Пояснительная записка
Характеристика класса на начало учебного года
Рабочая программа по окружающему миру составлена с учетом среднего уровня класса, выявленного по итогам педагогической
диагностики.
Методические особенности преподавания: с учётом результатов итоговой контрольной работы и среднего уровня обученности класса, наличия обучающихся с разным развитием мыслительных процессов предусматриваются групповые, парные и индивидуальные формы, выполнение коллективного проекта; использование ИКТ для тестовых работ; выполнение практической части программы планируется в организации экскурсий ( 10 за год), практических работ ( 10 за год),наблюдений, опытов.
Контроль осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями в формах проверочных работ ( 4 за год), контрольных работ (4 за год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
характеризовать условия жизни на Земле;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха);
различать растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
объяснять отличия грибов от растений;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
составлять описательный рассказ о животном;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох
называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
проводить несложные опыты по размножению растений;
проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.7
Содержание учебного предмета.
Человек и природа
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Человек и общество
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации посредством соблюдения. Правил поведения обучающихся.
Введение понятия «диалог»: установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности .
Тематическое планирование
№ | Название раздела (темы) | Количество часов |
1 | Введение | 1ч |
2 | Земля — наш общий дом | 7 ч. |
3 | Человек изучает Землю | 4 ч |
4 | Царства природы | 26 ч |
5 | Наша Родина: от Руси до России | 11ч. |
6 | Как люди жили в старину | 12ч. |
7 | Как трудились в старину | 7ч. |
| Итого | 68 ч. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс 21 век
№ урока | Содержание разделов, темы | Кол-во часов | Формы контроля | Дата план. | Дата факт. | Примечание |
1 | Введение. Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Счёт лет в истории Всё живое на Земле существует в пространстве. В каждый момент человек находится в рамках какого-то пространства. Всё живое на Земле существует во времени. Время настоящее, прошедшее, будущее. | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 03.09 | 03.09 | |
2 | Земля – наш общий дом. Природные тела и природные явления. Солнце — тело неживой природы Опыт: смена сезонов, дня и ночи | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 07.09 | 07.09 | |
3 | Земля – наш общий дом. Земля - планета Солнечной системы Горизонт. На Земле живёт огромное число организмов. | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 09.09 | 09.09 | |
4 | Земля – наш общий дом. Условия жизни на Земле Солнце – источник тепла. Опыт: распространение тепла от его источника | | Практическая работа | 14.09 | 14.09 | |
5 | Земля – наш общий дом. Условия жизни на Земле Солнце – источник света. Опыт: роль света в жизни растений | | Практическая работа | 16.09 | 16.09 | |
6 | Земля – наш общий дом. Условия жизни на Земле. Значение воды для жизни на Земле. Опыт: роль воды в жизни растений Экскурсия на водоем | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 21.09 | 21.09 | |
7 | Земля – наш общий дом. Условия жизни на Земле. Значение воздуха для жизни на Земле. Опыт: свойства воздуха | | Текущий | 23.09 | 23.09 | |
8 | Контрольная работа «Земля - наш общий дом» | | Контрольная работа | 16.10 | 16.10 | |
9 | Человек изучает Землю. Способы познания окружающего мира: литература искусство, творчество. Методы познания мира: наблюдения. Изображение Земли с помощью модели - глобуса | | Практическая работа. | 27.09 | 27.09 | |
10 | Человек изучает Землю. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. С.р. | | практическая работа. | 30.09 | 30.09 | |
11 | Человек изучает Землю. Карта России. Способы ориентирования в окружающем мире. Знакомство с компасом. Пр.р: работа с компасом и картой | | Пр.р: работа с компасом и картой | 04.10 | 04.10 | |
12 | Человек изучает Землю. Проверочная работа по теме: «Географическая карта. План.» | | Проверочная работа | 09.10 | 09.10 | |
