СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена для обучающихся 3 класса. УМК Планета знаний

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пешковская средняя общеобразовательная школа

Азовского района






«Утверждаю»

Директор МБОУ

Пешковская СОШ

Приказ от 31.08.20г № Д140

_______ Малик Т. П.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По окружающему миру

Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 2 «А» класс

Количество часов: 64

Учитель: Карпенко Татьяна Ивановна

Категория: высшая категория

Срок реализации: 2020-2021 учебный год




















Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ) ;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель  Москва 2012. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

  • Авторская программа  курса «Окружающий мир» 1-4 классы Г.Г. Ивченкова; И.В. Потапов. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва:  2013.)

  • Основная образовательная программа НОО МБОУ Пешковская СОШ Азовского района;

  • Учебный план МБОУ Пешковская СОШ Азовского района на 2020-2021 уч. год.

Главная цель предмета – формирование представлений о природе, человеке, обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой. Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Программа курса предусматривает большие возможности для развития наблюдательности, развитие информационной грамотности.

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребёнка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;

  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);

  • формирование основ экологической культуры;

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».

В соответствии с базисным образовательным планом окружающий мир изучается с I по IV класс.

Количество часов в неделю по программе 2

Количество часов в неделю по учебному плану 2

Количество часов в год с учетом календарного плана-графика и расписания занятий на 2020-2021 учебный год: 64 ч.

Объём и сроки изучения.

1четверть – 15ч 2 четверть – 15ч 3 четверть – 19ч 4 четверть – 15ч

Содержание учебного курса

N п/п

Название раздела

Характеристика

1.

Как люди познают мир

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе. Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком. Искусство как способ познания мира

2.

Мы живём на планете Земля

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система. Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна. Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос. Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

3.

Природа вокруг нас

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека. В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня. Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса. Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе

4.

Люди вокруг нас

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе. Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи. Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе. Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму

5.

Практические работы:

Как ученые изучают мир.

Тренируй свою наблюдательность.

Измерение температуры.

Что такое глобус.

Почему день сменяет ночь.

Свет. Театр теней.


6.

Экскурсии:

Осенние изменения в природе.

Зимние изменения в природе.

Весенние изменения в природе

7.

Проектная деятельность:

а) Знание сила. б) Мы живём в космосе. в) Жизнь леса.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные.

У учащихся будут сформированы:

  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

  • понимание значения взаимопомощи в семье;

  • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;

  • могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;

  • понимание ценности семейных отношений;

  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

Предметные.

  • Учащиеся должны знать:

  • о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

  • строение и назначение термометра;

  • назначение справочной литературы;

  • названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;

  • название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);

  • Луна - спутник Земли;

  • глобус - модель Земли;

  • названия материков и океанов;

  • об источниках звука;

  • о вреде шума;

  • правила безопасного обращения с электроприборами;

  • о значении камня в жизни человека;

  • условия жизни растений и животных;

  • характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небо­склоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);

  • о значении совместного труда в обществе;

  • о значении бюджета;

  • правила поведения в общественных местах.

Метапредметные.

  • Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры приборов и инструментов;

  • пользоваться термометром;

  • различать тела природы и изделия;

  • приводить примеры тел и веществ;

  • приводить примеры источников энергии;

  • приводить примеры растений суши и водоемов (3-4 примера);

  • приводить примеры животных суши и водоемов (3—4 примера);

  • различать времена года по характерным признакам;

  • правильно вести себя дома, на улице, в гостях.

Критерии оценивания

«5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логич­ность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному мате­риалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота рас­крытия вопроса.

«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений,


Особенности оценивания по окружающему миру. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценок

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристи­ки понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех слу­чаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе - рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы: неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

-преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

-неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

-отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

-неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

-неточности при нахождении объекта на карте.

