Окружающий мир
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа № 10 г. Майского»
Авторской программы по окружающему миру, автор А.А.Плешаков.
Учебного плана Учреждения на 2017-2018 учебный год
Школьного положения о рабочей программе педагога
Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».
Целью изучения учебного курса «Окружающий мир» является:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;
воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу), своему Отечеству;
развитие стремления к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира;
расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал.
На изучение учебного курса «Окружающий мир» отводится 58 часов теоретического освоения программы и 10 часов практического освоения. В рамках практической части запланированы экскурсии (6 часов) и темы национально- регионального компонента (4 часа), что позволяет поближе познакомить учащихся с природой родного города, республики, применить практическую значимость полученных знаний. Часы практической части запланированы по результатам изучения каждого раздела программы.
2. Общая характеристика курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Учебный курс «Окружающий мир» является межпредметным и интегрирует темы из курса «ОБЖ» В соответствии с республиканским учебным планом начального образования курс информатики входит в предметную область «Окружающий мир». Поэтому 6 тем из курса «ОБЖ» изучаются в рамках изучения данной предметной области.
3. Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 часов. Данный учебный предмет принадлежит предметной области «Обществознание и естествознание»
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (ФГОС НОО 2009 г.)
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование и развитие чувства любви к окружающему миру, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного, учебного предмета.
Предметные результаты
Развитие навыков представлять свой адрес и адрес школы.
Освоение правил безопасности на улице, правил поведения в музее, библиотеке, правила поведения во время экскурсии
Умение различать объекты живой и неживой природы, различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены, приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.), рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков установления и выявления причинно - следственных связей в окружающем мире.
Планируемые результаты освоения обучающимися стратегии смыслового чтения (ФГОС НОО 2009 г.)
Навыки работы с текстом на уроках окружающего мира
К личностным результатам освоения программы «Чтение. Работа с текстом» относится:
К метапредметным результатам освоения программы «Чтение. Работа с текстом» относится:
1. Поиск информации и понимание прочитанного: понимать информацию представленными разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы. Понимать текст, опираясь на его жанр и структуру. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Использовать поисковый вид чтения. Составлять простой план текста. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
2. Преобразование и интерпретация информации: владеть разными видами пересказа: подробный и сжатый. Находить аргументы, подтверждающие вывод (с помощью учителя). Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
3. Оценка информации: самостоятельно высказывать свою точку зрения о прочитанном тексте. Оценивать содержание, структуру и языковые особенности текста (самостоятельно и с помощью учителя). Обнаруживать недостающие данные в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
К предметным результатам освоения программы «»Чтение. Работа с текстом» относятся:
Составлять устное высказывание в соответствии с обсуждаемой темой.
Составлять план рассказа и рассказывать по плану.
Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
«Читать» информацию, представленную в виде схемы.
Пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой.
Оформлять результаты исследовательской работы.
6. Содержание учебного курса
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).
Программа включает разделы «Радость познания», «Мир как дом», «Дом как мир», «В поисках всемирного наследи». Большое внимание уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также, как всегда, проблемам охраны природы. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребенка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому по замыслу авторов курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.
Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.
Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.
На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.
Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.
Итог программы - мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
7. Тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов | Планируемые результаты обучения |
1 | Радость познания. НРК | 11 | Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода). Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны. |
2 | Мир как дом. НРК | 21 | Определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Работая в парах, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Работая в группах, извлекать из атласа-определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Различать виды животных. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений. |
3 | Дом как мир. НРК | 27 | Моделировать ситуации приёма гостей и прихода в гости. Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трёх-четырёх поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи, друзей семьи. В ходе групповой практической работы учиться измерять пульс у себя и другого человека. Классифицировать продукты по происхождению (растительного и животного происхождения). Оценивать своё отношение к собственному здоровью. |
4 | В поисках Всемирного наследия. НРК | 9 | Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Рассказывать об одном-двух объектах Всемирного наследия (по выбору - в России, в том числе и в своем крае, и в мире). По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца. Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества. |
| Итого: | 68 | |
8. Учебно-методическое обеспечение
1 | Окружающий мир. 3 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях. | 3 | А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. |
2 | Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях. | 3 | А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. |
3 | Уроки по окружающему миру. 3 класс. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011г. | 3 | А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая. |
Требование к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать
название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники.
