СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

3 КЛАСС

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по учебным предметам. План программы внеурочной деятельности: 1-4 класс: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига, Учебник, 2012.


Начальный курс окружающего мира имеет следующие ц е л и и задачи:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоцианально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

  • систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире;

  • формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, обобщение и др.) , воспитывать внимательность, наблюдательность и любознательность;

  • формировать самостоятельную познавательную деятельность; воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Основные учебно-воспитательные задачи курса:

- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).

Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Окружающий мир» на ступени начального общего образования является обязательным. В учебном плане на его изучение отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).


Личностные, метапредметные и предметные


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.


Регулятивные УУД:

Обучающиеся научаться:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Познавательные УУД:

Обучающиеся научаться:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;


Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научаться:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;

  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

  • сравнивать и различать формы земной поверхности;

  • находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;

  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;

  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;

  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);

  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;

  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

  • приводить примеры веществ;

  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • сравнивать свойства воды и воздуха;

  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

  • характеризовать кругооборот воды в природе;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;

  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;

  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);

  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;

  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;

  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;

  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);

  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

  • находить место изученного события на ленте времени;

  • находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;

  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

  • находить на ленте времени место изученному историческому событию;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;

  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.

Содержание курса «Окружающий мир» (68 ч)

Раздел «Изображение Земли на глобусе» (12 ч)

Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.

Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).

План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.

Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.

Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.

Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.

Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.


Раздел «Неживая природа» (22 ч)

Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.

Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.

Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.

Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.

Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.

Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).

Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.

Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.

Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.


Раздел «Тайна недр пород. Почва» (9 ч)

Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.

Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».

Практические работы: определение примерного состава почвы.


Раздел «Природные сообщества» (7 ч)

Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).

Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.

Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.

Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).

Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

Раздел «Человек и природные сообщества» (8 ч)

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек-защитник природы.

Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.

Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).

Практические работы. Участие в элементарной деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.) работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

Раздел «Путешествие в прошлое» (10 ч)

Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).

Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

Практикум

Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.

Экскурсия в краеведческий, художественный музей.












Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012.

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

5 .А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. –М.: Просвешение, 2011

6. Р.Г.Чуракова.Проектирование основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. –М.:Академкнига/ Учебник, 2011

7. Справочные пособия, энциклопедии;

8. Схемы;

9. Таблицы;

10. Альбомы с демонстрационными материалами.



Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

«Окружающего мира» к концу 3-го года обучения

Обучающиеся научаться:

  • характеризовать условия жизни на Земле;

  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

  • описывать свойства воды (воздуха);

  • различать растения разных видов, описывать их;

  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

  • объяснять отличия гриюов от растений;

  • характеризовать животное как организм;

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; составлять описательный рассказ о животном;

  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;

  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства(в пределах изученного);

  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

  • работать с географической и исторической картой, контурной картой.

Обучающиеся получат фозможность научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

  • анализировать модели, изображающие Земли (глобус, план, карту);

  • различать географическую и историческую карты;

  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

  • проводить несложные опыты по размножению растений;

  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия;)

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.













Тематическое планирование по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ , 3 класс.

2 часа в неделю (68 часов в год).



П/П

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Система оценки

предметные

метапредметные

личностные

научится

получит возможность научиться

1


Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»

(с.5-6)


Комбинированный

Формировать знания о признаках живой и неживой природы; учить различать объекты живой и неживой природы.

Познакомятся с учебно- методическим комплектом по окружающему миру для 3 класса.

Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формировать собственное мнение и позицию.

Учебно- познавательный интерес к учебному материалу.

Сравнивать объекты живой и неживой природы, сравнивать и различать природные объекты и изделия

Наблюдения и опыты.

Изображение Земли на глобусе (5 часов)

2


Глобус- модель земного шара.

С. (7- 11)

Комбинированный

Уточнить детские представления о модели Земли- глобусе;объяснить понятия «меридианы» , «параллели», «нулевой меридиан», «экватор».

Находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария.

Принимать и сохранять учебную задачу; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки ;находить на глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия.

ТПО №1

3


Материки и океаны на глобусе.

С.(12- 14)

Комбинированный

Расширять знания о материках и водных пространствах нашей планеты; учить находить на глобусе материки и океаны.

Объяснять значение терминов «материки», «океаны».

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, задавать вопросы.

Учебно -познавательный интерес к учебному материалу.

Находить на глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия.

ТПО №3,4

4


Формы поверхности Земли.

С.(15- 18)

Комбинированный

Расширять знания о формах поверхности Земли, их разновидностях- равнинах и горах; находить и различать на глобусе равнины и горы.

