СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов 34 учебные недели.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»




Рабочая программа по предмету «Окружающий мир » для 4 класса составлена на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования (с изменениями и дополнениями), утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, авторской программы А. А. Плешакова и другие «Окружающий мир», принадлежащей системе учебников «Школа России», Москва: «Просвещение»,20011г.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Изучение предмета «Окружающий мир» в четвёртом классе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания предмета «Окружающий мир» явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

В учебном плане школы выделено на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе 2 часа в неделю, всего-68ч. (34 уч. недели )


Для реализации данной программы используется комплект учебников и методических пособий УМК «Школа России»:


Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир » 4 класс. М. «Просвещение » 2014г. В двух частях.


Максимова Т.Н. Поурочные разработки.4 класс. М. «ВАКО»,2014г.


Плешаков А. А. Рабочие тетради к учебнику «Окружающий мир »В двух частях. М. «Просвещение»,2016г


Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир »4 класс.


I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир » 4класс

Рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты



1)формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою

Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной

принадлежности; принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и

формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных

ситуациях,

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее

эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей

изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном

информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и

интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё

мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; осуществлять взаимный контроль в

совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и

явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в

соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования

(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».




Предметные результаты

1)понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные

свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,

культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,

элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм

здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт,

сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих

людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

К концу 4 класса обучающиеся научатся:

-определять на глобусе и географических картах стороны горизонта;

-различать важнейшие полезные ископаемые ;

-различать растения и животных родного края;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме;

-проводить самостоятельные наблюдения в природе;

-формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

-называть способы изображения Земли и её поверхности;

-называть природные зоны России;

-рассказывать о государственной символике и государственных праздниках России;

-объяснять, что такое Конституция;

-называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.

Учащиеся получат возможность научиться:

-наблюдать объекты окружающего мира;

-самостоятельно работать с учебником, словарём и другими источниками;

-работать с учебными и научно-познавательными текстами ;

-составлять план учебной статьи ;

-работать с различными картами, готовить сообщения, рецензировать ответы и выступления учащихся;

-работать в паре , группе, индивидуально;

-формировать коммуникативные умения;

-показывать на карте, глобусе объекты природы, города России.






II. Содержание учебного предмета «Окружающий мир » 4класс (68ч)


Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

Природа России (11 ч)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (12 ч)

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.

Страницы всемирной истории (6 ч)

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Страницы истории России(20ч)

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920- 1930 годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Современная Россия (9 ч)

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проектов ( по выбору).







Учебно-тематический план

№п/п

Наименование раздела.

Количество часов

1

Земля и человечество

10

2

Природа России

11

3

Родной край-часть большой страны

12

4

Страницы Всемирной истории

6

5

Страницы истории России

20

6

Современная Россия

9

Итого

68



III. тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»4 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

По плану

Факт

Земля и человечество – 10 часов


1

Мир глазами астронома

1

Рассказывают о мире, с точки зрения астронома; изучают по схеме строение солнечной системы, перечисляют планеты в правильной последовательности, моделируют строение Солнечной системы.



2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

1

Перечисляют планеты в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществляют проверку; моделируют движение Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца.




3

Звездное небо – Великая книга Природы.

1

Изучают по учебнику правила наблюдения звёздного неба, находят на карте звёздного неба знакомые созвездия; формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.



4

Мир глазами географа.

1

Сравнивают глобус и карту полушарий; обсуждают значение глобуса и карт в жизни человечества, работают с терминологическим словариком.



5

Пояса Земли

1

Определяют учебные задачи урока и выполняют их. Составляют рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.



6

Мир глазами историка

1

Составляют рассказы о мире, с точки зрения историка; обсуждают роль бытовых предметов для понимания событий прошлого.



7

Когда и где?

1

Определяют по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждают сроки начала года в разных летосчислениях.



8

Мир глазами эколога

1

Рассказывают о мире, с точки зрения эколога; анализируют современные экологические проблемы, предлагают меры по их решению.



