Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижения учащимися 3 класса определённых личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат
Метапредметные результаты
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
-формирование умения понимать причину успеха и неуспеха
-готовность слушать собеседника и вести диалог
-овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Предметные результаты
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за свою страну
-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности
-освоение доступных способов изучения природы и общества
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
II.Содержание тем учебного курса
Как устроен мир (6 ч)
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
СОДЕРЖАНИЕ
Поговорим об истории ( 1 ч.)
Кто, как и когда пост роил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые грузовик, трамвай. Троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД. Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Пешеходные переходы ( 2 ч.)
Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Поребрик. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару. Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Дорога с двусторонним и односторонним движением, правила перехода.. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на них.
Нерегулируемые перекрестки ( 2 ч.)
Что такое перекресток. Движение ТС на перекрестке. Поворот ТС. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.
Регулируемые перекрестки. Светофор ( 2 ч.)
Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.
Поездка в автобусе, троллейбусе, трамвае. ( 2 ч.)
Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение наостановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Дорожные знаки ( 1 ч.)
Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».
Где можно и где нельзя играть ( 1 ч.)
Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.
Календарно-тематическое планирование по
«Окружающему миру», 3 В класс, А.А. Плешаков
( 68 ч. в год, 2 ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата | Планируемые результаты |
I четверть ( 18 ч.) Как устроен мир (7 ч.) | | | | |
1 | Природа. Ценность природы для людей | Знакомство с разнообразием природы, учатся устанавливать связи между живой и неживой природой Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп Классифицировать объекты природы | 03.09 | Знать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе |
2 | Человек | Учатся отличать человека от других живых объектов природы | 04.09 | Знать в чем отличие человека от животного как существа разумного. |
3 | Наши проекты:»Богатства, отданные людям» | Дать представление о людях, наделенных богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим. ПДД – Поговорим об истории | 10.09 | подготовить проект |
4 | Общество | Дать представление об обществе | 11.09 | Знать что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям. |
5 | Что такое экология | Дать представление о науке экологии, научаться анализировать, делать выводы | 17.09 | Умение оценивать возможные последствия поступков. Знать о взаимосвязях живых систем и неживой природы, знать отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы. |
6 | Природа в опасности! Охрана природы | Знакомство с влиянием человека на природу, отвечать на вопросы, доказывать, делать выводы. Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | 18.09 | Умение вести наблюдения в природе. Умение оценивать возможные последствия поступков. |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа | Систематизировать знания по разделу, учатся работать в группах, делать выводы, оценивать свои знания | 24.09 | Умение работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике. |
Эта удивительная природа (19 ч.) | | | | |
8 | Тела, вещества, частицы | Учить различать тела, вещества, частицы | 25.09 | Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия. |
9 | Разнообразие веществ | Учатся различать вещества, проводить опыты, наблюдения | 01.10 | Умение классифицировать, обобщать. Знать о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем и из чего они произошли. |
10 | Воздух и его охрана | Учатся исследовать свойства воздуха, делать выводы | 02.10 | Умение вести наблюдения. Знать состав и физические свойства воздуха, значение воздуха для человека растений, животных. |
11 | Вода | Исследовать свойства воды, делать выводы ПДД – Дорога, ее элементы. Правила поведения на дороге | 08.10 | Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать что такое круговорот воды в природе. |
12 | Превращение и круговорот воды | Учатся моделировать круговорот воды, проводить наблюдения и делать выводы | 09.10 | Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать что такое круговорот воды в природе. |
13 | Берегите воду! | Знакомство со значением воды. Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | 15.10 | Умение работать с алгоритмом. Знать причины загрязнения водоемов, уметь пропагандировать охрану водоемов. |
14 | Что такое почва | Знакомство с почвой и её исследование. Распознавать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.. в почве. | 16.10 | Умение делиться личным опытом. Знать что такое почва, ее состав, происхождение. Знать о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека |
