АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ Комитет по образованию г.Улан-Удэ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ» | УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН hуралсалай талаар хороон Муниципальна автономито юрэнхи hуралсалай эмхи зургаан "Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули" |
«Рассмотрено» на заседании МО учителей_____________ Руководитель МО ____/________________/ Протокол № ___ от «____»__________2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Э.П.Данчинова «____»____________2019 г. | «Утверждаю» Директор школы ________В.С.Турунхаева Приказ № ______ «___»_______ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: окружающий мир
Название программы: окружающий мир
Класс: 3
Кол-во часов в год: 70 часов
Составитель: Соколова Наталия Митрофановна
Категория: первая
г. Улан-Удэ,
2019г.
Введение
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», предметная область « Обществознание и естествознание» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Плешакова А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для 3 класса В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2013.
Документы, на основании которых составлена рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, на основании приказа №1576 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего;
Примерные программы ФГОС НОО, ФГОС ООО;
Основная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ №38 г. Улан-Удэ».
Главная цель изучения - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
создание условий для формирования и развития у школьников:
творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметныхрезультатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
Они приобретут опыт эмоционально окрашенного. Личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.
Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Содержание тем учебного предмета, курса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Содержание | Кол-во часов в авторской программе | Кол-во часов в рабочей программе | Проекты | Экскурсии | Проверочные работы | Практические работы |
1 | Как устроен мир | 6 | 6 | 1 | 1 | 1 (тест) 20.09 | |
2 | Эта удивительная природа | 18 | 18 | 1 | 1 | 1 тест 01.12 | 6 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | 10 | 1 | | 1 пр. раб. (тест) 22.12 | 2 |
4 | Наша безопасность | 8 | 7 | 1 | 1 | 1 тест 09.02 | |
5 | Чему учит экономика | 13 | 12 | 1 | | 1 тест 23.03 | 3 |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 | 15 | 1 | | 1 пр. раб. (тест) 18.05 | |
| Итого | 70 | 70 | 6 | 3 | 6 | 13 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание |
Как устроен мир (7ч) | |
1 (1) | Природа. Ценность природы для людей. | | 1ч | - доказывать, пользуясь текстом и иллюстрациями учебника, что природа многообразна; формулировать цели биологии и изучения её; классифицировать объекты живой природы на царства; доказывать, что без природы невозможна жизнь людей; анализировать схему значения природы для человека; различать опасные и полезные микроорганизмы;- оценивать результаты своей работы на уроке. | Стр.4-6 р.т. №4,5 стр.4 |
2 (2) | Человек. | | 1ч | - находить общность человека и живых существ и отличия его от животных; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека; оценивать богатство внутреннего мира человека и его поступков; | Стр.10-14, р.т. стр.7 №4 |
3 (3) | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | | 1ч | -определить цель проекта; -распределять обязанности по проекту в группах;- собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью; подобрать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), | Подготовка проекта |
4 (4) | Общество. | | 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать понятие о человечестве; характеризовать место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; характеризовать функции государства; | Стр.18-23 Р.т.№3стр.8 |
5 (5) | Что такое экология. | | 1ч | - сопоставлять вид дневного и ночного неба; - прослеживать на схемах взаимосвязи между живыми существами в природе; - приводить примеры взаимосвязей живого – неживого, растений и животных, человека и природы; - описывать окружающую среду для природных объектов; - рассказывать о виде дневного и ночного неба; | Стр.26-28 , найти книги по экологии, подготовить сообщение по прочитанному |
6 (6) | Природа в опасности! Охрана природы. | | 1ч | - понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; - сопоставлять положительное и вредное влияние человека на окружающую среду; - обсуждать проблему работы вредных для природы предприятий; - характеризовать заказники, заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории; - обсуждать, как каждый может помочь природе; | Стр.29-34 р.т. стр.11 №1-3, подготовить сообщение о растениях и животных своего края, занесённых в Красную книгу. |
7(1) | Тема, вещества, частицы. | | 1ч | - характеризовать понятия «тело», «вещество», «частица»; - приводить примеры тел (естественных и искусственных), веществ, частиц; - приводить примеры цветков и соцветий; - различать естественные и искусственные тела; - разграничивать понятия «тела» и «вещества»; - различать молекулярное строение твердых, жидких и газообразных веществ; | С. 49-52,задание №2, с. 52* |
8(2) | Разнообразие веществ. | | 1ч | - характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты; - в ходе практической работы выявлять наличие крахмала в продуктах питания; - отличать кислоты от других веществ, различать сахар и соль по вкусу; - описывать изучаемые вещества по плану; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.55-58, р.т.: №5 стр.25 |
9 (3) | Воздух и его охрана. | | 1ч | - исследовать и характеризовать свойства воздуха в ходе практической работы; - формулировать выводы из учебного эксперимента; - предлагать меры по охране чистоты воздуха; - интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; | Стр.59-63 |
10(4) | Вода. | | 1ч | - исследовать и характеризовать свойства воды в ходе практической работы; - формулировать выводы из учебного эксперимента; - моделировать в виде схемы увеличение расстояний между молекулами воды при нагревании и уменьшение – при охлаждении; | |
11(5) | Превращения и круговорот воды. | | 1ч | - наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадение дождя; - моделировать кругооборот воды в природе; | Стр.64-66 |
12 (6) | Берегите воду. | | 1ч | - моделировать в виде схемы источники загрязнения воды; - обсуждать меры по экономии воды; - интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды; | Стр.69-73 |
13(7) | Что такое почва? | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - исследовать свойства почвы в ходе учебного эксперимента; - обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в структуре почвы; - описывать одну из птиц по плану; - выявлять роль дождевых червей в структурировании почвы; - характеризовать процессы образования и разрушения почвы; | Стр.74-77 |
14 (8) | Разнообразие растений. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать предложенный список растений по группам; - определять с помощью атласа-определителя 2-3 растения в классе; - рассказывать о разнообразии растений; | Стр.78-81 |
