Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по учебным предметам. План программы внеурочной деятельности: 1-4 класс: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига, Учебник, 2012.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Учебный предмет «Окружающий мир» на ступени начального общего образования является обязательным. В учебном плане на его изучение отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.
Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).
План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.
Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.
Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.
Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.
Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.
Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.
Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.
Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.
Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.
Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).
Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.
Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.
Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.
Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.
Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.
Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.
Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».
Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).
Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.
Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).
Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек-защитник природы.
Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.
Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).
Практические работы. Участие в элементарной деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.) работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.
Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).
Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).
Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.
Экскурсия в краеведческий, художественный музей.
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012.
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
5 .А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. –М.: Просвешение, 2011
6. Р.Г.Чуракова.Проектирование основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. –М.:Академкнига/ Учебник, 2011
7. Справочные пособия, энциклопедии;
8. Схемы;
9. Таблицы;
10. Альбомы с демонстрационными материалами.
№ П/П | Дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Система оценки |
предметные | метапредметные | личностные |
научится | получит возможность научиться |
1 | | Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир» (с.5-6) | Комбинированный | Формировать знания о признаках живой и неживой природы; учить различать объекты живой и неживой природы. | Познакомятся с учебно- методическим комплектом по окружающему миру для 3 класса. | Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формировать собственное мнение и позицию. | Учебно- познавательный интерес к учебному материалу. | Сравнивать объекты живой и неживой природы, сравнивать и различать природные объекты и изделия | Наблюдения и опыты. |
Изображение Земли на глобусе (5 часов) |
2 | | Глобус- модель земного шара. С. (7- 11) | Комбинированный | Уточнить детские представления о модели Земли- глобусе;объяснить понятия «меридианы» , «параллели», «нулевой меридиан», «экватор». | Находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария. | Принимать и сохранять учебную задачу; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу. | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки ;находить на глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. | ТПО №1 |
3 | | Материки и океаны на глобусе. С.(12- 14) | Комбинированный | Расширять знания о материках и водных пространствах нашей планеты; учить находить на глобусе материки и океаны. | Объяснять значение терминов «материки», «океаны». | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, задавать вопросы. | Учебно -познавательный интерес к учебному материалу. | Находить на глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. | ТПО №3,4 |
4 | | Формы поверхности Земли. С.(15- 18) | Комбинированный | Расширять знания о формах поверхности Земли, их разновидностях- равнинах и горах; находить и различать на глобусе равнины и горы. | Использовать глобус как источник информации. | Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно – познавательный интерес к учебному материалу. | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности; находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их названия; моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. | ТПО №7 |
5 | | Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе» | Урок обобщения и систематизации ЗУНов. | Обобщить знание по теме «Формы поверхности Земли», продолжить работу над формированием практических умений использовать глобус как источник информации. | | Проводить сравнение, обобщать, осуществлять выведение основных признаков объекта; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Характеризовать глобус, условные знаки; сравнивать и различать разные формы земной поверхности; называть и показывать материки и океаны. | Ответы на вопросы |
О чём рассказала карта (7 часов) |