13 | Царства природы. Бактерии Грибы. Отличие грибов от растений Особенности жизни бактерий, места их обитания. Грибы отличаются от растений: не имеют зелёной окраски, не создают сами питательных веществ, а поглощают их из окружающего мира. | | текущий | 11.10 | 11.10 | |
14 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Царства природы. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 18.10 | 18.10 | |
15 | Царства природы. Места обитания растений. Растения культурные и дикорастущие | | Текущий | 23.10 | 23.10 | |
16 | Царства природы. Значение растений для жизни на Земле | | Текущий | 25.10 | 25.10 | |
17 2 ч. | Царства природы. Ядовитые растения: внешний вид, опасные свойства различных органов. | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 08.11 | 09.11 | |
18 | Царства природы. Разнообразие растений на Земле. Классификация растений. | | Текущий | 12.11 | 11.11 | |
19 | Царства природы. Разнообразие растений на Земле. Хвойные и цветковые растения | | Текущий | 15.11 | 16.11 | |
20 | Царства природы. Растение - живой организм. Наземные и подземные органы. Стебель - часть побега. Значение листьев. Опыт: Содержат ли влагу листья | | Практическая работа | 20.11 | 18.11 | |
21 | Царства природы. Растение - живой организм. Простые и сложные листья. Цветки одиночные и соцветия. Плод-орган размножения Пр.р:работа с гербарием | | Пр.р:работа с гербарием | 22.11 | 23.11 | |
22 | Царства природы. Размножение растений Опыт: выращивание растений Царства природы. Вегетативные способы размножения растений | | Текущий | 27.11 | 25.11 | |
23 | Царства природы. Способы распространения растений. Тест | | Текущий | 29.11 | 30.11 | |
24 | Проверочная работа по теме: «Человек изучает Землю» | | Проверочная работа | 06.12 | 02.12 | |
25 | Царства природы. Культурные растения в жизни человека. Земледелие. | | Текущий | 04.12 | 07.12 | |
26 | Царства природы. Злаковые растения в жизни человека Творческий проект «Растения в моём доме» или «Пословицы и поговорки о хлебе». | | Текущий | 11.12 | 09.12 | |
27 | Царства природы. Растения. Красная книга России. Растения Ярославской области, занесеннные в Красную книгу. Творческая работа: рассказ об одном из растений Красной книги. Творческое задание: Растения оранжевых страниц Красной книги нашей местности; или составить памятку «Правила поведения на природе». | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 13.12 | 14.12 | |
28 | Итоговая контрольная работа за 2 четверть | | Контрольная работа | 18.12 | 16.12 | |
29 | Работа над ошибками.Царства природы. Разнообразие животных на Земле: классы животных, одноклеточные и многоклеточные животные, позвоночные, беспозвоночные Анализ контрольной работы. | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 20.12 | 21.12 | |
30 | Царства природы. Роль животных в природе. Цепи питания. Животные связаны - звенья одной цепи. | | Текущий | 25.12 | 23.12 | |
31 | Царства природы. Животные – живые существа (организмы) Ориентировка животных в окружающем мире: органы чувств животного. Питание. Движение | | Текущий | 27.12 | 28.12 | |
32 | Царства природы. Животные – живые существа (организмы). Размножение животного. Приспособление к окружающей среде. | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 10.01 | 3 четверть 11.01 | |
33 | Царства природы. Беспозвоночные животные. Особенности существования | | Текущий | 15.01 | 13.01 | |
34 | Царства природы. Беспозвоночные животные. Разнообразие насекомых | | Текущий | 17.01 | 18.01 | |
35 | Царства природы. Позвоночные животные. Особенности жизни рыб, земноводных и пресмыкающихся | | Текущий | 21.01 | 20.01 | |
36 | Царства природы. Позвоночные животные. Особенности жизни птиц и зверей. | | Текущий | 24.01 | 25.01 | |
37 | Царства природы. Природные сообщества: особенности, цепи питания. Приручение и одомашнивание животных. Охрана животных. Заповедники. Красная книга. творческая работа по составлению цепей питания. Создание творческого проекта «Луг», «Сад», «Поле», «Водоём» (по выбору) | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 29.01 | 27.01 | |
38 | Проверочная работа по теме «Животные» | | | 31.01 | 01.02 | |
39 | Работа над ошибками. Наша Родина: от Руси до России. Как люди узнают о прошлом. Методы изучения: раскопки, предметы быта, монеты | | текущий | 05.02 | 03.02 | |
40 | Наша Родина: от Руси до России. Восточнославянские племена. Пр.р: работа с картой | | Пр.р: работа с картой | 07.02 | 08.02 | |
