СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

4класс


на 2019– 2020 уч. г.























Учитель: Голованова Н.П.

МБОУ СШ№7 г.Волгодонска










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, авторской программы«Окружающий мир» А.А. Плешакова (УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования.

  • Уровень программы: базовый.

  • Классификация программы: типовая

  • Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. ФГОС НОО

  2. Положение о рабочей программе педагогов МБОУ СШ №7 г. Волгодонска;

  3. Годовой календарный учебный график МБОУ СШ №7 г. Волгодонска на 2019-2020 учебный год.



Цель программы:

  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Задачи:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Место предмета в базисном учебном плане:

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 66 уроков в течение учебного года (2часа в неделю).



Учебные пособия, используемые для реализации программного содержания:

1. Окружающий мир.4 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2019.

2. Окружающий мир.4 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2019.

3. Проверочные работы. 4класс,Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2019.

4.Контрольно измерительные материалы ФГОС 3 кл.Е.М.Тихомирова/ «Экзамен»2019.

5. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы /Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2016.









Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

К концу 4-го класса выпускник научится:

∙ понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

∙ находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской

Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

∙ называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

∙ называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

∙ понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и

государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

∙ объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них —

Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные

примеры прав ребёнка;

∙ раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных

символов других стран;

∙ называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

∙ рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

∙ проводить несложные астрономические наблюдения;

∙ изготавливать модели планет и созвездий;

∙ использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

∙ анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

∙ приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;

∙ находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

∙ объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

∙ приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

∙ выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

∙ оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие

экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и

национальных парков России;

∙ давать краткую характеристику своего края;

∙ различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

∙ давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

∙ выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

∙ оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

∙ рассказывать об охране природы в своём крае;

∙ различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

∙ приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники

информации о прошлом;

∙ соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

∙ читать историческую карту;

∙ перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко

характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

∙ с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

∙ описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по

иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

∙ показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

∙ рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях

истории России;

∙ соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

∙ составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

∙ описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их

достопримечательности;

∙ называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

∙ находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

∙ раскрывать связь современной России с её историей;

∙ использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и

подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни

общества в прошлом и настоящем.

∙ находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

∙ раскрывать связь современной России с её историей;

∙ использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и

подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни

общества в прошлом и настоящем.

Содержание программы

 

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

 Природа России (10ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения  отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных  зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (13 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.



Раздел


Количество часов

Из них

Проверочные

работы

Экскурсии

Практические работы

Проекты

Земля и человечество

9

1

1

2


Природа России

10

1


3

1

Родной край - часть большой страны


13

1

1

2

1

Страницы Всемирной истории

5

1

1

2


Страницы истории России

20

1


1

1

Современная Россия

9

1

1

1


Итого:

66

6

4

11

3






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п.

Тема урока

Дата проведения

Земля и человечество (9 ч)





1

Введение.Мир глазами астронома.

03.09

2

Планеты Солнечной системы.

06.09

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

10.09

4

Мир глазами географа

13.09

5

Мир глазами историка

17.09

6

Когда и где?

20.09

7

Мир глазами эколога

24.09

8

Природное сообщество

27.09

9

Сокровища Земли под охраной человечества.Международная Красная книга. Проверочная работа

01.10


Природа России (10ч)



10

Равнины и горы России.

04.10

11

Моря, озёра и реки России.

08.10

12

Природные зоны России.

11.10

13

Зона арктических пустынь.

15.10

14

Тундра.

18.10

15

Леса России.Проверочная работа

22.10

16

Лес и человек.


25.10

17

Зона степей.

05.11



18

Пустыни.

08.11

19

У Чёрного моря.

12.11


Родной край - часть большой страны (13ч)



20

Родной край – часть большой страны.

15.11

21

Наш край.Проект.

19.11

22

Поверхность нашего края

22.11

23

Водные богатства нашего края

26.11

24

Наши подземные богатства.

29.11

25

Земля - кормилица

03.12

26

Жизнь леса.

06.12

27

Жизнь леса.

10.12

28

Жизнь луга.

13.12

29

Жизнь луга.

17.12

30

Жизнь в пресных водах.

20.12

31

Растениеводство в нашем крае.Проверочная работа

24.12

32

Животноводство в нашем крае. Презентация проектов.

27.12


Страницы Всемирной истории (5 ч)




33

Начало истории человечества

14.01

34

Мир древности: далёкий и близкий

17.01

35

Средние века: время рыцарей и замков

21.01

36

Новое время: встреча Европы и Америки

24.01

37

Новейшее время: история продолжается сегодня. .Проверочная работа

28.01


Страницы истории России (20 ч)




38

Жизнь древних славян

31.01

39

Во времена Древней Руси

04.02

40

Страна городов

07.02

41

Из книжной сокровищницы Древней Руси

11.02

42

Трудные времена на Русской земле

14.02

43

Русь расправляет крылья

18.02

44

Куликовская битва

21.02

45

Иван Третий

25.02

46

Мастера печатных дел

28.02

47

Патриоты России

03.03

48

Пётр Великий

06.03

49

Михаил Васильевич Ломоносов

10.03

50

Екатерина Великая.

Проверочная работа

13.03

51

Отечественная война 1812 года

17.03

52

Страницы истории XIX века

20.03

53

Россия вступает в XX век

07.04

54

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

10.04

55

Великая война и великая Победа

14.04

56

Страна, открывшая путь в космос.

17.04

57

Основной закон России и права человека

21.04


Современная Россия (9 ч)




58

Славные символы России. Такие разные праздники

24.04

59

Итоговый урок по разделу «Страницы истории России.»

28.04

60

Путешествие по России


08.05

61

Итоговый урок по разделу «Родной край-часть большой страны.»

12.05

62

Итоговый урок по разделу «Современная Россия.»

15.05

63

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 

Итоговая диагностическая работа 


19.05

64


22.05

65



66

Презентация проектов
























20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!