СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Проект


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8»


Рассмотрено


Согласовано


Утверждаю

на заседании МО учителей


зам. директора по УВР


директор МБОУ «ООШ № 8»






Рук. МО




/Е.Г.Егорова/



/И.В.Малышева/

Протокол №


от





«_____»_______20__ г.


«_____»_________20__ г.


«_____»________20__ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Окружающий мир»

3 «Б» класс


на 2019 - 2020 учебный год

количество часов – 68










Составитель: Степанова Оксана Викторовна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория




г. Советск


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 г.), Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе ООП МБОУ ООШ № 8 города Советска (приказ №36 от 30. 06 2011 г.).

Программа разработана на основе примерных или рабочих программ по ­­­­­­­­­предмету «Окружающий мир» учебников:

  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012

  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2013,


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 «А» класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Приказ Минобрнауки России от 26.01.2017 г. № 15 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 уч. год»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- Примерная программа по предмету: «Окружающий мир»


Примерная программа по предмету

Место и количество часов в учебном плане

В начальной школе изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника.

Предмет естественно-научного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Изучаются такие аспекты окружающего мира, без которых невозможна пространственная ориентация в потоке дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся получают представление об окружающем мире как целостном явлении. Федеральный базисный план отводит 68 часов для образовательного изучения предмета «Окружающий мир» в 3 классе из расчёта 2 часа в неделю.

В соответствии с этим реализуется программа по предмету «Окружающий мир» в объеме 68 часов.

УМК:

Программа обеспечивается УМК «Школа России»


Цели программы

Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.


Задачи программы


Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

  • воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине;

  • формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде;

развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.


Общая характеристика учебного предмета

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками:

В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы: 3 класс (68 ч)

  • Как устроен мир - 7 ч. Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

  • Эта удивительная природа -19 ч. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

  • Мы и наше здоровье - 10 ч. Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

  • Наша безопасность -8 ч. Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

  • Чему учит экономика -12 ч. Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

  • Путешествие по городам и странам -10 ч. Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.


Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 68 часов в год, 2 раза в неделю, из них на изучение модуля «Этот удивительный окружающий мир» - 13,6часа в течении всего учебного года. Цель модуля: «Этот удивительный окружающий мир»: консолидация усилий в решении проблем формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального, совершенствования гражданско-патриотического, пропаганды здорового образа жизни.

В программу может быть включена коррекционно-развивающая работа для обучающихся 7 вида обучения цель которой, обеспечивать индивидуальное сопровождение в процессе овладения младшими школьниками содержанием образования, овладевать опорными знаниями по формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и преодолевать нарушения развития.

На изучение предмета отводится 68 часов в год, 2 час в неделю.

I четверть - 18 ч.

IIчетверть - 14 ч.

IIIчетверть - 20 ч.

IVчетверть - 16 ч.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Окружающий мир как предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки для научного мировоззрения; создаются условия для самопознания и саморазвития

ребенка.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики и музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально- и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир;

  • владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из разных источников) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

• освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

• развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметные результаты:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

• освоение способов решения проблем творческого и поискового ха-рактера;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

• активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;



Содержание учебного предмета


п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

Содержание

1.

«Как устроен мир»

7

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

2.

«Эта удивительная природа»




19

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

3.

«Мы и наше здоровье»

10

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

4.

«Чему учит экономика»

12

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

5.

«Путешествие по городам и странам»

10

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.


Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1.

«Как устроен мир»





-Слушание объяснений учителя.

-Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

-Самостоятельная работа с учебником.

-Работа с научно-популярной литературой.

-Написание рефератов и докладов.

-Систематизация учебного материала.

-Наблюдение за демонстрациями учителя.

-Просмотр учебных фильмов.

-Объяснение наблюдаемых явлений.

-Анализ проблемных ситуаций.

-Работа с кинематическими схемами.

-Работа с раздаточным материалом.

-Сбор и классификация коллекционного материала.

-Постановка опытов для демонстрации классу.

-Выполнение фронтальных лабораторных работ.

-Выполнение работ практикума.

-Разработка новых вариантов опыта.

2.

«Эта удивительная природа»







19

3.

«Мы и наше здоровье»





10

4.

«Чему учит экономика»






12

5.

«Путешествие по городам и странам»

10



Диагностическая и практическая часть программы

по окружающему миру в 3 «А» классе



Вид работы


I чет.


II чет.


III чет.


IV чет.


