
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир2011г.»
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.
Цель курса:
- формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- становление на этой основе у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению
Задачи курса:
- осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни;
- развивать интереса к их познанию;
- обогащать нравственный опыт учащихся;
- воспитывать у них любовь к своему городу, к своей Родине.
- формировать бережное отношение к богатствам природы и общества, навыки экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
- формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого
Срок реализации рабочей учебной программы:2017-2018 учебный год. На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Ведущие формы обучения: фронтальная ,групповая, работа в парах, индивидуальная.
Методы обучения: словесные,наглядные,практические,проблемно-поисковые,самостоятельная работа учащихся.
Технологии обучения: учебный диалог, проектная деятельность, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Тематический план
№п/п | Наименование разделов | Количество часов | В т.ч. на практические занятия |
1 | Где мы живем. | 4 | |
2 | Природа. | 20 | 3 |
3 | Жизнь города и села. | 10 | |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 | 1 |
5 | Общение. | 7 | |
6 | Путешествия. | 18 | 1 |
Перечень практических работ по окружающему миру во 2 классе.
№ | Тема | Дата |
1 | Пр.р. «Знакомство с устройством термометра. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека». | |
2 | Пр.р. «Исследование с помощью лупы состава гранита ,полевого шпата, кварца и слюды». | |
3 | Пр.р. «Приемы ухода за комнатными растениями | |
4 | Пр.р. «Приемы ухода за животными,характеристика предметов ухода. | |
5 | Пр.р. «Соблюдение правил безопасности под руководством учителя». | |
Результаты изучения курса.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты.
К концу II класса учащиеся должны знать \ понимать:
- о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;
- основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоемов; части реки; названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
К концу II класса учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Для проверки и оценки результатов обучения используются такие формы как устные ответы учащихся, письменные проверочные работы, тестовые работы.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по окружающему миру.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету “Окружающий мир”
Ошибки:
неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объектов на карте.
При устном ответе:
Оценка "5" выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
В письменных проверочных работах по предмету “Окружающий мир” орфографические ошибки не учитываются.
Итоговые письменные проверочные работы проводятся в конце полугодия. Они включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока (25 минут)
Тест
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«З» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Список литературы:
Для учителя:
1.Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2011.
2.Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
3.Казакова О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс./ М.: ВАКО, 2010.
Для учащихся:
1.Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2011.
2.Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Количество часов | Виды контроля, измерители | Дата проведения |
| Где мы живем(4) | | | план | факт |
1 | Родная страна. | 1 | текущий | | |
2 | Город и село. | 1 | текущий | | |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | текущий | | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». | 1 | тест | | |
| Природа(20) | | | | |
5 | Неживая и живая природа | 1 | текущий | | |
6 | Явления природы. Пр.р. «Знакомство с устройством термометра. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека». | 1 | текущий | | |
7 | Что такое погода. | 1 | текущий | | |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | текущий | | |
9 | В гости к осени | 1 | текущий | | |
10 | Звездное небо | 1 | текущий | | |
11 | Заглянем в кладовые Земли . Пр.р. «Исследование с помощью лупы состава гранита ,полевого шпата, кварца и слюды». | 1 | текущий | | |
12 | Про воздух | 1 | текущий | | |
13 | Про воду | 1 | текущий | | |
14 | Какие бывают растения. | 1 | текущий | | |
15 | Какие бывают животные. | 1 | текущий | | |
16 | Невидимые нити. | 1 | текущий | | |
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | текущий | | |
18 | Дикие и домашние животные | 1 | текущий | | |
19 | Комнатные растения . Пр.р. «Приемы ухода за комнатными растениями». | 1 | текущий | | |
20 | Животные живого уголка. Пр.р. «Приемы ухода за животными,характеристика предметов ухода. | 1 | текущий | | |
21 | Про кошек и собак | 1 | текущий | | |
22 | Красная книга | 1 | текущий | | |
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга». | 1 | текущий | | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | Проверочная работа.Тест. | | |
| Жизнь города и села(10) | | | | |
25 | Что такое экономика. | 1 | текущий | | |
26 | Из чего что сделано. | 1 | текущий | | |
27 | Как построить дом. | 1 | текущий | | |
28 | Какой бывает транспорт. | 1 | текущий | | |
29 | Культура и образование. | 1 | текущий | | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | текущий | | |
31 | В гости к зиме(экскурсия). | 1 | текущий | | |
32 | В гости к зиме. | 1 | текущий | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | тест | | |
34 | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии». | 1 | текущий | | |
| Здоровье и безопасность(9) | | | | |
35 | Строение тела человека. | 1 | текущий | | |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | текущий | | |
37 | Берегись автомобиля. | 1 | текущий | | |
38 | Школа пешехода. Пр.р. «Соблюдение правил безопасности под руководством учителя». | 1 | текущий | | |
39 | Домашние опасности. | 1 | текущий | | |
40 | Пожар. | 1 | текущий | | |
41 | На воде и в лесу. | 1 | текущий | | |
42 | Опасные незнакомцы. | 1 | текущий | | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | проверочная работа тест | | |
| Общение(7) | | | | |
44 | Наша дружная семья. | 1 | текущий | | |
45 | Проект «Родословная». | 1 | текущий | | |
46 | В школе. | 1 | текущий | | |
47 | Правила вежливости. | 1 | текущий | | |
48 | Ты и твои друзья. | 1 | текущий | | |
49 | Мы- зрители и пассажиры. | 1 | текущий | | |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | тест | | |
| Путешествия(18) | | | | |
51 | Посмотри вокруг | 1 | текущий | | |
52 | Ориентирование на местности. | 1 | текущий | | |
53 | Ориентирование на местности. Пр .р «Устройство компаса, правила работы с ним, приемы ориентирования по компасу». | 1 | текущий | | |
54 | Формы земной поверхности | 1 | текущий | | |
55 | Водные богатства. | 1 | текущий | | |
56 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | текущий | | |
57 | В гости к весне | 1 | текущий | | |
58 | Россия на карте. | 1 | текущий | | |
59 | Проект «Города России». | 1 | текущий | | |
60 | Путешествие по Москве | 1 | текущий | | |
61 | Московский Кремль. | 1 | текущий | | |
62 | Город на Неве. | 1 | текущий | | |
63 | Путешествие по планете | 1 | текущий | | |
64 | Путешествие по материкам. | 1 | текущий | | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | текущий | | |
66 | Впереди лето. | 1 | текущий | | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | Проверочная работа. Тест. | | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | текущий | | |
Итого: 68 часов.