Использовать глобус как источник информации.

Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно – познавательный интерес к учебному материалу.

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности; находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их названия; моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

ТПО №7

5


Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе»

Урок обобщения и систематизации ЗУНов.

Обобщить знание по теме «Формы поверхности Земли», продолжить работу над формированием практических умений использовать глобус как источник информации.


Проводить сравнение, обобщать, осуществлять выведение основных признаков объекта; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать собственное мнение и позицию.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Характеризовать глобус, условные знаки; сравнивать и различать разные формы земной поверхности; называть и показывать материки и океаны.

Ответы на вопросы

О чём рассказала карта (7 часов)

6


Географическая карта

с.(19 -24)

комбинированный

Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении; формирование начальных умений работы с картой.

Работать с картой, выполнять задание на контурной карте.

Принимать и сохранять учебную задачу; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Характеризовать глобус, карту, их условные знаки. Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков.

ТПО №8,9

7


Учимся читать карту.

(с.25-27)

комбинированный

Находить и показывать на карте физические объекты.

Знать карту полушарий, физическую карту России; находить и показывать на карте физические объекты.

Проводить сравнение, обобщать, осуществлять выведение основных признаков объекта; формулировать собственное мнение и позицию.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Элементарные приемы чтения карты. Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков.

ТПО №12

8


План местности (с.28-30)

комбинированный

Понятие «план местности; условные обозначения на плане; иметь представление о масштабе; называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного.

Элементарные приемы чтения плана местности

Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать речь для регуляции своего действия.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки. Ориентироваться в группе на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.

ТПО №15

9


Холмы и овраги (с.31-34)

комбинированный

Называть части холма, определять виды склонов, называть части оврага.

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане)

Принимать и сохранять учебную задачу; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их названия. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина.

ТПО №17

10


Стороны горизонта (с.35-37)

комбинированный

Объяснять понятия «горизонт»; «линия горизонта»; «промежуточные стороны горизонта»; определять стороны горизонта на местности с помощью солнца.

Определять стороны горизонта.

Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно- познавательный интерес к учебному материалу.

Самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние; ориентироваться в группе на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.

ТПО №19

11


Ориентирование на местности. Компас (с.38-41)

комбинированный

Работать с компасом; находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса.

Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; устанавливать причинно-следственные связи; использовать речь для регуляции своего действия.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Ориентироваться в группе на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии, проводить несложные наблюдения в родном крае за природными явлениями и проявлениями.

ТПО №23

12


Обобщение по теме «О чем рассказала карта» (с.42)

Урок обобщения и систематизации ЗУНов

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении; работать с картой ; выполнять задание на контурной карте.

Использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать речь для регуляции своего действия.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки; определять объекты на географической карте с помощью условных знаков; находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия.

Ответы на вопросы. Работа в группах

Из чего всё на свете (4 часа)

13


Тела, вещества, частицы.

(с.43-48)

комбинированный

Знать, что каждое тело состоит из веществ; иметь представление о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах.

Ставить и проводить опыты; определять тела.

Принимать и сохранять учебную задачу; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Приводить примеры веществ; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы.

ТПО №26

14


Твердые вещества‬ жидкости и газы.

8с.49-52)

комбинированный

Объяснять понятия «тело», «вещества» «частицы»; иметь представление о том, что в любом теле все частицы нахкдятся в постоянном движении

Проводить опыты, различать тела, вещества, частицы.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Формулировать собственное мнение и позицию.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; приводить примеры движения под действием энергии.

ТПО №30

15


Вода -необыкновенное вещество.

(с. 53-55)

комбинированный

Объяснять свойства воды; рассказывать о трех состояниях воды в природе; проводить опыты и наблюдения.

Определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения.

Принимать и сохранять учебную задачу; Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника.

ТПО с.22№31

16


Обобщение по теме «Из чего все на свете»

(с.56)

Урок обобщения и систематизации ЗУНов

Систематизировать и обобщать знания по изученным темам.

Проводить опыты.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проводить сравнение, обобщать, осуществлять выведение основных признаков объекта допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Характеризовать свойства воды; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний 萾(свойсӂвах водыР耨в жидком, газообраЗнмм и тверఴом`состочниях), о растворах в прирде;23исследОвать а грృппах сжо␹стваȠводы.

Р0бота в груп␿ах.

О葂ветъ на вопросы

Вода и её свойѡтва 85!часв)

17ࠇ

Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба)

(с. 57-62)

комбинированный

Рассказы䐲ать о свойст䐲а⑅ воДы при нагрев԰нии и ԾхлаЖҴенаи; пీоводить опыты, формулирова⑂ь вывѾды.

