СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ(ЗПР)4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для детей с задержкой психического развития

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ(ЗПР)4 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся с задержкой психического развития для 4 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.

Основной формой реализации программы является урок.

Программа составлена на основе программы учебного курса «Окружающий мир» АООП НОО МОУ «Ряжская СШ №3» и предназначена для обучающихся с задержкой психического развития 4 года обучения окружающему миру в МОУ «Ряжская СШ №3».

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир» (4 класс) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года

N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»Приказ Министерства образования и нау

  • Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития;

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;

  • Устав МОУ «Ряжская СШ №3»;

  • Адаптированная Основная Образовательная программа МОУ «Ряжская СШ №4» на 2019-2020 учебный год;

  • Учебный план МОУ «Ряжская СШ №3» на 2019-2020 учебный год;






Цели и задачи курса.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

Предметные:

  • Развивать у учащихся умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • Формировать уважительное отношение к семье, насе­лённому пункту, региону, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • Формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • Формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Коррекционные:

  • Корригировать ощущение, восприятие, представления (работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений, над увеличением поля зрения, скорости обозрения, расширить зону восприятия);

  • Учить устанавливать причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями.

  • Корригировать внимание (развивать целеустремлённость внимания, силу внимания, учить распределению внимания, увеличивать объём внимания, воспитывать устойчивое внимание);

  • Развивать навыки самооценки (устранять навыки не критичности, неустойчивой и пониженной самооценки, воспитывать позитивное отношение к критике; корректировать отрицательные реакции на замечания - флегматичность, обидчивость);

  • Работать над развитием речи (развивать импрессионист и экспрессивность стороны речи, формировать коммуникативность функций речи, учить пониманию слов различной меры общности);

  • Корригировать процессы мышления (развивать умения делать словесно- логические обобщения; учить выделять главное и существенное, делать выводы; развивать умения сравнивать, анализировать, строить умозаключения);

  • Корригировать эмоционально-волевую сферу (развивать инициативу, стремление к активной деятельности; предупреждать возникновение дурных привычек, воспитывать трудолюбие, чувство товарищества, чувство удовлетворения в учёбе и труде);


Особенности преподавания предмета:
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
В ходе обучения появляется возможность развития механизмов связной речи путем формирования ассоциативных связей,

Целью обучения является расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.


Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе отводится 270 ч. В 4 классе отводится - 68 часов. (2 часа в неделю 34 учебных недели)


Планируемые результаты

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • понимать особую роль России в мировой истории, испытывать чувство гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

  • уважительно относиться к истории России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • воспринимать целостность окружающего мира,

  • основам экологической грамотности, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • умению устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • доступным способам изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • основы российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

  • мотивы учебной деятельности и сформирован лич­ностный смысл учения;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • этические чувства, чувства доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • установки на безопасный, здоровый об­раз жизни;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • навыкам адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание ;

  • планировать свои действия в течение урока;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. 

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

Познавательные
Обучающиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях ;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;употреблять вежливые слова в случае неправоты;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Основное содержание тем

Земля и человечество

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – пла­нета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна горо­дов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй – последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Современная Россия

Мы – граждане России. Конституция России – наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • некоторые современные экологические проблемы;

  • природные зоны России;

  • особенности природы своего края: формы земной поверх­ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей отечественной ис­тории;

  • государственную символику и государственные праздни­ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;

  • правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые свое­го края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости; определять возможные причины отри­цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

п/п


Разделы, темы

Кол -во часов


Проектная деятельность

Провероч-ные работы

Прак-тичес-кие работы

Экскурсии

1.

Раздел «Земля и человечество»

9

1

-

1


2.

Раздел «Природа России»

10

1

-



3.

Раздел «Родной край – часть большой страны»

15

1

1

2

3

4.

Раздел «Страницы Всемирной истории»

5

1

-



5.

Раздел «Страницы истории России»

20

1

-



6.

Раздел «Современная Россия»

9

1

1




Итого:

68

6

2

3

3































Календарно – тематическое планирование

Окружающий мир - 68 ч.


урока

п/п

Дата проведения

Наименование раздела, темы

Кол – во час

Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Приме

чание

по плану

факт

предметные

УУД

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I - четверть (18ч)




Земля и человечество

9ч.







1.



Мир глазами астронома.




Урок открытия нового знания.

Текущий

Иметь общие представления о строении солнечной системы, о Солнце и дру-гих звёздах, их размере, температуре, перечислять планеты в правильной последователь-ности.

