Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011», авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир». 1-4 классы. Сборник рабочих программ «Школа России» - М.: Просвещение, 2011.
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Окружающий мир как предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки для научного мировоззрения; создаются условия для самопознания саморазвития ребенка.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально и эмоционально- ценностному постижению окружающего мира.
Следующими особенностями предмета можно выделить: особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания для формирования метапредметных умений и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи. Благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания. Формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Новизна рабочей программы состоит в том, что названия разделов, в которых сгруппированы вопросы по изучаемым темам, более конкретизированы: «Многообразие окружающего мира», «Объекты окружающего мира», «Процессы и явления окружающего мира», Пространство и время окружающего мира», «Явления окружающего мира и деятельность человека».
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы. Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 66 часов при 2 часах в неделю (33 учебных недели).
Обучающиеся прошли подготовительный этап к школе в детском саду, в школе раннего развития при ДДТ.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
А.А. Плешаков, Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х частях, М.: Просвещение, 2016.
А.А. Плешаков, Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, М.: Просвещение, 2016.
А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы, М.: Просвещение, 2015.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (Диск СD-ROM), автор А.А. Плешаков.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Введение. Задавайте вопросы. | 5 |
2 | Что и кто? | 19 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 |
4 | Где и когда? | 10 |
5 | Почему и зачем? | 20 |
Итого | | 66 |
Содержание учебного курса
Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником текстов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зеленые страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем, Вопросиком и Мудрой Черепахой.
Что и кто? Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как. Откуда и куда? Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда? Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? зачем нужны поезда? Зачем стоят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете надо соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:
- распознавать живую и неживую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники , травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
- распознавать основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
- характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
- характеризовать признаки времен года;
- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
- понимать правила поведения в природе;
-называть свой адрес в мире и своем населенном пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- называть правила личной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года, правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчества родителей, основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдение за жизнью города (села). Трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни. Способы питания, защиты и их другие особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
Моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Окружающий мир» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающимся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. В том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование этнических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
| Введение. Задавайте вопросы! (5 ч) |
1 | Задавайте вопросы. | 1 | |
2,3 | Экскурсия «Что такое наша школа?» | 2 | |
4 | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» | 1 | |
5 | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | 1 | |
| Что и кто? (19 ч) |
6 | Что такое Родина? Входная диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. | 1 | |
7 | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | 1 | |
8 | Проект «Моя малая Родина». | 1 | |
9 | Что у нас над головой? | 1 | |
10 | Что у нас под ногами? | 1 | |
11 | Что общего у разных растений? | 1 | |
12 | Что растет на подоконнике? | 1 | |
13 | Что растет на клумбе? | 1 | |
14 | Что это за листья? | 1 | |
15 | Что такое хвоинки? | 1 | |
16 | Кто такие насекомые? | 1 | |
17 | Кто такие рыбы? | 1 | |
18 | Кто такие птицы? | 1 | |
19 | Кто такие звери? | 1 | |
20 | Что окружает нас дома? | 1 | |
21 | Что умеет компьютер? | 1 | |
22 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |
23 | На что похожа наша планета? | 1 | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | |
| Как, куда и откуда? (12 ч) |
25 | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 | |
26 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | |
27 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | |
28 | Как путешествует письмо? | 1 | |
29 | Куда текут реки? | 1 | |
30 | Откуда берутся лед и снег? | 1 | |
31 | Как живут растения? | 1 | |
32 | Как живут животные? | 1 | |
33 | Как зимой помочь птицам? | 1 | |
34 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | |
35 | Откуда в снежках грязь? | 1 | |
36 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация «Моя семья». | 1 | |
| Где и когда (10 ч) |
37 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | |
38 | Когда придет суббота? | 1 | |
39 | Когда наступит лето? | 1 | |
40 | Где живут белые медведи? | 1 | |
41 | Где живут слоны? | 1 | |
42 | Где зимуют птицы? | 1 | |
43 | Когда появилась одежда? | 1 | |
44 | Когда изобрели велосипед? | 1 | |
45 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | |
46 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | |
| Почему и зачем? (20 ч) |
47 | Почему солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | |
48 | Почему луна бывает разной? | 1 | |
49 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | |
50 | Почему звенит звонок? | 1 | |
51 | Почему радуга разноцветная? | 1 | |
52 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | |
53 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | |
54 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | |
55 | Зачем мы спим ночью? | 1 | |
56 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | |
57 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | |
58 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | |
59 | Зачем нужны автомобили? | 1 | |
60 | Зачем нужны поезда? Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. | 1 | |
61 | Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? | 1 | |
62 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | |
63 | Почему в автомобиле, поезде, самолете, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | |
Итого | | 66 | |
Литература
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. – М.: ВАКО, 2016.-368с.
А.А. Плешаков, Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х частях, М.: Просвещение, 2016.
А.А. Плешаков, Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях, М.: Просвещение, 2016.
А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы, М.: Просвещение, 2015.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (Диск СD-ROM), автор А.А. Плешаков
Плешаков А.А. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. – 528с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 1. (Стандарты второго поколения) ФГОС. М.: Просвещение, 2011.
Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 1 класс. – М.: ВАКО, 2016 – 96с.
11