СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
  • - формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • – формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов»






Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373, зарегистрирован Минюстом РФ 1.02.2011г., № 19644);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936);

  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. № 345 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»

  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ

Цели и задачи:

  • Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • - формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • – формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

  • – духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

  • Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

  • 1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.



Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Место учебного курса в учебном плане



На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита­на на 270 ч: 1 класс – 66 ч (33 учебные недели); 2-4 клас­сы – по 68 ч (34 учебные недели).


Содержание учебного предмета

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнцеближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

Содержание программы

1 класс

66 часов (33 недели по 2 часа), их них

экскурсий – 4ч, практических работ – 11ч, проектов – 3ч.

Вводный урок (1ч)

Задавайте вопросы.

Кто? и Что? (20ч)

Что такое Родина. Что мы знаем о народах России. Что мы знаем о Москве. Кто такие насекомые. Кто такие рыбы. Кто такие птицы. Кто такие звери. Что нас окружает дома. Что вокруг нас может быть опасным.

Экскурсии: «Что у нас над головой», «Что у нас под ногами», «Что умеет компьютер».

Практические работы: Что общего у разных растений. Что растёт на подоконнике. Что растёт на клумбе. Что это за листья. Что такое хвоинки. На что похожа наша планета.

Проект «Моя малая Родина»

Как, откуда и куда? (12ч)

Как живёт семья. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. Откуда в наш дом приходит электричество. Как путешествует письмо.

Куда текут реки. Как живут растения. Как живут животные. Откуда берётся и куда девается мусор.

Практические работы: Как зимой помочь птицам. Откуда берутся снег и лёд. Откуда в снежках грязь.

Где и когда? (11ч)

Когда учиться интересно. Когда придет суббота. Когда наступит лето. Где живут белые медведи. Где живут слоны. Где зимуют птицы. Когда появилась одежда. Когда изобрели велосипед. Когда мы станем взрослыми.

Проект «Мой класс и моя школа».

Почему и зачем? (22ч)



Почему солнце светит днём, а звёзды ночью. Почему Луна бывает разной. Почему идёт дождь, дует ветер. Почему мы любим кошек и собак. Почему не нужно рвать цветы, ловить бабочек. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Зачем мы спим ночью. Почему нужно есть много овощей и фруктов. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем нам телефон и телевизор. Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда. Зачем строят корабли. Зачем строят самолёты. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности. Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности. Зачем люди осваивают космос.

Проект «Мои домашние питомцы».

Практические работы: «Почему звенит звонок», «Почему радуга разноцветная»

Экскурсия: «Почему мы часто слышим слово «экология»

Практические занятия

Практические работы:

  1. Что общего у разных растений

  2. Что растёт на подоконнике

  3. Что растёт на клумбе

  4. Что это за листья

  5. Что такое хвоинки

  6. На что похожа наша планета

  7. Откуда берутся снег и лёд

  8. Как зимой помочь птицам

  9. Откуда в снежках грязь

  10. Почему звенит звонок

  11. Почему радуга разноцветная

Проект: «Моя малая Родина», «Мой класс и моя школа». «Мои домашние питомцы».

Экскурсии: «Что у нас над головой», «Что у нас под ногами», «Что умеет компьютер», «Почему мы часто слышим слово «экология».



2 класс

68 часов (34 недели по 2 часа), из них

практических работ – 5 ч., экскурсий – 3,

проектов – 6ч., оценка достижений – 6 ч.

Где мы живем (4 ч.)

Твой адрес в мире. Что нас окружает. Государственная символика России. Наше отношение к окружающему.

Природа (20ч.)

Неживая и живая природа. Связь между живой и неживой природы. Явление природы.

Как изменяют температуру? Что такое погода? В гости к осени. Звездное небо.

Заглянем в кладовые Земли. Про воздух… …И про воду.

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

Невидимые нити.

Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные.

Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Красная книга. Будь природе другом!

Жизнь города и села (10 ч.)

Город и село. Что такое экономика? Из чего что сделано? Как построить новый дом?