15 (9) | Солнце, растения и мы с вами. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; - выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; - доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; | Стр.82-85 |
16 (10 | Размножение и развитие растений. | | 1ч | - характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; - наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; - выявлять роль животных в размножении и развитии растений; - характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; | Стр.87-92 |
18 (11) | Охрана растений. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.94-97 |
19 (12) | Разнообразие животных. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; -приводить примеры животных разных групп; - с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе; - работать с электронным приложением к учебнику; - формулировать выводы по изученному материалу; | Подготовка проекта |
20 (13) | Кто что ест? | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать и приводить примеры животных по типу питания; - анализировать схемы цепей питания; - обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; - оценивать свои достижения на уроке; - готовиться к выполнению проекта «Разнообразие природы родного края» | Стр.100-105. |
21 (14) | Презентация проекта «Разнообразие природы родного края». | | 1ч | - изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта; - определить цель и этапы работы; - распределить обязанности; - подбирать открытки, делать слайды; - презентовать «Книгу природы родного края». | Стр.106-111 |
22 (15) | Размножение и развитие животных. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать животных разных групп по способу размножения; - моделировать стадии размножения животных разных групп; - рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; - работать с терминологическим словариком; | Стр.112-116 |
23 (16) | Охрана животных. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; - с помощью атласа-определителя определять животных, занесенных в Красную книгу России; - обсуждать меры по охране животных; - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; - с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее; | Стр.118-120 |
24 (17) | В царстве грибов. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать строение шляпочных грибов; - с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; - моделировать различие грибов-двойников; | Не задано |
25 (18) | Великий круговорот жизни | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; - обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; - моделировать круговорот веществ в природе; - рассказывать о круговороте веществ на Земле; | Стр.122-124 |
26 (19) | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | | 1ч | - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.126-129 |
27 (1) | Организм человека. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать системы органов человека (их части и назначение); - обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; - анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника; | Стр.134-137 |
28 (2) | Органы чувств. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно изучить материал темы и подготовить рассказы по данному плану (работа в группе); - опознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; - формулировать правила гигиены органов чувств; | Стр.138-141 |
29 (3) | Надежная защита организма. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - изучить в ходе практической работы свойства кожи; - характеризовать средства гигиены и ухода за кожей по их назначению; - характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; - подготовить рассказ об уходе за кожей; | Подготовка проекта |
30 (4) | Опора тела и движение. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать роль скелета и мышц для опоры тела и движения; - характеризовать роль правильной осанки для здоровья организма; | Стр.144-146 |
31 (5) | Наше питание. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать наличие питательных веществ в продуктах питания; - моделировать строение пищеварительного тракта; - моделировать схему движения пищи по пищеварительному тракту, характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; - обсуждать правила рационального питания; - составлять меню здорового питания; | Стр.147-149 |
32 (6) | Наши проекты «Школа кулинаров» | | 1ч | - изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта; - определить цель и этапы работы; - распределить обязанности; - подбирать открытки, делать слайды; - презентовать проект | Стр.150-153 |
33 (7) | Дыхание и кровообращение. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме; - моделировать строение дыхательной системы; - характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; - моделировать строение кровеносной системы; - обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; - учиться находить пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту в ходе практической работы; | Не задано |
34 (8) | Умей предупреждать болезни. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать факторы закаливания; - формулировать правила закаливания; - составлять памятку по закаливанию; - составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; - работать с терминологическим словариком; | Стр.4-7 |
35 (9) | Здоровый образ жизни. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; - обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; | Стр.8-13 |
36 (10) | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа. | | 1ч | - выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Стр.14-17 |
37 (1) | Огонь, вода и газ. | | 1ч | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; - моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; - называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; | Стр.20-24 |
38 (2) | Чтобы путь был счастливым. | | 1ч | - готовить (в группах) сообщения по самостоятельно подготовленному правилу поведения на улице и в транспорте; - формулировать правила безопасного поведения; - обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; - выполнять тесты с выбором ответа о правильном – неправильном поведении на улице и в транспорте; | Стр.25-30 |
39 (3) | Дорожные знаки. | | 1ч | - анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; - выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; - моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; | Стр.31-36 |
40 (4) | Наши проекты: «Кто нас защищает» | | 1ч | - изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта; - определить цель и этапы работы; - распределить обязанности; - подбирать открытки, делать слайды; - презентовать проект | Не задано |
41 (5) | Опасные места. | | 1ч | - обсуждать потенциальные опасности дома и вне его; - моделировать опасные места в своем дворе в виде схемы; - составлять памятку по избеганию опасности; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.38-41 |
42 (6) | Природа и наша безопасность. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать опасности природного характера; - находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; - характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; - отличать гадюку от ужа; | Стр.42-45 |