год



Экскурсии


1


-


1


1


3


Практические работы


5


2


2


1


10


Тесты


2



1


2


1


6


Проекты


1


2


2


1


6


Контрольные работы

1



1

1


3

Административные контрольные работы

1

1


1

3






Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема урока, модуль, домашнее задание

Количество часов

Дата


1.

Природа. Ценность природы для человека.

Модуль «Разнообразие природы»

Д.з. С. 4–9, вопросы «Проверь себя»

Подготовка к проекту: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Д.з. С.10-17

1


2.

Человек

Проект : «Богатства, отданные людям»

Объяснение нового материала

Модуль «Ступеньки познания»

1


3.

Общество

Модуль «Леонардо да Винчи – создатель грандиозной энциклопедии «Вещи природы»»

Д.з с 18-23

1


4.

Контрольная работа (входная)

Модуль «Герб России, флаг России»

1


5.

Контрольная работа (входная)

Модуль «Герб России, флаг России»

1


6.

Мониторинг

Проверочная работа

1


7-8

Природа в опасности! Охрана природы.

Модуль «Красная книга»

Д.з с .29-34

1


9.

Тела, вещества, частицы

Модуль «Игра «Из чего что сделано?»

Д.з. С.36-39

1


10.

Разнообразие веществ

Модуль «М.В. Ломоносов. Физические и химические опыты»

Д.з с 41-45

1


11.

Воздух и его охрана

Модуль ««Воздух. Что такое воздушная рубашка»

Д.з с46-50

1


12.

Вода

Модуль «Презентация «Интересные факты о воде»

Д.з до с.54

1


13.

Превращение и круговорот воды

Модуль ««Снег – что такое?, «О чем может рассказать сугроб»

Д.з до с.56

1


14.

Берегите воду!

Модуль «Сказка «Жила была река». Игра-конкурс «Правила безопасного поведения на воде»

Д.з до с.63

1


15.

Что такое почва

Модуль «Как образовалась почва»

Д.з до с.67

1


16.

Разнообразие растений

Солнце, растения и мы с вами

Модуль «Викторина «Кто я такой?»

Д.з до С.77

1


17.

Размножение и развитие растений

Практическая работа №4 «Приспособление плодов и семян к распространению ветром»


Модуль «Игра «Классификация растений»

Д.з. с.78-81

1


18.

Охрана растений

Модуль «Как распространяются семена растений. Колокольчик, рогоз, кислица, пустырник»

Д.з до с.81

1


19.

Разнообразие животных

Модуль «Викторина на тему «Лекарственные растения»

Д.з с.82-85

1


20.

Кто что ест

С. 94-97

Объяснение нового материала

Модуль «Игра «Узнай по описанию»

Д.з с.94-97

1


21.

Проект

«Разнообразие природы родного края»

Модуль «Рассказ «Правда, о волке, зайце, лисе, медведе»

Д.з. с.98-99

1


22.

Размножение и развитие животных

Презентация о природе родного края

Д.з. Проект

1


23.

Охрана животных

Презентация «Размножение животных»

Д.з с100-.105

1


24.

В царстве грибов

Игра «Отгадай животное»

Д.з с.106-110


1



25.

Великий круговорот жизни

Модуль «Грибы из красной книги»

Д.з с.112-117

1



26.

Проверь себя

Модуль «Что такое бактерии»

Д.з с.118-120

1



27.

Организм человека

Д.з с.122-125

1



28.

Органы чувств

Модуль «Иван Петрович Павлов - физиолог мира»

Д.з с.122-1251

1



29.

Надежная защита организма

Опора тела и движение

Модуль «Мозг и органы чувств. Как мы видим, слышим.»

Д.з с.126-129

Д.з с.130-137

1



30.

Административная контрольная работа

1



31.

Наше питание

Модуль «Давно ли люди моются?

Рассказ «Молодой старичок»

Д.з. с. 138-141

1



32.

Проект

«Школа кулинара»

С.142-143

Комбинированный

Модуль «Рассказы Г. Юдина «ротовая полость», «желудок», «почки»

Д.з с.138-141

1



33.

Дыхание и кровообращение Практическая работа №7 «Подсчёт ударов пульса»


Д.з проект

1



34.

Умей предупреждать болезни

Модуль «Стихотворение «Сердце»

Д.з с.144-146

1



35.

Здоровый образ жизни

Модуль «Для чего нужно закаливать организм. Целебные силы природы»

Д.з с.147-149


1



36.

Проверь себя.