41 | Наша Родина: от Руси до России. Возникновение Древнерусского государства. Столица, города. Творческая работа: составление рассказа-описания по иллюстрации. | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 12.02 | 10.02 | |
42 | Наша Родина: от Руси до России. Первые русские князья Игорь и Ольга | | Текущий | 14.02 | 15.02 | |
43 | Наша Родина: от Руси до России. Первые русские князья Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах | | Текущий | 19.02 | 17.02 | |
44 | Наша Родина: от Руси до России. Образование Московской Руси. Земли, присоединённые к Москве | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 21.02 | 22.02 | |
45 | Наша Родина: от Руси до России. Первый русский царь - Иван IV Грозный. Творческая работа: составление рассказа-описания по репродукции картины. | | Текущий | 25.02 | 24.02 | |
46 | Наша Родина: от Руси до России. Образование Российской империи Первый император - Пётр I Великий-реформатор. Создание русского флота и строительство Санкт-Петербурга. | | Текущий | 28.02 | 01.03 | |
47 | Наша Родина: от Руси до России. Екатерина II Великая - российская императрица. Последний российский император Николай II Характер Николая II, особенности его правления. Отречение от престола. | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 04.03 | 03.03 | |
48 | Наша Родина: от Руси до России. Советская Россия. СССР. Основы устройства современной России. | | Текущий | 06.03 | 15.03 | |
49 | Итоговая контрольная работа за 3 четверть | | Контрольная работа | 11.03 | 10.03 | |
50 | Как люди жили в старину. История происхождения имён, отчеств и фамилий | | Текущий | 13.03 | 17.03 | |
51 | Как люди жили в старину. Какими людьми были славяне. Особенности внешнего вида славянина Исследовательская работа по заданиям учебника: «Что обозначают слова «пядь», «вершок»; объяснение значения выражения: «Нам чужой земли не нужно ни пяди, но и своей вершка не отдадим» | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 18.03 | 22.03 | |
52 | Как люди жили в старину. Основные качества славянина: трудолюбие, защита государства, доброжелательность, взаимопомощь и гостеприимство. Исследовательская работа по заданиям учебника: «Что обозначают слова «пядь», «вершок» | | Текущий | 20.03 | 24.03 | |
53 | Как люди жили в старину. Какие предметы окружали людей в старину Творческая работа «Составление рассказа по серии рисунков | | Текущий | 08.04 | 05.04 | |
54 | Как люди жили в старину. Особенности крестьянской избы. Первые каменные постройки | | Текущий | 10.04 | 07.04 | |
55 | Как люди жили в старину. Особенности одежды славян: одежда детей, женщин, мужчин | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 15.04 | 12.04 | |
56 | Как люди жили в старину. Особенности одежды славян: головные уборы и обувь. | | Текущий | 17.04 | 14.04 | |
57 | Как люди жили в старину. Особенности одежды славян разных сословий и разных исторических периодов. | | Текущий | 17.04 праздники | 19.04 | |
58 | Как люди жили в старину. Русская трапеза. Особенности трапезы в городе и в сельской местности Хлеб да вода — крестьянская еда. Богатый дом — обильная еда. Крестьянская трапеза в разные сезоны | | Текущий | 22.04 | 21.04 | |
59 | Как люди жили в старину. Верования языческой Руси . Главные боги древних славян. Творческая работа «Портрет Водяного». Экскурсия в краеведческий музей. | | Текущий, фронтальный | 24.04 | 26.04 | |
60 | Как люди жили в старину. Народные праздники: Масленица, Ивана Купала. Принятие христианства на Руси. Христианские праздники. | | Текущий | 24.04 | 26.04 | |
61 | Проверочная работа «Как люди жили в старину» | | Проверочная работа | | 28.04 | |
62 | Как трудились в старину. Возникновение земледелия. Труд в крестьянском хозяйстве, участие мужчин, женщин, детей | | Текущий, фронтальный | 29.04 | 05.05 | |
63 | Как трудились в старину. Сельскохозяйственные орудия. Крепостное право | | Текущий, фронтальный | 06.05 | 05.05 | |
64 | Как трудились в старину. Что такое ремесло и кого называют ремесленником. Развитие ремёсел в России. Особенности труда ремесленника. | | Текущий, фронтальный | 08.05 | 17.05 | |
65 | Как трудились в старину. Ремёсла в России XVII – XVIII веков: башмачное, скорняжное, ювелирное, строительное, гончарное, обработка металла, обработка дерева, обработка льна, обработка шерсти, производство продуктов питания. Презентация «Ремёсла в России XVII – XVIII веков». Творческий проект «Ремёсла России». | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 13.05 15.05 | 17.05 | |
66 | Итоговая контрольная работа | | Контрольная работа | 20.05 | 12.05 | |
