СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями стандарта 2 поколения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»

  1. Планируемые результаты


  Программа обеспечивает достижения учащимися 3 класса определённых личностных, метапредметных и предметных результатов

        Личностные результаты

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат

        Метапредметные результаты

-формирование умения планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-формирование умения понимать причину успеха и неуспеха

-готовность слушать собеседника и вести диалог

-овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

        Предметные результаты

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за свою страну

-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности

-освоение доступных способов изучения природы и общества

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

    Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты

Предметные результаты

Обучающийся научится:

находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

находить на карте страны — соседи России и их столицы;

определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

находить на карте страны — соседи России и их столицы;

определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

классифицировать объекты живой природы

пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

вырабатывать правильную осанку;

выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

раскрывать роль экономики в нашей жизни;

осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;

различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

понимать, как ведётся хозяйство семьи;

обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Метапредметные результаты
Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

планировать свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по различным признакам;

осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

II.Содержание тем учебного курса


Как устроен мир (6 ч)

В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

          Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Поговорим об истории ( 1 ч.)

Кто, как и когда пост роил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые грузовик, трамвай. Троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД. Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.

  1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Пешеходные переходы ( 2 ч.)

Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Поребрик. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару. Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Дорога с двусторонним и односторонним движением, правила перехода.. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на них.

  1. Нерегулируемые перекрестки ( 2 ч.)

Что такое перекресток. Движение ТС на перекрестке. Поворот ТС. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

  1. Регулируемые перекрестки. Светофор ( 2 ч.)

Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.

  1. Поездка в автобусе, троллейбусе, трамвае. ( 2 ч.)

Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение наостановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

  1. Дорожные знаки ( 1 ч.)

Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

  1. Где можно и где нельзя играть ( 1 ч.)

Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.


Календарно-тематическое планирование по

«Окружающему миру», 3 В класс, А.А. Плешаков

( 68 ч. в год, 2 ч. в неделю)

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

Планируемые результаты

I четверть ( 18 ч.)

Как устроен мир (7 ч.)





1

Природа. Ценность природы для людей

Знакомство с разнообразием природы,

учатся устанавливать связи между живой и неживой природой

Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп
Классифицировать объекты природы

03.09

Знать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе

2

Человек

Учатся отличать человека от других живых объектов природы

04.09

Знать в чем отличие человека от животного как существа разумного.

3

Наши проекты:»Богатства, отданные людям»

Дать представление о людях, наделенных богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим.  ПДД – Поговорим об истории

10.09

подготовить проект

4

Общество

Дать представление об обществе

11.09

Знать что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям.

5

Что такое экология

Дать представление о науке экологии, научаться анализировать, делать выводы

17.09

Умение оценивать возможные последствия поступков. Знать о взаимосвязях живых систем и неживой природы, знать отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы.

6

Природа в опасности!

Охрана природы

Знакомство с влиянием человека на природу, отвечать на вопросы, доказывать, делать выводы. Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

18.09

Умение вести наблюдения в природе. Умение оценивать возможные последствия поступков.

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа

Систематизировать знания по разделу, учатся работать в группах, делать выводы, оценивать свои знания

24.09

Умение работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

Эта удивительная природа (19 ч.)





8

Тела, вещества, частицы

Учить различать тела, вещества, частицы

25.09

Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия.

9

Разнообразие веществ

Учатся различать вещества, проводить опыты, наблюдения

01.10

Умение классифицировать, обобщать. Знать о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем и из чего они произошли.

10

Воздух и его охрана

Учатся исследовать свойства воздуха, делать выводы

02.10

Умение вести наблюдения. Знать состав и физические свойства воздуха, значение воздуха для человека растений, животных.

11

Вода

Исследовать свойства воды, делать выводы

ПДД – Дорога, ее элементы. Правила поведения на дороге

08.10

Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать что такое круговорот воды в природе.

12

Превращение и круговорот воды

Учатся моделировать круговорот воды, проводить наблюдения и делать выводы

09.10

Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать что такое круговорот воды в природе.

13

Берегите воду!

Знакомство со значением воды.

Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

15.10

Умение работать с алгоритмом. Знать причины загрязнения водоемов, уметь пропагандировать охрану водоемов.

14

Что такое почва

Знакомство с почвой и её исследование. Распознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.. в почве.

