СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для работы в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»

АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ»

УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН

hуралсалай талаар хороон

Муниципальна автономито юрэнхи hуралсалай эмхи зургаан
"Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули"




«Рассмотрено» на заседании

МО учителей_____________

Руководитель МО

____/________________/

Протокол № ___ от

«____»__________2019 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Э.П.Данчинова



«____»____________2019 г.


«Утверждаю»

Директор школы

________В.С.Турунхаева

Приказ № ______

«___»_______ 2019 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет: окружающий мир


Название программы: окружающий мир


Класс: 3


Кол-во часов в год: 70 часов


Составитель: Соколова Наталия Митрофановна


Категория: первая



















г. Улан-Удэ,

2019г.


Введение

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», предметная область « Обществознание и естествознание» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Плешакова А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для 3 класса В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2013.

Документы, на основании которых составлена рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, на основании приказа №1576 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего;

  • Примерные программы ФГОС НОО, ФГОС ООО;

  • Основная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ №38 г. Улан-Удэ».

Главная цель изучения - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

  • создание условий для формирования и развития у школьников:

  • творческих способностей и интереса к выполнению заданий;

  • умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;

  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;

  • общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметныхрезультатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.

Они приобретут опыт эмоционально окрашенного. Личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.

Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.


Содержание тем учебного предмета, курса

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Содержание

Кол-во часов в авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

Проекты

Экскурсии

Проверочные работы

Практические работы

1

Как устроен мир

6

6

1

1

1 (тест)

20.09


2

Эта удивительная природа

18

18

1

1

1 тест

01.12

6

3

Мы и наше здоровье

10

10

1


1 пр. раб. (тест)

22.12

2

4

Наша безопасность

8

7

1

1

1 тест

09.02


5

Чему учит экономика

13

12

1


1 тест

23.03

3

6

Путешествие по городам и странам

15

15

1


1 пр. раб. (тест)

18.05



Итого

70

70

6

3

6

13










Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Домашнее задание

Как устроен мир (7ч)


1 (1)

Природа. Ценность природы для людей.


- доказывать, пользуясь текстом и иллюстрациями учебника, что природа многообразна; формулировать цели биологии и изучения её; классифицировать объекты живой природы на царства; доказывать, что без природы невозможна жизнь людей; анализировать схему значения природы для человека; различать опасные и полезные микроорганизмы;- оценивать результаты своей работы на уроке.

Стр.4-6 р.т. №4,5 стр.4

2 (2)

Человек.


- находить общность человека и живых существ и отличия его от животных; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека; оценивать богатство внутреннего мира человека и его поступков;

Стр.10-14, р.т. стр.7 №4

3 (3)

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».


-определить цель проекта;

-распределять обязанности по проекту в группах;- собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью; подобрать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды),

Подготовка проекта

4 (4)

Общество.


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать понятие о человечестве; характеризовать место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; характеризовать функции государства;

Стр.18-23 Р.т.№3стр.8

5 (5)

Что такое экология.


- сопоставлять вид дневного и ночного неба;

- прослеживать на схемах взаимосвязи между живыми существами в природе;

- приводить примеры взаимосвязей живого – неживого, растений и животных, человека и природы;

- описывать окружающую среду для природных объектов;

- рассказывать о виде дневного и ночного неба;

Стр.26-28 , найти книги по экологии, подготовить сообщение по прочитанному

6 (6)

Природа в опасности! Охрана природы.


- понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять положительное и вредное влияние человека на окружающую среду;

- обсуждать проблему работы вредных для природы предприятий;

- характеризовать заказники, заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории;

- обсуждать, как каждый может помочь природе;

Стр.29-34 р.т. стр.11 №1-3, подготовить сообщение о растениях и животных своего края, занесённых в Красную книгу.

7(1)

Тема, вещества, частицы.


- характеризовать понятия «тело», «вещество», «частица»;

- приводить примеры тел (естественных и искусственных), веществ, частиц;

- приводить примеры цветков и соцветий;

- различать естественные и искусственные тела;

- разграничивать понятия «тела» и «вещества»;

- различать молекулярное строение твердых, жидких и газообразных веществ;

С. 49-52,задание

№2, с. 52*

8(2)

Разнообразие веществ.


- характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты;

- в ходе практической работы выявлять наличие крахмала в продуктах питания;

- отличать кислоты от других веществ, различать сахар и соль по вкусу;

- описывать изучаемые вещества по плану;

- оценивать свои достижения на уроке.

Стр.55-58, р.т.: №5 стр.25

9 (3)

Воздух и его охрана.


- исследовать и характеризовать свойства воздуха в ходе практической работы;

- формулировать выводы из учебного эксперимента;

- предлагать меры по охране чистоты воздуха;

- интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

Стр.59-63

10(4)

Вода.


- исследовать и характеризовать свойства воды в ходе практической работы;

- формулировать выводы из учебного эксперимента;

- моделировать в виде схемы увеличение расстояний между молекулами воды при нагревании и уменьшение – при охлаждении;


11(5)

Превращения и круговорот воды.


- наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадение дождя;

- моделировать кругооборот воды в природе;

Стр.64-66

12 (6)

Берегите воду.


- моделировать в виде схемы источники загрязнения воды;

- обсуждать меры по экономии воды;

- интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды;

Стр.69-73

13(7)

Что такое почва?


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- исследовать свойства почвы в ходе учебного эксперимента;

- обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в структуре почвы;

- описывать одну из птиц по плану;

- выявлять роль дождевых червей в структурировании почвы;

- характеризовать процессы образования и разрушения почвы;

Стр.74-77

14 (8)

Разнообразие растений.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать предложенный список растений по группам;

- определять с помощью атласа-определителя 2-3 растения в классе;

- рассказывать о разнообразии растений;

Стр.78-81

15 (9)

Солнце, растения и мы с вами.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

- выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

- доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

Стр.82-85

16 (10

Размножение и развитие растений.


- характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;

- наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

- выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

- характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

Стр.87-92

18 (11)

Охрана растений.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

Стр.94-97

19 (12)

Разнообразие животных.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

-приводить примеры животных разных групп;

- с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе;

- работать с электронным приложением к учебнику;

- формулировать выводы по изученному материалу;

Подготовка проекта

20 (13)

Кто что ест?


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать и приводить примеры животных по типу питания;

- анализировать схемы цепей питания;

- обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

- оценивать свои достижения на уроке;

- готовиться к выполнению проекта «Разнообразие природы родного края»

Стр.100-105.

21 (14)

Презентация проекта «Разнообразие природы родного края».



- изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта;

- определить цель и этапы работы;

- распределить обязанности;

- подбирать открытки, делать слайды;

- презентовать «Книгу природы родного края».

Стр.106-111

22 (15)

Размножение и развитие животных.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать животных разных групп по способу размножения;

- моделировать стадии размножения животных разных групп;

- рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

- работать с терминологическим словариком;

Стр.112-116

23 (16)

Охрана животных.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

- с помощью атласа-определителя определять животных, занесенных в Красную книгу России;

- обсуждать меры по охране животных;

- формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

- с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее;

Стр.118-120

24 (17)

В царстве грибов.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать строение шляпочных грибов;

- с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

- моделировать различие грибов-двойников;

Не задано

25 (18)

Великий круговорот жизни


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;

- обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

- моделировать круговорот веществ в природе;

- рассказывать о круговороте веществ на Земле;


Стр.122-124

26 (19)

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.


- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.



Стр.126-129

27 (1)

Организм человека.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

- обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

- анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника;

Стр.134-137

28 (2)

Органы чувств.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно изучить материал темы и подготовить рассказы по данному плану (работа в группе);

- опознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

- формулировать правила гигиены органов чувств;

Стр.138-141

29 (3)

Надежная защита организма.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- изучить в ходе практической работы свойства кожи;

- характеризовать средства гигиены и ухода за кожей по их назначению;

- характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

- подготовить рассказ об уходе за кожей;

Подготовка проекта

30 (4)

Опора тела и движение.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать роль скелета и мышц для опоры тела и движения;

- характеризовать роль правильной осанки для здоровья организма;

Стр.144-146

31 (5)

Наше питание.




- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать наличие питательных веществ в продуктах питания;

- моделировать строение пищеварительного тракта;

- моделировать схему движения пищи по пищеварительному тракту, характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

- обсуждать правила рационального питания;

- составлять меню здорового питания;

Стр.147-149

32 (6)

Наши проекты «Школа кулинаров»


- изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта;

- определить цель и этапы работы;

- распределить обязанности;

- подбирать открытки, делать слайды;

- презентовать проект

Стр.150-153

33 (7)

Дыхание и кровообращение.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме;

- моделировать строение дыхательной системы;

- характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

- моделировать строение кровеносной системы;

- обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

- учиться находить пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту в ходе практической работы;

Не задано

34 (8)

Умей предупреждать болезни.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать факторы закаливания;

- формулировать правила закаливания;

- составлять памятку по закаливанию;

- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

- работать с терминологическим словариком;

Стр.4-7

35 (9)

Здоровый образ жизни.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

- обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

Стр.8-13

36 (10)

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа.


- выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность - неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Стр.14-17

37 (1)

Огонь, вода и газ.


- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

- моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

- называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

Стр.20-24

38 (2)

Чтобы путь был счастливым.


- готовить (в группах) сообщения по самостоятельно подготовленному правилу поведения на улице и в транспорте;

- формулировать правила безопасного поведения;

- обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

- выполнять тесты с выбором ответа о правильном – неправильном поведении на улице и в транспорте;

Стр.25-30

39 (3)

Дорожные знаки.


- анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

- выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

- моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

Стр.31-36

40 (4)

Наши проекты: «Кто нас защищает»


- изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта;

- определить цель и этапы работы;

- распределить обязанности;

- подбирать открытки, делать слайды;

- презентовать проект

Не задано

41 (5)

Опасные места.


