СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по УМК "Перспектива" расчитана на 2 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»

Окружающий мир

1.Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  2. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа № 10 г. Майского»

  3. Авторской программы по окружающему миру, автор А.А.Плешаков.

  4. Учебного плана Учреждения на 2017-2018 учебный год

  5. Школьного положения о рабочей программе педагога

Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».

Целью изучения учебного курса «Окружающий мир» является:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.


Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  • формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;

  • воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу), своему Отечеству;

  • развитие стремления к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира;

  • расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал.

На изучение учебного курса «Окружающий мир» отводится 58 часов теоретического освоения программы и 10 часов практического освоения. В рамках практической части запланированы экскурсии (6 часов) и темы национально- регионального компонента (4 часа), что позволяет поближе познакомить учащихся с природой родного города, республики, применить практическую значимость полученных знаний. Часы практической части запланированы по результатам изучения каждого раздела программы.

2. Общая характеристика курса


Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий;

  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Учебный курс «Окружающий мир» является межпредметным и интегрирует темы из курса «ОБЖ» В соответствии с республиканским учебным планом начального образования курс информатики входит в предметную область «Окружающий мир». Поэтому 6 тем из курса «ОБЖ» изучаются в рамках изучения данной предметной области.

3. Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 часов. Данный учебный предмет принадлежит предметной области «Обществознание и естествознание»

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные,

метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (ФГОС НОО 2009 г.)

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества.

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  4. Формирование и развитие чувства любви к окружающему миру, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

  5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному от­ношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового харак­тера.

  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  4. Использование знаково-символических средств представления инфор­мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем реше­ния учебных и практических задач.

  5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  6. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объек­тов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного, учебного предмета.

Предметные результаты

  1. Развитие навыков представлять свой адрес и адрес школы.

  2. Освоение правил безопасности на улице, правил поведения в музее, библиотеке, правила поведения во время экскурсии

  3. Умение различать объекты живой и неживой природы, различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены, приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.), рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей.

  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблю­дение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  5. Развитие навыков установления и выявления причинно - следственных связей в окружающем мире.

Планируемые результаты освоения обучающимися стратегии смыслового чтения (ФГОС НОО 2009 г.)

Навыки работы с текстом на уроках окружающего мира

К личностным результатам освоения программы «Чтение. Работа с текстом» относится:

  • с интересом выполнять учебные задания, связанные с чтением.

К метапредметным результатам освоения программы «Чтение. Работа с текстом» относится:

1. Поиск информации и понимание прочитанного: понимать информацию представленными разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы. Понимать текст, опираясь на его жанр и структуру. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Использовать поисковый вид чтения. Составлять простой план текста. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

2. Преобразование и интерпретация информации: владеть разными видами пересказа: подробный и сжатый. Находить аргументы, подтверждающие вывод (с помощью учителя). Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

3. Оценка информации: самостоятельно высказывать свою точку зрения о прочитанном тексте. Оценивать содержание, структуру и языковые особенности текста (самостоятельно и с помощью учителя). Обнаруживать недостающие данные в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

К предметным результатам освоения программы «»Чтение. Работа с текстом» относятся:

  • Составлять устное высказывание в соответствии с обсуждаемой темой.

  • Составлять план рассказа и рассказывать по плану.

  • Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

  • «Читать» информацию, представленную в виде схемы.

  • Пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой.

  • Оформлять результаты исследовательской работы.


6. Содержание учебного курса


Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.

Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).

Программа включает разделы «Радость познания», «Мир как дом», «Дом как мир», «В поисках всемирного наследи». Большое внимание уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также, как всегда, проблемам охраны природы. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребенка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому по замыслу авторов курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.

Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).

Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.

Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).

Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.

Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.

Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).

Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.

Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.

Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.

История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.

Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).

Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).

Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.

Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.

На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.

Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.

Итог программы - мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.

7. Тематический план


Тема раздела

Количество часов

Планируемые результаты обучения

1

Радость познания.