6 | | Географическая карта с.(19 -24) | комбинированный | Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении; формирование начальных умений работы с картой. | Работать с картой, выполнять задание на контурной карте. | Принимать и сохранять учебную задачу; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Характеризовать глобус, карту, их условные знаки. Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков. | ТПО №8,9 |
7 | | Учимся читать карту. (с.25-27) | комбинированный | Находить и показывать на карте физические объекты. | Знать карту полушарий, физическую карту России; находить и показывать на карте физические объекты. | Проводить сравнение, обобщать, осуществлять выведение основных признаков объекта; формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Элементарные приемы чтения карты. Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков. | ТПО №12 |
8 | | План местности (с.28-30) | комбинированный | Понятие «план местности; условные обозначения на плане; иметь представление о масштабе; называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного. | Элементарные приемы чтения плана местности | Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать речь для регуляции своего действия. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки. Ориентироваться в группе на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. | ТПО №15 |
9 | | Холмы и овраги (с.31-34) | комбинированный | Называть части холма, определять виды склонов, называть части оврага. | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане) | Принимать и сохранять учебную задачу; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их названия. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. | ТПО №17 |
10 | | Стороны горизонта (с.35-37) | комбинированный | Объяснять понятия «горизонт»; «линия горизонта»; «промежуточные стороны горизонта»; определять стороны горизонта на местности с помощью солнца. | Определять стороны горизонта. | Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно- познавательный интерес к учебному материалу. | Самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние; ориентироваться в группе на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. | ТПО №19 |
11 | | Ориентирование на местности. Компас (с.38-41) | комбинированный | Работать с компасом; находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; устанавливать причинно-следственные связи; использовать речь для регуляции своего действия. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Ориентироваться в группе на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии, проводить несложные наблюдения в родном крае за природными явлениями и проявлениями. | ТПО №23 |
12 | | Обобщение по теме «О чем рассказала карта» (с.42) | Урок обобщения и систематизации ЗУНов | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении; работать с картой ; выполнять задание на контурной карте. | Использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать речь для регуляции своего действия. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки; определять объекты на географической карте с помощью условных знаков; находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. | Ответы на вопросы. Работа в группах |
Из чего всё на свете (4 часа) |
13 | | Тела, вещества, частицы. (с.43-48) | комбинированный | Знать, что каждое тело состоит из веществ; иметь представление о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах. | Ставить и проводить опыты; определять тела. | Принимать и сохранять учебную задачу; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Приводить примеры веществ; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы. | ТПО №26 |
14 | | Твердые вещества жидкости и газы. 8с.49-52) | комбинированный | Объяснять понятия «тело», «вещества» «частицы»; иметь представление о том, что в любом теле все частицы нахкдятся в постоянном движении | Проводить опыты, различать тела, вещества, частицы. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Формулировать собственное мнение и позицию. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; приводить примеры движения под действием энергии. | ТПО №30 |
15 | | Вода -необыкновенное вещество. (с. 53-55) | комбинированный | Объяснять свойства воды; рассказывать о трех состояниях воды в природе; проводить опыты и наблюдения. | Определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения. | Принимать и сохранять учебную задачу; Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника. | ТПО с.22№31 |
16 | | Обобщение по теме «Из чего все на свете» (с.56) | Урок обобщения и систематизации ЗУНов | Систематизировать и обобщать знания по изученным темам. | Проводить опыты. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проводить сравнение, обобщать, осуществлять выведение основных признаков объекта допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Характеризовать свойства воды; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний 萾(свойсӂвах водыР耨в жидком, газообраЗнмм и тверఴом`состочниях), о растворах в прирде;23исследОвать а грృппах сжостваȠводы. | Р0бота в групах. О葂ветъ на вопросы |
Вода и её свойѡтва 85!часᐾв) |
17ࠇ | Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба) (с. 57-62) | комбинированный | Рассказы䐲ать о свойст䐲а⑅ воДы при нагревнии и ԾхлаЖҴенаи; пీоводить опыты, формулирова⑂ь вывѾды. | Фотмулировать выводы и фиксసроваBь0их в 䐿сьѼенҵом виде.. | ПрАнимбть и耠مохраняBь учебную заДчу; строить рассуждениЏ в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника. | ТПОс.23 №32 | |