Какой бывает транспорт. За покупками. Культура и образование. Все профессии важны.

В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу.

Здоровье и безопасность (9 ч.)

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Поговорим о болезнях. Берегись автомобиля! Домашние опасности. Пожар! Лесные опасности. Как нужно купаться?

Очень подозрительный тип…

Общение (7 ч.)

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. День рождения. Мы – зрители и пассажиры.

Путешествия (18 ч.)

Посмотри вокруг… Для чего нужен компас? Формы земной поверхности. Водоемы.

В гости к весне. Путешествие по родной стране. Что такое карта и как ее читать?

Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке.

Путешествие по планете. Страны мира. Путешествие в космос. Впереди лето.



Практические работы: «Как измерить температуру», «Заглянем в кладовые Земли», «Комнатные растения», «Школа пешехода», «Ориентирование на местности».



Экскурсии: в осенний лес с целью наблюдения за природой, в зимний лес с целью наблюдения за природой, в весенний лес с целью наблюдения за природой.



Проекты: «Родное село», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».







3 класс

68 часов (34 недели по 2 часа), из них

практических работ - 10, проверочных работ – 6, проектов - 6

Как устроен мир(6ч.)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Проект «Богатства, отданные людям»

Эта удивительная природа (19 ч.)

Тема, вещества, частицы. Разнообразие вещества. Воздух и его охрана. Вода. Превращение и круговорот воды в природе. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Практические работы: «Свойства воды», «Состав почвы», «Плоды путешествуют»

Проект «Разнообразие природы родного края»

Мы и наше здоровье (11 ч.)

Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни

Практические работы: «Знакомство с внешним строением кожи», «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах», «Подсчёт ударов пульса»

Проект «Школа кулинаров»

Наша безопасность (8 ч.)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды»

Проект «Кто нас защищает»

Чему учит экономика (12 ч.)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология

Практические работы: «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых», «Знакомство с культурными растениями», «Знакомство с современными российскими монетами»

Проект «Экономика родного края»

Путешествие по городам и странам (12 ч.)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

Проект «Музей путешествий»

Практические работы: «Свойства воды», «Состав почвы», «Плоды путешествуют», «Знакомство с внешним строением кожи», «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах», «Подсчёт ударов пульса», «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды», «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых», «Знакомство с культурными растениями», «Знакомство с современными российскими монетами».

Проекты: «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края». «Школа кулинаров». «Кто нас защищает». «Экономика родного края». «Музей путешествий»

4 класс

68 часов (34 недели по 2 часа), из них

практических работ – 3ч., экскурсий – 2ч., проверочных работ – 6ч., проектов – 2ч.

Земля и человечество (9)

Введение. Мир глазами астронома. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Прошлое и настоящее глазами эколога. Сокровища земли под охраной человечества.

Природа России (11ч.)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря. Экологическое равновесие.

Родной край - часть большой страны (12 ч.)

Наш край. Наши подземные богатства. Земля кормилица. Леса, луга и пресные водоёмы нашего края. Растениеводство и животноводство в нашем крае.

Страницы всемирной истории (6ч.)

Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.

Страницы истории России (21 ч.) Жизнь древних славян. Во времена древней Руси. Грудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Путешествие в древнюю Москву. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 г. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 20 - 30-х г.г. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. Современная Россия (9ч.) Основной закон России. Мы граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

Практические работы: Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, «Определение полезных ископаемых», «Определение полевых культур в гербарии».

Экскурсии: в школьный краеведческий музей, «Поверхность нашего края».

Проекты: по выбору





Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета





Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Формы и виды контроля

В 1 классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.

В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.

Метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно).

Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

  1. Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)

  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)

  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметку за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, выполнение задания) или «-» (задание не выполнено).

Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В целях проверки уровня достижений планируемых результатов проводятся текущие проверочные и итоговые контрольные работы. Текущие проверочные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Итоговые контрольные работы являются способом проверки достигнутых планируемых результатов, обеспечивающих дальнейшее обучение по предмету.

В 1-4 классах в конце года предусматривается выполнение комплексных контрольных работ.

