СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс программа: "Начальная школа XXI века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»


Пояснительная записка

Программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ООП НОО Газимуро -Заводской СОШ.

Целью изучения предмета «Окружающий мир» является:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Задачи:

- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико­ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- заложить фундамент экологической и культурологической грамотности, предоставить возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, элементарные нормы адекватного природо ­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Общая характеристика предмета.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетенций-умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей и дисциплин начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения. Полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры. Совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении. Прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и дальнейшего развития личности.

Программой предусмотрено формирование ИКТ- компетентности обучающихся:

фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ; планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ; поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете; создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях; использование компьютера при работе с картой (планом территории, «лентой времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

Региональный компонент реализуется за счёт курса «Забайкаловедение», темы которого интегрированы в уроки окружающего мира в 3-4 классах.

Место предмета в учебном плане школы.

В соответствии с учебным планом МБОУ Газимуро-Заводской СОШ Газимуро-Заводского района программой предусмотрено проведение 2 уроков в неделю с 1 по 4 класс. В первом классе 33 учебные недели - 66 часов; во 2-4 классах 34 учебные недели-по 68 часов. Всего 270 часов.

Ценностные ориентиры содержания курса окружающий мир.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные и метапредметные результаты изучения предмета «Окружающий мир».


Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»:

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• установка на здоровый образ жизни;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

• допускать возможность существования у людей различны точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнера;

• использовать речь для регуляции своего действия;

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

аргументировать свою позицию и координировать ее позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учет интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Cодержание предмета «Окружающий мир» и планируемые предметные результаты.


Содержание

Планируемые предметные результаты

Человек и природа-108 часов.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце ближайшая к нам звезда,

источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как

причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных

богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.


Выпускник научится:

• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе

внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных

высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе

иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для

объяснения явлений или выявления свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.


Человек и общество-108 часов.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства.

Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные

комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.

Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры.

Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4(несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.

Выпускник научится:

• различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных

или письменных высказываний;

• соблюдать правила личной безопасности и безопасности

окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности

событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их

возможное влияние на будущее, приобретая тем самым

чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на

благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе

правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Резерв- 54 часа.




















Тематическое планирование уроков окружающего мира в 3»Б» классе.

№ п/п

дата

Тема урока


Кол.ч

Планируемый предметный результат

Планируемая деятельность

Введение-1ч.

1

Где и когда ты живёшь.


1

Получат возможность для формирования представлений о пространстве и времени.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; анализировать и устанавливать последовательность исторического времени; различать временные и пространственные отношения; моделировать ленту времени; работать с рубрикой «выскажем предположение»; играть в игру «Кто где?»; читать и анализировать текст.

Земля-наш общий дом-3 ч.

2

Природные тела и природные явления. Солнце тело неживой природы.

1

Познакомятся с природными телами и природными явлениями.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; играть в игру «Узнай и назови»; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; работать с рубрикой «Выскажем предположение»; читать и обсуждать текст учебника; составлять таблицу «Характеристика солнца»; чтение и обсуждение статьи о Н.Копернике.

3

Земля – планета Жизни.


1

Узнают почему Земля-планета жизни.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с текстом учебника и на его основе составлять таблицу «Характеристика Земли»; работать в группах; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

4

Условия жизни на Земле.


1

Узнают какие условия жизни существуют на Земле.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; систематизировать учебный материал: условия жизни на Земле; характеризовать свойства воды и воздуха; работать с рубрикой «Картинная галерея»; работать в группах; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; работать с глобусом; работать с ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия».

Человек изучает землю-4 ч.

5

Как изображают Землю.

1

Получат возможность чтобы узнать какие методы использует человек, чтобы изучить окружающую природу.


Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с рубрикой «Выскажем предположение»; сравнить объекты природы с созданными людьми искусственными телами; работать со схемой «Способы познания окружающего мира»; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; выполнять задания в тетради.

6-7

Географическая карта, план, глобус.

2

Узнают исследовать для чего нужны карта, план, глобус; получат возможность практически поработать с картой, планом, глобусом.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; исследовать для чего нужны карта, план, глобус; работать практически с картой, глобусом и планом; строить простейший план; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; выполнять задания в тетради.

8

Компас. Ориентирование.

1

Научатся: пользоваться компасом.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; практическое занятие с использованием компаса.

Царства природы-26 ч.

9

Бактерии.