18 | | Термометр и его устройство (с.63-67) | комбинированный | Объяснять устройство термометра, пользоваться термометром, определять температуру воды. | Проводить исследовательскую работу | Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формулировать собственное мнение и позицию | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; исследовать в группах свойства воды, свойства воздуха, характеризовать эти свойства, измерять температуру воды и воздуха с помощью градусника; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов | ТПО с.24 №34, 35 |
19 | | Свойства воды в твердом состоянии(второе заседание клуба) (с.68-71) | комбинированный | Объяснять свойства льда; делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды | | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; исследовать в группах свойства воды, свойства воздуха, характеризовать эти свойства, измерять температуру воды и воздуха с помощью градусника; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительнోх истᐾчников знаниᐹ о ుволствахࠠводы | ТПО с.36 №36, 37 |
2° | Сжойсᑂва!воды в газ萾образном хост䐾яниа (с. 72-74)Gомбийированный | Определять тра состояния 萲оды!в Яфироде; объяснять свойства†萲одяного пара, опр䐵делOѢь ②войствд водяного параဠв Ѿпытах(и наблюдениях | Осознавать ценностьȠпѐирѾды и неᐾбходимость нести тветственность за ее сохраненԸе; 葀Ծблюдать пѐавила экологического повемения"в быту( экоеомия вѾды, Գаза, топлива) | Плани⑀оватٌ своБ действие вࠠсОответствии с Яоставленной падачеహ и условиями ее р萵аһизации; строить рассуж дения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Исследовать в группах свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях; характеризовать эти свойства; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; сравнивать свойства воды и воздуха | ТПО с.27 №39 | | |
21 | | Обобщение по теме « Вода и ее свойства» (с.75) | Урок обобщения и систематизации знаний | Проводить опыты, формулировать выводы , фиксировать выводы в письменном виде | Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, использовать речь для регуляции своего действия | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды; характеризовать свойства воды; | Работа в группах |
Чудесные превращения воды в природе (6 часов) |
22 | | Круговорот воды в природе (с.76-80) | комбинированный | Расширять знания о круговороте воды в природе, определять три состояния воды в природе | Доказывать круговорот воды в природе | Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Характеризовать круговорот воды в природе | Фронтальный и индивидуальный опрос |
23 | | Туман и облака. Осадки У1. с.83-84 Хр. с.51-59 Т.№42 | комбинированный | Объяснять явление превращения воды в туман, облака; рассказывать о разных видах облаков и осадках, выпадающих из облаков | Проводить исследовательскую работу; определять виды облаков | Принимать и сохранять учебную задачу; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; формулировать собственное мнение и позицию | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Характеризовать свойства воды и воздуха; исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды, воздуха; рассказывать превращение воды в туман облака; разные виды облаков | ТПО с.29 №41 |
24 | | Вода-растворитель. У1. с.85-87 Хр. с.46 Т.№43 | Практическая работа | Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воды; получат представление о том, что вода – растворитель; узнают о свойствах воды | Различать растворимые и нерастворимые вещества | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Проводить простейшие опыты по изучен св-в воды; делать фильтр; определять растворимые и нерастворимые вещества | Опыты и наблюдения. |
25 | | Растворы в природе. У1.с.88-90 Т.№44 | Практическая работа. | Извлекать необходимую информацию из разных источников о растворах в природе, о разных состояниях воды | Применять знания о природных растворах; следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Проводить простейшие опыты по изучению св-в водных растворов | Опыты и наблюдения |
26 | | Почему воду надо беречь? У1. с.91-94 Т.№47-48 | Изучение нового материала. | Различать источники загрязнения воды и способы её очистки; получат представления о значении воды в жизни человека | Понимать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о способах загрязнения и очистки воды; работа в парах с.92; работа в группах с.94 | Выставка рисунков. |
27 | | Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе» У. с.95 | Урок обобщения и систематизации знаний | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах воды | Применять полученные знания; соблюдать правила экологического поведения в быту | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Сравнивать тела и вещества, формулировать выводы , фиксировать выводы в письменном виде | Работа в группах. Викторина. |
Воздух и его свойства (4 часа) |
28 | | Океан, которого нет на карте и глобусе. У1. с.96-99 Т.№50 | Систематизация полученных знаний | Знаниям о значении атмосферы( представлениям о воздушном океане Земли - атмосфере) | Проводить исследовательскую работу. Понимать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, обсуждать полученные сведения, проводить опыты следуя инструкции и плану учебника с.98-99, формулировать выводы, исследование в парах | Опыт и наблюдения |