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.

Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней труд­ности с расчетом на возможность их выполне­ния всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.

Тесты в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.



Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Грубые ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Негрубые ошибки:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.



ТЕСТЫ

Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.






















Тематическое планирование


1 класс

п/п

Название раздела

Количество часов


1


Вводный урок. Задавайте вопросы!

1

2

Что и кто?

20

3

Как, откуда и куда?

12

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

22

Всего


66



2 класс

п/п

Название темы

Количество часов


1

Где мы живем?

4

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность.

9

5

Общение.

7

6

Путешествия

18

Всего


68





3класс

п/п

Название темы

Количество часов


1

Как устроен мир.

6

2

Эта удивительная природа.

18

3

Мы и наше здоровье.

10

4

Наша безопасность.

7

5

Чему учит экономика?

12

6

Путешествие по городам и странам.

15

Всего


68





4класс

п/п

Название темы

Количество часов


1

Земля и человечество

10

2

Природа России

10

3

Родной край-часть большой страны

14

4

Страницы всемирной истории

6

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная Россия

8

Всего


68



Календарно-тематическое планирование



1 класс

урока

Тема урока



Количество часов

Дата


План

Факт


Введение

1



Задавайте вопросы!

1




Раздел «Что и кто?»

20



2.

Что такое Родина?

1



3.

Что мы знаем о народах России?


1



4.

Что мы знаем о Москве?


1



5.

Проект «Моя малая Родина».


1



6.

Что у нас над головой?


1



7.


Что у нас под ногами?


1



8.

Что общего у разных растений?


1



9.

Что растёт на подоконнике?


1



10.

Что растёт на клумбе?


1



11.

Что это за листья?


1



12.

Что такое хвоинки?


1








13

Кто такие насекомые?


1



14

Кто такие рыбы?


1



15

Кто такие птицы?


1



16

Кто такие звери?


1



17

Что окружает нас дома?


1



18

Что умеет компьютер?


1



19

Что вокруг нас может быть опасным?


1



20

На что похожа наша планета?


1



21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

1




«Как, откуда и куда?»

12



22

Как живёт семья? Проект «Моя семья».


1



23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?


1



24

Откуда в наш дом приходит электричество?


1



25

Как путешествует письмо?


1



26

Куда текут реки?


1



27

Откуда берутся снег и лёд?


1



28

Как живут растения?


1








29

Как живут животные?


1



30

Как зимой помочь птицам?


1



31

Откуда берётся и куда девается мусор?


1



32

Откуда в снежках грязь?


1



33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1




«Где и когда?»

11



34

Когда учиться интересно?


1



35

Проект «Мой класс и моя школа»


1



36

Когда придёт суббота?



1



37

Когда наступит лето?

1



38

Где живут белые медведи?

1



39

Где живут слоны?

1



40

Где зимуют птицы?

1



41

Когда появилась одежда?

1



42

Когда изобрели велосипед?

1



43

Когда мы станем взрослыми?

1



44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1




«Почему и зачем?»

22



45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1



46

Почему Луна бывает разной?

1



47

Почему идёт дождь и дует ветер?

1



48

Почему звенит звонок?

1



49

Почему радуга разноцветная?

1



50

Почему мы любим кошек и собак?

1



51

Проект «Мои домашние питомцы»

1



52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1



53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1



54

Зачем мы спим ночью?

1



55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1



56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1



57

Зачем нам телефон и телевизор?

1



58

Зачем нужны автомобили?

1



59

Зачем нужны поезда?

1








60

Зачем строят корабли?

1



61

Зачем строят самолёты?

1



62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1



63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

1



64

Зачем люди осваивают космос?

1



65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1



66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

1



2 класс

урока

Тема урока



Количество часов

Дата


План

Факт


Раздел «Где мы живем?»

4



1

Родная страна.


1



2

Город и село. Проект «Родное село»


1



3

Природе и рукотворный мир.

1



4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1




Природа

20



5

Неживая

и живая
природа


1



6

Явления
природы.


1








7

Что такое

погода?

1



8

В гости к осени

(экскурсия).