Фотмулировать выводы и фиксసроваBь0их в 䐿఺сьѼенҵом виде..

ПрАнимбть и耠مохраняBь учебную заД԰чу; строить рассуждениЏ в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника.

ТПОс.23 №32


18


Термометр и его устройство

(с.63-67)

комбинированный

Объяснять устройство термометра, пользоваться термометром, определять температуру воды.

Проводить исследовательскую работу

Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формулировать собственное мнение и позицию

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; исследовать в группах свойства воды, свойства воздуха, характеризовать эти свойства, измерять температуру воды и воздуха с помощью градусника; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов

ТПО с.24 №34, 35

19


Свойства воды в твердом состоянии(второе заседание клуба) (с.68-71)

комбинированный

Объяснять свойства льда; делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды


Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; исследовать в группах свойства воды, свойства воздуха, характеризовать эти свойства, измерять температуру воды и воздуха с помощью градусника; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительнోх истᐾчников знаниᐹ о ుволствахࠠводы

ТПО с.36 №36, 37

Сжойсᑂва!воды в газ萾образном хост䐾яниа

(с. 72-74)G఺омбийированный

Определять тра состояния 萲оды!в Яфироде; объяснять свойства†萲одяного пара, опр䐵делOѢь ②войствд водяного параဠв Ѿпытах(и наблюдениях

Осознавать ценностьȠпѐирѾды и неᐾбходимость нести ␾тветственность за ее сохраненԸе; 葀Ծблюдать пѐавила экологического повемения"в быту( экоеомия вѾды, Գаза, топлива)

Плани⑀оватٌ своБ действие вࠠсОответствии с Яоставленной падачеహ и условиями ее р萵аһизации; строить рассуж дения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Исследовать в группах свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях; характеризовать эти свойства; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; сравнивать свойства воды и воздуха

ТПО с.27 №39



21


Обобщение по теме « Вода и ее свойства»

(с.75)

Урок обобщения и систематизации знаний

Проводить опыты, формулировать выводы , фиксировать выводы в письменном виде

Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, использовать речь для регуляции своего действия

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды; характеризовать свойства воды;

Работа в группах

Чудесные превращения воды в природе (6 часов)

22


Круговорот воды в природе

(с.76-80)

комбинированный

Расширять знания о круговороте воды в природе, определять три состояния воды в природе

Доказывать круговорот воды в природе

Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Характеризовать круговорот воды в природе

Фронтальный и индивидуальный опрос

23


Туман и облака. Осадки

У1. с.83-84

Хр. с.51-59

Т.№42

комбинированный

Объяснять явление превращения воды в туман, облака; рассказывать о разных видах облаков и осадках, выпадающих из облаков

Проводить исследовательскую работу; определять виды облаков

Принимать и сохранять учебную задачу; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; формулировать собственное мнение и позицию

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Характеризовать свойства воды и воздуха; исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды, воздуха; рассказывать превращение воды в туман облака; разные виды облаков

ТПО с.29

№41

24


Вода-растворитель.

У1. с.85-87

Хр. с.46

Т.№43

Практическая работа

Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воды; получат представление о том, что вода – растворитель; узнают о свойствах воды

Различать растворимые и нерастворимые вещества

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Проводить простейшие опыты по изучен св-в воды; делать фильтр; определять растворимые и нерастворимые вещества

Опыты и наблюдения.

25


Растворы в природе.

У1.с.88-90

Т.№44

Практическая работа.

Извлекать необходимую информацию из разных источников о растворах в природе, о разных состояниях воды

Применять знания о природных растворах; следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов

Ориентация на понимание причин успеха в

учебной деятельности.

Проводить простейшие опыты по изучению св-в водных растворов

Опыты и наблюдения

26


Почему воду надо беречь?

У1. с.91-94

Т.№47-48

Изучение нового материала.

Различать источники загрязнения воды и способы её очистки; получат представления о значении воды в жизни человека

Понимать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту


Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов

Способность к самооценке на основе критерия успешности

учебной деятельности.

извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о способах загрязнения и очистки воды; работа в парах с.92; работа в группах с.94

Выставка рисунков.

27


Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе»

У. с.95

Урок обобщения и систематизации знаний

Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах воды

Применять полученные знания; соблюдать правила экологического поведения в быту

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе

Ориентация на понимание причин успеха в

учебной деятельности.

Сравнивать тела и вещества, формулировать выводы , фиксировать выводы в письменном виде

Работа в группах.

