СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ПНШ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю рабочую программу по окружающему миру 4 класс ПНШ. В ней есть кодификатор и спецификация к итоговой работе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ПНШ.»














































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по окружающему миру для 4А класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; основной образовательной программы начального общего образования; авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир» (УМК «Перспективная начальная школа»)


Использован учебник:

  • О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир» 4 класс учебник в 2 ч ;М.: Академкнига / Учебник, 2013 г.

По программе С.А.Трафимов, Г.В.Трафимова «Перспективная начальная школа» на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов . По учебному плану МБОУ БСОШ №1 на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 70 часов (35 учебных недель по 2 часа в неделю).


Контрольных работ в течение учебного года по предмету не предусмотрено.


Промежуточная аттестация проводится в виде теста.






























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

(70 ч)


Человек и природа (40 ч)

Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.


Человек и общество (26 ч )

Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).

История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).

Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).

Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила безопасного поведения (включено во все разделы) (4 ч)

Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

Соблюдение правил поведения на дорогах

Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).










планируемые результаты освоения учебного Материала

Планируемые результаты ООП НОО

В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускник начальной школы научится:

• находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

• читать условные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

• использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

• находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу); • понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

• описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

• понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

• называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

• характеризовать основные функции систем органов человека;

• измерять температуру тела, вес и рост человека;

• понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

• характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.


Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

• использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

• выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.


В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускник начальной школы научится:

• рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и

цвета флага);

• самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

• обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства — Президент Российской Федерации;

• готовить небольшие сообщения о Конституции — Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

• находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

• работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

• пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

• называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

• определять последовательность исторических событий на ленте времени;

• находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

• рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину — первому космонавту нашей

планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

• обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

• рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.


Выпускник начальной школы получит возможность:

• составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

• научиться определять часовой пояс своего края;

• находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

• собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).


В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» выпускник начальной школы научится:

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды, у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).


Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

• соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды, во время шторма, прилива; соприкосновение с животными и т. д.);

• соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

• соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

• заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости и за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

  • -понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.













































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

п/п

Тема урока

Виды деятельности на уроке

План

дата

Факт

дата

Примечание

1

Древние славяне

Практическая работа

04.09



2

Древняя Русь

ПДД «Повторение пройденного»

Практическая работа/

Парная работа

06.09



3

Крещение Руси

ПДД «Повторение пройденного»

Практическая работа

11.09



4

Борьба Руси с западными завоевателями

Групповая работа. Видеофильм

13.09



5

Возникновение Москвы. Первые Московские князья

Фронтальная работа

18.09



6

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости

Создание презентаций

20.09



7

Обобщение по теме «История Отечества»


Проверочная самостоятельная работа.

25.09



8

Солнечная система

Работа по карточкам.

27.09



9

Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца

Комбинированные задания

02.10



10

Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы»

Практическая работа

04.10



11

Природные зоны нашей страны

Проверочная

работа

09.10



12

Зона арктических пустынь.

Парная работа

11.10



13

Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны

Комбинированные задания

16.10



14

Зона тундры

Практическая работа

18.10



15

Деятельность людей в зоне тундры. Охрана природной зоны.

ОБЖ «Безопасность на льду»

Индивидуальные задания

23.10



16

Зона лесов

ОБЖ «Безопасность в природе».

Практическая работа

25.10



17

Деятельность людей в зоне лесов. Охрана природной зоны.

Работа с картой «Природные зоны России»

30.10



18

Зона степей

Практическая работа

08.11



19

Деятельность людей в зоне степей. Охрана природной зоны

Индивидуальная работа.

13.11



20

Зона пустынь

Практическая работа в парах

15.11



21

Деятельность людей в зоне пустынь. Охрана природной зоны

Защита проектов

20.11



22

Субтропическая зона. Черноморское побережье Кавказа.

Практическая работа

22.11



23

Деятельность людей в субтропической зоне. Охрана природной зоны

Работа в группах

27.11



24

Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России»

Проверочная работа

29.11



25

Родной край – часть великой России.

ОБЖ «Безопасность в горах».

Создание презентаций

04.12



26

Карта твоего края

Практическая работа

06.12



27

Поверхность и водоемы твоего края.

ОБЖ «Безопасность у водоемов»

Видеофильм

11.12



28

Влияние человека на природу. Охрана природных богатств.

ПДД «Труд водителя»

Составление буклетов

13.12



29

Контрольная работа за 2 четверть.

Видеофильм

18.12



30

Полезные ископаемые твоего края. А что можешь сделать ты? ПДД «Метрополитен как вид городского транспорта».

Практическая работа

20.12



31

Растительный мир твоего края

ПДД «Назначение знаков и надписей на т/средствах»

Практическая работа


25.12



32

Животный мир твоего края.