9

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Рассказывают о причинах появления Списка Всемирного наследия; различают объекты Всемирного природного и культурного наследия.



10

Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение)

1

Доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы. Слушают других, пытаются принимать другую точку зрения.



Природа России – 11 часов


11

Равнины и горы России

1

Показывают на физической карте России изучаемые географические объекты ,рассказывают о них по личным впечатлениям; различают холмистые и плоские равнины; характеризуют формы земной поверхности России.



12

Моря, озёра и реки России

1

Работают в паре: находят и показывают на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывают о них по карте.



13

Зона арктических пустынь

1

Показывают на карте зону арктических пустынь осуществляют взаимопроверку; характеризуют зону арктических пустынь по плану.



14

Тундра.

1

Описывают тундру по фотографии; рассказывают о ней по карте; обнаруживают экологические связи в зоне тундры.



15

Леса России

1

Добывают новые знания: находят необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Сравнивают природу тундры и лесных зон.



16

Лес и человек

1

Обсуждают экологические проблемы леса; предлагают меры по его охране; обсуждают правила поведения в лесу; формулируют выводы из изученного материала.



17

Зона степей

1

Показывают на карте природных зон зону степей; обсуждают экологические проблемы зоны степей и пути их решения; характеризуют зону степей по плану.



18

Пустыни










1

Сравнивают общий вид степи и пустыни; описывают пустыню по фотографиям; устанавливают зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги.



19

У Черного моря

1

Показывают на карте зону субтропиков, рассказывают о ней по карте; устанавливают причины своеобразия природы субтропической зоны.



20

Экологическое равновесие

1

Рассказывают по рисунку об экологических связях, моделируют характерные цепи питания.



21

Обобщение по разделу «Природа России»

1

Обобщают знания по изученному разделу; отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.



Родной край - часть большой страны – 12 часов

22

Наш край

1

Знакомятся с политико-административной картой России; характеризуют родной край по предложенному в учебнике плану.



23

Поверхность нашего края (экскурсия)

1

Описывают по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; обсуждают меры по охране поверхности своего края.



24

Водные богатства нашего края

1

Составляют список водных объектов своего региона; моделируют значение водных объектов в жизни людей; выявляют источники загрязнения близлежащих водоёмов.



25

Наши подземные богатства

1

Находят на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; находят информацию о применении ,местах и способах добычи полезных ископаемых.



26

Земля – кормилица

1

Различают типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; доказывают огромное значение почвы для жизни на Земле.



27

Жизнь леса.

1

Рассказывают по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; моделируют цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; обсуждают нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека.



28

Жизнь луга. Экскурсия на луг.

1

Характеризуют луговое сообщество по данному в учебнике плану; сравнивают природные особенности леса и луга; ведут наблюдения.



29

Жизнь в пресных водах

(экскурсия к водоёму)


1

Описывают водоём по фотографии и по собственным наблюдениям; определяют растения пресного водоёма; узнают по иллюстрации учебника живые организмы пресных вод.



30

Растениеводство в нашем крае

1

Выявляют зависимость растениеводства в регионе от природных условий; различают сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона).



31

Незаметные защитники урожая

1

Извлекают из книги «Зелёные страницы» информацию о том, кто помогает сберечь урожай и обсуждают её.



32

Животноводство
в нашем крае

1

Выясняют учебную задачу и стремятся выполнить её; различают породы домашних животных (на примерах, характерных для региона).



33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

1

Выполняют тесты с выбором ответа; оценивают правильность/неправильность предложенных ответов.



Страницы всемирной истории – 6 часов


34

Начало истории человечества

1

Определяют по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; анализируют иллюстрации учебника; обсуждают роль огня.



35

Мир древности: далекий и близкий

1

Определяют по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; выясняют роль археологических находок для изучения истории древних государств.



36

Средние века: время рыцарей и замков

1

Сопоставляют длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья; описывают по фотографиям средневековье достопримечательности современных городов.



