Рабочая программа по предмету «Окружающий мир » для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями), утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, авторской программы А. А. Плешакова и другие «Окружающий мир», принадлежащей системе учебников «Школа России», Москва: «Просвещение»,20011г.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение предмета «Окружающий мир» в четвёртом классе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В учебном плане школы выделено на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе 2 часа в неделю, всего-68ч. (34 уч. недели )
Для реализации данной программы используется комплект учебников и методических пособий УМК «Школа России»:
Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир » 4 класс. М. «Просвещение » 2014г. В двух частях.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки.4 класс. М. «ВАКО»,2014г.
Плешаков А. А. Рабочие тетради к учебнику «Окружающий мир »В двух частях. М. «Просвещение»,2016г
Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир »4 класс.
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения |
По плану | Факт |
Земля и человечество – 10 часов |
1 | Мир глазами астронома | 1 | Рассказывают о мире, с точки зрения астронома; изучают по схеме строение солнечной системы, перечисляют планеты в правильной последовательности, моделируют строение Солнечной системы. | | |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа | 1 | Перечисляют планеты в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществляют проверку; моделируют движение Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. | | |
3 | Звездное небо – Великая книга Природы. | 1 | Изучают по учебнику правила наблюдения звёздного неба, находят на карте звёздного неба знакомые созвездия; формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. | | |
4 | Мир глазами географа. | 1 | Сравнивают глобус и карту полушарий; обсуждают значение глобуса и карт в жизни человечества, работают с терминологическим словариком. | | |
5 | Пояса Земли | 1 | Определяют учебные задачи урока и выполняют их. Составляют рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. | | |
6 | Мир глазами историка | 1 | Составляют рассказы о мире, с точки зрения историка; обсуждают роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. | | |
7 | Когда и где? | 1 | Определяют по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждают сроки начала года в разных летосчислениях. | | |
8 | Мир глазами эколога | 1 | Рассказывают о мире, с точки зрения эколога; анализируют современные экологические проблемы, предлагают меры по их решению. | | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | Рассказывают о причинах появления Списка Всемирного наследия; различают объекты Всемирного природного и культурного наследия. | | |
10 | Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение) | 1 | Доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы. Слушают других, пытаются принимать другую точку зрения. | | |
Природа России – 11 часов |
11 | Равнины и горы России | 1 | Показывают на физической карте России изучаемые географические объекты ,рассказывают о них по личным впечатлениям; различают холмистые и плоские равнины; характеризуют формы земной поверхности России. | | |
12 | Моря, озёра и реки России | 1 | Работают в паре: находят и показывают на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывают о них по карте. | | |
13 | Зона арктических пустынь | 1 | Показывают на карте зону арктических пустынь осуществляют взаимопроверку; характеризуют зону арктических пустынь по плану. | | |
14 | Тундра. | 1 | Описывают тундру по фотографии; рассказывают о ней по карте; обнаруживают экологические связи в зоне тундры. | | |
15 | Леса России | 1 | Добывают новые знания: находят необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Сравнивают природу тундры и лесных зон. | | |
16 | Лес и человек | 1 | Обсуждают экологические проблемы леса; предлагают меры по его охране; обсуждают правила поведения в лесу; формулируют выводы из изученного материала. | | |
17 | Зона степей | 1 | Показывают на карте природных зон зону степей; обсуждают экологические проблемы зоны степей и пути их решения; характеризуют зону степей по плану. | | |
18 | Пустыни | 1 | Сравнивают общий вид степи и пустыни; описывают пустыню по фотографиям; устанавливают зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. | | |
19 | У Черного моря | 1 | Показывают на карте зону субтропиков, рассказывают о ней по карте; устанавливают причины своеобразия природы субтропической зоны. | | |
20 | Экологическое равновесие | 1 | Рассказывают по рисунку об экологических связях, моделируют характерные цепи питания. | | |
21 | Обобщение по разделу «Природа России» | 1 | Обобщают знания по изученному разделу; отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. | | |
Родной край - часть большой страны – 12 часов |
22 | Наш край | 1 | Знакомятся с политико-административной картой России; характеризуют родной край по предложенному в учебнике плану. | | |
23 | Поверхность нашего края (экскурсия) | 1 | Описывают по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; обсуждают меры по охране поверхности своего края. | | |
24 | Водные богатства нашего края | 1 | Составляют список водных объектов своего региона; моделируют значение водных объектов в жизни людей; выявляют источники загрязнения близлежащих водоёмов. | | |
25 | Наши подземные богатства | 1 | Находят на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; находят информацию о применении ,местах и способах добычи полезных ископаемых. | | |
26 | Земля – кормилица | 1 | Различают типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; доказывают огромное значение почвы для жизни на Земле. | | |
27 | Жизнь леса. | 1 | Рассказывают по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; моделируют цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; обсуждают нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека. | | |
28 | Жизнь луга. Экскурсия на луг. | 1 | Характеризуют луговое сообщество по данному в учебнике плану; сравнивают природные особенности леса и луга; ведут наблюдения. | | |
29 | Жизнь в пресных водах (экскурсия к водоёму) | 1 | Описывают водоём по фотографии и по собственным наблюдениям; определяют растения пресного водоёма; узнают по иллюстрации учебника живые организмы пресных вод. | | |
30 | Растениеводство в нашем крае | 1 | Выявляют зависимость растениеводства в регионе от природных условий; различают сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона). | | |