29 | | Воздух- это смесь газов. У1. с.100-102 Т.№51-52 Хр. с.61 | Изучение нов материала. | Знаниям о свойствах кислорода и углекислого газа, что воздух – смесь газов; определять свойства кислорода и углекислого газа | Соблюдать правила экологического поведения в быту, следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Проводить простейшие опыты по изучению состава воздуха, исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха | Опыты и наблюдения |
30 | | Свойства воздуха. У1. с.103-109 Т.№53 | Практическая работа. | Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воздуха, доказывать с помощью опытов основные свойства воздуха. | Соблюдать правила экологического поведения в быту, следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Проводить опыты по изучению свойств воздуха, исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников, готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Опыты и наблюдения |
31 | | Обобщение по теме «Воздух и его свойства» У1. с. 109 | Урок обобщения и систематизации знаний | Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воздуха; Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах воздуха | Соблюдать правила экологического поведения в быту, следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу. | Сравнивать тела и вещества, формулировать выводы , фиксировать выводы в письменном виде | Тест |
Движение воздуха (4 часа) |
32 | | Температура воздуха. У1. с.111-114 Т.№54 | Изучение нов материала. | измерять температуру воздуха; получат представления о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково. | Строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Проводить простейшие измерения прибором (с помощью термометра). Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, обсуждать полученные сведения | Опыты и наблюдения |
33 | | Ветер. У1. с.115-119 Т.№55 Хр. С.69-74 | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Понимать причины движения воздуха вдоль поверхности Земли; различать приборы «флюгер», «анемометр», пользоваться флюгером и анемометром. | Строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей | Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, из наблюдения за действиями учителя, обсуждать полученные сведения. | Дискуссия «Ветер нам друг или недруг» |
34 | | Что такое погода? У1. с.120-123 Т.№56 Хр.76 | Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков | Понимать, почему погода непостоянна, как изучают погоду; получат представления о погоде. | Вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений | Использовать условные знаки для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Предсказывать погоду по местным признакам, сравнивать погоду по результатам наблюдений, наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов . | Опыт и наблюдения |
35 | | Обобщение по теме «Движение воздуха» С. 123-124 | Урок обобщения и систематизации знаний | Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воды и воздуха; Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах свойства воздуха и воды. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Фиксировать результата наблюдений, сравнивать свойства наблюдаемых объектов | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир» |
Тайны недр Земли (7 часов) |
36 | | Горные породы. У2. с.5-8 Т.№1 Хр.с. 77-80 | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Различать горные породы, узнают об образовании осадочных и магматических горных пород. | Узнавать изученные объекты неживой природы, понимать различные виды сообщений информационного характера. | Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Различать горные породы, их состояние и свойства, характеризовать объекты неживой природы. Заполнять таблицу. | Дидактическая игра. |
37 | | Разрушение горных пород. У2. С.9-11 Т.№2 | Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков | Давать краткую характеристику объектов неживой природы; узнают, как образуются осадочные горные породы и, как происходит разрушение горных пород под действием ветра и воды, солнца. | Узнавать изученные объекты и явления неживой природы, понимать различные виды сообщений информационного характера. | Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Различать горные породы, их состояние и свойства. Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, из наблюдения за действиями учителя, обсуждать полученные сведения. | Наблюдение и выводы. |
38 | | Что такое минералы? У2. С.12-15 Т.№3-4 | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Находить различия в разнообразии минералов и узнают об их использовании человеком. Выполнять практическую работу . | Узнавать изученные объекты и явления неживой природы. Проводить исследовательскую работу. | Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Выполнять практическую работу, Различать горные породы, их состояние и свойства. | Практическая работа и выводы. |
39 | | Полезные ископаемые. У2. С.16-21 Т.№2,5,6 Хр. С.83 | Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков | приводить примеры горючих, рудных ,и строительных полезных ископаемых; различать понятия «сплав», «металлы», «месторождения», «руда». | Узнавать изученные объекты неживой природы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной форме | Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала; Использовать условные знаки для объяснения, выявления признаков и свойств объектов | учебно-познавательный интерес к учебному материалу | Различать и характеризовать основные виды полезных ископаемых; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника обсуждать полученные сведения. | Работа в группах. |