1

Познакомятся с многообразием бактерий и их видами.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с рубрикой «Выскажи предположение»; чтение и обсуждение текста; просмотр презентации о видах бактерий; определение особенностей внешнего вида бактерий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; работать с ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия».

10

Грибы. РК: Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.


1

Научатся: отличать грибы от растений; различать съедобные и несъедобные грибы; узнают какие грибы растут в Забайкалье.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; играть в игру « Узнай гриб по описанию»; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; сравнивать грибы по внешнему виду; работать с муляжами грибов; приводить примеры съедобных, несъедобных и ядовитых грибов, растущих в Забайкалье; работать с текстом книги «Родное Забайкалье»; выполнять задания в тетради; работать с ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия».

11


Растения встречаются повсюду.

1

Получат возможность для расширения своих представлений о разнообразии растительного мира.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать со схемой «Мир растений»; совершат виртуальное путешествие по Евразии и Африке и определят растения, которые встречаются только там; просмотрят презентацию об экзотических видах растений; выполнять задания в тетради.

12-13

Разнообразие растений на Земле. РК: Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов.

2

Научатся: делить растения на группы по внешнему виду; строению и условиям произрастания, в том числе и растения Забайкалья.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать в группах: составлять паспорт растения; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; характеризовать среду обитания растений Забайкалья; различать по существенным признакам деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения Забайкалья; работать с текстом книги «Родное Забайкалье»; работать с ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия».

14

Контрольная работа за 1 четверть.

1

Научатся: применять полученные знания при выполнении работы.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

15-16

Растение-живой организм. РК: Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников.

2

Узнают почему растение-это живой организм; как начинается жизнь растений Забайкалья весной.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; создание рисунка растения с обозначением его частей: корень, стебель и т. д); познакомятся с новым понятием «орган»; работать с рубрикой «Выскажи предположение»; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; работать с текстом учебника и делать выводы на основе прочитанного; работать с текстом книги «Родное Забайкалье»; выполнять задания в тетради.

17-18

Растение и человек. РК: Ягоды Забайкалья. Правила сбора ягод. Пожар – главный враг лесных ягод.

Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека.

2

Узнают о влиянии человека на растительный мир, в том числе в Забайкалье.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; объяснять роль растений в природе и жизни человека; характеризовать факторы экологического риска в окружающей среде; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природу (вырубка лесов, распашка земель и др.), здоровье и безопасность человека; доказывать необходимость бережного отношения к природе в каждом уголке своей Родины; характеризовать основные меры охраны забайкальской природы; работать с текстом книги «Родное Забайкалье».


19-20

Размножение растений. РК: Условия выращивания и хранения овощей. Сбор урожая на полях и дачах Забайкалья.

2

Узнают способы размножения растений, а так же познакомятся с условиями выращивания и хранения культурных растений Забайкалья.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с текстом учебника и делать вывод на основе прочитанного; работать с презентацией о разных способах размножения растений; приводить примеры культурных растений, которые выращиваются в Забайкалье; знать условия выращивания и хранения; работать с текстом книги «Родное Забайкалье»; выполнять задания в тетради.

21-22

Распространение плодов и семян. РК: Значение кедровой сосны для людей и животных. Распространение кедра в Забайкалье. Защита кедра – дело серьезное.

2

Узнают как плоды и семена попадают на новые территории и какое это имеет значение для обогащения растительного мира Земли; так же узнают о значении кедровой сосны для жителей Забайкалья, о распространении кедра и его охране.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работают в группах над темой «Как плоды и семена распространяются по земле»; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; защищают свои работы и монтируют на общем плакате; доказывать необходимость бережного отношения к природе в каждом уголке своей Родины; характеризовать основные меры охраны забайкальской природы; приводить примеры ценных природных территорий своего населённого пункта; понимать необходимость соблюдения правил поведения в природной среде; работать с текстом книги «Родное Забайкалье».

23

Как возникло земледелие.

1

Получат возможность для формирования исторических представлений о том, когда и почему возникло земледелие.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с картой мира: отмечать места, где растут известные растения; работать с текстом учебника и делать выводы на основе прочитанного; составлять план пересказа научно-познавательного текста; выполнять задания в тетради.

24-25

Как возникло земледелие. РК: Охрана редких и исчезающих животных Забайкалья. Красная книга – сигнал бедствия.