Викторина.

Воздух и его свойства (4 часа)

28


Океан, которого нет на карте и глобусе.

У1. с.96-99

Т.№50

Систематизация полученных знаний

Знаниям о значении атмосферы( представлениям о воздушном океане Земли - атмосфере)

Проводить исследовательскую работу. Понимать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании

и смысле поступков

как собственных, так

и окружающих людей.

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, обсуждать полученные сведения, проводить опыты следуя инструкции и плану учебника с.98-99, формулировать выводы, исследование в парах

Опыт и наблюдения

29


Воздух- это смесь газов.

У1. с.100-102

Т.№51-52

Хр. с.61

Изучение нов материала.

Знаниям о свойствах кислорода и углекислого газа, что воздух – смесь газов; определять свойства кислорода и углекислого газа

Соблюдать правила экологического поведения в быту, следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании

и смысле поступков

как собственных, так

и окружающих людей.

Проводить простейшие опыты по изучению состава воздуха, исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха

Опыты и наблюдения

30


Свойства воздуха.

У1. с.103-109

Т.№53

Практическая работа.

Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воздуха, доказывать с помощью опытов основные свойства воздуха.

Соблюдать правила экологического поведения в быту, следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Проводить опыты по изучению свойств воздуха, исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников, готовить доклады и обсуждать полученные сведения

Опыты и наблюдения

31


Обобщение по теме «Воздух и его свойства»

У1. с. 109

Урок обобщения и систематизации знаний

Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воздуха; Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах воздуха

Соблюдать правила экологического поведения в быту, следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Сравнивать тела и вещества, формулировать выводы , фиксировать выводы в письменном виде

Тест

Движение воздуха (4 часа)

32


Температура воздуха.

У1. с.111-114

Т.№54

Изучение нов материала.

измерять температуру воздуха; получат представления о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково.

Строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании

и смысле поступков

как собственных, так

и окружающих людей.

Проводить простейшие измерения прибором (с помощью термометра). Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, обсуждать полученные сведения

Опыты и наблюдения

33


Ветер.

У1. с.115-119

Т.№55

Хр. С.69-74

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Понимать причины движения воздуха вдоль поверхности Земли; различать приборы «флюгер», «анемометр», пользоваться флюгером и анемометром.

Строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, из наблюдения за действиями учителя, обсуждать полученные сведения.

Дискуссия «Ветер нам друг или недруг»

34


Что такое погода?

У1. с.120-123

Т.№56

Хр.76

Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков

Понимать, почему погода непостоянна, как изучают погоду; получат представления о погоде.

Вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений

Использовать условные знаки для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Предсказывать погоду по местным признакам, сравнивать погоду по результатам наблюдений, наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов .

Опыт и наблюдения

35


Обобщение по теме «Движение воздуха»

С. 123-124

Урок обобщения и систематизации знаний

Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах воды и воздуха; Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах свойства воздуха и воды.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Способность к самооценке на основе критерия успешности

учебной деятельности.

Фиксировать результата наблюдений, сравнивать свойства наблюдаемых объектов

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир»

Тайны недр Земли (7 часов)

36


Горные породы.

У2. с.5-8

Т.№1

Хр.с. 77-80


Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Различать горные породы, узнают об образовании осадочных и магматических горных пород.

Узнавать изученные объекты неживой природы, понимать различные виды сообщений информационного характера.

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, Ориентация в нравственном содержании

и смысле поступков

как собственных, так

и окружающих людей.

Различать горные породы, их состояние и свойства, характеризовать объекты неживой природы.

Заполнять таблицу.

Дидактическая игра.

37


Разрушение горных пород.

У2. С.9-11

Т.№2

Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков

Давать краткую характеристику объектов неживой природы; узнают, как образуются осадочные горные породы и, как происходит разрушение горных пород под действием ветра и воды, солнца.

Узнавать изученные объекты и явления неживой природы, понимать различные виды сообщений информационного характера.

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Различать горные породы, их состояние и свойства. Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, из наблюдения за действиями учителя, обсуждать полученные сведения.

Наблюдение и выводы.

38


Что такое минералы?

У2. С.12-15

Т.№3-4

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Находить различия в разнообразии минералов и узнают об их использовании человеком. Выполнять практическую работу .

Узнавать изученные объекты и явления неживой природы. Проводить исследовательскую работу.

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Выполнять практическую работу, Различать горные породы, их состояние и свойства.

Практическая работа и выводы.

39


Полезные ископаемые.

