, не­обходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями.

Называть средства ухода за комнатными растениями, осваи­вать приёмы их использования (в ходе практической работы)

17

Что растёт у школы. (Экскурсия)


1

30.10


Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их по­мощью высказывать предположения об отличительных приз­наках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуще­ствлять самопроверку.

Различать в природном окружении школы деревья, кустарни­ки, травянистые растения,

Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянис­тое растение.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от вос­приятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его

18

Мир за стеклянным берегом.


1

9.11


Рассуждать о целях создания аквариумов. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аква­риума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквари­умом, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы).Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток

Наблюдать за жизнью аквариума, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий.

Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы

19

Кто ещё у нас живёт?


1

13.11


Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Вы­являть условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку.

Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблю­дения в виде рисунков и (или) фотографий. Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы). Подбирать корм дня животных живо­го уголка

20

Какие бывают животные.


1

16.11


Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Под­бирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять само­проверку.

Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).

Рас­сказывать о животных разных групп по своим наблюдениям

21

Делу — время.


1

20.11


Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — вре­мя, потехе — час». Давать характеристику школьному распо­рядку занятии.

Обобщать знания о знакомых уже правилах организации уро­ка и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подби­рать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяс­нять их смысл. моделироватьситуацию безуспешной рабо­ты, корректировать её ход. Приводить примеры успешности работы на уроках русскою языка, математики, технологии, физкультуры и др.

22

Книга — наставник и друг.


1

23.11


Групповая работа: составлять текст с помощью самодель­ных литер из поролона или картофеля. Организовывать вы­ставку любимых книг, презентовать одноклассникам люби­мую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять глав­ные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг»

23

Потехе — час.


1


27.11


Обсуждать вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час». Объяснять необходимость соблюдения правил игровою поведения. Приводить примеры развивающих игр. в том чис­ле игр народов своего края. Участвовать в игре и контроли­ровать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые и фал и старшие члены семьи. Допол­нять выставку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек. Сравнивать и распо­лагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно»

24

За страницами учебника «Наш край»

1

3011


Участие в школьном осеннем спор­тивном празднике с программой народных детских игр родного края.



Наш дом и семья (14 ч.)

25

Мы в семье.


1

4.12


Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым ИЗ чле­нов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оцени­вать спомощью этих слов свои отношения в семье

26

Моя семья — часть моего народа.


1

7.12


Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. При­водить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в текс­те колыбельной. Иллюстрировать текст. Называть старин­ные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий.

27

Природа в доме.


1

11.12


Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий. Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним.

Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них. которые есть в доме.

28

Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество.


1

14.12


Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой при­роды.

Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, просле­живать по ним и объяснять путь воды, газа и электричест­ва в наш дом.

Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричест­ва в доме, предлагать и запоминать простейшие меры без­опасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании

29

Красивые камни в нашем доме.


1

18.12


Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от вос­приятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде).

Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме.

Соотносить изделия и природные камни, из которых они из­готовлены, осуществлять самопроверку.

Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы

30

Комнатные растения у нас дома.


1

21.12


Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде.

Узнавать комнатные растения по характерным признакам (например, размер, форма и окраска листьев), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными рас­тениями своего дома.


31

Выйдем в сад.


1

25.12


Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, клас­сифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять

самопроверку.

Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном ви­де фрукты, ягоды, овощи.

Соотносить плоды и растения, на которых они созревают. Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах. Рисовать фрукты и овощи своею сада, огорода

32

Овощи и фрукты на нашем столе.


1

11.01


Различать овощи и фрукты.

Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особен­но нравится (вкус, запах, цвет и т.д.). Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на кото­рых они созревают у себя на родине.

33

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.


1

15.01


Прослушивать и обсуждать рассказ В.И. Даля, раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, де­лать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем).

Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай. кофе.

Соотносить растения и получаемые из них продукты пита­ния.Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осу­ществлять самопроверку.