2


Расширят свои знания о редких и исчезающих видах растений и животных, в том числе Забайкалья.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать в группах над созданием информационных листов о редких и исчезающих видах животных; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; доказывать необходимость бережного отношения к природе в каждом уголке своей Родины; характеризовать основные меры охраны забайкальской природы; приводить примеры редких и нуждающихся в охране видов животных Забайкалья; объяснять причины редкости некоторых растений и животных; объяснять причины создания охраняемых территорий Забайкальского края; приводить примеры заповедников и национальных парков, созданных в Забайкальском крае; приводить примеры ценных природных территорий своего населённого пункта; работать с текстом книги «Родное Забайкалье».

26

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

Научатся: применять полученные знания при выполнении работы.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

27-28

Роль животных в природе. РК: Жизнь забайкальской антилопы. Охрана дзеренов от браконьеров.

2

Узнают о роли животных в природе, а также о жизни забайкальской антилопы и необходимости её охраны.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

Работают с рубрикой «выскажи предположение»; работают в группах над ответом на вопрос «Нужны ли человеку животные?»; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; работают с текстом учебника; просматривают презентацию о жизни дзеренов; работать с текстом книги «Родное Забайкалье».

29

Разнообразие животных. РК: Разнообразие растений и животных Забайкалья.

1

Узнают о многообразии животного мира и научатся делить животных на группы в зависимости от типичных для них признаков, в том числе и животных Забайкалья.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с текстом учебника; работать в парах над созданием плана пересказа прочитанного текста; монтировать плакат о видах животных, используя принесённые заранее картинки и фотографии разных животных в том числе животных Забайкалья; работать с ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия».

30

Животное- живой организм.

1

Узнают о законах существования всего живого и научатся доказывать, что животное – это живой организм.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работают с ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия»; работают в парах над составлением схемы «Животное-живой организм»; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; работать с текстом книги «Родное Забайкалье».

31

Поведение животных. РК: Запасливые звери.

1

Узнают об особенностях поведения животных, в том числе Забайкалья.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с рубрикой «выскажи предположение»; работать с текстом учебника: разделить текст на части и озаглавить каждую часть, составить план пересказа и пересказать текст, используя этот план; познакомятся с понятием «инстинкт»; работать с текстом книги «Родное Забайкалье». рассказывание собственных историй о поведении животных, опираясь на свой опыт.

32

Беспозвоночные животные. РК: Жизнь муравейника.

1

Сформируют представление о том, кто такие «беспозвоночные животные», познакомятся с внешним видом, особенностями строения тела, а так же узнают о жизни муравьёв в Забайкалье.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работают с видеорядом беспозвоночных животных; выявляют особенности этих животных; работать с учебником: чтение и обсуждение текста «Каких животных называют беспозвоночными»; работать в группах над заполнением схемы «Беспозвоночные животные»; работать с текстом книги «Родное Забайкалье».

33-34

Позвоночные животные. РК: Страницы «белой книги природы». Следы разных животных.

2

Сформируют представление о том, кто такие «позвоночные животные», познакомятся с внешним видом, особенностями строения тела, а так же узнают какие позвоночные животные обитают в Забайкалье и какие следы они оставляют.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия»; работать в группах над темой «Расскажу о животном»; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; презентовать свою работу; работать с текстом книги «Родное Забайкалье»; играть в игру «Узнай меня»; работать с ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия».

35

Природное сообщество. РК: Природное сообщество леса.

1

Познакомятся с понятием «природное сообщество».

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с рубрикой «Выскажи предположение»; работать в парах « Составление пищевой цепи»; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; работать с текстом учебника: чтение и обсуждение текста; работать с текстом книги «Родное Забайкалье»; работать с ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия»;

36

Человек и животное. РК: Охотники и браконьеры. Правила охоты.

2

Узнают о том как человек одомашнил диких животных; как можно помочь дикой природе, а так же узнают какой вред наносят браконьеры природе Забайкалья.

Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работа с видеорядом вымерших животных; работать с текстом учебника; познакомятся с понятием «Заповедник»; работа в группах « Путешествие а заповедник»; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; осуществлять поиск информации в энциклопедиях; дополнительной литературе; сети интернет; презентовать свою работу.

Наша Родина : от Руси до России-11 ч.

37

Древняя Русь. Восточнославянские племена.


1

Познакомятся с понятиями «археология», «археолог», «раскопки», «берестяная грамота».

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с форзацем учебника: рассматривать рисунки и читать надписи к ним; делать выводы на основе прочитанного и увиденного; работать над решением проблемы «Бывают ли говорящие вещи?»; слушать текст о восточнославянских племенах; работать с рисунком-картой; сравнивают рисунок –карту и карту историческую.

38

Древнерусскоее государство.

1

Узнают когла возникло Древнерусское государство и какую территорию оно занимало.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; читать текст учебника и изучать карту Древнерусского государства; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

39

Великие князья в Древней Руси.