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: понимать перспек-тивы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, построение взаимоотноше-ний с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.


2.



Планеты Солнечной системы.




Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться различать планеты и их спутники, анализировать схемы враще-ния Земли вокруг своей оси.

К: формировать навыки речевых действий, формули-ровать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие труд-ности, искать причины и пути преодоления.

П: читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимания, оказание помощи,


3.



Звёздное небо – Великая книга Природы.



Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться определять направление на север по Полярной звезде.

К: осуществлять совместную деятель-ность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познаватель-ных задач.

Р: осознавать границы собственных знаний о природе, определять цели и задачи усвое-ния новых знаний.

П: делать обобщения, выводы, проверять и находить дополнитель-ную информацию, используя справоч-ную литературу.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, выражение положительного отношения к процессу познания, применение знаний в жизненных ситуациях.


4.



Мир глазами географа.




Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте, обсуждать значение гло-буса и карты в жизни челове-чества, расска-зывать о мире с точки зрения географа.

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведении.

Р: удерживать цель деятельности до получения её резуль-тата, анализировать собственную работу.

П: выполнять учебные задачи, высказывать предположения.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


5.



Мир глазами историка




Урок рефлексии

Текущий

Научиться рассказывать о мире с точки зрения истори-ка, объяснять что изучает наука археоло-гия, приводить примеры исторических источников для познания прошлого человечества.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата и уровень усвоения материала.

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую инфор-мацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.


6.



Когда и где?




Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться определять по «ленте време-ни» век, в котором происходило историческое событие.


7.



Мир глазами эколога


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться анализировать современные экологические проблемы, предлагать ме-ры по их решению, рассказывать о мире с точки зрения эколога.

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклас-сниками необходимые действия.

П: читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

Формирование навыков анализа и сопоставления, осознание единства окружающего мира, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы


8.



Сокровища Земли под охраной человечества.


Урок открытия нового знания.

Текущий

Перечислять наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом.

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррек-тивы, адекватно оценивать свои достижения.

П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы.

Формирование навыков анализа и сопоставления, экологически грамотное поведение в природе.


9.



Сокровища Земли под охраной человечества.


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Уметь объяс-нять причины занесения животных в Красную книгу, называть некоторых животных, занесенных в Красную книгу.

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррек-тивы, адекватно оценивать свои достижения.

П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять, извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифи-цировать природные объекты на основе их внешних признаков.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание личной ответ-ственности за состояние природной среды.





Природа России

10ч







10.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» Пр.р.

1

Равнины и горы России.




Урок развиваю-щего контроля

Тематический

Научиться различать формы поверх-ности суши, перечислять и показывать на физической карте наиболее крупные равни-ны и горы России.

К: формировать навыки речевых действий, формулиро-вать собстенные мысли.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала.

П: читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятель-но находить её в материалах учебника.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, оценка собственной учебной деятельности: достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач.


11.



Моря, озёра и реки России.




Урок открытия нового знания.

Текущий

Перечислять и показывать на физической карте наиболее крупные моря, озера и реки России.

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения ученой задачи, проверять и находить дополнитель-ную информацию, используя справочную литературу.

Формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.


12.



Природные зоны России.




Урок открытия нового знания.

Текущий

Объяснять, что такое природные зоны, перечис-лять природ-ные зоны России.

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижении

П: устанавливать причинно- следствен-ные связи и зависимо-сти между объектами, высказывать предпо-ложения, обсуждать проблемные вопросы.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, выполнение учебных действий.


13.



Зона арктических пустынь.




Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться характеризо-вать особен-ности зоны арктических пустынь.

К: осуществлять совместную деятель-ность в паре и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем необходи-мые действия.

П: выявлять известное и неизвестное, читать , извлекая нужную информацию.

Формирование навыков анализа и сопоставления, организации и анализа своей деятельности в составе группы, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


14.



Тундра.




Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться характеризо-вать особен-ности зоны тундры

К: осуществлять совместную деятель-ность в паре и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижении

П: самостоятельно находить информацию в материалах учебни-ков, выполнять учебно-познаватель-ные действия, делать выводы, обобщения.

Формирование навыков анализа и сопоставления, характеристика эмоциональных состояний и чувств окружаю-щих, построение своих взаимоотноше-ний с их учётом.


15.



Леса России.




Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться характеризо-вать особен-ности лесной зоны

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррек-тивы, адекватно оценивать свои достижения.