Виды контроля

Видами контроля являются текущий, тематический и итоговый

Текущий контроль осуществляется учителями в ходе изучения каждой темы. При этом диагностируется усвоения учеником лишь отдельных элементов учебной программы. Учитывая, что полноценное усвоение знаний и умений нельзя обеспечить в течение одного урока, текущий контроль учебной деятельностью учащихся на каждом уроке сейчас считается необязательным, хотя и может осуществляться по желанию учителя или с учетом особенностей учебного предмет.

Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы Его целью является диагностирование качества усвоения учащимися учебного материала по отдельной теме, установления соответствия уровня программным требованием.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года. Его назначение - диагностирование интегрированного результата учебной деятельности учащихся в соответствии с поставленными задачами на данном этапе задач обучения.

Методы контроля

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя:

  • ежедневное наблюдение

  • устный опрос

  • письменный контроль знаний и умений

  • практическая проверка

  • графическая проверка

  • тестовый контроль

Ежедневное наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся на занятиях, позволяет учителю составить представление о том, как ученики воспринимают и осмысливают учебный материал, в какой степени проявляют самостоятельность, сообразительность, творчество и т.д.

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный, зачет) заключается в постановке перед школьниками вопросов по содержанию изученного материала и оценке полноты, логичности и обоснованности и их ответов

Письменный контроль знаний и умений осуществляется с помощью письменных работ (доклад и сообщение, самостоятельная и контрольная работа). Позволяет выявить умение последовательно излагать материал, выражать свои мысли на письме.

Графическая проверка в форме составления таблиц, схем, построения диаграмм, графиков, работы с контурной картой (графическая работа, таблица), обнаруживает умение учащихся систематизировать, классифицировать изученный материал, способствует развитию их абстрактного мышления.

Практическая проверка (практическая работа, проект) дает возможность проверить умения учащихся применять полученные знания на практике.

Тестовый контроль (тест) осуществляется с помощью набора стандартизированных заданий, которые дают возможность за сравнительно короткое время проверить усвоение учебного материала всеми учащимися, измерить объем и уровень конкретных знаний, умений и навыков.

Формы контроля

В зависимости от специфики организации контроля за учебной деятельностью учащихся используются такие формы контроля:

  • фронтальная,

  • групповая,

  • индивидуальная,

  • комбинированная,

  • самоконтроль,

  • взаимоконтроль

При фронтальной форме организации учитель ставит вопрос ко всему классу с целью привлечения его к обсуждению. Данная форма позволяет удачно сочетать проверку знаний с повторением и закреплением материала.

Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда проверяются итоги учебной работы или ход ее выполнения частью, группой учащихся класса.

Индивидуальный контроль применяется для детального ознакомления учителя с уровнем знаний отдельных учащихся.

Комбинированная форма контроля объединяет индивидуальный контроль с фронтальным и групповым.

Самоконтроль помогает ученику самостоятельно разобраться в том, как он овладел знаниями, проверить правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценить практическое значение результатов проведенных опытов, выполненных упражнений, задач.

Взаимный контроль включает контроль и оценку со стороны других учеников, оценки самим учеником высказываний и результатов деятельности других учеников.

Промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация проводится в форме выставления годовой отметки на основе результатов четвертных, полугодовых отметок.

В случае возникновения спорной ситуации:

а) при чередовании оценок оценка выставляется в пользу ученика (5,4,5,4 или 3,4,3,4),

б) при чередовании типа 5,5,4,4 и при чередовании оценок 4,4,3,3 годовая оценка выставляется с учётом оценок полученных в 3 и 4 четверти и 2 полугодии, т.к. повторение и обобщение материала, проводимое в это время, объективнее отражает уровень ЗУНов у учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

К-во час

Сроки прохождения

Аттестация

1

Как люди познают мир

16 ч

03.09-26.10

Пр.р.-26.10

2

Мы живём на планете Земля

15 ч

29.10-24.12

Пр.р.-25.12

3

Природа вокруг нас

21 ч

28.12-01.04

Пр.р.- 15.03

4

Человек в обществе

14 ч

05.04-25.05

Пр.р.- 23.04 Пр.р.- 17.05

Календарно - тематическое планирование

Тема

План

Факт.