ОБЖ «Правила обращения с животными»

Индивидуальная работа

10.01



33

Деятельность людей. Народные промыслы твоего края

Выступление учащихся по теме урока

15.01



34

Обобщение по теме «Родной край - часть великой России».

Проверочная работа

17.01



35

Как устроен организм человека

ПДД «Мой вид транспорта».

Практическая работа

22.01



36

Путешествие в мир клеток

Фронтальная работа

24.01



37

Самый большой орган чувств

Комбинированная работа

29.01



38

Двигательная функция человека.

ПДД «Экскурсия на перекресток»

Экскурсия

31.01



39

Пищеварительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека

Работа в парах

05.02



40

Система кровообращения. Ее роль в жизнедеятельности человека

Презентация

07.02



41

Дыхательная система Ее роль в жизнедеятельности человека

Проведение опытов

12.02



42

Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека

Фронтальная работа

14.02



43

Выделительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека

Презентация

19.02



44

Обобщение по теме «Человеческий организм»

Проверочная работа

21.02



45

Органы чувств. Нос – орган обоняния

Проведение опытов

26.02



46

Органы чувств. Язык - орган вкуса

Проведение опытов.

28.02



47

Органы чувств. Глаза

Проведение опытов в группах

05.03



48

Ухо - орган слуха и орган равновесия

Видеофильм

07.03



49

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними.

ОБЖ «Оказание первой помощи при переломах»

Работа в группах




12.03



50

Охрана здоровья человека

Практическая работа

14.03



51

Обобщение по теме «Органы чувств»

Проверочная самостоятельная работа

19.03



52

Повторяем пройденное и готовимся к олимпиаде.

Подготовка к олимпиаде

21.03



53

Российская Федерация


Практическая работа

02.04



54

Соединенные Штаты Америки.

Презентация

04.04



55

Великобритания


Практическая работа

09.04



56

Франция.

Практическая работа

11.04



57

Срезы знаний

Самостоятельная работа

16.04



58

Обобщение по теме «Путешествие по странам мира»

Проверочная работа


18.04



59

День Народного единства

Самостоятельная работа

23.04



60

Отечественная война 1812 года

Фронтальная работа

25.04



61

Великая Отечественная война

Фронтальная работа.

30.04



62


Освоение космического пространства

Виртуальная экскурсия

02.05



63

Обобщение по теме «Москва как летопись истории Рос­сии»

Проектная групповая работа

07.05



64

Промежуточная аттестация. Защита пректа.


14.05



65

Имя нашей страны-Россия

Самостоятельная работа

16.05



66

Основной закон России

Фронтальная работа

21.05



23.5



67

Президент России


Фронтальная работа



68

Повторение пройденного по теме «Человек и природа»

Фронтальная работа

28.05


30.05




69-70

Повторение пройденного по теме «Человек и общество»

Фронтальная работа

















ДЕМОВЕРСИЯ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Кодификатор

итоговой контрольной работы по окружающему миру 4А класс

тестирование (промежуточная аттестация)

Авторы учебников:

«Окружающий мир» Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов


Позиция

задания в контрольной работе

Декомпозиция содержания

1

Узнавать флаг и герб Российской Федерации

2

Оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах.

3

Соотносить конкретную дату исторического события с веком

4

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков

5

Узнавать (приводить примеры) достопримечательности столицы и родного края

6

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих

7

Соотносить изученные явления с их характерными свойствами

8

Различать характерные свойства изученных объектов и явлений по их названию

9

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам

10

Различать изученные объекты по их описанию

11

Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы

12

Проводить простейшую классификацию изученных объектов

13

Использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы

14

Использовать естественнонаучные тексты. Понимать естественнонаучную терминологию

15

Выбирать тип справочного издания в соответствии с информационным запросом

16

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между явлениями неживой природы. Использовать естественнонаучные тексты

17

Определять характер взаимоотношений человека с природой






Спецификация

итоговой контрольной работы по окружающему миру 4а класс 

1.  Назначение работы: оценить общеобразовательную подготовку по окружающему миру 4 классов с целью аттестации за год по курсу окружающий мир (учебник «Окружающий мир 4 класс» авторы Г.В.Трафимов, С.А.Трафимова).


2.  Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:

- учебная программа по окружающему миру 4 классов общеобразовательных учреждений;

- стандарт начального общего образования по окружающему миру.


3.  Условия применения.

Работа рассчитана на учащихся 4 класса средних общеобразовательных учреждений, изучающих курс окружающий мир, отвечающий обязательному минимуму содержания начального общего образования по окружающему миру.


4.  Структура работы и характеристика заданий.