П: уметь извлекать информацию, описы-вать, сравнивать, клас-сифицировать природ-ные объекты

Формирование навыков анализа и сопоставления, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.


16.



Лес и человек.




Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться

рассказывать о роли леса в природе и жизни людей.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата и уровень усвоения материала.

П: устанавливать причинно-следствен-ные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообщест-вах, моделировать объекты и явления окружающего мира.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, желание приобретать новые знания и умения.


17.



Зона степей.




Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться характеризо-вать особен-ности зоны степей

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем необходи-мые действия.

П: проверять и находить дополнитель-ную информацию, используя справоч-ную литературу.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, построение взаимоотноше-ний с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.


18.



Пустыни.




Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться характеризо-вать особен-ности зоны пустынь

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижении

П: сравнивать различные объекты, устанавливать зависи-мости между ними.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


II – четверть. (14ч.)

19.



У Чёрного моря.



Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться характеризо-вать особен-ности субтро-пической зоны

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: действовать по плану, контролиро-вать процесс и резуль-тат деятельности, адекватно оценивать свои достижении.

П: осознавать позна-вательную задачу, высказывать предпо-ложения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своё здоровье.


20.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природные зоны России». Пр.р. № 2


Урок развиваю-щего контроля

Тематический

Научиться отвечать на поставленные вопросы.

К: формировать навыки речевых дей-ствий, отвечать на вопросы.

Р: расширять и углуб-лять знания.

П: понимать информа-цию, представленную в изобразительной, схематичной, модель-ной форме.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.





Родной край- часть большой страны

15ч







21.



Наш край.




Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться находить и показывать на карте России свой регион, рассказывать о родном крае по плану.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: принимать и сохра-нять учебную задачу, планировать в сотруд-ничестве с учителем необходимые дей-ствия.

П: осознавать позна-вательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятель-но находить информа-цию в материалах учебников.


Формирование навыков анализа и сопоставления, установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


22.



Поверхность нашего края


Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться определять формы поверхности своего края.

К: уметь работать в парах и малых групп-пах.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, адек-ватно оценивать свои достижении.

П: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы,

Формирование навыков анализа и сопоставления, проявления интереса к культуре и истории своего края.


23.



Поверхность нашего края (экскурсия)


Экскурсия

Текущий

Научиться определять формы поверхности своего края.

К: формировать умение работать в малых группах.

Р: действовать по плану.

П: выполнять учебно-познавательные действия.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.


24.



Водные богатства нашего края


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Уметь называть некоторые водные объек-ты своего края, знать источни-ки загрязнения ближайших водоемов.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: уметь извлекать информацию, описы-вать, сравнивать, клас-сифицировать природ-ные объекты

Формирование навыков анализа и сопоставления, экологически грамотное поведение в природной среде.


25.



Наши подземные богатства.




Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться определять важнейшие полезные ископаемые, называть при-меры полезных ископаемых своего края.


26.



Земля - кормилица


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться характеризо-вать основные виды почв.

К: осуществлять совместную деятель-ность в паре и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, адек-ватно оценивать свои достижении

П: самостоятельно находить информацию в материалах учебни-ков, выполнять учебно-познаватель-ные действия, делать выводы, обобщения.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, применение правил делового сотрудничества


27.



Экскурсия в лес, на луг


Экскурсия

Текущий

Научиться проводить наблюдения природных объектов

К: формировать умение работать в малых группах.

Р: действовать по плану.

П: выполнять учебно-познавательные действия.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.


28.



Жизнь леса.




Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться

выявлять экологические связи в лесу, предлагать пути решения экологических проблем.

К: осуществлять сов-местную деятельность в паре и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: устанавливать причинно-следствен-ные связи и зависи-мости между живой и неживой природой,

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, выражение положительное отношение к учению.


29.



Жизнь луга.




Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться

выявлять экологические связи в сообществах луга, предла-гать пути решения эколо-гических проблем.

К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем необходи-мые действия.

П: проверять и нахо-дить дополнительную информацию, исполь-зуя справочную литературу.

Формирование навыков анализа и сопоставления, установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


30.



Жизнь в пресных водах.




Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться

выявлять экологические связи в сооб-ществах пресс-ного водоёма, предлагать пути решения экологических проблем.

К: участвовать в об-щей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, адек-ватно оценивать свои достижении.

П: осознавать позна-вательную задачу, высказывать предпо-ложения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное

Формирование навыков анализа и сопоставления приобретение новых знаний, умений.