1

О науке.

04.09


2

Науки бывают разные.

07.09


3

Ученые России.

14.09


4

Человек-изобретатель.

18.09


5

Как ученые изучают мир. Практическая работа.

21.09


6

Умей видеть. Экскурсия в парк.

25.09


7

Тренируй свою наблюдательность. Практическая работа.

28.09


8

Приборы и инструменты.

02.10


9

Измерение температуры. Практическая работа.

05.10


10

Измерение времени.

09.10


11

Экскурсия по теме: «Осенние изменения в природе».

12.10


12

Справочники, словари, энциклопедии.

16.10


13

Знаки и символы.

19.10


14

Об искусстве.

23.10


15

Проверочная работа по теме: «Как люди познают мир».

26.10


16

Работа над ошибками. Проекты по теме: «Знание сила».

09.11


17

Что такое космос. Звезды и созвездия. Падающие «звезды».

13.11


18

Солнечная система.

16.11


19

Голубая планета Земля.

20.11


20

Как устроена Земля.

23.11


21

Спутник Земли – Луна.

27.11


22

Исследование космоса.

30.11


23

Что такое глобус. Практическая работа.

04.12


24

Почему день сменяет ночь. Практическая работа.

07.12


25

Как изучали земной шар.

11.12


26

Знаменитые путешественники.

14.12


27

Исследования глубин морей и океанов.

18.12


28

Экскурсия по теме: «Зимние изменения в природе».

21.12


29

Проверочная работа по теме: «Мы живём на планете Земля».

25.12


30

Работа над ошибками. Проекты по теме: «Мы живём в космосе».

28.12


31

Зимние изменения в живой и неживой природе.

11.01



Природа вокруг нас

15.01-05.04

32

Тела и вещества.

15.01


33

Что такое вещество.

18.01


34

Об энергии.

22.01


35

От костра до котла.

25.01


36

Свет. Театр теней. Практическая работа.

29.01


37

Зеркала. Зеркальное отражение.

01.02


38

0 цвете. Цвета радуги.

05.02


39

О звуке. Шум вредит здоровью.

08.02


40

О музыке и музыкантах.

12.02


41

В мире камня.

15.02


42

В мире живой природы. На опушке.

19.02


43

В мире живой природы. Бабочки и жуки.

22.02


44

В мире живой природы. В берёзовой роще.

26.02


45

В мире живой природы. В низине.

01.03


46

В мире живой природы. В ельнике. Лиственница.

05.03


47

В мире живой природы. У лесного озера. Лягушка.

12.03


48

Проверочная работа по теме: «Природа вокруг нас»

15.03


49

Работа над ошибками. В мире живой природы. В сосновом лесу

19.03


50

В мире живой природы. Берегите лес!

29.03


51

Проекты по теме: «Жизнь леса».

02.04


52

Экскурсия по теме: «Весенние изменения в природе».

05.04



Человек в обществе

09.04-24.05

53

Человек в обществе.

09.04


54

Жизнь в первобытном обществе.

12.04


55

Труд в жизни человека.

16.04


56

Семья. Семейные ценности.

19.04

57

Итоговая проверочная работа.

23.04


58

Бюджет семьи. О деньгах.

26.04


59

Что такое бюджет.

30.04


60

Будем вежливы. Правила этикета.

07.05


61

О друзьях – товарищах.

14.05


62

Проверочная работа по теме: «Люди вокруг нас».

17.05


63

Работа над ошибками. Проекты по теме: «Наши питомцы».

21.05

64

Живая и неживая природа летом. Скоро лето!

24.05




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Пешковской СОШ ____________Петренчук Е. И.

от 28.08.2020 года № 1 подпись Ф.И.О.

_________ Карпенко Т. И. _____ ____________ 2020 года

подпись руководителя МО Ф.И.О. дата


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!