НРК

11

Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода). Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны.

2

Мир как дом.

НРК

21

Определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Работая в парах, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Работая в группах, извлекать из атласа-определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Различать виды животных. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений.

3

Дом как мир.

НРК

27

Моделировать ситуации приёма гостей и прихода в гости. Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трёх-четырёх поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи, друзей семьи. В ходе групповой практической работы учиться измерять пульс у себя и другого человека. Классифицировать продукты по происхождению (растительного и животного происхождения). Оценивать своё отношение к собственному здоровью.

4

В поисках Всемирного наследия.

НРК

9

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Рассказывать об одном-двух объектах Всемирного наследия (по выбору - в России, в том числе и в своем крае, и в мире). По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца. Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества.


Итого:

68



8. Учебно-методическое обеспечение


1

Окружающий мир. 3 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях.

3

А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая.

2

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях.

3

А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая.

3

Уроки по окружающему миру. 3 класс. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011г.

3

А.А.Плешаков; М.Ю.Новицкая.


Требование к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать

  • название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);

  • государственную символику России;

  • государственные праздники.

  • основные свойства воздуха, воды;

  • условия, необходимые для жизни живого существа;

  • правила охраны и укрепления здоровья;

  • правила дорожного движения;

уметь

  • определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

  • различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;

  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);

  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;

  • устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;

  • применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;

  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;

  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.












Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 3 класс


п/п

Содержание учебного материала

Кол. часов

Дата

Примечания

по плану

фактически

I

Радость познания

11




1

Свет знания

с.4-7 Р.Т.с.3-5

1

2.09



2

Как изучать окружающий мир

с.8-11 Р.Т.с.6-11

1

5.09



3

Книга – источник знаний

с.12-15 Р.Т.с.12

1

9.09



4

Отправимся на экскурсию в музей. с.16-19 Р.Т.с.13-17

1

12.09



5

О чем расскажет план

с.20-23 Р.Т.с.18-21

1

16.09



6

Планета на листе бумаги

с.24-27 Р.Т.с.22-23

1

19.09



7

Страны и народы на политической карте мира

с.28-31 Р.Т.с.24-25

1

23.09



8

Путешествуя, познаем мир. с.32-35 Р.Т.с.26-27

1

26.09



9

ОБЖ Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение

1

30.09



10

Транспорт .

с.36-39 Р.Т.с.28-31

1

3.10



11

Средства информации и связи.

с.40-44 Р.Т.с.32-33

1

7.10



II

Мир как дом

21




12

Мир природы в народном творчестве. НРК Промыслы КБР

с.46-49 Р.Т.с.34-35

1

10.10



13

Из чего состоит все.

с.50-53 Р.Т.с.36-39

1

14.10



14

Мир небесных тел.

с.54-57 Р.Т.с.40-41

1

17.10



15

Невидимое сокровище.

с.58-61 Р.Т.с.42-43

1

21.10



16

Самое главное вещество. НРК Водоёмы нашего края.

с.62-65 Р.Т.с.44-45

1

24.10



17

Природные стихии в народном творчестве.

с.66-69 Р.Т.с.46-47

1

28.10



18

Кладовые Земли. НРК Полезные ископаемые КБР с.70-73 Р.Т.с.48-49

1

11.11



19

Чудо под ногами.

с.14-77 Р.Т.с.50-51

1

14.11



20

Мир растений. НРК Растительный мир родного края. Экскурсия.

с.78-81 Р.Т.с.52-55

1

18.11



21

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

с.82-85 Р.Т.с.56-57

1

21.11



22

23

Мир животных. НРК Животный мир КБР.

с.86-89 Р.Т.с.58-63

2

25.11

28.11



24

Животные в народном творчестве.

с.90-93 Р.Т.с.64-65

1

2.12



25

ОБЖ Мы - пассажиры (безопасность, обязанности пассажиров).