У2. С.16-21

Т.№2,5,6

Хр. С.83

Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков

приводить примеры горючих, рудных ,и строительных полезных ископаемых; различать понятия «сплав», «металлы», «месторождения», «руда».

Узнавать изученные объекты неживой природы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной форме

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков; использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала; Использовать условные знаки для объяснения, выявления признаков и свойств объектов

учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Различать и характеризовать основные виды полезных ископаемых; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника обсуждать полученные сведения.

Работа в группах.

40


Свойства полезных ископаемых.

У2. С.22-25

Т.№7


Практическая работа.

Различать свойства некоторых полезных ископаемых используя план учебника, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Выделять основные признаки объектов неживой природы, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы; Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала

Различать и характеризовать основные виды полезных ископаемых; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и опытов, обсуждать полученные сведения.

Опыты и наблюдения

41


Почему надо беречь полезные ископаемые?

У2. С. 26-30

Т.№8-10

Систематизация полученных знаний

оценивать воздействие человека на природу, работать с учебными текстами и осуществлять поиск необходимой информации

Соблюдать правила экологического поведения в быту, Понимать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека с природой

Способность к самооценке на основе критерия успешности

учебной деятельности.

Устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе, отвечать на вопросы учебника стр.29

Сообщение «Моё бережное отношение к расходованию полезных ископаемых»

42


Обобщение по теме «Тайны недр Земли»

Урок обобщения и систематизации знаний

Извлекать необходимую информацию из разных источников о полезных ископаемых. Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах и использовании полезных ископаемых

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе

Способность к самооценке на основе критерия успешности

учебной деятельности.

Различать и характеризовать основные виды полезных ископаемых; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из разных источников, систематизировать подобранную информацию в виде таблицы

Составление таблицы

Почва (4 часа)

43


Как образуется почва.

У2. С.31-34

Т.№11-13

Хр. С.88-89

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Понимать процесс почвообразования, понятие «цепь питания», работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, опираясь на собственный опыт, обсуждать полученные сведения, составлять цепи питания.

Работа в парах.

44


Почва и её состав.

У2. С.35-42

Т.№14-15



Практическая работа.

проводить опыты по изучению свойств почвы и делать выводы, узнают состав и свойства почвы.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы; Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; делать выводы на основании полученных результатов


Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала

Проводить опыты по изучению свойств почвы, исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства почвы; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников, готовить доклады и обсуждать полученные сведения

Опыты и наблюдения

45


Зачем и как люди заботятся о почве.

У2. с.39-42

Т.№16-17

Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков

Оценивать воздействие человека на природу, работать с учебными текстами и осуществлять поиск необходимой информации

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Описывать на основе иллюстрации и предложенного плана изученные объекты неживой природы; использовать словарь учебника, дополнительный материал в процессе изучения нового материала; определять характер взаимоотношений человека с природой, приводить примеры влияния этих взаимоотношений


Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материала

Устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе, извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников и учебной литературы, обсуждать полученные сведения

Дидактическая игра.

46


Обобщение по теме «Почва»

Урок обобщения и систематизации знаний

Извлекать необходимую информацию из разных источников о свойствах почвы; Готовить доклады и обсуждать полученные сведения о свойствах свойства воздуха и воды.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме


Использовать дополнительный материал в Интернете при составлении плана рассказа, доклада, презентации; определять характер взаимоотношений человека с природой, приводить примеры влияния этих взаимоотношений

Способность к самооценке на основе критерия успешности

учебной деятельности.

Фиксировать результата наблюдений, сравнивать свойства наблюдаемых объектов извлекать по заданию учителя необходимую информацию из разных источников, систематизировать подобранную информацию в виде таблицы

Таблица

Природные сообщества (6 часов).


47


Лес и его обитатели.

Комбиниро

ванный

Раскрывать связи,

которые существу

ют между обитателями

леса.



Составлять цепи

питания, существу

ющие в лесном

сообществе.

- принимать и сохранять учебную

задачу

- строить рассуждения в

Форме связи простых

суждений об объекте,

строить речевое

высказывание

- слушать и понимать

речь других

Учебно-

познавательный интерес к

учебному

материалу.

Характеризовать природные

сообщества ( на

примере

леса, луга, водоёма)

Беседа

по статье

48


Луг и его обитатели.

Комбиниро

ванный

Раскрывать связи,

которые существу

ют между

обитателями луга.



Составлять цепи

питания,

существующие в луговом

сообществе.

- учитывать

выделенные учителем

ориентиры действия в

новом мате

риале в

сотрудничестве с

учителем

- строить речевое высказывание в

устной форме

- использовать речь

для регуляции

своего действия



Ориентация на понимание

причин

успеха в

учебной

деятельности.