15 | Разнообразие растений | Учатся классифицировать растения | 22.10 | Умение работать в парах. Знать разнообразие растений, их характерные особенности. |
16 | Солнце, растения и мы с вами | Учатся находить взаимосвязь между живой и неживой природой | 23.10 | Знать о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле. Умение вести наблюдения. Умение описывать объекты, сравнивать их |
17 | Размножение и развитие растений | Учатся находить взаимосвязь в живой природе. Распознавать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» ПДД - Пешеходные переходы | 29.10 | Знать особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление о размножении и развитии растений из семян. Умение вести наблюдения. Умение описывать объекты, сравнивать их. Умение работать с учебным текстом |
18 | Охрана растений | Учатся формулировать правила друзей природы | 30.10 | Умение классифицировать, обобщать. Знать в каких условиях благоприятно прорастание семян, уметь бережно относиться к растениям. |
II четверть ( 14 ч.) | | | | |
19 | Разнообразие животных | Учатся классифицировать животных | 12.11 | Умение классифицировать, обобщать. Познакомиться с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам. |
20 | Кто что ест | Учатся моделировать цепи питания | 13.11 | Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Умение работать с дополнительной литературой. Умение делиться личным опытом. |
21 | Наши проекты «Разнообразие родного края» | Систематизировать знания о природе родного края. ПДД – Нерегулируемые перекрестки | 19.11 | Иметь представление о сетях питания и об экологической пирамиде. Бережно относиться к природе. Умение слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы |
22 | Размножение и развитие животных | Обнаружить взаимосвязи в живой природе ПДД – Нерегулируемые перекрестки | 20.11. | Познакомиться с размножением и развитием животных, уметь сравнивать. Умение слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы |
23 | Охрана животных | Учатся формулировать правила друзей природы. Определять причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди. | 26.11 | Знать, какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле. |
24 | Царство грибов | Знакомство с жизнью грибов Распознавать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Выполнять правила сбора грибов. ПДД – Регулируемые перекрестки | 27.11 | Знать особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать с правила сбора грибов.Умение работать в группах |
25 | Великий круговорот жизни | Учатся объяснять участие животного в круговороте веществ. Распознавать основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними. | 03.12 | Познакомиться с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, знать движение энергии в круговороте веществ в природе. Умение рассуждать, делать выводы. |
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа | Систематизировать знания по разделу, учатся работать в группах, делать выводы, оценивать свои знания | 04.12 | Умение работать самостоятельно |
Мы и наше здоровье ( 10ч) | | | | |
27 | Организм человека | Научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой | 10.12 | Иметь понятие о системе органов человека, знать о взаимосогласованности и ритмичности в работе всех органов человека. |
28 | Органы чувств | Знакомство с органами чувств человека. | 11.12 | Знать основные органы чувств, правила гиены органов чувств. Умение работать в парах |
29 | Надёжная защита организма | Знакомство с работой кожи, учатся делать выводы, оказывать первую помощь при мелких повреждениях кожи ПДД - Светофор | 17.12 | Иметь представление о коже как покровном органе; уметь ухаживать за кожей. Умение наблюдать, работать в парах |
30 | Опора тела и движения | Познакомятся с работой опорно-двигательной системой, научаться держать правильную осанку, анализировать, делать выводы | 18.12 | Знать строение и значение опорно-двигательной системы. Умение анализировать, делать выводы. |
31 | Наше питание | Знакомство с системой пищеварения, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы. Практическая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах» | 24.12 | Знать о пищеварительной системе человека. Умение анализировать, делать выводы. |
32 | Наши проекты «Школа кулинаров» | Систематизировать знания о разнообразии питательных веществ | 25.12 | Знать строение пищеварительной системы. Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать и оценивать свои достижения |
III четверть ( 20 ч.) | | | | |
33 | Дыхание и кровообращение | Познакомить с дыхательной и кровеносной системой человека | 14.01 | Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. Умение делиться опытом личной жизни. |
34 | Умей предупреждать болезни | Познакомить с закаливанием организма, учить предупреждать болезни | 15.01 | Уметь применять элементы закаливания |
35 | Здоровый образ жизни | Познакомить со здоровым образом жизни. Тест по теме. | 21.01 | Применять главные правила здорового образа жизни, выполнять их. |
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа | Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме. | 22.01 | Знать и применять правила сохранения здоровья |
Наша безопасность ( 8 ч.) | | | | |
37 | Огонь, вода и газ | Познакомить с разными опасностями, которые могут подстерегать в квартире и на улице ПДД – Поездка в автобусе, троллейбусе. | 28.01 | Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. |