1

Познакомятся с выдающимися князьями-правителями Древнерусского государства.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать в группах: составление плана рассказа об одном из князей; осуществлять поиск информации в энциклопедиях; дополнительной литературе; сети интернет; презентовать свою работу; решать математические задачи, которые учат ориентироваться во времени.

40

Как Москва стала столицей. Иван Грозный.


1

Узнают о том, как наша страна становится Московской Русью с главным городом Москвой, также узнают о том кто такой был Иван Грозный и его роли в истории нашего государства.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с текстом учебника: чтение и обсуждение статьи «Как Москва стала столицей»; работать с картой, отражающей территорию Московского государства; осуществлять поиск информации в энциклопедиях; дополнительной литературе; сети интернет.

41

Пётр1 –великий император России.


1

Познакомятся с императором России-Петром 1.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; составить схему «Как менялись названия русского государства»; работать со словарём (искать значение слова «империя»); совершить путешествие в картинную галерею и рассмотреть картину В.А.Серова «Петр 1»; работать с текстом учебника; совершить воображаемую экскурсию по С-Петербургу, опираясь на материал учебника.

42

Екатерина 2 Великая.



1

Узнают какие изменения произошли в Российском государстве в эпоху правления императрицы Екатерины 2.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; совершить путешествие в картинную галерею и рассмотреть портрет императрицы Екатерины 2; осуществлять поиск информации в энциклопедиях; дополнительной литературе; сети интернет; работать с текстом учебника.

43

Император Николай 2.

1

Познакомятся с императором Николаем 2 и узнают каково было состояние нашей страны и народа в период его правления.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; просмотр презентации о семье Николая 2; осуществлять поиск информации в энциклопедиях; дополнительной литературе; сети интернет; работать с текстом учебника.

44

Советская Россия.


1

Получат представление о том как развивалось наше государство с учётом его названия, эпохи и государственного устройства.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с текстом учебника; составлять ленту времени; выполнять задания в тетради; просмотр презентации « Символика РФ»; формирование основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Как люди жили в старину-12 ч.

45

Из истории имён.

1

Узнают что отражает имя, отчество и фамилия и как рождались имена и фамилии.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; играть в дидактическую игру «Как меня зовут?»; читать и обсуждать текст учебника; составлять схему «как появились имена»; работать в группах: обсуждать былины; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

46

Как выглядели наши предки.


1

Получат представление об особенностях внешнего вида славянина, узнают как выглядели люди в разные исторические эпохи.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с рубрикой «Выскажи предположение»; составлять словесный портрет славянина; работать с рубрикой «Картинная галерея»; выполнять задания в тетради; играть в ролевую игру «Фотоателье».

47

Как в старину трудились и защищали Родину.

1

Получат представление о том, чем занимались древние славяне.


Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с рубрикой «Выскажи предположение»; читать и обсуждать текст учебника; работать в группах :подготовка и пересказ текста учебника; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

48

Какие предметы окружали русских людей.

1

Получат представление о том какие предметы окружали русских людей в древние времена.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; обсудить пословицу; работать с текстом и иллюстрациями учебника; играть в игру «Крестьянская изба»; работать с рубрикой «Этот удивительный мир»; составлять план текста; выполнять задания в тетради.


49

Русская трапеза.

1

Узнают об особенностях русской трапезы в городе и деревне.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с пословицей; читать и обсуждать текст учебника; работать с рубрикой «Этот удивительный мир»; играть в дидактическую игру «Накроем стол к обеду»; использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; инсценировать шутку «Два свояка».

50

Во что верили наши предки.

1

Узнают о том во что верили наши предки.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; чтение и обсуждение текста «Боги древних славян»; выступают с заранее подготовленными материалами о разных чудесах. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

51

Контрольная работа за 3 четверть.


Научатся: применять полученные знания при выполнении работы.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Как трудились люди в старину-7 ч.

52

Что создавалось трудом крестьянина.


1

Получат представление о труде крестьянина в древние времена.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с рубрикой «Выскажи предположение»; работать с текстом учебника и иллюстрациями; выполнять задания в тетради.

53

Труд крепостных крестьян.

1

Получат представление о том, что такое крепостное право.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; обсудить проблему «При каких условиях человек трудится лучше»; работать с текстом учебника; читать текст по ролям; работать с рубрикой «Картинная галерея». Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

54

Что такое ремесло.