40 | | Свойства полезных ископаемых. У2. С.22-25 Т.№7 | Практическая работа. | Различать свойства некоторых полезных ископаемых используя план учебника, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Выделять основные признаки объектов неживой природы, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы; Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала | Различать и характеризовать основные виды полезных ископаемых; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и опытов, обсуждать полученные сведения. | Опыты и наблюдения |
41 | | Почему надо беречь полезные ископаемые? У2. С. 26-30 Т.№8-10 | Систематизация полученных знаний | оценивать воздействие человека на природу, работать с учебными текстами и осуществлять поиск необходимой информации | Соблюдать правила экологического поведения в быту, Понимать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека с природой | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе, отвечать на вопросы учебника стр.29 | Сообщение «Моё бережное отношение к расходованию полезных ископаемых» |
42 | | Обобщение по теме «Тайны недр Земли» | Урок обобщения и систематизации знаний | Извлекать необходимую информацию из разных источников о полезных ископаемых. Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах и использовании полезных ископаемых | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Различать и характеризовать основные виды полезных ископаемых; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из разных источников, систематизировать подобранную информацию в виде таблицы | Составление таблицы |
Почва (4 часа) |
43 | | Как образуется почва. У2. С.31-34 Т.№11-13 Хр. С.88-89 | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | Понимать процесс почвообразования, понятие «цепь питания», работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, опираясь на собственный опыт, обсуждать полученные сведения, составлять цепи питания. | Работа в парах. |
44 | | Почва и её состав. У2. С.35-42 Т.№14-15 | Практическая работа. | проводить опыты по изучению свойств почвы и делать выводы, узнают состав и свойства почвы. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы; Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала | Проводить опыты по изучению свойств почвы, исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства почвы; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников, готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Опыты и наблюдения |
45 | | Зачем и как люди заботятся о почве. У2. с.39-42 Т.№16-17 | Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков | Оценивать воздействие человека на природу, работать с учебными текстами и осуществлять поиск необходимой информации | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы; использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала; определять характер взаимоотношений человека с природой, приводить примеры влияния этих взаимоотношений | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала | Устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе, извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников и учебной литературы, обсуждать полученные сведения | Дидактическая игра. |
46 | | Обобщение по теме «Почва» | Урок обобщения и систематизации знаний | Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах почвы; Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах свойства воздуха и воды. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Использовать дополнительный материал в Интернете при составлении плана рассказа, доклада, презентации; определять характер взаимоотношений человека с природой, приводить примеры влияния этих взаимоотношений | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Фиксировать результата наблюдений, сравнивать свойства наблюдаемых объектов извлекать по заданию учителя необходимую информацию из разных источников, систематизировать подобранную информацию в виде таблицы | Таблица |
Природные сообщества (6 часов). |
47 | | Лес и его обитатели. | Комбиниро ванный | Раскрывать связи, которые существу ют между обитателями леса. | Составлять цепи питания, существу ющие в лесном сообществе. | - принимать и сохранять учебную задачу - строить рассуждения в Форме связи простых суждений об объекте, строить речевое высказывание - слушать и понимать речь других | Учебно- познавательный интерес к учебному материалу. | Характеризовать природные сообщества ( на примере леса, луга, водоёма) | Беседа по статье |
48 | | Луг и его обитатели. | Комбиниро ванный | Раскрывать связи, которые существу ют между обитателями луга. | Составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе. | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом мате риале в сотрудничестве с учителем - строить речевое высказывание в устной форме - использовать речь для регуляции своего действия | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Характеризовать природные сообщества ( на примере леса, луга, водоёма) | Беседа по вопросам |
49 | | Поле и его обитатели. | Комбиниро ванный | Раскрывать связи, которые существу ют между обитателями поля. | Составлять цепи питания, существующие в сообществе поля. | - принимать и сохранять учебную задачу - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы - слушать и понимать речь других | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Характеризовать влияние человека на природные сообщества ( на примере своей местности) | Работа по группам |