37

Новое время: встреча Европы и Америки

1

Характеризуют научные открытия и технические изобретения Нового времени; выполняют задания электронного приложения к учебнику.



38

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

Характеризуют изменения в политическом устройстве стран мира; формулируют выводы из изученного материала ;отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.



39

Обобщение по разделу «Страницы Всемирной истории»

1

Доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.




Страницы истории России– 20 часов

40

Жизнь древних славян

1

Анализируют карту расселения племён древних славян; характеризуют верования древних славян; составляют план рассказа на материал учебника.



41

Во времена Древней Руси

1

Обсуждают причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализируют былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.



42

Страна городов

1

Анализируют карты Древнего Киева и Древнего Новгорода; характеризуют их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде.



43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Обсуждают роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; выявляют роль летописей для изучения истории России.



44

Трудные времена на Русской земле

1

Прослеживают по карте нашествие Батыя на Русь. Рассказывают о монгольском нашествии по плану учебника; высказывают своё отношение к личности Александра Невского.



45

Русь расправляет крылья

1

Прослеживают по карте объединение русских земель вокруг Москвы; выполняют задания из электронного приложения к учебнику.



46

Куликовская
битва

1

Составляют план рассказа о Куликовской битве; рассказывают о поединках богатырей; осознают роль Куликовской битвы в истории России.



47

Иван Третий

1

Обсуждают значение освобождения от монгольского ига; формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.



48

Мастера печатных дел

1

Обсуждают, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; сопоставляют современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.



49

Патриоты России

1

Отмечают на «ленте времени» год освобождения Москвы; осознают роль борьбы за независимость в начале 17 века в истории России.



50

Петр Великий

1

Рассказывают о реформах Петра I на основе материала учебника; описывают достопримечательности Санкт-Петербурга.



51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Составляют план рассказа о М. В. Ломоносове; обсуждают, каковы были заслуги в развитии науки и культуры.



52

Екатерина Великая

1

Обсуждают, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая; описывают достопримечательности Петербурга.



53

Отечественная война 1812 года

1

Отмечают на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; обсуждают, почему война 1812 года называется Отечественной.



54

Страницы истории XIX века

1

Работают с историческими картами, находят на карте Транссибирскую магистраль; сопоставляют исторические источники.



55

Россия вступает в XX век

1

Составляют план рассказа о событиях начала 20 века и рассказывают о них по плану; развивают воображение, составляя от лица журналиста начала 20 века интервью с учёным, каким он видит наступивший век.



56

Страницы истории 1920–1930-х годов

1

Сравнивают гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и электронном пособии, знакомятся с символикой герба СССР; формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.




57

Великая война
и Великая Победа

1

Обсуждают, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; встречаются с ветеранами войны и беседуют с ними.




58

Страна, открывшая путь в космос

1


Знакомятся с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; извлекают из дополнительной литературы информацию об освоении космоса.



59

История вокруг нас

1

Объясняют различия между людьми современного человечества; отличают граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.



Современная Россия – 9 часов

60

Основной закон России и права человека

1

Находят на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.



61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

1

Анализируют закреплённые в Конвенции права ребёнка; обсуждают, как права одного человека соотносятся с правами других людей.



62

Мы – граждане России

1

Различают права и обязанности гражданина, устанавливают их взаимосвязи; работают с терминологическим словариком.



63

Славные символы России

1

Знакомятся с особенностями герба Российской Федерации, его историей, с Красным знаменем Победы; обсуждают, зачем государству нужны символы.



64

Такие разные праздники

1

Различают праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.



65

Путешествие по России. (По Дальнему Востоку. На просторах Сибири)

1

Знакомятся по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.



66

Путешествие по России. (По Уралу. По северу Европейской части России)

1

Совершают виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещают музеи.



67

Путешествие по России.(По югу России)

1

Рассказывают по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрируют фотографии, сувениры.



68

Проверим себя и оценим свои достижения за год.

Презентация проектов (по выбору)

1

Выполняют тесты с выбором ответа; оценивают свои знания; выступают с проектами.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!