- обсуждать потенциальные опасности дома и вне его;

- моделировать опасные места в своем дворе в виде схемы;

- составлять памятку по избеганию опасности;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

Стр.38-41

42 (6)

Природа и наша безопасность.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать опасности природного характера;

- находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

- характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

- отличать гадюку от ужа;

Стр.42-45

43 (7)

Экологическая безопасность.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать по схеме цепь загрязнения;

- приводить примеры цепей загрязнения;

- моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

- обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

- в ходе практической работы наблюдать за состоянием воды при ее очистке бытовым фильтром;

Стр.46-50

44 (8)

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.


- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

Стр.51-54

45 (1)

Для чего нужна экономика.


- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить;

- раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

- приводить примеры товаров и услуг;

- формулировать роль труда в создании товаров и услуг;

- разграничивать товары и услуги;

- работать с терминологическим словариком;

- прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

Стр.60-63

46 (2)

Природные богатства и труд людей – основа экономики.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике;

- приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

- прослеживать взаимосвязь туда людей разных профессий при производстве товаров;

- раскрывать роль науки в экономическом развитии;

- подчеркивать роль профессий родителей в экономике;

Подготовка проекта

47 (3)

Полезные ископаемые.


- определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

- выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

- характеризовать особенности предприятий горнодобывающей промышленности (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

- с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

Стр. 67-70

48 (4)

Растениеводство.


- в ходе практической работы исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

- обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

- различать и классифицировать зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы;

- определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

- характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

- выявлять связь растениеводства и промышленности;

Стр.71-74

49 (5)

Животноводство.


- классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

- характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных для экономики и труд животноводов;

- выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

- работать с терминологическим словариком;

- исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

Стр.75-78

50 (6)

Какая бывает промышленность.


- характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

- соотносить продукцию и отрасли промышленности;

- выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

- характеризовать труд работников отраслей промышленности;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

Стр.79-84

51 (7)

Наши проекты «Экономика родного края»


- изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта;

- определить цель и этапы работы;

- распределить обязанности;

- подбирать открытки, делать слайды;

- презентовать проект

Не задано

52 (8)

Что такое деньги?


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать товарно-денежные отношения (бартер и купля – продажа);

- обсуждать, от чего зависит цена товара;

- характеризовать роль денег в товарно-денежных отношениях;

- моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

Стр.86-96

53 (9)

Государственный бюджет.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

- определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

- выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

- моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

Подготовить проект

54 (10)

Семейный бюджет.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

- выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

- определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

- обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными;

- моделировать семейный бюджет;

Стр.100-105

55 (11)

Экономика и экология.


- характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду и меры по его нейтрализации;

- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

- обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

- приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

- моделировать экологические прогнозы;

Стр.108-1171ч

56 (12)

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика?». Проверочная работа.


- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

Стр.118-124

57-59 (1-3)

Путешествие по Золотому кольцу.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать туристический маршрут по карте в учебнике и настенной карте России;

- рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

- опознавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

- составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

Стр.132-141

60 (4)

Наши проекты «Музей путешествий»


- собрать фотографии, открытки, значки, сделать этикетки, кем, когда и где собран материал;

- выделить полки в классном шкафу (на стеллаже в классе, в школьном музее, в рекреации под экспонаты, разместить их;

- подготовить сообщения (экскурсии по музею);

- презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Стр.142-148

61 (5)

Наши ближайшие соседи.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

- обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

Стр.149-153

62 (6)

На севере Европы.


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно по группам изучить материал учебника о Скандинавских странах (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны на политической карте Европы и её столицы;

- выступить одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений;

- работать с терминологическим словариком;

- соотносить флаги стран с их принадлежностью государству;

- опознавать по фотографиям достопримечательности Скандинавии; её замечательных людей;

- составлять вопросы к викторине по скандинавским странам;


63 (7)

Что такое Бенилюкс?



- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о странах Бенилюкса (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте;

- соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями;

- составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

- описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

- выполнять задания электронного приложения к учебнику;

- используя дополнительную литературу, найти несколько интересных фактов по изучаемым странам;


64 (8)

В центре Европы.



- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно по группам изучить материал о Германии, Австрии и Швейцарии (по одной стране на группу), используя информацию учебника, подготовить сообщение и выступить с ним, показывая страну и ее города на настенной карте;

- соотносить достопримечательности и страну, где они находятся;

- опознавать достопримечательности по фотографиям;


65 (9)

По Франции и Великобритании.



- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно изучать информацию учебника и выступать с сообщениями;

- описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям;

- составлять вопросы для викторины;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- в дополнительной литературе



66 (10)

На юге Европы.



- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о Греции и Италии (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте;

- соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями;

- составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

- описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;


67-70(11-14)

По знаменитым местам



- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

- обсуждать цели международного туризма;

- работать с картой;

- соотносить фотографии памятников с той страной, где они находятся;



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!