1

5.12



26

Невидимые нити в живой природе

с.94-97 Р.Т.с.66-67

1

9.12



27

Лес – волшебный дворец. НРК Растительный мир КБР

с.98-103 Р.Т.с.68-69

1

12.12



28

Луг – царство цветов и насекомых.

Экскурсия.

с.104-109 Р.Т.с.70-73

1

16.12



29

Водоем – дом из воды.

с.110-115 Р.Т.с.74-79

1

19.12



30

Как сохранить богатства природы

с.116-119 Р.Т.с.80-81

1

23.12



31

Охрана природы в культуре народов России и мира

с.120-124 Р.Т.с.82-84

1

26.12



32

Охрана природы родного края

1

13.01



III

Дом как мир

27




33

Родной дом – уголок Отчизны.

с.4-7 Р.Т.с.3-5

1

16.01



34

Свой дом – свой простор.

с.8-11 Р.Т.с.6-7

1

20.01



35

ОБЖ Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту

1

23.01



36

В красном углу сесть – велика честь. НРК Традиции и обычаи народов Кавказа. с.12-15 Р.Т.с.8-9

1

27.01



37

Побываем в гостях.

с.16-21 Р.Т.с.10-13

1

30.01



38

На свет появился – с людьми породнился.

с.22-27- Р.Т.с.14-15

1

3.02



39

Родословное древо. Экскурсия в городской музей.


с.28-31 Р.Т.с.16-17

1

6.02



40

Муж и жена – одна душа.

с.32-35 Р.Т.с.18-19

1

10.02



41

Святость отцовства и материнства.

с.36-39 Р.Т.с.20-21

1

13.02



42

Моё имя – моя честь.

1

17.02



43

Добрые дети – дому венец.

с.40-43 Р.Т.с.22-23

1

20.02



44

Детские игры – школа здоровья. НРК Игры адыгов.

с.44-47 Р.Т.с.24-25

1

24.02



45

46

Строение тела человека.

с.48-51 Р.Т.с.26-29

2

27.02

3.03



47

48

Как работает наш организм .

с.52-55 Р.Т.с.30-33

2

6.03

10.03



49

Что такое гигиена.

с.56-59 Р.Т.с.34-37

1

13.03



50

ОБЖ Рациональное питание, физическая культура, закаливание.

1

17.03



51

Наши органы чувств.

с.60-63 Р.Т.с.38-39

1

20.03



52

Школа первой помощи. с.64-67 Р.Т.с.40-45

1

3.04



53

Здоровью цены нет.

с.68-71 Р.Т.с.46-47

1

7.04



54

ОБЖ Как научиться выявлять и предвидеть опасности.

1

10.04



55

Дом невелик, а стоять не велит.

с.72-75 Р.Т.с.48-49

1

14.04



56

Семейный бюджет.

с.76-79 Р.Т.с.50-53

1

17.04



57

Мудрость старости.

с.80-83 Р.Т.с.54-55

1

21.04



58

59

Путешествие к А.С.Пушкину. Экскурсия.

с.84-88 Р.Т.с.56-57

2

24.04

28.04



IV

В поисках Всемирного наследия

9




60

Всемирное наследие.

с.90-93 Р.Т.с.58-59

1

1.05



61

Московский Кремль.

с.94-99 Р.Т.с.60-63

1

5.05



62

Озеро Байкал. НРК Озёра моей Республики.

с.100-103 Р.Т.с.64-65

1

8.05



63

ОБЖ Скоро каникулы. Как сохранить своё здоровье.

1

12.05



64

Путешествие в Египет.

с.104-107 Р.Т.с.66-67

1

15.05



65

Путешествие в Грецию .

с.108-111 Р.Т.с.68-71

1

19.05



66

Путешествие в Иерусалим.

с.112-115 Р.Т.с.72-73

1

22.05



67

Путешествие в Китай.

с.116-119 Р.Т.с.74-77

1

резерв



68

Всемирные духовные сокровища.

с.120-124 Р.Т.с.78-80

1

резерв





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!