1



9

В гости

к осени.


1



10

Звёздное

небо.


1



11

Заглянем в кладовые Земли.


1



12

Про воздух…


1



13

…И про воду


1



14

Какие

бывают

растения.


1



15

Какие

бывают

животные.


1



16

Невидимые нити


1



17

Дикорастущие и

культурные растения.


1



18

Дикие и домашние животные.


1



19

Комнатные растения.


1



20

Животные

живого

уголка.


1



21

Про кошек

и собак.


1



22

Красная

книга.


1



23

Будь природе другом.

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».


1



24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

1




Жизнь города и села

10



25

Что такое экономика?


1



26

Из чего что сделано?


1



27

Как

построить дом?


1



28

Какой бывает транспорт?


1



29

Культура и образование.


1



30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1



31

В гости

к зиме

(экскурсия).


1



32

В гости

к зиме.


1



33

Проверим себя и оценим свои достижения по

разделу «Жизнь

города и

села».

1



34

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

1




Здоровье и безопасность.

9



35

Строение тела человека.

1



36

Если хочешь быть здоров.


1








37

Берегись

автомобиля!


1



38

Школа

пешехода.

1



39

Домашние опасности.


1



40

Пожар!


1



41

На воде и в лесу.


1



42

Опасные незнакомцы.

1



43

Проверим себя и оценим свои достижения по

разделу

«Здоровье и безопасность»

1




Общение.

7



44

Наша дружная семья.


1



45

Проект

«Родословная».


1



46

В школе.

1



47

Правила вежливости.


1



48

Ты и твои друзья.


1



49

Мы – зрители и пассажиры.


1



50

Проверим себя и оценим свои

достижения по разделу «Общение».

1




Путешествия

18



51

Посмотри

вокруг…


1



52

Ориентирование на

местности.

1



53

Ориентирование на

местности.

1



54

Формы

земной

поверхности


1



55

Водные

богатства.


1



56

В гости

к весне

(экскурсия).


1



57

В гости

к весне.


1



58

Россия на карте.

1



59

Проект

«Города

России».

1



60

Путешествие по Москве.


1



61

Московский кремль


1



62

Город на

Неве.


1



63

Путешествие по планете.


1



64

Путешествие по материкам.


1



65

Страны мира. Проект «Страны

мира».


1



66

Впереди лето.


1



67

Проверим себя и оценим свои

достижения по разделу

«Путешествия».

1








68

Презентация проектов «Родословная»,

«Города

России», «Страны

мира».

1





3 класс

урока

Тема урока



Количество часов

Дата


План

Факт


Раздел «Как устроен мир»

6



1

Природа. Разнообразие природы. Ценность природы для людей.

1



2

Человек. Человек – часть природы.

1



3

Общество. Человек как член общества.

1



4

Что такое экология? Мир глазами эколога.

1



5

Проект «Богатства, отданные людям»

1



6

Природа в опасности! Охрана природы.

1




Эта удивительная природа.

18



7

Тела, вещества, частицы.


1



8

Разнообразие веществ

1



9

Воздух и его охрана.

1



10

Вода. Вода как вещество. Свойства воды

1



11

Превращение и круговорот воды.

1



12

Берегите воду!

1



13

Как разрушаются камни.

1



14

Что такое почва? Охрана почвы.

1



15

Разнообразие растений. Ботаника – наука о растениях.

1



16

Солнце, растения и мы с вами.

1



17

Размножение и развитие растений.

1



18

Охрана растений. Правила поведения в природе.

1



19

Разнообразие животных. зоология – наука о животных.

1



20

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы нашего края».

1



21

Размножение и развитие животных. Развитие и размножение животных разных групп.

1



22

Охрана животных. Меры по охране животного мира.

1



23

В царстве грибов. разнообразие грибов. правила сбора грибов.

1



24

Великий круговорот жизни. Круговорот веществ.

1




Мы и наше здоровье.

10



25

Организм человека. Анатомия, физиология. Гигиена как наука.

1



26

Органы чувств. Гигиена органов чувств.