основные свойства воздуха, воды;
условия, необходимые для жизни живого существа;
правила охраны и укрепления здоровья;
правила дорожного движения;
уметь
определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использовать термометр для измерения температуры воздуха;
устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол. часов | Дата | Примечания |
по плану | фактически |
I | Радость познания | 11 | | | |
1 | Свет знания с.4-7 Р.Т.с.3-5 | 1 | 2.09 | | |
2 | Как изучать окружающий мир с.8-11 Р.Т.с.6-11 | 1 | 5.09 | | |
3 | Книга – источник знаний с.12-15 Р.Т.с.12 | 1 | 9.09 | | |
4 | Отправимся на экскурсию в музей. с.16-19 Р.Т.с.13-17 | 1 | 12.09 | | |
5 | О чем расскажет план с.20-23 Р.Т.с.18-21 | 1 | 16.09 | | |
6 | Планета на листе бумаги с.24-27 Р.Т.с.22-23 | 1 | 19.09 | | |
7 | Страны и народы на политической карте мира с.28-31 Р.Т.с.24-25 | 1 | 23.09 | | |
8 | Путешествуя, познаем мир. с.32-35 Р.Т.с.26-27 | 1 | 26.09 | | |
9 | ОБЖ Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение | 1 | 30.09 | | |
10 | Транспорт . с.36-39 Р.Т.с.28-31 | 1 | 3.10 | | |
11 | Средства информации и связи. с.40-44 Р.Т.с.32-33 | 1 | 7.10 | | |
II | Мир как дом | 21 | | | |
12 | Мир природы в народном творчестве. НРК Промыслы КБР с.46-49 Р.Т.с.34-35 | 1 | 10.10 | | |
13 | Из чего состоит все. с.50-53 Р.Т.с.36-39 | 1 | 14.10 | | |
14 | Мир небесных тел. с.54-57 Р.Т.с.40-41 | 1 | 17.10 | | |
15 | Невидимое сокровище. с.58-61 Р.Т.с.42-43 | 1 | 21.10 | | |
16 | Самое главное вещество. НРК Водоёмы нашего края. с.62-65 Р.Т.с.44-45 | 1 | 24.10 | | |
17 | Природные стихии в народном творчестве. с.66-69 Р.Т.с.46-47 | 1 | 28.10 | | |
18 | Кладовые Земли. НРК Полезные ископаемые КБР с.70-73 Р.Т.с.48-49 | 1 | 11.11 | | |
19 | Чудо под ногами. с.14-77 Р.Т.с.50-51 | 1 | 14.11 | | |
20 | Мир растений. НРК Растительный мир родного края. Экскурсия. с.78-81 Р.Т.с.52-55 | 1 | 18.11 | | |
21 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. с.82-85 Р.Т.с.56-57 | 1 | 21.11 | | |
22 23 | Мир животных. НРК Животный мир КБР. с.86-89 Р.Т.с.58-63 | 2 | 25.11 28.11 | | |
24 | Животные в народном творчестве. с.90-93 Р.Т.с.64-65 | 1 | 2.12 | | |
25 | ОБЖ Мы - пассажиры (безопасность, обязанности пассажиров). | 1 | 5.12 | | |
26 | Невидимые нити в живой природе с.94-97 Р.Т.с.66-67 | 1 | 9.12 | | |
27 | Лес – волшебный дворец. НРК Растительный мир КБР с.98-103 Р.Т.с.68-69 | 1 | 12.12 | | |
28 | Луг – царство цветов и насекомых. Экскурсия. с.104-109 Р.Т.с.70-73 | 1 | 16.12 | | |
29 | Водоем – дом из воды. с.110-115 Р.Т.с.74-79 | 1 | 19.12 | | |
30 | Как сохранить богатства природы с.116-119 Р.Т.с.80-81 | 1 | 23.12 | | |