В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени, задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности учащегося для успешного продолжения образования. Использование заданий различного уровня сложности позволяет:

а) дифференцировать учащихся по уровню учебных достижений;

б) оценить качество освоения планируемых результатов на двух уровнях сложности.

Распределение заданий по уровню сложности для любого из вариантов серии представлено в таблице.


5. Распределение заданий по уровням сложности


Уровни сложности

Число заданий

Максимальный балл за задания данного уровня сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Базовый

12

12

60%

Повышенный

5

9

40%

Итого:

17

21

100%



6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в 1 или 2 балла в соответствии с критериями оценивания, которые приводятся в конце варианта.

Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за эти задания составляет 2 балла. К каждому заданию приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

№ задания

Проверяемое умение

Раздел / тема курса

Уровень сложности задания

Тип

задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения

1

Узнавать флаг и герб Российской Федерации

Человек и общество /Наша Родина – Россия

Б

ВО

1

1

2

Оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах.

Человек и общество / Человек – член общества

Б

ВО

1

2

3

Соотносить конкретную дату исторического события с веком

Человек и общество/ Страницы истории Отечества

Б

ВО

1

2

4

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков

Человек и общество/ Страницы истории Отечества

Б

ВО

1

2

5

Узнавать (приводить примеры) достопримечательности столицы и родного края

Человек и общество/Наша Родина – Россия

Б

КО

1

2

6

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих

Правила безопасной жизни

Б

ВО

1

1

7

Соотносить изученные явления с их характерными свойствами

Человек и природа/ Времена года

Б

ВО

1

1

8

Различать характерные свойства изученных объектов и явлений по их названию

Человек и природа/ Природа живая и неживая

Б

ВО

1

1

9

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам

Человек и природа/ Грибы

Б

ВО

1

2

10

Различать изученные объекты по их описанию

Человек и природа/ Полезные ископаемые

Б

КО

1

2

11

Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы

Человек и природа/ Растения

П

КО

2

3

12

Проводить простейшую классификацию изученных объектов

Человек и природа/ Животные

П

РО

2

4

13

Использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы

Человек и природа/ Погода и ее составляющие

Б

ВО

1

2

14

Использовать естественнонаучные тексты. Понимать естественнонаучную терминологию

Человек и природа/ Природные зоны

П

КО

2

4

15

Выбирать тип справочного издания в соответствии с информационным запросом

Человек и природа/ Природные зоны

Б

ВО

1

2

16

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между явлениями неживой природы. Использовать естественнонаучные тексты

Человек и природа/Вещества

П

КО

2

4

17

Определять характер взаимоотношений человека с природой

Человек и природа/ Животные

Б

РО

1

3


ИТОГО: 17 заданий

Максимальный балл – 24 балла

Общее время выполнения – 45 минут

14Б

11ВО

6КО

3РО

21 балл

45 мин


17-21б.- «5»

12-16б.- «4»

7-11б. – «3»

0-6б. - «2»



7. Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;

2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

















На выполнение работы отводится 1 урок.


1. На каком из рисунков указан герб Российской Федерации?

1)

2)

3)

4)



Прочитай текст и выполни задания №2-№5


У супругов Дарьи Владимировны и Валерия Григорьевича двое детей школьного возраста: старший сын Антон и дочь Наташа. Вся семья живет в Москве.

Ребята каждую неделю навещают своих бабушку и дедушку, которые живут на соседней улице. А Валерий Григорьевич всегда помогает родителям с покупками. Папа и Толя любят по выходным ездить на рыбалку. Наташа занимается теннисом, а мама увлекается вышиванием.

В семье хранится медаль, которую его предок по отцовской линии получил за храбрость в сражениях Отечественной войны 1812 г. В этой войне народ России одержал победу над вторгшейся на её территорию французской армией Наполеона Бонапарта.


2. Выбери верное утверждение о семье Толи и Наташи.

1) У всех членов семьи одни и те же увлечения.

2) Вся семья много времени проводит на рыбалке.

3) Наташа ходит в школу, а Толя уже студент.

4) Младшие члены семьи заботятся о старших.


3. Укажи век, к которому относятся события войны России с армией Наполеона Бонапарта.

1) XXI век 2) XIX век 3) XVII век 4) XVIII век


4. Кем является отец Антона по отношению к людям, воевавшим в годы войны с армией Наполеона? Обведи номер ответа.

1) Участником событий, приведших к победе над армией Наполеона.

2) Очевидцем героических подвигов русского народа в годы войны 1812 г.

3) Соратником воинов, победивших в сражениях с армией Наполеона.

4) Потомком одного из героев Отечественной войны 1812 г.


5. Какие из указанных ниже достопримечательностей могут показать друзьям в своем городе? Обведи все верные ответы.