31 | Незаметные защитники урожая | 1 | Извлекают из книги «Зелёные страницы» информацию о том, кто помогает сберечь урожай и обсуждают её. | | |
32 | Животноводство в нашем крае | 1 | Выясняют учебную задачу и стремятся выполнить её; различают породы домашних животных (на примерах, характерных для региона). | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | 1 | Выполняют тесты с выбором ответа; оценивают правильность/неправильность предложенных ответов. | | |
Страницы всемирной истории – 6 часов |
34 | Начало истории человечества | 1 | Определяют по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; анализируют иллюстрации учебника; обсуждают роль огня. | | |
35 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | Определяют по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; выясняют роль археологических находок для изучения истории древних государств. | | |
36 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Сопоставляют длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья; описывают по фотографиям средневековье достопримечательности современных городов. | | |
37 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | Характеризуют научные открытия и технические изобретения Нового времени; выполняют задания электронного приложения к учебнику. | | |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Характеризуют изменения в политическом устройстве стран мира; формулируют выводы из изученного материала ;отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. | | |
39 | Обобщение по разделу «Страницы Всемирной истории» | 1 | Доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | | |
Страницы истории России– 20 часов |
40 | Жизнь древних славян | 1 | Анализируют карту расселения племён древних славян; характеризуют верования древних славян; составляют план рассказа на материал учебника. | | |
41 | Во времена Древней Руси | 1 | Обсуждают причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализируют былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. | | |
42 | Страна городов | 1 | Анализируют карты Древнего Киева и Древнего Новгорода; характеризуют их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. | | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Обсуждают роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; выявляют роль летописей для изучения истории России. | | |
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | Прослеживают по карте нашествие Батыя на Русь. Рассказывают о монгольском нашествии по плану учебника; высказывают своё отношение к личности Александра Невского. | | |
45 | Русь расправляет крылья | 1 | Прослеживают по карте объединение русских земель вокруг Москвы; выполняют задания из электронного приложения к учебнику. | | |
46 | Куликовская битва | 1 | Составляют план рассказа о Куликовской битве; рассказывают о поединках богатырей; осознают роль Куликовской битвы в истории России. | | |
47 | Иван Третий | 1 | Обсуждают значение освобождения от монгольского ига; формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. | | |
48 | Мастера печатных дел | 1 | Обсуждают, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; сопоставляют современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. | | |
49 | Патриоты России | 1 | Отмечают на «ленте времени» год освобождения Москвы; осознают роль борьбы за независимость в начале 17 века в истории России. | | |
50 | Петр Великий | 1 | Рассказывают о реформах Петра I на основе материала учебника; описывают достопримечательности Санкт-Петербурга. | | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Составляют план рассказа о М. В. Ломоносове; обсуждают, каковы были заслуги в развитии науки и культуры. | | |
52 | Екатерина Великая | 1 | Обсуждают, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая; описывают достопримечательности Петербурга. | | |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | Отмечают на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; обсуждают, почему война 1812 года называется Отечественной. | | |
54 | Страницы истории XIX века | 1 | Работают с историческими картами, находят на карте Транссибирскую магистраль; сопоставляют исторические источники. | | |
55 | Россия вступает в XX век | 1 | Составляют план рассказа о событиях начала 20 века и рассказывают о них по плану; развивают воображение, составляя от лица журналиста начала 20 века интервью с учёным, каким он видит наступивший век. | | |
56 | Страницы истории 1920–1930-х годов | 1 | Сравнивают гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и электронном пособии, знакомятся с символикой герба СССР; формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. | | |
57 | Великая война и Великая Победа | 1 | Обсуждают, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречаются с ветеранами войны и беседуют с ними. | | |
58 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Знакомятся с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; извлекают из дополнительной литературы информацию об освоении космоса. | | |
59 | История вокруг нас | 1 | Объясняют различия между людьми современного человечества; отличают граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. | | |
Современная Россия – 9 часов |
60 | Основной закон России и права человека | 1 | Находят на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. | | |
61 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | 1 | Анализируют закреплённые в Конвенции права ребёнка; обсуждают, как права одного человека соотносятся с правами других людей. | | |
62 | Мы – граждане России | 1 | Различают права и обязанности гражданина, устанавливают их взаимосвязи; работают с терминологическим словариком. | | |
63 | Славные символы России | 1 | Знакомятся с особенностями герба Российской Федерации, его историей, с Красным знаменем Победы; обсуждают, зачем государству нужны символы. | | |
64 | Такие разные праздники | 1 | Различают праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. | | |
65 | Путешествие по России. (По Дальнему Востоку. На просторах Сибири) | 1 | Знакомятся по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России. | | |
66 | Путешествие по России. (По Уралу. По северу Европейской части России) | 1 | Совершают виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещают музеи. | | |
67 | Путешествие по России.(По югу России) | 1 | Рассказывают по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрируют фотографии, сувениры. | | |
68 | Проверим себя и оценим свои достижения за год. Презентация проектов (по выбору) | 1 | Выполняют тесты с выбором ответа; оценивают свои знания; выступают с проектами. | | |