Характеризовать природные

сообщества ( на

примере

леса, луга, водоёма)

Беседа

по вопросам

49


Поле и его обитатели.

Комбиниро

ванный

Раскрывать связи,

которые существу

ют между

обитателями поля.

Составлять цепи

питания,

существующие в сообществе

поля.

- принимать и

сохранять учебную

задачу

- осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных

заданий с

использованием

учебной литературы

- слушать и понимать

речь других


Способность к самооценке на

основе

критерия

успешности

учебной

деятельности.

Характеризовать

влияние

человека на

природные

сообщества ( на

примере

своей местности)

Работа

по группам

50


Пресный водоём и

его обитатели.

Комбиниро

ванный

Раскрывать связи,

которые существу

ют между обитателями пресного

водоёма.

Составлять цепи

питания, существующие в сообществе пресного водоёма.

- принимать и

сохранять учебную

задачу

- осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения

учебных заданий с использованием

учебной литературы

- задавать вопросы


Ориентация на понимание

причин успеха

в

учебной деятельности.

Характеризовать природные

сообщества ( на

примере

леса, луга, водоёма)


Викторины.

Конкурсы.

Фронтальный

опрос.

51


Болото и его

обитатели.

Комбиниро

ванный

Раскрывать связи,

которые существу

ют между обитателями

болота.

Составлять цепи

питания, существу

ющие в болотном

сообществе.

- учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в

новом

учебном материале в сотрудничестве с

учителем

- строить рассуждения в

Форме связи простых

суждений

об объекте, строить

речевое высказывание

- формулировать

собственное

мнение и позицию

Учебно-

Познавательный

интерес к

учебному

материалу.

Характеризовать

Влияние

человека на

природные

сообщества ( на

примере

своей местности)



Фронтальный и

индивидуаль-

ный опрос.

52


Эскурсия «Природ

ные сообщества

родного края»

Экскурсия

Раскрывать связи,

которые существуют

между

обитателями

природных сообществ

родного

края.

Составлять цепи

питания, присущие

этим сообществам.

- принимать и сохранять учебную

задачу

- осуществлять анализ

объектов с

выделением

существенных и

несущественных

признаков

- строить понятные для партнёра

высказывания,

учитывающие, что

партнёр знает и видит,

а что нет

Ориентация в

нравственном содержании

и смысле

поступков

как собственных,

так

и окружающих

людей.


Характеризовать

влияние

человека на

природные

сообщества ( на

примере

своей местности)

Ответы

на вопросы.

53


Обобщение по теме

«Природные сообщества»

Обобще

ние

знаний.

Викторина.

Анализировать

связи в каждом

из изученных

природных

сообществ.

Использовать при

обретённые знания и умения в

практической дея-

тельности и

повседневной

жизни.


- принимать и сохранять учебную

задачу

- осуществлять поиск необходимой

информации для

выполнения учебных

заданий с использованием

учебной литературы

- формулировать

собственное

мнение и позицию


Формировать

способность к

самооценке

на основе

успешности

учебной

деятельности.

Извлекать ( по

заданию

учителя )

необходимую

информацию из

учебника

и дополнительных источников знаний (

словари,

энциклопедии, справочники ) о

природных

сообществах и

обсуждать

полученные

сведения.

Тест.

Человек и природные сообщества ( 9 часов )

54


Значение лесов.

Комбини

рованный

Охранять природные богатства.

Использовать

приобретённые

знания и умения в

практической

деятельности и

повседневной

жизни.


- принимать и сохранять учебную

задачу

- осуществлять поиск необходимой

информации для

выполнения

учебных заданий с использовании

ем учебной литературы

- формулировать

собственное

мнение и позицию




Самостоятельно

определять и высказывать

самые простые,

общие

для всех людей

правила

поведения

(основы

нравственных

общечеловеческих ценностей).


Приводить

природы

зависимости удовлетворения

потребностей

людей от природы включая

потребности

эмоционально-эстетического характера.

Устный

Опрос.

П/р.

55


Безопасное

поведение

в лесу (восьмое

заседание клуба).

Комбини

рованный

Выполнять правила безопасного

поведения в лесу.

Осознавать цен-

ность природы

и необходимость

нести ответствен-

ность за её сохра-

нение, соблюдать

правила экологи-

ческого поведения

в быту и в природе.