31.



Экскурсия к водоёму


Экскурсия

Текущий

Научиться наблюдать за объектами водоёма.

К: формировать умение работать в малых группах.

Р: ставить учебную

задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: устанавливать причинно-следствен-ные связи и зависи-мости между живой и неживой природой,

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.


32.



Растениеводство в нашем крае.




Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться различать сорта некоторых культурных растений своего края.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную

задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: самостоятельно находить информа-цию в материалах учебников, выполнять учебно-познаватель-ные действия, делать выводы, обобщения

Формирование навыков анализа и сопоставления взаимопроверки, способность к самооценке своих действий.


III - четверть (20ч)


33.



Животноводство в нашем крае


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться различать породы домашних животных, называть домашних животных своего края.

. К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную

задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: самостоятельно находить информа-цию в материалах учебников, выполнять учебно-познаватель-ные действия, делать выводы, обобщения.

Формирование

навыков анализа и сопоставления взаимопроверки, способность к самооценке своих действий.









34.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «По родному краю». Пр.р. № 3


Урок развиваю-щего контроля

Тематический

Научиться отвечать на поставленные вопросы, представлять результаты проектной деятельности.

К: выступать с подго-товленным сообще-нием, отвечать на вопросы.

Р: расширять и углублять знания по выбранной теме.

П: понимать инфор-мацию, представленую в изобразительной, схематичной форме.

Формирование устойчивой мотивации к исследователь-ской деятель-ности, познава-тельного интереса к предмету исследования, способность к адекватной самооценке.





Страницы всемирной истории

5ч.







35.



Начало истории человечества


Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться определять по «ленте време-ни» длитель-ность истори-ческих перио-дов рассказывать о жизни, быте и культуре первобытных людей.

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопро-сы других.

Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

П: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, построение своих взаимоот-ношений с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивирование своих действий.


36.



Мир древности: далёкий и близкий


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться называть древние государства (Египет, Греция, Рим), кратко расска-зывать о них.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую инфор-мацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письмен-ной форме.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, проявление внимания, желания больше узнать.


37.



Средние века: время рыцарей и замков


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться называть некоторые отличительные особенности эпохи Средних веков.

Формирование навыков анализа и сопоставления, установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


38.



Новое время: встреча Европы и Америки


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться называть некоторые отличительные особенности эпохи Нового времени.

К: участвовать в общей беседе, соб-людая правила речевого поведения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем необходи-мые действия.

П: осознавать позна-вательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание единства с окружающим миром.


39.



Новейшее время: история продолжается сегодня.




Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться называть некоторые отличительные особенности эпохи Новейшего времени.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование навыков анализа и сопоставления, установления связи между целью учебной деятельности и её мотивом.





Страницы истории России.

20ч.







40.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Пр.р.№ 4

Жизнь древних славян.


Урок развиваю-щего контроля

Темактический

Научиться отвечать на поставленные вопросы, рассказывать о жизни древних славян.

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую информацию,

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.


41.



Во времена Древней Руси


Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться называть ключевые даты: IX век – образование государства у восточных славян, 988год – Крещение Руси, кратко описывать данные события.


42.



Страна городов


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться называть некоторые древние города Руси, кратко рассказывать об устройстве древнерусских городов

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Р: понимать перспек-тивы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.

П: осознавать позна-вательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, построение своих взаимоот-ношений с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивирование своих действий


43.



Из книжной сокровищницы Древней Руси


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться рассказывать о роли рукописной книги в развитии русской культуры.


44.



Трудные времена на Русской земле


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться рассказывать о монгольском нашествии, об Александре Невском.

К: участвовать в общей беседе, соблю-дая правила речевого поведения.

Р: действовать по плану, контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижении.

П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения ученой задачи, проверять и находить дополнитель-ную информацию, используя справочную литературу

Формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.


45.



Русь расправляет крылья


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться рассказывать о возрождении северо-восточных земель.


46.



Куликовская битва


Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться читать историческую карту, называть места важнейших сражений, а также знать дату – 1380 год – Куликовской битвы.

К: уметь с достаточ-ной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую инфор-мацию

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.


47.



Иван Третий


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться рассказывать о Москве времен Ивана Третьего, о событиях того времени.



48.



Мастера печатных дел


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться рассказывать о первопечатни-ке Иване Федорове, о первых русских учебниках.

К: участвовать в общей беседе, соблю-дая правила речевого поведения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учи-телем необходимые действия.