1



27

Надежная защита организма. Свойства кожи.

1



28

Опора тела и движение. опорно-двигательная система.

1



29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1



30

Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная система.

1



31

Умей побеждать болезни. Правила поведения в случае заболевания.

1



32

Здоровый образ жизни. Понятие о ЗОЖ для школьников.

1



33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Тест.

1



34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие родного края», «Школа кулинаров».

1




Наша безопасность.

7



35

Огонь, газ и вода.

1



36

Чтобы путь был счастливым. Правила поведения на дороге.

1



37

Дорожные знаки.

1



38

Проект «Кто нас защищает?» подготовка к выполнению проекта.

1



39

Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах.

1



40

Природа и наша безопасность. Опасности природного характера.

.

1



41

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности

1




Чему учит экономика?

12



42

Для чего нужна экономика. потребности людей.

1



43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1



44

Полезные ископаемые.

1



45

Сельское хозяйство как основная часть экономики.

1



46

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.

1



47

Какая бывает промышленность.

1



48

Проект «Экономика родного края» Подготовка к выполнению проекта.

1



49

Что такое деньги? Виды денежных знаков.

1



50

Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете.

1



51

Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете.

1



52

Экономика и экология.

1



53

Экономика и экология. экологические прогнозы, их влияние на экономику.

1




Путешествие по городам и странам.

15



54

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца.

1



55

Золотое кольцо России. Города Золотого кольца - Ярославль, Кострома и их достопримечательности.

1



56

Золотое кольцо России – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности.

1



57

Проект «Музей путешествий». Подготовка к выполнению проекта.

1








58

Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией.

1



59

На севере Европы. Страны севера Европы.

1



60

Что такое Бенилюкс? Страны Бенилюкса.

1



61

В центре Европы. Страны центра Европы.

1



62

Путешествие по Франции.

1



63

Путешествие по Великобритании.

1



64

На юге Европы. Греция и Италия.

1



65

По знаменитым местам мира. Памятники архитектуры и искусства.

1



66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

1



67

Презентация проекта «Кто нас защищает?», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1



68

Презентация проекта «Кто нас защищает?», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1





4 класс

урока

Тема урока



Количество часов

Дата


План

Факт


Раздел «Земля и человечество»

10



1

Мир глазами астронома.

Изучение схемы строения Солнечной системы.








1



2

Планеты Солнечной системы.

Анализирование схем вращения Земли.



Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

1



3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Формирование представлений о звездах, созвездиях.



Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1



4

Мир глазами географа.

Формирование представлений о географической карте и глобусе.



Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1



5

Мир глазами историка

Формирование представления об истории как науке.

1



6

Когда и где?

Ознакомление с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчесление».



Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

1



7

Мир глазами эколога

Формирование представления о взаимосвязи человека и окружающей среды.

1



8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Ознакомление с объектами Всемирного природного и культурного наследия.


1



9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.




1



10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

Равнины и горы России.

Характеристика земной поверхности.



Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1




Природа России

10



11

Моря, озёра и реки России.

Формирование умения характеризовать водные объекты.



Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1



12

Природные зоны России.

Знакомство с закономерным чередованием природных зон.



Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1



13

Зона арктических пустынь.

Знакомство с особенностями природы, ее использованием.



Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

1



14

Тундра.

Знакомство с особенностями природы, ее использованием.



Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

1



15

Леса России.

Знакомство с особенностями природы, ее использованием.



Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

1



16

Лес и человек.

Формирование представления о роли леса в жизни человека и природы


1



17

Зона степей.

Знакомство с особенностями природы, ее использованием.



Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»

1



18

Пустыни.

Знакомство с особенностями природы, ее использованием.



Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

1



19

У Чёрного моря.

Знакомство с особенностями природы, ее использованием

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

1



20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

1




Родной край-часть большой

14



страны

21

Наш край.

Знакомство с особенностями природы своего края.




1



22

Поверхность нашего края.

Формирование представления о поверхности родного края.



Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

1



23

Поверхность нашего края

Совершенствование умения работать с компасом.



