СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК " Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру  в 4 классе. УМК" Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК " Школа России"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» для 4 класса (Москва, «Просвещение», 2015 г), составленной Т.А. Бурмистровой, а также Примерной программы по учебным предметам. Окружающий мир 4 класс : проект.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015 (стандарты второго поколения), содержание которых соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по окружающему миру.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника « Окружающий мир» 4 класс, автор Плешаков А.А., Москва, «Просвещение», 2016 г.

Курс рассчитан на изучение в 4 классе окружающего мира в течение 34 учебных недель в году, общим объёмом 68 учебных часов (из расчёта 2 часа в неделю).

Изменений в рабочей программе нет.

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Окружающий мир"

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснятьс позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

Ученик научится

- определять органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;

 - пользоваться правилами охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах

- объяснять что такое  эволюция;

-  объяснять что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;

 - объяснять основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

 - определять состояния и  свойства веществ; связи живой и  неживой природы;

- объяснять значение бережного отношения к воде и живой природе;  

 - историю развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения;

 название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);

-  различать государственную символику России; государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

 - основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);

 - историю возникновения и развития дорожных знаков;

 - дорожную разметку и её предназначение;

 - общие требования  по ПДД к водителям и велосипедистам;

- правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;

Ученик получит возможность научиться

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

 различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

- применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;

 - пользоваться  велосипедом как транспортным средством на дорогах;

- различать предупредительные сигналы  транспортных средств;


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « Окружающий мир» (68 часов)

4-й класс. (68 ч)

Земля и человечество( 9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.


Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.


Родной край – часть большой страны (15ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.


Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности.экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).




Современная Россия (9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.






































Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 4-м классе

( 2час в неделю, всего 68 часов)



№п/п


Тема урока

Количество часов

И з них Дата проведения уроков

к/р

пр/р

план

факт








1

«Земля и человечество»

Мир глазами астронома.

(9ч)

1





2

Земля - планета Солнечной системы

1





3

Звездное небо – великая «книга»

Природы

1





4

Мир глазами географа.

1





5

Тепловые пояса Земли

1





6

Мир глазами историка.

1





7

Когда и где? Работа с лентой времени.

1





8

Сокровища Земли под охраной человечества

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»


1


1



9




10

«Природа России»

Равнины и горы России

(10ч)

1





11

Моря, озера и реки России

1





12

Природные зоны России. ПДД-«Сигналы светофора»


1





13

Зона арктических пустынь.

1





14

Тундра.

1





15

Леса России..

1





16

Лес и человек Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.

1





17

Зона степей.

1





18

Пустыни.

1





19

У Чёрного моря.

1






20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»



1



21

Родной край – часть большой страны

Наш край

(15ч)

1





22

Поверхность нашего края. ПДД «Места игр, катаний на велосипедах, скутерах, лыжах, санках»

1





23

Поверхность нашего края (экскурсия)

1





24

Водные богатства нашего края.

1





25

Наши подземные богатства.

1





26

Земля - кормилица

1





27

Экскурсия в лес и на луг.

1





28

Жизнь леса.

1





29

Жизнь луга..

1





30

Жизнь в пресных водах.

1





31

Экскурсия к водоёму. ПДД «Виды светофоров и дорожных знаков. Их значение для пешеходов и водителей»

1





32

Растениеводство в нашем крае.

1





33

Растениеводство в нашем крае.

1





34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край - часть большой страны»



1



35

Страницы всемирной истории

Начало истории человечества..

Мир древности: далёкий и близкий.

(5ч)




1





36

Средние века: время рыцарей и замков.


1





37

Новое время: встреча Европы и Америки . времени.

1





38

Новейшее время: история продолжается сегодня с лентой времени.

1





39

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории» .Жизнь древних славян



1



40

Страницы истории России

Во времена Древней Руси. Крещение Руси

(20ч)

1





41

Страна городов. ПДД « Тормозной путь транспортных средств


1





42

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1





43

Трудные времена на Русской земле

1





44

Русь расправляет крылья

1






45

Куликовская

битва

1






46

Иван Третий







47

Мастера печатных дел







48

Патриоты России

1






49

Пётр Великий


1





50

Михаил Васильевич Ломоносов






51


Екатерина Великая

1





52

Отечественная война 1812 года.



1





53

Страницы истории Россия в XIX века


1





54

Россия вступает в XX век. ПДД «Правила пользования транспортным средством»

1





55

Страницы истории в 20–30-е годы XX века






56,57

Великая Отечественная война и Великая победа


2





58

Страна, открывшая путь в космос.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».



1



59

Современная Россия

Основной закон России и права человека.

1





60

Современная Россия

Мы – граждане России

1





61

Славные символы России.

1





62

Такие разные праздники


1





63-66

Путешествие по России. ПДД «Правила движения»

4





67


Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие.



1



68


Презентация проектов.







Всего:

68


6
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!