67 | Работа над ошибками. Как трудились в старину. Значение развития промышленности. Развитие мануфактур, заводов и фабрик в России. Что создалось трудом рабочего Наличие полезных ископаемых — условие работы промышленных | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 20.05 | 19.05 | |
68 | Как трудились в старину. Первая железная дорога в России. Значение железных дорог для развития страны. Открытия, которые совершил человек в XIX – XX веках Создание автомобиля, парохода, самолета | | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | 22.05 | 19.05 | |
Цифровые образовательные ресурсы |
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-ti-14.html |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-solnechnaya-sistema-solncezvezda-klass-2930360.html https://www.youtube.com/watch?v=-bzhJPoLud0 |
https://naurok.com.ua/prezentaciya-solnce---zvezda-centralnoe-telo-solnechnoy-sistemy-189174.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-solnce-zvezda-umk-nachalnaya-shkola-i-veka-klass-3232067.htmlhttps://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-zemlyaplaneta-solnechnoy-sistemi-2001730.html https://www.youtube.com/watch?v=zzTcX2aBsww |
https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/112126-prezentaciya-solnce-istochnik-tepla-i-sveta.html https://www.youtube.com/watch?time_continue=21&v=gPesrbXVoXI&feature=emb_logo |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-voda-i-eyo-svoystva-klass-1493332.html https://www.youtube.com/watch?v=XcRwqtNAtmk&t=95s |
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-voda-i-ee-znachenie-v-zhizni-chelove.html https://ppt-online.org/226104 |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-vozduh-ego-svoystva-znachenie-i-ohrana-vozduha-klass-1355555.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-pochva-sreda-zhizni-organizmov-sostav-pochvy-4695933.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-po-teme-chelovek-poznayot-mir-kak-izobrazhayut-zemlyu-globus-i-geograficheskaya-karta-klass-2139937.html https://www.youtube.com/watch?v=IvBSKMSgEMI&t=72s |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-orientirovanie-na-mestnostikompas-3655985.html |
https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/148512-test-usloviya-zhizni-na-zemle-solnce-istochnik-tepla-i-sveta-3-klass.html |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-bakterii-klass-2004758.html |
|
https://infourok.ru/material.html?mid=54716 |
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-na-tiemu-raznoobraziie-mira-rastienii-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka https://www.youtube.com/watch?time_continue=73&v=9hLh5crszrg&feature=emb_logo |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-obzh-na-temu-yadovitie-rasteniya-klass-1200850.html |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-mnogoobrazie-rasteniy-vodoroslimhi-paporotniki-hvoynie-i-cvetkovie-rasteniya-klass-2694941.html |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-rasteniya-zhivoy-organizm-klass-1463530.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschiy-mir-na-temuskolko-let-zhivut-rasteniya-perspektivnaya-nachalnaya-shkola-klass-3232259.html |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/11/17/rasteniya-zhivye-sushchestva-organizmy |
https://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciey-klass-razmnozhenie-i-razvitie-rasteniy-3927730.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-krasnaya-kniga-rossii-klass-2038180.html https://multiurok.ru/index.php/files/priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-dl.html |
|
https://infourok.ru/proverochnie-raboti-po-okruzhayuschemu-miru-umk-nachalnaya-shkola-i-veka-klass-2053477.html |
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-pozvonochnye-zhivotnye.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschego-mira-na-temu-raznoobrazie-nasekomih-pauki-klass-3587898.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-kak-zhivut-zhivotnie-klass-2381259.html |