38 | Чтобы путь был счастливым | Познакомить с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. . ПДД – Поездка в трамвае | 29.01 | Умение ориентироваться на дорогах |
39 | Дорожные знаки | Знакомство с дорожными знаками. ПДД – Дорожные знаки. Тест по теме «Дорожные знаки». Тест по теме «Дорожные знаки» | 04.02 | Умение ориентироваться на дорогах |
40 | Наши проекты «Кто нас защищает» | Знакомство со службами, которые защищают и спасают людей | 05.02 | Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны и МЧС, интервьюировать ветеранов ВОВ, сотрудников полиции, пожарной охраны, оформлять собранные материалы в виде альбомов, газет |
41 | Опасные места | Познакомить с опасными местами для человека. | 11.02 | Узнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. |
42 | Природа и наша безопасность | Познакомить с опасными природными явлениями | 12.02 | Соблюдать правила безопасности при общении с природой. |
43 | Экологическая безопасность | Познакомить с экологической безопасностью. Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды» | 18.02 | Выполнять правила личной экологической безопасности. |
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа | Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме | 19.02 | Знать и применять правила собственной безопасности |
Чему учит экономика ( 12 ч.) | | | | |
45 | Для чего нужна экономика | Объяснить роль экономики в нашей жизни | 25.02 | Умение делать вывод, обобщать полученные на уроке и экскурсии знания |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | Познакомить с факторами, составляющими основу экономики | 26.02 | Применять основные составляющие экономики. |
47 | Полезные ископаемые | Знакомство с разнообразием полезных ископаемых | 04.03 | Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. |
48 | Растениеводство | Знакомство с растениеводством как отраслью сельского хозяйства | 05.03. | Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения. |
49 | Животноводство | Знакомство с животноводством как отраслью сельского хозяйства | 11.03 | Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных. |
50 | Какая бывает промышленность | Знакомство с промышленностью как отраслью экономики | 12.03 | Различать продукцию каждой отрасли промышленности. |
51 | Наши проекты Экономика родного края» | Знакомство с экономикой родного края | 18.03 | Уметь собирать информацию об экономике своего края, оформлять собранные материалы в фотовыставки, альбомы, стенгазеты. Уметь составлять книгу-справочник «Экономика родного края» |
52 | Что такое деньги | Познакомить с ролью денег в экономике | 19.03 | Умение работать с дополнительными источниками. Определять роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты. |
IV четверть ( 16 ч.) | | | | |
53 | Государственный бюджет | Познакомить с государственным бюджетом. ПДД – Где можно и где нельзя играть | 01.04 | Уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. |
54 | Семейный бюджет | Научаться объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается | 02.04 | Знать основы семейного бюджета, планировать свой бюджет |
55 | Экономика и экология | Научатся устанавливать связи между экономикой и экологией. | 08.04 | Уметь составлять простейшие экологические прогнозы |
56 | Обобщение знаний по теме »Чему учит экономика». Проверочная работа | Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме. | 09.04 | Умение работать самостоятельно в заданном темпе. |
Путешествие по городам и странам ( 12 ч.) | | | | |
57-59 | Золотое кольцо России | Учатся находить на карте города Золотого кольца, учатся бережному отношению к памятникам культуры | 15.04, 16 04 22.04 | Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте. Умение работать с дополнительной литературой |
60 | Наши проекты: »Музей путешествий» | Учатся находить на карте города и приводить примеры их достопримечательностей | 23.04 | Учатся собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), составлять этикетки ( где, кем и когда собран материал), оформлять экспозицию музея |
61 | Наши ближайшие соседи | Учатся находить на карте страны и их столицы. | 29.04 | Умение сравнивать, работать с глобусом, картой, распознавать государства – ближайшие соседи России, показывать их на карте |
62 | На севере Европы | Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира | 30.04 | Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте. |
63 | Что такое Бенилюкс | Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира | 06.05 | Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте. |
64 | В центре Европы | Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира. . | 07.05 | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. |
65 | По Франции и Великобритании | Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира | 13.05 | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. |
66 | На юге Европы | Учатся рассказывать о стране по политической и физической картам мира | 14.05 | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. |
67 | По знаменитым местам мира | Учатся ценить памятники истории и культуры и бережному отношению к ним. ПДД - зачет | 20.05 | Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте. |
68 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме | 21.05 | Уметь подводить итоги курса. Знать материал, изученный за год. Уметь анализировать, систематизировать, делать выводы. |
Итого:68 часов