43 (7) | Экологическая безопасность. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать по схеме цепь загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; - моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; - в ходе практической работы наблюдать за состоянием воды при ее очистке бытовым фильтром; | Стр.46-50 |
44 (8) | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. | | 1ч | - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.51-54 |
45 (1) | Для чего нужна экономика. | | 1ч | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; - приводить примеры товаров и услуг; - формулировать роль труда в создании товаров и услуг; - разграничивать товары и услуги; - работать с терминологическим словариком; - прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; | Стр.60-63 |
46 (2) | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; - прослеживать взаимосвязь туда людей разных профессий при производстве товаров; - раскрывать роль науки в экономическом развитии; - подчеркивать роль профессий родителей в экономике; | Подготовка проекта |
47 (3) | Полезные ископаемые. | | 1ч | - определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; - выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; - характеризовать особенности предприятий горнодобывающей промышленности (шахты, карьеры, нефтяные вышки); - с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; | Стр. 67-70 |
48 (4) | Растениеводство. | | 1ч | - в ходе практической работы исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; - обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; - различать и классифицировать зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы; - определять с помощью атласа-определителя культурные растения; - характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; - выявлять связь растениеводства и промышленности; | Стр.71-74 |
49 (5) | Животноводство. | | 1ч | - классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; - характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных для экономики и труд животноводов; - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.75-78 |
50 (6) | Какая бывает промышленность. | | 1ч | - характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; - соотносить продукцию и отрасли промышленности; - выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - характеризовать труд работников отраслей промышленности; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; | Стр.79-84 |
51 (7) | Наши проекты «Экономика родного края» | | 1ч | - изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта; - определить цель и этапы работы; - распределить обязанности; - подбирать открытки, делать слайды; - презентовать проект | Не задано |
52 (8) | Что такое деньги? | | 3ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать товарно-денежные отношения (бартер и купля – продажа); - обсуждать, от чего зависит цена товара; - характеризовать роль денег в товарно-денежных отношениях; - моделировать ситуации бартера и купли-продажи; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.86-96 |
53 (9) | Государственный бюджет. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; - определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; - выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; | Подготовить проект |
54 (10) | Семейный бюджет. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; - выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; - определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; - обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными; - моделировать семейный бюджет; | Стр.100-105 |
55 (11) | Экономика и экология. | | 1ч | - характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду и меры по его нейтрализации; - раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; - обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; - приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; - моделировать экологические прогнозы; | Стр.108-1171ч |
56 (12) | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика?». Проверочная работа. | | 1ч | - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.118-124 |
57-59 (1-3) | Путешествие по Золотому кольцу. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослеживать туристический маршрут по карте в учебнике и настенной карте России; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - опознавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; - составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; | Стр.132-141 |
60 (4) | Наши проекты «Музей путешествий» | | 1ч | - собрать фотографии, открытки, значки, сделать этикетки, кем, когда и где собран материал; - выделить полки в классном шкафу (на стеллаже в классе, в школьном музее, в рекреации под экспонаты, разместить их; - подготовить сообщения (экскурсии по музею); - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | Стр.142-148 |
61 (5) | Наши ближайшие соседи. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; - обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; | Стр.149-153 |
62 (6) | На севере Европы. | | 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по группам изучить материал учебника о Скандинавских странах (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны на политической карте Европы и её столицы; - выступить одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений; - работать с терминологическим словариком; - соотносить флаги стран с их принадлежностью государству; - опознавать по фотографиям достопримечательности Скандинавии; её замечательных людей; - составлять вопросы к викторине по скандинавским странам; | |
63 (7) | Что такое Бенилюкс? | | | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о странах Бенилюкса (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте; - соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями; - составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; - описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - используя дополнительную литературу, найти несколько интересных фактов по изучаемым странам; | |
64 (8) | В центре Европы. | | | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по группам изучить материал о Германии, Австрии и Швейцарии (по одной стране на группу), используя информацию учебника, подготовить сообщение и выступить с ним, показывая страну и ее города на настенной карте; - соотносить достопримечательности и страну, где они находятся; - опознавать достопримечательности по фотографиям; | |
65 (9) | По Франции и Великобритании. | | | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно изучать информацию учебника и выступать с сообщениями; - описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям; - составлять вопросы для викторины; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - в дополнительной литературе | |
66 (10) | На юге Европы. | | | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о Греции и Италии (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте; - соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями; - составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; - описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; | |
67-70(11-14) | По знаменитым местам | | | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; - обсуждать цели международного туризма; - работать с картой; - соотносить фотографии памятников с той страной, где они находятся; | |
6