Фантазировать, придумывая и рисуя то, что можно испечь из теста.

34

Дикорастущие и культурные растения.


1

18.01


Конструировать определения понятий «дикорастущие расте­ния», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном.

Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появи­лись культурные растения.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растения на основе собственных наблюдений.

Классифицировать растения по известному признаку (дико­растущие — культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку

35

Собака в нашем доме.


1

22.01


Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком.

Описывать выставку собак по фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям.

Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисунках изученные породы. Приводить примеры порол собак (самостоятельно или с по­мощью атласа-определителя).

Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их

назначение.

Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой.

36

Кошка в нашем доме.


1

25.01


Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек в прошлом и теперь.

Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы.

Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их

назначение.

Рассказывать о своей кошке и уходе за ней. Составлять но фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки.

Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить егона страницах рабочей тетради

37

Дикие и домашние животные.


1

29.01


Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные. Классифицировать животных по известному признаку (дикие или домашние), осуществлять самопроверку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания.

Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними.

Знакомиться с разворотом «Мояколлекция» в учебнике; сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигурок. игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своей коллекции (если она есть) и своих игрушках в виде животных.

Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать

домашних животных своей семьи

38

С утра до вечера.


1

1.02


Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. С по­мощью условных знаков представлять o6icmдомашнего тру­да каждого члена семьи. Представлять способы самоконтро­ля за соблюдением домашнею распорядка дня. Обсуждать правила здорового образа жизни, обра­щения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими. Стремление самомуконтролировать свой распорядок дня; знать правила обращения с огнем, водой и электроприборами в доме.

39


За страницами учебника «Наш дом и семья»

1

5.02


Выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родослов­ное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семей­ные секреты вкусной и здоровой пищи»

40-41

Мы в городе, селе.

.

2

8.02

19.02


Определять значение слов «земляки», «горожане» путём срав­нения однокоренных с ними слов. Определять значение сло­ва «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; на­ходить в ЭТИХ словах общее и особенное. Сравнивать старин­ные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в юроде (селе). Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села)

42-43

Красота любимого города и родного села.


2

22.02

26.02


Различать названия городов (сёл), связанные с особенностя­ми окружающей природы либо с памятью о знаменитых со­отечественниках. Характеризовать облик города (села), назы­вать его достопримечательности, соотносить их с особеннос­тями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) дня выставки в классе

44

Природа в городе.


1

1.03


Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоциональ­но-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставляй, их с впечатлениями от наблюдений в своём городе. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты при­роды в городе, осуществлять самопроверку, соотносить по­лученную информацию с наблюдениями в своём городе. Рассказывать о природе своего города. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради

45

Что растёт в городе.


1

5.03


Знакомиться по материалам учебника с разнообразием расте­ний в юроде, классифицировать растения по известным признакам (деревья или кустарники).Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным признакам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради.

Приводить примеры деревьев и кустарников своего города. Определять деревья и кустарники своего города (2—3 пред­ставителя) с помощью атласа-определителя. Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя. Работать со взрослыми: участвовать в озеленении родного города, рисовать деревья или кустарники, посаженные собственными руками

46

Чудесные цветники.


1

8.03


Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от вос­приятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в го­роде.

Знакомиться по материалом учебника с растениями цветни­ка.

Рассказывать о цветниках своего города.

Организовывать соревнование «Кто запомнит больше расте­ний цветника».

Узнавать известные растения цветника на рисунке и в нату­ральном виде, осуществлять самопроверку. Выделять среди растений цветника re, которые особенно нра­вятся (любимые растения), отображать свои предпочтения в рисунке.

Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников, клумб, рисовать растения цветника, высаженные собственны­ми руками

47

В ботаническом саду.


1

12.03


Знакомиться по материалам учебника с разнообразием расте­ний ботанического сада.

Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботани­ческого сала.

Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку. Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаничес­ком саду.

Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботаничес­кий сад

48

Кто живёт в парке.