16.10

Умение делиться личным опытом. Знать что такое почва, ее состав, происхождение. Знать о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека

15

Разнообразие растений

Учатся классифицировать растения

22.10

Умение работать в парах. Знать разнообразие растений, их характерные особенности.

16

Солнце, растения и мы с вами

Учатся находить взаимосвязь между живой и неживой природой

23.10

Знать о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле. Умение вести наблюдения. Умение описывать объекты, сравнивать их

17

Размножение и развитие растений

Учатся находить взаимосвязь в живой природе. Распознавать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»

ПДД -  Пешеходные переходы

29.10

Знать особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление о размножении и развитии растений из семян. Умение вести наблюдения. Умение описывать объекты, сравнивать их. Умение работать с учебным текстом

18

Охрана растений

 Учатся формулировать правила друзей природы

30.10

Умение классифицировать, обобщать. Знать в каких условиях благоприятно прорастание семян, уметь бережно относиться к растениям.

II четверть ( 14 ч.)





19

Разнообразие животных

Учатся классифицировать животных

12.11

Умение классифицировать, обобщать. Познакомиться с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам.

20

Кто что ест

Учатся моделировать цепи питания

13.11

Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Умение работать с дополнительной литературой. Умение делиться личным опытом.

21

Наши проекты «Разнообразие родного края»

Систематизировать знания о природе родного края.

ПДД – Нерегулируемые перекрестки

19.11

Иметь представление о сетях питания и об экологической пирамиде. Бережно относиться к природе.

Умение слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы

22

Размножение и развитие животных

Обнаружить взаимосвязи в живой природе

ПДД – Нерегулируемые перекрестки

20.11.

Познакомиться с размножением и развитием животных, уметь сравнивать.

Умение слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы

23

Охрана животных

Учатся формулировать правила друзей природы. Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди.

26.11

Знать, какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле.

24

Царство грибов

Знакомство с жизнью грибов

Распознавать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Выполнять правила сбора грибов.
ПДД – Регулируемые перекрестки

27.11

Знать особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать с правила сбора грибов.Умение работать в группах

25

Великий круговорот жизни

Учатся объяснять участие животного в круговороте веществ. Распознавать основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними.

03.12

Познакомиться с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, знать движение энергии в круговороте веществ в природе. Умение рассуждать, делать выводы.

26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа

Систематизировать знания по разделу, учатся работать в группах, делать выводы, оценивать свои знания

04.12

Умение работать самостоятельно

Мы и наше здоровье ( 10ч)





27

Организм человека

Научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой

10.12

Иметь понятие о системе органов человека, знать о взаимосогласованности и ритмичности в работе всех органов человека.

28

Органы чувств

Знакомство с органами чувств человека.

11.12

Знать основные органы чувств, правила гиены органов чувств. Умение работать в парах

29

Надёжная защита организма

Знакомство с работой кожи, учатся делать выводы, оказывать первую помощь при мелких повреждениях кожи

ПДД - Светофор

17.12

Иметь представление о коже как покровном органе; уметь ухаживать за кожей. Умение наблюдать, работать в парах

30

Опора тела и движения

Познакомятся с работой опорно-двигательной системой, научаться держать правильную осанку, анализировать, делать выводы

18.12

Знать строение и значение опорно-двигательной системы. Умение анализировать, делать выводы.

31

Наше питание

Знакомство с системой пищеварения, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы.

Практическая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах»

24.12

Знать о пищеварительной системе человека. Умение анализировать, делать выводы.

32

Наши проекты «Школа кулинаров»

Систематизировать знания о разнообразии питательных веществ

25.12

Знать строение пищеварительной системы.
Выступать с подготовленными сообщениями.
Обсуждать и оценивать свои достижения

III  четверть ( 20 ч.)





33

Дыхание и кровообращение

Познакомить с дыхательной и кровеносной системой человека

14.01

Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. Умение делиться опытом личной жизни.

34

Умей предупреждать болезни

Познакомить с закаливанием организма, учить предупреждать болезни

15.01

Уметь применять элементы закаливания

35

Здоровый образ жизни

Познакомить со здоровым образом жизни. Тест по теме.

21.01

Применять главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа

Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме.

