Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 5
с углубленным изучением отдельных предметов
«Утверждаю»
Директор МБОУ Наро-Фоминской
сош № 5 СУИОП
_______________Т.А. Подгорная
Приказ №____от «___»_______2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
3Акласс
(базовый уровень)
Составитель: учитель начальных классов
Абрамова Марина Евгеньевна
г. Наро-Фоминск
2018 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности ;
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающийся научится:
классифицировать объекты природы;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей;
различать внешность человека и его внутренний мир;
обнаруживать взаимосвязи в природе ,между природой и человеком и изображать их с помощью моделей;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха.воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать растения и животных;
обнаруживать взаимосвязи между живой и не живой природой, взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах;
различать дорожные знаки разных групп следовать их указаниям;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
раскрывать роль экономики в жизни;
осознавать значение природных богатств и необходимость бережного отношения к ним;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
находить на карте страны соседей России и их столицы;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
определять место человека в окружающем мире ;
осознавать необходимость ответственного отношения к природе;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечки газа;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
понимать , что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
ценить уважительные , добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные способы поиска информации о человеке и обществе.
Содержание учебного предмета
Учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков, Москва, Просвещение, 2016 г.
Как устроен мир. Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании. Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье. Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность. Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика. Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Путешествие по городам и странам. Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Как устроен мир(6ч) |
1 | Что такое природа? | 04.09 | |
2 | Многообразие природы. Экскурсия . | 07.09 | |
3 | Человек | 11.09 | |
4 | Общество | 14.09 | |
5 | Мир глазами эколога | 18.09 | |
6 | Природа в опасности. Проверь себя. | 21.09 | |
Эта удивительная природа(22 ч) |
7 | Тела, вещества, частицы | 25.09 | |
8 | Разнообразие веществ | 28.09 | |
9 | Воздух и его охрана | 02.10 | |
10 | Вода. Свойства воды | 05.10 | |
11 | Превращения и круговорот воды в природе | 16.10 | |
12 | Берегите воду | 19.10 | |
13 | Как разрушаются камни | 23.10 | |
14 | Что такое почва | 26.10 | |
15 | Образование и разрушение почвы | 30.10 | |
16 | Разнообразие растений | 02.11 | |
17 | Солнце, растения и мы с вами | 06.11 | |
18 | Размножение и развитие растений | 09.11 | |
19 | Размножение и развитие растений | 13.11 | |
20 | Охрана растений | 16.11 | |
21 | Кто что ест | 27.11 | |
22 | Невидимая сеть и невидимая пирамида | 30.11 | |
23 | Размножение и развитие животных | 04.12 | |
24 | Размножение и развитие животных | 07.12 | |
25 | Охрана животных | 11.12 | |
26 | В царстве грибов | 14.12 | |
27 | Грибы съедобные и несъедобные | 18.12 | |
28 | Великий круговорот жизни .Проверь себя. | 21.12 | |
Мы и наше здоровье (8 ч) |
29 | Организм человека | 25.12 | |
30 | Как человек воспринимает окружающий мир | 28.12 | |
31 | Надежная защита организма | 11.01 | |
32 | Опора тела и движение | 15.01 | |
33 | Наше питание. Органы пищеварения | 18.01 | |
34 | О дыхании, о движении крови | 22.01 | |
35 | Это зависит от тебя | 25.01 | |
36 | Здоровый образ жизни. Проверь себя. | 29.01 | |
Наша безопасность(6 ч) |
37 | Огонь, вода и газ | 01.02 | |
38 | Чтобы путь был счастливым | 05.02 | |
39 | Дорожные знаки | 08.02 | |
40 | Опасные места | 12.02 | |
41 | О молниях, змеях, собаках и прочем | 15.02 | |
42 | Экологическая безопасность. Проверь себя. | 26.02 | |
Чему учит экономика(11ч) |
43 | Для чего нужна экономика | 01.03 | |
44 | Три «кита» экономики | 05.03 | |
45 | Три «кита» экономики | | |
46 | Полезные ископаемые | 12.03 | |
47 | Растениеводство. | 15.03 | |
48 | Животноводство. | 19.03 | |
49 | Какая бывает промышленность | 22.03 | |
50 | Что такое деньги | 26.03 | |
51 | Государственный бюджет | 29.03 | |
52 | Семейный бюджет | 02.04 | |
53 | Экономика и экология. Проверь себя. | 05.04 | |
Путешествие по городам и странам(15 ч) |
54 | Золотое кольцо России | 16.04 | |
55 | Золотое кольцо России | 19.04 | |
56 | Наши ближайшие соседи | 23.04 | |
57 | Наши ближайшие соседи | 26.04 | |
58 | На севере Европы | 30.04 | |
59 | Что такое Бенилюкс? | 03.05 | |
60 | В центре Европы | 07.05 | |
61 | Путешествие по Франции | 10.05 | |
62 | Путешествие по Великобритании | 14.05 | |
63 | На юге Европы | 17.05 | |
64 | По знаменитым местам мира | 21.05 | |
65 | По знаменитым местам мира | 24.05 | |
66 | По знаменитым местам мира | 28.05 | |
67 | По знаменитым местам мира. Проверь себя. | 31.05 | |
68 | Обобщающий урок. | | |
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол №____ от «____»_________________20____г.
Руководитель ШМО ___________/Абрамова М.Е./
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________/Осипова Т.В./
«____»_________________2018г.