1

15.03


Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам (насекомые — птицы — звери), осуществлять са­мопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Предлагать способы помощи животным парка (устройство кормушек, домиков для птиц и т.д.).

Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения по форме рисунков, фотогра­фий, рассказов


49

В зоопарке.


1

19.03


Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам (обитают в нашей стране — живут в других уголках Земли), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопар­ке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. Рассказы­вать о зоопарке своего города.

Работать со взрослыми: наблюдать за животными зоопар­ка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной деть­ми форме

50

Войдём в музей! (Экскурсия)

.

1

22.03


С опорой на собственный опыт организовывать заочнуюэкс­курсию в музей, по материалам учебника проводить экскур­сию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях для мальчиков и для девочек. Выявлять характерные черты предметов в экс­позициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посе­тителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в чи­тальном зале со свободным доступом к книжным полкам

51

Мы помним наших земляков.


1

2.04


Рассказывать о старинных и современных жителях своего го­рода (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памят­ников, посвященных прославленным землякам и согражданах». Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!»

52

Все профессии важны.


1

5.04


Все профессии важны.

Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность тру­да хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая цен­ность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство, ; понимание важности профессии земледельца.

53

За страницами учебника «Город и село». (Экскурсия)


1

9.04


Экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями, представителями городских, сельских профессий



Родная страна (7 ч.)

54

Россия — наша Родина.


1

12.04


Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследо­вать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (се­ла, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесении с уже известными по учебнику горо­дами России Моделировать с помощью глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины

55

Москва — столица России.


1

16.04


Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуж­дать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старин­ных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить измене­ния. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл

56

Мы — семья народов России.


1

19.04


Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисун­кам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюла традиционной кухни народов России и ми­ра: удмуртские пельмени, украинские вареники, манты, татарские чебуреки и т.п. Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слу­шать и сравнивать плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать ключевые слова ДЛЯ выражения впечатления от неё. Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России качествах человека, находить общее и различное. Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организовывать выставку.

57

Природа России.


1

23.04


Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опи­раясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать

58

Охрана природы.


1

26.04


Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанав­ливать причинно-следственные связи между поведением лю­дей и состоянием природы.

Оценивать поступки человека по отношению к природе, рас­сказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать свое отношение к деятельности по охране природы.

59

Красная книга России.


1

30.04


Объяснять, что такое Красная книга.

Знакомиться по материалам учебника с растениями и живот­ными, занесёнными в Красную книгу России. Обсуждать причины сокращения численности и меры охра­ны растений и животных из Красной книги России. Выра­жать своё отношение к редким растениям и животным. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации.

Узнавать изученных представителей Красной книги на рисун­ках, соотносить изображения и названия. Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии

60

Заповедные тропинки. (Экскурсия)


1

3.05


Совершать воображаемую экскурсию в Приокско-террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, рабо­тающие в заповедниках.

Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему.

Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповед­ников.

Анализировать иллюстрации рабочей тетради, оценивать по­казанное на них поведение людей, формулировать правила поведения в заповедниках.

61

За страницами учебника «Родная страна»

1

7.05


Предвидеть опасность, стараться избегать её. Участвовать в тренировке по оказании первой помощи.

62

Взгляни на человека!


1

10.05


Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок, различать понятия: внешний облик -внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей их настроение ,желание ,мысли интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека ,его душевного состояния. Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников. Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице.

63

Всему свой черед


1

14.05


Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражения лица, жесты, поза) с признаками характерными для природы весной (утром),летом(в полдень),осенью(вечером),зимой (в ночные сумерки)

64

У каждого времени свой плод

Тест.

1

17.05


Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображен один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах

65

Я – часть мира


1

21.05


Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу)

66

За страницами учебника «Человек и окружающий мир»

1

24.05


Посещение драматического театра и (или) кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма о человеческих судьбах. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющие динамику внешнего облика и внутреннего мира человека в течение его жизни