31 | Охрана природы в культуре народов России и мира с.120-124 Р.Т.с.82-84 | 1 | 26.12 | | |
32 | Охрана природы родного края | 1 | 13.01 | | |
III | Дом как мир | 27 | | | |
33 | Родной дом – уголок Отчизны. с.4-7 Р.Т.с.3-5 | 1 | 16.01 | | |
34 | Свой дом – свой простор. с.8-11 Р.Т.с.6-7 | 1 | 20.01 | | |
35 | ОБЖ Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту | 1 | 23.01 | | |
36 | В красном углу сесть – велика честь. НРК Традиции и обычаи народов Кавказа. с.12-15 Р.Т.с.8-9 | 1 | 27.01 | | |
37 | Побываем в гостях. с.16-21 Р.Т.с.10-13 | 1 | 30.01 | | |
38 | На свет появился – с людьми породнился. с.22-27- Р.Т.с.14-15 | 1 | 3.02 | | |
39 | Родословное древо. Экскурсия в городской музей. с.28-31 Р.Т.с.16-17 | 1 | 6.02 | | |
40 | Муж и жена – одна душа. с.32-35 Р.Т.с.18-19 | 1 | 10.02 | | |
41 | Святость отцовства и материнства. с.36-39 Р.Т.с.20-21 | 1 | 13.02 | | |
42 | Моё имя – моя честь. | 1 | 17.02 | | |
43 | Добрые дети – дому венец. с.40-43 Р.Т.с.22-23 | 1 | 20.02 | | |
44 | Детские игры – школа здоровья. НРК Игры адыгов. с.44-47 Р.Т.с.24-25 | 1 | 24.02 | | |
45 46 | Строение тела человека. с.48-51 Р.Т.с.26-29 | 2 | 27.02 3.03 | | |
47 48 | Как работает наш организм . с.52-55 Р.Т.с.30-33 | 2 | 6.03 10.03 | | |
49 | Что такое гигиена. с.56-59 Р.Т.с.34-37 | 1 | 13.03 | | |
50 | ОБЖ Рациональное питание, физическая культура, закаливание. | 1 | 17.03 | | |
51 | Наши органы чувств. с.60-63 Р.Т.с.38-39 | 1 | 20.03 | | |
52 | Школа первой помощи. с.64-67 Р.Т.с.40-45 | 1 | 3.04 | | |
53 | Здоровью цены нет. с.68-71 Р.Т.с.46-47 | 1 | 7.04 | | |
54 | ОБЖ Как научиться выявлять и предвидеть опасности. | 1 | 10.04 | | |
55 | Дом невелик, а стоять не велит. с.72-75 Р.Т.с.48-49 | 1 | 14.04 | | |
56 | Семейный бюджет. с.76-79 Р.Т.с.50-53 | 1 | 17.04 | | |
57 | Мудрость старости. с.80-83 Р.Т.с.54-55 | 1 | 21.04 | | |
58 59 | Путешествие к А.С.Пушкину. Экскурсия. с.84-88 Р.Т.с.56-57 | 2 | 24.04 28.04 | | |
IV | В поисках Всемирного наследия | 9 | | | |
60 | Всемирное наследие. с.90-93 Р.Т.с.58-59 | 1 | 1.05 | | |
61 | Московский Кремль. с.94-99 Р.Т.с.60-63 | 1 | 5.05 | | |
62 | Озеро Байкал. НРК Озёра моей Республики. с.100-103 Р.Т.с.64-65 | 1 | 8.05 | | |
63 | ОБЖ Скоро каникулы. Как сохранить своё здоровье. | 1 | 12.05 | | |
64 | Путешествие в Египет. с.104-107 Р.Т.с.66-67 | 1 | 15.05 | | |
65 | Путешествие в Грецию . с.108-111 Р.Т.с.68-71 | 1 | 19.05 | | |
66 | Путешествие в Иерусалим. с.112-115 Р.Т.с.72-73 | 1 | 22.05 | | |
67 | Путешествие в Китай. с.116-119 Р.Т.с.74-77 | 1 | резерв | | |
68 | Всемирные духовные сокровища. с.120-124 Р.Т.с.78-80 | 1 | резерв | | |