А. Медный всадник

Б. Большой театр

В. Царь-колокол

Г. Дворцовая площадь


6. Выбери правило, которое необходимо соблюдать пешеходам для безопасного движения по улице.

1)

Быстро перебегать улицу возле знака

2)

Переходить проезжую часть возле знака

3)

Останавливаться на отдых в местах, обозначенных знаком

4)

Двигаться по проезжей части по знаку


7. Одни животные проводят время в спячке. Другие, сменив шерсть на более светлую, питаются сделанными заранее запасами. Эти явления характерны для

1) птиц зимой

2) насекомых осенью

3) зверей зимой

4) рыб осенью

8. Выбери из приведенного ниже списка слов и словосочетаний те, которые обозначают явления природы. Обведи все верные ответы.

А. тушение пожара

Б. извержение вулкана

В. изготовление асфальта

Г. землетрясение

Д. подножие холма

Е. выпадение дождя


9. В лесу на пне Костя обнаружил съедобные грибы и сфотографировал. Какие грибы изображены на фотографии?

1) Опята

2) Подосиновики

3) Подберезовики

4) Маслята


10. Какое полезное ископаемое представляет собой маслянистую жидкость почти черного цвета, которую добывают при помощи буровых установок?

Запиши ответ: _______________________________________________



11. Весной по берегам прудов и болот можно часто увидеть яркие желтые цветы калужницы болотной. Ниже приведен перечень свойств этого растения. Выбери из них те, которые относятся к внешнему видукалужницы. Обведи буквы всех верных утверждений.

А. Цветки калужницы яркого желтого цвета.

Б. Цветет калужница обычно в мае.

В. Калужницы ядовиты для домашних животных.

Г. Листья калужницы по форме напоминающие сердечко.

Д. Растет калужница по берегам рек и озер.

Е. Калужница – многолетнее растение.


12. Перед тобой названия пяти животных:

щука, майский жук, акула, кузнечик, стрекоза

Запиши названия этих животных в соответствующих клетках таблицы.


Хищники

Растительноядные

Насекомые





Рыбы






13. Утром Катя посмотрела на термометр, висящий за окном. Какому из советов должна последовать Катя на основании показаний термометра?

1) На улице тепло, 22 градуса выше нуля. Можно собираться на речку купаться.

2) На улице солнечно, но судя по прогнозам, погода может измениться.

3) Погода солнечная, но прохладно. Температура чуть выше нуля.

4) Термометр предупреждает, что погода в течение дня может испортиться и сильно похолодает.



13. Прочитай текст и вставь вместо пропусков номера нужных слов
из приведенного ниже списка

Пустыни

В пустынях нашей страны уже в апреле начинается лето, которое длится почти до ноября. Обычно в пустынях всюду много песка. Он образует холмы, которые здесь называют ______. Растения в пустыне растут поодиночке или небольшими группами среди песков и растрескавшейся глины. Это верблюжья колючка, песчаная осока, различные полыни. Привычных нам деревьев в пустыне нет. Лишь местами растет невысокое дерево с извилистым стволом – ______.

Животный мир пустынь небогат. Многие животные днем спят в норах, а активны ночью или на лето залегают в спячку. В пустынях встречается много пресмыкающихся – ______ и ядовитых змей. Живут здесь ______, которые питаются растительной пищей, а на день забираются в норы.

1. саксаул

2. бересклет

3. фьорды

4. бархан

5. тушканчик

6. верблюд

7. ящерица

8. лягушка

14. Если ты захочешь побольше узнать об обитающих в пустынях змеях, то какую из книг ты выберешь в библиотеке?

1) Атлас «Достопримечательности пустыни Сахара»

2) Роман «Жизнь в ледяной пустыне»

3) Энциклопедия «Пресмыкающиеся степей и пустынь»

4) Энциклопедия «Мир зверей степей и пустынь»

15. Известно, что вода может находиться в разных состояниях: жидком, твердом и газообразном. На схеме показаны некоторые превращения воды.







Используя схему, определи, к каким процессам относятся описанные процессы изменения состояния воды. Соедини стрелками процесс с его названием.


ПРОЦЕСС

ЕГО НАЗВАНИЕ

А. Ранним летним утром на листьях растений появляются капельки росы, которые образуются из содержащегося в воздухе водяного пара.

Плавление



Испарение



Отвердевание



Конденсация

Б. Под лучами апрельского солнца с сосулек на крыше дома капает вода.




16. В доме отдыха на берегу озера людям сильно досаждали комары. Администрация дома отдыха приобрела специальное устройство для уничтожения комаров. И вскоре комары исчезли. Однако затем у озера стало обитать заметно меньше лягушек. Объясни, почему это произошло.


Ответ:



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!