- принимать и сохранять учебную

задачу

- развитие широких познавательных интересов и мотивов,

любознательности,

творчества

- использовать речь для

регуляции своего действия

Ориентация в

нравственном содержании и

смысле поступков

как собственных

так и окружающих

людей.

Различать

правильные и

неправильные

формы по

ведения в природе.


Устный

опрос.


56


Луг и человек.

Комбини

рованный

Раскрывать связи,

которые существуют

между обитателями луга.


Составлять цепи

питания, присущие

луговому сообщес

тву.

- учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в

новом мате

риале в сотрудничестве с учителем

- проводить сравнение, обобщать,

осуществлять выведение основных

признаков объекта

- слушать и понимать речь других




Ориентация в нравст

венном содержании и

смысле поступков

как

собственных так и

окружающих людей


Анализировать

влияние

современного

человека на

природу,

оценивать приме

ры зависимости благополу

чия жизни людей

от состоя

ния природы.

С/р.

57


Надо ли охранять

болота?

Комбини

рованный

Выполнять прави

ла безопасного

поведения на

болотах.

Использовать при

обретённые зна

ния и умения в

практической дея

тельности и пов

седневной жизни.

- адекватно воспринимать предложения и оценку

учителей, товарищей

- развитие широких

познавательных

интересов и мотивов,

любоз

нательности, творчества

- использовать речь для

регуляции своего действия

Развитие этических

чувств – стыда,

вины,совести как регулято

ров морального

поведения.

Моделировать

ситуации по

сохранению

природы и её

защите.

Работа

в парах

и по

группам.

58


Дары рек и озёр.

Комбини

рованный

Показывать на

карте реки и озё

ра; выполнять

правила поведе

ния у водоёмов.

Использовать при

обретённые зна

ния и умения в

практической дея

тельности и пов

седневной жизни.

- принимать и сохранять

Учебную задачу

- осуществлять поиск необходимой

информации для

выполнения

учебных заданий с

использовании

ем учебной литературы

- формулировать

собственное

мнение и позицию

Учебно-

познавательный

интерес к новому

учебному

материалу.


Анализировать

влияние

современного человека на

природу, оценивать

примеры зависимости благополу

чия жизни людей от

состояния природы.

Фронта

льный

опрос.

59


Безопасное поведение

у водоёмов ( девятое

заседание клуба )

Комбини

рованный

Выполнять прави

ла безопасного

поведения.

Использовать при

обретённые зна

ния и умения в

практической дея

тельности и пов

седневной жизни.

- планировать своё

действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реалиизации

- устанавливать причинно-

следственные связи

- слушать и понимать речь

других

Развитие этических

чувств – стыда,

вины,совести как регулято

ров морального

поведения.

Анализировать

влияние

современного человека на

природу, оценивать

примеры зависимости благополу

чия жизни людей от

состояния природы

Работа

в груп

пах.

60


Человек – защитник

природы.

Комбини

рованный

Называть растения

и животных из

Красной книги

родного края.

Осознавать цен

ность природы и

необходимость

нести ответствен

ность за её сохра

нение, соблюдать

правила экологи

ческого поведения

в быту и в природе.

- умение учиться и

способность

организации своей

деятельности

- развитие широких

познаватель

ных интересов и мотивов,

любознательности,

творчества

- допускать возможность

существования у людей различных точек

зрения, формулировать

собственное мнение и

позицию

Развитие этических

чувств – стыда,

вины,совести как регулято

ров морального

поведения.

Моделировать ситуации по

сохранению природы и её

защите.

Фронта

льный и

индиви

дуаль

ный

опрос.

61


Природа будет жить.

Комбини

рованный

Называть детёны

шей животных.


Осознавать цен

ность природы и

необходимость

нести ответствен

ность за её сохра

нение, соблюдать

правила экологи

ческого поведения

в быту и в природе.

- принимать и сохранять

Учебную задачу

- развитие широких

познавательных интересов

и мотивов, любоз

нательности, творчества

- использовать речь для

регуляции своего действия


Самостоятельно

определять и высказывать

самые простые,

общиедля всех

людей правила поведения ( основы

нравственных

общечеловеческих ценностей )

Моделировать ситуаци

и по охранению

природы и её

защите.


Фронта

льный

опрос.

62


Обобщение по теме

«Человек и природные

сообщества»



Обобще

ние зна

ний

Виктори

на.


Охранять природ

ные богатства.

Использовать

приобретённые

знания и умения в

практической дея

тельности и повсе

дневной жизни.

- контроль и самоконтроль

учебных действий

- строить речевое

высказывание

в устной форме

- использовать речь для

регуляции своего действия

Ориентация на

понимание причин

успеха в

учебной

деятельности.