https://infourok.ru/test-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-raznoobrazie-zhivotnih-klass-2269604.html https://www.youtube.com/watch?v=M1j2a5q04h4&t=202s |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/10/16/prezentatsiya-po-okruzhayushchemu-miru-kak https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-prirodovedeniya-na-temu-ohrana-zhivotnih-zapovedniki-i-zakazniki-klass-shkola-dlya-obuchayuschihsya-s-ovz-2382553.html |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-prirodnie-soobschestva-710459.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-kak-obrazovalos-gosudarstvo-rus-umk-nachalnaya-shkola-i-veka-klass-3497693.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-po-temeobrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva-pervie-russkie-knyazya-klass-3504982.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-kak-moskva-stala-stolicey-ivan-iv-grozniy-936514.html |
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-petr-i-velikii-okruzhaiushchii-mir-3.html https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-iekatierina-vielikaia https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayushego-mira-3-klass-nachalnaya-shkola-21-veka-na-temu-poslednij-rossijskij-imperator-nikolaj-ii-4167553.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-sovetskaya-rossiya-klass-umk-nachalnaya-shkola-vek-1633784.html |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/12/13/prezentatsiya-gosudarstvennye-simvoly-rossiyskoy |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-iz-istorii-imen-umk-nachalnaya-shkola-i-veka-klass-3612373.html |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-kakimi-bili-zhilischa-umk-nachalnaya-shkola-i-veka-klass-3628655.html |
https://myslide.ru/presentation/predmety-byta-i-utvar-v-krestyanskom-zhilishhe https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/08/05/urok-igra-krestyanskoe-zhilishche-i-utvar |
|
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/11/10/prezentatsiya-na-temu-russkaya-narodnaya-odezhda https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_okruzhayuschemu_miru_odezhda_drevnej_rusi_3_klass-12052 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-bitovie-predmeti-slavyan-klass-3750814.html https://multiurok.ru/files/russkaia-vyshivka-istoriia-vyshivki-ieie-motivy-tsviet-i-iegho-znachieniie.html |
|
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_okruzhayuschemu_miru_russkaya_trapeza-30467 |
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschego-mira-verovaniya-yazicheskoy-rusi-579676.html |
|
https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/40586-prezentaciya-prinyatie-hristianstva-na-rusi-3-klass.html https://www.youtube.com/watch?time_continue=583&v=Lc5CzUBbMfw&feature=emb_logo |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-tyazheliy-trud-krepostnih-klass-nachalnaya-shkola-vek-555788.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-kak-trudilis-krestyanskie-deti-umk-nachalnaya-shkola-i-veka-klass-3684116.html |
https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-po-teme-otmena-krepostnogo-prava-652956.html https://www.youtube.com/watch?v=rW7t7Tzt-Ow |
https://infourok.ru/prezentaciya-kakie-byli-remesla-na-rusi-4492617.html |
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-okruzhayuschemu-miru-russkie-oruzheyniki-1420221.html |
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia_k_uroku_okruzhaiushchiegho_mira_po_tiemie_zavody_i_fabriki_trud_ |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2021/03/28/velikiy-novgorod https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-doshkolnikov-na-temu-istoriya-zarozhdeniya-gosudarstva-rossiyskogo-1818893.html |
https://infourok.ru/prezentaciya_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu_poleznye_iskopaemye_3_klass-381722.htm |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/02/13/prezentatsiya-istoriya-vozniknoveniya-deneg |
https://www.youtube.com/watch?time_continue=31&v=h1a-ZhwKrps&feature=emb_logo https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-k-uroku-o-pervih-zheleznih-dorogah-klass-nachalnaya-shkola-veka-1939893.html |
https://infourok.ru/den-nauki-velikie-otkrytiya-20-veka-4330943.html https://lusana.ru/presentation/22427 |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-pervie-avtomobili-3665754.html https://infourok.ru/urok-prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-kak-chelovek-nauchilsya-letat-4470859.html |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/09/07/prezentatsiya-k-uroku-osvoenie-kosmosa https://www.youtube.com/watch?v=lfeI0plE2T8&feature=emb_logo |
http://www.myshared.ru/slide/430845/ |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-3-klass-na-temu-povtorenie-projdennogo-za-god-4337754.html https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=8HHs7Dc6GJo&feature=emb_logo |
31