МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Муниципальное образование городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края
МБОУ СОШ ГО ЗАТО Сибирский Алтайского края
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________Л.А. Кулябина Протокол № ___ от «___» августа 2023г. | СОГЛАСОВАНО Педагогический совет Протокол № ___ от «___» августа 2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ ГО ЗАТО Сибирский Алтайского края ________Г.Ф.Провоторова Приказ № __ от «___» августа 2023г. |
Рабочая программа
(ID 147288)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1-4 классов
4 класс
2023-2024 учебный год
Составитель: Морозова Т.Ю.
учитель начальных классов,
Демина А.В.
учитель начальных классов,
Сахарова И.В.
учитель начальных классов,
Жукова Л.В.,
учитель начальных классов,
ЗАТО Сибирский 2023
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Человек и общество (33ч)
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа (24ч)
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности (5ч)
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1. Человек и общество |
1.1 | Наша родина - Российская Федерация | 10 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
1.2 | История Отечества. «Лента времени» и историческая карта | 17 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
1.3 | Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
Итого по разделу | 33 | |
Раздел 2. Человек и природа |
2.1 | Методы познания окружающей природы. Солнечная система | 5 | | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
2.2 | Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие | 9 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
2.3 | Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
2.4 | Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
Итого по разделу | 24 | |
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности |
3.1 | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
3.2 | Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
Итого по разделу | 5 | |
Резервное время | 6 | 4 | | |
Общее количество часов по программе | 68 | 4 | 2 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2023- 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политико-административная карта России | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea https://m.edsoo.ru/f841d188 |
2 | Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребенка | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 |
3 | Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 |
4 | Родной край. Знаменитые люди родного края | 1 | | | |
5 | Наша малая Родина: главный город | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841e664 |
6 | Города России. Древние города России. Страницы истории | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841e4c0 |
7 | Города России. Города-герои. Страницы истории | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841e876 |
8 | Праздник в жизни общества и человека | 1 | | | |
9 | Государственные праздники России | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50 |
10 | Праздники и памятные даты своего региона | 1 | | | |
11 | Историческое время. Что такое «лента времени»? | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418bb0 |
12 | Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 |
13 | Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841a082 https://m.edsoo.ru/f841a262 https://m.edsoo.ru/f8419894 |
14 | Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 |
15 | Образование и культура в Московском государстве | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 |
16 | Страницы истории Российской империи. Пётр 1 | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 |
17 | Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419e7a |
18 | Образование в Российской империи | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa |
19 | Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b694 |
20 | «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века | 1 | | | |
21 | Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b89c |
22 | Страницы истории России ХХ века | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841bf72 https://m.edsoo.ru/f841c12a https://m.edsoo.ru/f841c56c |
23 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось… | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 |
24 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения | 1 | | | |
25 | Все для фронта – все для победы | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 |
26 | Взятие Берлина. Парад Победы | 1 | | | |
27 | Мы живём в Российской Федерации | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841cd14 |
28 | Человек - творец культурных ценностей | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841cf94 |
29 | Труд и быт людей в разные исторические времена | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ae1a |
30 | Всемирное культурное наследие России | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a |
31 | Всемирное культурное наследие | 1 | | | |
32 | Охрана историко-культурного наследия | 1 | | | |
33 | Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d516 |
34 | Резервный урок. Летописи и летописцы. Роль монастырей в развитии образования народа | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841a62c |
35 | Резервный урок. Культура Московского государства. Творчество скоморохов и гусляров, первые «потешные хоромы», первый театр | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841a82a |
36 | Резервный урок. Проверочная работа по теме "История Отечества" | 1 | 1 | | |
37 | Как человек изучает окружающую природу? | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c |
38 | Солнце - звезда | 1 | | | |
39 | Планеты Солнечной системы Луна – спутник Земли | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca |
40 | Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) | 1 | | 1 | |
41 | Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времен года | 1 | | 1 | |
42 | Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841668a |
43 | Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841668a |
44 | Формы земной поверхности (на примере родного края) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416806 |
45 | Водоемы Земли, их разнообразие. Естественные водоемы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоемов в России. | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 |
46 | Искусственные водоемы: водохранилища, пруды (общая характеристика) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 |
47 | Река как водный поток | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc |
48 | Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae |
49 | Водоемы и реки родного края | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417382 |
50 | Использование рек и водоемов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоемов | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 |
51 | Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417918 https://m.edsoo.ru/f8417b34 |
52 | Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e |
53 | Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 |
54 | Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84183b8 https://m.edsoo.ru/f84181ce |
55 | Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418778 https://m.edsoo.ru/f84185ac |
56 | Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841546a |
57 | Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c |
58 | Экологические проблемы взаимодействия человека и природы | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 |
59 | Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84152c6 |
60 | Знакомство с Международной Красной книгой | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 |
61 | Резервный урок. Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы" | 1 | 1 | | |
62 | Резервный урок. Проверочная работа по теме "Природные зоны" | 1 | 1 | | |
63 | О вредных для здоровья привычках | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 |
64 | Планирование маршрутов с учетом транспортной инфраструктуры населенного пункта | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 |
65 | Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах | 1 | | | |
66 | Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 |
67 | Правила цифровой грамотности при использовании Интернет | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 |
68 | Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе | 1 | 1 | | |
Общее количество часов по программе | 68 | 4 | 2 | |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Дата | Форма изменений (объединение тем, коррекция за счет резервного времени и т.д.) | Причина изменений (б/л учителя, отмена занятий по приказу и т.д.) |
урока, которыйтребуетизменений | урока, которыйсодержитизменения |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |
| | | |
Изменения разрешены. Приказ №_____ от «___»__________20__г. |