50 | | Пресный водоём и его обитатели. | Комбиниро ванный | Раскрывать связи, которые существу ют между обитателями пресного водоёма. | Составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоёма. | - принимать и сохранять учебную задачу - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы - задавать вопросы | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Характеризовать природные сообщества ( на примере леса, луга, водоёма) | Викторины. Конкурсы. Фронтальный опрос. |
51 | | Болото и его обитатели. | Комбиниро ванный | Раскрывать связи, которые существу ют между обитателями болота. | Составлять цепи питания, существу ющие в болотном сообществе. | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем - строить рассуждения в Форме связи простых суждений об объекте, строить речевое высказывание - формулировать собственное мнение и позицию | Учебно- Познавательный интерес к учебному материалу. | Характеризовать Влияние человека на природные сообщества ( на примере своей местности) | Фронтальный и индивидуаль- ный опрос. |
52 | | Эскурсия «Природ ные сообщества родного края» | Экскурсия | Раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края. | Составлять цепи питания, присущие этим сообществам. | - принимать и сохранять учебную задачу - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | Характеризовать влияние человека на природные сообщества ( на примере своей местности) | Ответы на вопросы. |
53 | | Обобщение по теме «Природные сообщества» | Обобще ние знаний. Викторина. | Анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ. | Использовать при обретённые знания и умения в практической дея- тельности и повседневной жизни. | - принимать и сохранять учебную задачу - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы - формулировать собственное мнение и позицию | Формировать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. | Извлекать ( по заданию учителя ) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний ( словари, энциклопедии, справочники ) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Тест. |
Человек и природные сообщества ( 9 часов ) |
54 | | Значение лесов. | Комбини рованный | Охранять природные богатства. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | - принимать и сохранять учебную задачу - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использовании ем учебной литературы - формулировать собственное мнение и позицию | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей). | Приводить природы зависимости удовлетворения потребностей людей от природы включая потребности эмоционально-эстетического характера. | Устный Опрос. П/р. |
55 | | Безопасное поведение в лесу (восьмое заседание клуба). | Комбини рованный | Выполнять правила безопасного поведения в лесу. | Осознавать цен- ность природы и необходимость нести ответствен- ность за её сохра- нение, соблюдать правила экологи- ческого поведения в быту и в природе. | - принимать и сохранять учебную задачу - развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества - использовать речь для регуляции своего действия | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных так и окружающих людей. | Различать правильные и неправильные формы по ведения в природе. | Устный опрос. |
56 | | Луг и человек. | Комбини рованный | Раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга. | Составлять цепи питания, присущие луговому сообщес тву. | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом мате риале в сотрудничестве с учителем - проводить сравнение, обобщать, осуществлять выведение основных признаков объекта - слушать и понимать речь других | Ориентация в нравст венном содержании и смысле поступков как собственных так и окружающих людей | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать приме ры зависимости благополу чия жизни людей от состоя ния природы. | С/р. |
57 | | Надо ли охранять болота? | Комбини рованный | Выполнять прави ла безопасного поведения на болотах. | Использовать при обретённые зна ния и умения в практической дея тельности и пов седневной жизни. | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей - развитие широких познавательных интересов и мотивов, любоз нательности, творчества - использовать речь для регуляции своего действия | Развитие этических чувств – стыда, вины,совести как регулято ров морального поведения. | Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. | Работа в парах и по группам. |
58 | | Дары рек и озёр. | Комбини рованный | Показывать на карте реки и озё ра; выполнять правила поведе ния у водоёмов. | Использовать при обретённые зна ния и умения в практической дея тельности и пов седневной жизни. | - принимать и сохранять Учебную задачу - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использовании ем учебной литературы - формулировать собственное мнение и позицию | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу. | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополу чия жизни людей от состояния природы. | Фронта льный опрос. |
59 | | Безопасное поведение у водоёмов ( девятое заседание клуба ) | Комбини рованный | Выполнять прави ла безопасного поведения. | Использовать при обретённые зна ния и умения в практической дея тельности и пов седневной жизни. | - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реалиизации - устанавливать причинно- следственные связи - слушать и понимать речь других | Развитие этических чувств – стыда, вины,совести как регулято ров морального поведения. | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополу чия жизни людей от состояния природы | Работа в груп пах. |