Модуль ««Не пробовать, не начинать», о вреде курения»

Д.з с.150-153

1



37.

Огонь, вода и газ

Д.з. с.4-7

1



38.

Чтобы путь был счастливым

Модуль «Викторина «тело человека и охрана здоровья»

Д.з с.8-13


1



39.

Дорожные знаки

Модуль «Из истории велосипеда»


1



40.

Проект

«Кто нас защищает»

Модуль «Игра «Знаешь ли ты знаки»

Д.з с.14-17

1



41.

Опасные места

Модуль «Ролевая игра по ПДД»
Д.з проект

1



42.

Природа и наша безопасность

Модуль «Как вести себя с незнакомыми людьми»

Д.з с.20-24


1



43.

Экологическая безопасность

Модуль «Опасные растения: белена, ландыш»

Д.з с25-.30


1



44.

Проверь себя

Проверочная работа

Д.з. с.31- 36

1



45.

Для чего нужна экономика


1



46.

Природные богатства и труд людей – основа экономики

Модуль «Главная задача экономики»
Д.з с41

1



47.

Полезные ископаемые

Модуль «Рассказ «Мастер-невидимка»»

Д.з с 42-45

1



48.

Растениеводство

Модуль «Беседа «Как образовался каменный уголь», «Откуда берется железо»»

Д.з с.46-50

1



49.

Животноводство

Модуль «Николай Иванович Вавилов – «охотник» за растениями»

Д.з с.51-54

1



50.

Какая бывает промышленность

Проект «Экономика родного края»

Комбинированный

Модуль «Викторина «Домашние животные»»

Д.з с. 56-59


1



51.

Контрольная работа за III четверть

Д.з с.63-65

1



52.

Что такое деньги

Фронталь

ный и индивидуальный опрос

1



53.

Государственный бюджет

Модуль «Беседа «Русские деньги»»

Д.з с.67-70

1



54.

Семейный бюджет

Модуль ««Государственный бюджет» - это план доходов и расходов государства»


Д.з с.71-74

1



55.

Экономика и экология

Модуль «Игра «Семейный бюджет»»

Д.з с.75-78

1



56.

Проверь себя

Модуль «Экологические прогнозы»

Д.з с.79-84


1



57.

Золотое кольцо России

Проверочная работа

1



58.

Золотое кольцо России

Модуль «Города: Плес, Иваново»

Д.з с.86-90

1



59.

Проект

«Музей путешествий»

Модуль «Города: Кострома, Переславль-Залесский, Углич»

Д.з с.91-92

1



60.

Наши ближайшие соседи

Модуль «Загадки путешественника»

Д.з -проект

1



61.

На севере Европы

Модуль «Интересные факты»

Д.з с.100-105

1



62.

Что такое Бенилюкс?

Модуль «Разгадывание анаграмм»

Д.з с.108-117

1



63.

В центре Европы

Модуль «Бельгия, Нидерланды, Люксембург»

Д.з с.118-124

1



64.

По Франции и Великобритании

Модуль «Австрия, Швейцария, Германия»

Д.з с.125-131

1



65.

На юге Европы

По знаменательным местам

Модуль «Эйфелева башня – символ Парижа»

1



66.

На юге Европы

По знаменательным местам

Модуль «Колизей – достопримечательность Рима. Египетские пирамиды. Статуя Свободы.

Интересные факты.»

Д.з с.142-153

1



67.

Административная контрольная работа за год

Д.з с.142-153

1



68.

Проверь себя

Модуль «Игра «Самый умный»»

Проверочная работа


1














Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности, и методического обеспечения

Материально-техническое обеспечение:

1. Географические и исторические карты

2. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

• Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Технические средства обучения (ТСО):

• Телевизор.

• Персональный компьютер.

• Принтер

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

• Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

• Лупа.

• Компас.

• Глобус

• Микроскоп (цифровой ).

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения :

для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п.

• Коллекции полезных ископаемых.

• Живые объекты (комнатные растения)

Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи музыки

- видеофильмы или DVD- фильмы и презентации.

Методическое обеспечение:

• Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. М.: ВАКО, 2012,

• Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2010, 1 часть,

• Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2010, 1 часть, 2 часть

• Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).

• Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2008. – 317 с.

• Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М. Просвещение, 2008. – 232 с. (Стандарты второго поколения).

• Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012

• Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2013,

• Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013

• Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2013

• Тихомирова Е.М. Мир вокруг нас. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». 3 класс М:. «Экзамен» 2012