Анализировать

влияние

современного

человека на

природу, оценивать

примеры зависимости благополучия жизни

людей

Тест.

Путешествие в прошлое ( 5 часов )


63


Лента времени.

Комбини

рованный

Ориентироваться

по ленте времени.

Использовать

приобретённые

знания и умения в

практической дея

тельности и повсе

дневной жизни.

- планировать своё

действие с

поставленной задачей и

условиями её реализации

- формирование умения осуществлять сравнение

и выделять общее

и различное

- слушать и понимать речь других

Формировать

учебно-

познавательный

интерес к новому учебному

материалу.

Извлекать (по заданию

учителя) необходимую информацию из

учебника и дополни-

тельных источников

знаний (словари, энциклопедии,

справочники) и

обсуждать

полученные сведения о

прошлом нашего

государства.



Фронта

льный

опрос.

64


Золотое кольцо

России.

Комбини

рованный

Называть города

России, их достоп

римечательности;

показывать на

карте города

России.



Использовать

приобретённые

знания и умения в

практической дея

тельности и повсе

дневной жизни.

- учиться работать по предложен

ному учителем плану

- развитие широких

познавательных

интересов и мотивов,

любознательности,

творчества

- формулировать

собственное

мнение и позицию

Чувство

патриотизма,

гордости за свою

страну, уважение истории,

культурных

исторических памятников.



Показывать

местонахождение

Москвы и других

крупнейших городов

(2-3 города)

на карте России.

Задания

по груп

пам.



65


Путешествие по

Санкт-

Петербургу

(десятое

заседание клуба)

Комбини

рованный

Показывать Санкт-

Петербург на карте;

рассказывать об

основных достоп

римечательностях

города.


Использовать

приобретённые

знания и умения в

практической дея

тельности и повсе

дневной жизни.

- учиться работать по предложен

ному учителем плану

- предварительный анализ

, перевод текста на

знаково-символичес

кий язык

- использовать речь для регуляции

своего действия

Чувство

патриотизма,

гордости за свою

страну, уважение истории,

культурных

исторических памятников.

Соотносить

иллюстрации,

видеокадры

достопримечательностей и святынь Москвы, Санкт-Петербурга

со словесным

описанием их

особенностей.

Индиви

дуаль

ный

опрос.

66


Экскурсия в краеведчес

кий музей.

Экскурсия

Показывать родной

город (посёлок)

на карте, рассказы

вать о его основ

ных достопримеча

тельностях.

- народные про

мыслы России

- особенности

труда родного

края

- учиться работать по предложен

ному учителем плану

- развитие широких и познавательных

интересов и мотивов,

любознательности,

творчества

- использовать речь для регуляции

своего действия

Чувство патриотизма, гордости за свою стра

ну, уважение истории,

культурных историчес

ких памятников.

Оценивать вклад своих

земляков, соотечественни

ков в сохранение российс

кого историко-культурного

наследия.

Фрон

таль

ный

опрос.

67


Обобщение по теме

«Путешествие в прошлое»

Обобще

ние зна

ний

Виктори

на..

Называть города

России, их достоп

римечательности;

показывать на кар

те города России;

ориентироваться

по ленте времени.

Использовать

приобретённые

знания и умения в

практической дея

тельности и повсе

дневной жизни.

- учиться высказывать

своё предположение на

основе работы с

учебником

- развитие широких

познаватель

ных интересов и мотивов,

любознательности,

творчества

- формулировать

собственное

мнение и позицию

Чувство

патриотизма,

гордости за свою

страну, уважение истории,

культурных

исторических памятников.

Извлекать (по заданию

учителя) необходимую

информацию из

учебника и допол

нительных источников

знаний (словари,

энцикклопедии,

справочники) и обсуж

дать полученные

сведения

о прошлом нашего

государс

тва.

Тест.

68


Готовимся к школьной

Олимпиаде.

Урок

повторе

ния ЗУНов.

Называть города

России, их достоп

римечательности,

ориентироваться

по ленте времени.


Использовать

приобретённые

знания и умения в

практической

деятельности и

повседневной

жизни.

- принимать и сохранять учебную

задачу

- осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения

учебных заданий с использованием

учебной литературы

- задавать вопросы

Ориентация на

понимание

причин успеха в

учебной

деятельности.

Извлекать (по заданию

учителя) необходимую

информацию из

учебника и допол-

нительных источников

знаний (словари, энциклопедии,

справочники) и

обсуждать

полученные сведения о

прошлом нашего

государства.

Ответы

на воп

росы.




55




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!