22.01

Знать и применять правила сохранения здоровья

Наша безопасность ( 8 ч.)





37

Огонь, вода и газ

Познакомить с разными опасностями, которые могут подстерегать в квартире и на улице

ПДД – Поездка в автобусе, троллейбусе.

28.01

Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

38

Чтобы путь был счастливым

Познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. . ПДД – Поездка в трамвае

29.01

Умение ориентироваться на дорогах

39

Дорожные знаки

Знакомство с дорожными знаками. ПДД – Дорожные знаки. Тест по теме «Дорожные знаки». Тест по теме «Дорожные знаки»

04.02

Умение ориентироваться на дорогах

40

Наши проекты «Кто нас защищает»

Знакомство со службами, которые защищают и спасают людей

05.02

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны и МЧС, интервьюировать ветеранов ВОВ, сотрудников полиции, пожарной охраны, оформлять собранные материалы в виде альбомов, газет

41

Опасные места

Познакомить с опасными местами для человека.

11.02

Узнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

42

Природа и наша безопасность

Познакомить с опасными природными явлениями

12.02

Соблюдать правила безопасности при общении с природой.

43

Экологическая безопасность

Познакомить с экологической безопасностью.

Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды»

18.02

Выполнять правила личной экологической безопасности.

44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа

Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме

19.02

Знать и применять правила собственной безопасности

Чему учит экономика ( 12 ч.)





45

Для чего нужна экономика

Объяснить роль экономики в нашей жизни

25.02

Умение делать вывод, обобщать полученные на уроке и экскурсии знания

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики

Познакомить с факторами, составляющими основу экономики

26.02

Применять основные составляющие экономики.

47

Полезные ископаемые

Знакомство с разнообразием полезных ископаемых

04.03

Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

48

Растениеводство

Знакомство с растениеводством как отраслью сельского хозяйства

05.03.

Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения.

49

Животноводство

Знакомство с животноводством как отраслью сельского хозяйства

11.03

Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных.

50

Какая бывает промышленность

Знакомство с промышленностью как отраслью экономики

12.03

Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

51

Наши проекты  Экономика родного края»

Знакомство с экономикой родного края

18.03

Уметь собирать информацию об экономике своего края, оформлять собранные материалы в фотовыставки, альбомы, стенгазеты. Уметь составлять книгу-справочник «Экономика родного края»

52

Что такое деньги

Познакомить с ролью денег в экономике

19.03

Умение работать с дополнительными источниками.

Определять роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты.

IV четверть ( 16 ч.)





53

Государственный бюджет

Познакомить с государственным бюджетом.

ПДД – Где можно и где нельзя играть

01.04

Уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

54

Семейный бюджет

Научаться объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается

02.04

Знать основы семейного бюджета, планировать свой бюджет

55

Экономика и экология

Научатся устанавливать связи между экономикой и экологией.

08.04

Уметь составлять простейшие экологические прогнозы

56

Обобщение знаний по теме »Чему учит экономика». Проверочная работа

Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме.

09.04

Умение работать самостоятельно в заданном темпе.

Путешествие по городам и странам ( 12 ч.)





57-59

Золотое кольцо России

Учатся находить на карте города Золотого кольца, учатся бережному отношению к памятникам культуры

15.04, 16 04

22.04

Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте.

Умение работать с дополнительной литературой

60

Наши проекты: »Музей путешествий»

Учатся находить на карте города и приводить примеры их достопримечательностей

23.04

Учатся собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), составлять этикетки ( где, кем и когда собран материал), оформлять экспозицию музея

61

Наши ближайшие соседи

Учатся находить на карте страны и их столицы.

29.04

Умение сравнивать, работать с глобусом, картой, распознавать государства – ближайшие соседи России, показывать их на карте

62

На севере Европы

Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира

30.04

Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте.

63

Что такое Бенилюкс

Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира

06.05

Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте.

64

В центре Европы

Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира.

.

07.05

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

65

По Франции и Великобритании

Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира

13.05

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

66

На юге Европы

Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира

14.05

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

67

По знаменитым местам мира

Учатся ценить памятники истории и культуры и  бережному отношению к ним. ПДД - зачет

20.05

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа

Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме

21.05

Уметь подводить итоги курса. Знать материал, изученный за год. Уметь анализировать, систематизировать, делать выводы.

Итого:68 часов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!