60 | | Человек – защитник природы. | Комбини рованный | Называть растения и животных из Красной книги родного края. | Осознавать цен ность природы и необходимость нести ответствен ность за её сохра нение, соблюдать правила экологи ческого поведения в быту и в природе. | - умение учиться и способность организации своей деятельности - развитие широких познаватель ных интересов и мотивов, любознательности, творчества - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию | Развитие этических чувств – стыда, вины,совести как регулято ров морального поведения. | Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. | Фронта льный и индиви дуаль ный опрос. |
61 | | Природа будет жить. | Комбини рованный | Называть детёны шей животных. | Осознавать цен ность природы и необходимость нести ответствен ность за её сохра нение, соблюдать правила экологи ческого поведения в быту и в природе. | - принимать и сохранять Учебную задачу - развитие широких познавательных интересов и мотивов, любоз нательности, творчества - использовать речь для регуляции своего действия | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общиедля всех людей правила поведения ( основы нравственных общечеловеческих ценностей ) | Моделировать ситуаци и по охранению природы и её защите. | Фронта льный опрос. |
62 | | Обобщение по теме «Человек и природные сообщества» | Обобще ние зна ний Виктори на. | Охранять природ ные богатства. | Использовать приобретённые знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни. | - контроль и самоконтроль учебных действий - строить речевое высказывание в устной форме - использовать речь для регуляции своего действия | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей | Тест. |
Путешествие в прошлое ( 5 часов ) |
63 | | Лента времени. | Комбини рованный | Ориентироваться по ленте времени. | Использовать приобретённые знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни. | - планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации - формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное - слушать и понимать речь других | Формировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополни- тельных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. | Фронта льный опрос. |
64 | | Золотое кольцо России. | Комбини рованный | Называть города России, их достоп римечательности; показывать на карте города России. | Использовать приобретённые знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни. | - учиться работать по предложен ному учителем плану - развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества - формулировать собственное мнение и позицию | Чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение истории, культурных исторических памятников. | Показывать местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3 города) на карте России. | Задания по груп пам. |
65 | | Путешествие по Санкт- Петербургу (десятое заседание клуба) | Комбини рованный | Показывать Санкт- Петербург на карте; рассказывать об основных достоп римечательностях города. | Использовать приобретённые знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни. | - учиться работать по предложен ному учителем плану - предварительный анализ , перевод текста на знаково-символичес кий язык - использовать речь для регуляции своего действия | Чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение истории, культурных исторических памятников. | Соотносить иллюстрации, видеокадры достопримечательностей и святынь Москвы, Санкт-Петербурга со словесным описанием их особенностей. | Индиви дуаль ный опрос. |
66 | | Экскурсия в краеведчес кий музей. | Экскурсия | Показывать родной город (посёлок) на карте, рассказы вать о его основ ных достопримеча тельностях. | - народные про мыслы России - особенности труда родного края | - учиться работать по предложен ному учителем плану - развитие широких и познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества - использовать речь для регуляции своего действия | Чувство патриотизма, гордости за свою стра ну, уважение истории, культурных историчес ких памятников. | Оценивать вклад своих земляков, соотечественни ков в сохранение российс кого историко-культурного наследия. | Фрон таль ный опрос. |
67 | | Обобщение по теме «Путешествие в прошлое» | Обобще ние зна ний Виктори на.. | Называть города России, их достоп римечательности; показывать на кар те города России; ориентироваться по ленте времени. | Использовать приобретённые знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни. | - учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником - развитие широких познаватель ных интересов и мотивов, любознательности, творчества - формулировать собственное мнение и позицию | Чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение истории, культурных исторических памятников. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и допол нительных источников знаний (словари, энцикклопедии, справочники) и обсуж дать полученные сведения о прошлом нашего государс тва. | Тест. |
68 | | Готовимся к школьной Олимпиаде. | Урок повторе ния ЗУНов. | Называть города России, их достоп римечательности, ориентироваться по ленте времени. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | - принимать и сохранять учебную задачу - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы - задавать вопросы | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и допол- нительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. | Ответы на воп росы. |