П: читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.


49.



Патриоты России


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, об их роли в организации народного олопчения.


50.



Пётр Великий


Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться рассказывать о роли Петра I в истории Российского государства.

К: выражать свои мысли в соответствии с задачами и услови-ями коммуникации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую инфор-мацию

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы,


51.



Михаил Васильевич Ломоносов


Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться рассказывать о роли М.В. Ломоносова в истории развития российской науки.


52.



Екатерина Великая.




Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться рассказывать о роли Екатерины Великой в истории Российского государства.


IV - четверть (16ч.)

53.



Отечественная война 1812 года


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться рассказывать о важных событиях Отечественной войны 1812 года (Бородинская битва, пожар Москвы, отступление Наполеона, партизанское движение, победа над Наполеоном).

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведе-ния.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планиро-вать в сотрудни-честве с учителем необходимые действия.

П: читать, извлекая нужную информа-цию, выявлять известное и неизвестное.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.


54.



Страницы истории XIX века


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться называть некоторые технические изобретения XIX века.


55.



Россия вступает в XX век


Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться рассказывать о важнейших событиях в России в начале XX века (Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции)

К: выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями комму-никации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного резуль-тата и уровень усвоения матери-ала.

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необхо-димую информа-цию

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание единства с окружающим миром.


56.



Страницы истории 1920 – 1930-х годов


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться рассказывать о жизни страны в 20-30-е годы, узнавать герб и гимн того времени.


57.



Великая Отечественная война и Великая Победа


Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться рассказывать о ходе Великой Отечественной войны по плану.

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведе-ния.

Р: действовать по плану, контролиро-вать процесс и результат деятель-ности, адекватно оценивать свои достижении.

П: воспроизводить по памяти инфор-мацию, необходи-мую для решения ученой задачи, находить дополни-тельную информа-цию, используя литературу

Формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру.


58.



Великая война и Великая Победа


Урок рефлексии.

Самопроверка

Самооценка

взаимооценка

Научиться рассказывать о значении Великой Отечественной войны для нашей страны и всего мира.


59.



Страна, открывшая путь в космос.




Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться называть основные вехи в освоении космоса: 1957год - начало освое-ния космоса (запуск перво-го искусствен-ного спутни-ка), 12 апреля 1961 года – полёт Ю.Гагарина, 1986 год – создание космической станции «Мир», рассказывать о событиях в СССР (1980 год – перестройка, 1991 год – распад СССР)

К: выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями комму-никации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного резуль-тата

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необходимую информацию

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание единства с окружающим миром.





Современная Россия

9ч.







60.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Пр.р. № 5

Основной закон России и права человека


Урок развиваю-щего контроля

Тематический

Научиться читать и отвечать на поставленные вопросы, рассказывать о государственном устройстве Российской Федерации.

К: формулировать собственные мысли.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного резуль-тата.

П: формировать навык смыслового чтения, самостоя-тельно находить необходимую информацию в учебнике.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.


61.



Мы – граждане России


Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться различать права и обязанности гражданина Российской Федерации.


62.



Славные символы России


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться различать государствен-ную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн)

К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведе-ния.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планиро-вать в сотрудни-честве с учителем необходимые действия.

П: читать, извлекая нужную информа-цию, выявлять известное и неизвестное.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.


63.



Такие разные праздники


Урок открытия нового знания.

Текущий

Научиться различать и перечислять некоторые государствен-ные, религиоз-ные, профес-сииональные праздники.


64.



Путешествие по России



Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий

Научиться описывать культурные достопримеча-тельности разных уголков России.

К: выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями комму-никации.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей

П: формировать навык смыслового чтения, искать и выделять необхо-димую информа-цию

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, осознание единства с окружающим миром.


65.



Путешествие по России



Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Текущий


66.



Путешествие по России



Урок рефлексии

Текущий


67.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия» Пр.р. № 6.


Урок развиваю-щего контроля

Тематический

Научиться отвечать на поставленные вопросы.

К: формулировать собственные мысли.

Р: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных

П: самостоятельно находить необходи-мую информацию в учебнике.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.


68.



Презентация проектов


Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности.

Тематический

Научиться представлять результаты проектной деятельности.

К: формулировать собственные мысли, выступая с подготовленным сообщением.

Р расширять и углублять знания по выбранной теме.

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.


Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, интереса к предмету исследования, способность к адекватной самооценке.





Итого:

68ч










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!