1

Узнают что такое ремесло и кого называют ремесленником.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; участвовать в учебном диалоге «Игрушки и игрушечники»; рассказать о своей любимой игрушке; работать со схемой и текстом учебника; работать с рубрикой «Знакомься: наша Родина» и «Жил на свете человек»; чтение и обсуждение текста «Маленькие ремесленники».

55

Что создавалось трудом ремесленника.

1

Узнают что создавалось трудом ремесленника.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; читать и обсуждать текст учебника; работать со схемой; выполнять задания в тетради.

56

Ремёсла в России.

1

Получат представление о том какие ремёсла были развиты на Руси.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с тексом и иллюстрациями учебника; работать в группах: составлять схему «Ремёсла»; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

57

О гончарном ремесле.

1

Познакомятся с гончарным искусством.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с видеорядом; работать с пословицей; читать и обсуждать текст учебника; просмотр презентации «Гончарные изделия».

58

О труде ткачей.


1

Познакомятся с трудом ткачей.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; просмотр презентации «Изделия из льна»; слушать РНП « Пряха»; выполнять задания в тетради.

59

Русские оружейники.

1

Познакомятся с трудом оружейника.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; просмотр презентации « Изделия русских оружейников»; читать текст по ролям; работать с рубрикой «Жил на свете человек».

60

Что создавалось трудом рабочего.

1

Познакомятся с трудом рабочего.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с рубрикой «Выскажи предположение»; работать с текстом учебника; познакомятся с полезными ископаемыми (работа с коллекцией минералов); выполнять задания в тетради.

61

Железные дороги в России.

1

Узнают о первых железных дорогах.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с текстом учебника в парах: составлять план рассказа на тему « Первые железные дороги России»; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; работать со словарём; работать с рубрикой «Жил на свете человек».

62

Первые пароходы и пароходство в России.

1

Узнают о первом пароходе.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; чтение и обсуждение текста учебника; работать с рубрикой «Картинная галерея».

63

Автомобилестроение в России.




1

Получат представление об автомобилестроении в России.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; работать с видеорядом; сравнивать старинные и современные виды автомобилей; работать с рисунком-схемой; работать с рубрикой «Этот удивительный мир».

64

Самолётостроение в России.


1

Получат представление о самолётостроении в России.


Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; слушать и обсуждать легенду о Никитке; работать с рубрикой «Картинная галерея»; осуществлять поиск информации о Н.Е. Жуковском в энциклопедиях; дополнительной литературе; сети интернет.

65

Время космических полётов.


1

Узнают о развитии космонавтики в России.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; просмотр презентации; осуществлять поиск информации о К.Е. Циолковском в энциклопедиях; дополнительной литературе; сети интернет.

66

Итоговая комплексная работа.


1

Научатся: применять полученные знания при выполнении работы.

Определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

67-68

Резерв

2































Литература для учителя:


Программа по Окружающему миру 1- 4 класс (Н.Ф. Виноградова, М, Вентана-Граф. 2012);

Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.;

Методика обучения 1-2 класс (Н.Ф. Виноградова, М, Вентана-Граф. 2013);

Методика обучения 3-4 класс (Н.Ф. Виноградова, М, Вентана-Граф. 2013);

Корсун О.В., Игумнова Е.А., Родное Забайкалье: Книга для чтения в начальной школе. Чита: Экспресс-издательство, 2007. 152 с.


Литература для учащихся:

Окружающий мир: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. 1-4 классы (Н.Ф. Виноградова, М, Вентана-Граф. 2012);

«Родное Забайкалье» - книга для чтения в начальной школе (Корсун О.В., Игумнова Е.А. Чита: Экспресс – издательство, 2012);

«Наша малая Родина» - книга для чтения в начальной школе (Г.Граубин, Чита: Экспресс – издательство, 2012);

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 ч. 1-4 классы (Н.Ф. Виноградова, М, Вентана-Граф. 2013);

Игумнова Е.А., Барахоева И.Б. Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы: рабочая тетрадь для 3 класса. Чита: Экспресс-изд-во. 2009. 104 с

Граубин Г.Р. Наша малая Родина: книга для чтения в начальной школе. I часть. Чита: Экспресс-изд-во, 2008. 192 с.

Граубин Г.Р. . Наша малая Родина: книга для чтения в начальной школе. II часть. Чита: Экспресс-изд-во, 2008. 152 с.

Забайкаловедение: рабочая тетрадь. 4 класс /сост. Е.В. Добрынина, О.И. Казанова, Н.В. Храмцова; научный консультант Г.П. Пясецкая. Чита. Экспресс-изд-во, 2009. 40 с.