Экскурсия

1



24

Водные богатства нашего края

Формирование представления о водоемах своего края.

1



25

Наши подземные богатства.

формирование представления о подземных богатствах.



Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1



26

Земля - кормилица

Ознакомление с видами почв и их составом.

1



27

Экскурсия в лес и на луг.

Ознакомление с разнообразием растений.

1



28

Жизнь леса.

Формирование представления о лесе как природном сообществе.





Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

1



29

Жизнь луга.

Формирование представления о луге как природном сообществе.



Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

1



30

Жизнь в пресных водах.

Формирование представления о жизни пресноводного водоема.





Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1



31

Экскурсия к водоему.

Знакомство с обитателями водоема.

1



32

Растениеводство в нашем крае.

Формирование представления о растениеводстве своего края.



Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

1



33

Животноводство в нашем крае

формирование представления о животноводстве своего края.

1



34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны»

Презентация проектов.


1




Страницы всемирной истории

6



35

Начало истории человечества.

формирование представления о жизни первобытных людей.

1



36

Мир древности: далёкий и близкий

Знакомство с Древним Египтом, Грецией и Римом

1



37

Средние века: время рыцарей и замков

Формирование представления о средневековье.

1



38

Новое время: встреча Европы и Америки

Формирование умения различать эпоху Нового времени от других эпох.

1



39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Ознакомление с достижениями в данный период.



1



40

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории»



Жизнь древних славян

1




Страницы истории Отечества

20



41

Во времена Древней Руси

Формирование представления о Древней Руси.

1



42

Страна городов

Формирование представления о городах Х-ХI вв.

1



43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Формирование представления о возникновении славянской письменности на Руси.

1



44

Трудные времена на Русской земле.

1




Формирование представления о военном деле на Руси.




45

Русь расправляет крылья.

Формирование представления о возрождении Руси.

1



46

Куликовская битва.

Формирование представления о подвигах защитников Руси.

1



47

Иван Третий.

Формирование представления о Москве времен Ивана III.

1



48

Мастера печатных дел.

Формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси.

1



49

Патриоты России .

Формирование представления о народном ополчении.

1



50

Пётр Великий.

Формирование представления о времени правления Петра I, его реформах.

1



51

Михаил Васильевич Ломоносов.

Формирование представления о его жизни и деятельности.

1



52

Екатерина Великая.

Формирование представления о жизни России во времена правления Екатерины II.

1



53

Отечественная война 1812 года.

Ознакомление с историческим периодом.

1



54

Страницы истории XIX века.

Формирование представления о жизни в ХIХ веке.

1



55

Россия вступает в XX век.

Формирование представления в важнейших событиях в начале ХХ века

1



56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

Формирование представления о жизни страны в данный период.

1



57

Великая война и великая Победа .

Формирование представления о Великой Отечественной войне.

1



58

Великая война и великая Победа .

Знакомство с героями ВОВ.

1



59

Страна, открывшая путь в космос.

Формирование представления о жизни страны в послевоенное время.




1



60

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

Основной закон России и права человека.

1




Современная Россия

8



61

Мы – граждане России .

Формирование представления о понятиях «Президент», «Правительство», «Федеральное собрание».

1



62

Славные символы России.

Формирование представления о символах России

1



63

Такие разные праздники .

Формирование представления о праздниках в России, их особенностях.


1



64

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири).

Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.


1



65

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России) .

Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.


1



66

Путешествие по России

(по Волге, по югу России) .

Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.


1



67

Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение.

1



68

Презентация проектов

Представление результатов проектной деятельности.

1





Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебники

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2020.

  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2020.

  3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

  4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.

  5. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

  6. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.

  7. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

  8. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.



Рабочие тетради.

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2020

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Просвещение, 2020

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Просвещение, 2020

  4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Просвещение, 2020



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1.Электронное сопровождение к учебнику «Окру­жающий мир», 1 класс.

2.Электронное сопровождение к учебнику «Окру­жающий мир», 2 класс.

3.Электронное сопровождение к учебнику «Окру­жающий мир», 3 класс.

4.Электронное сопровождение к учебнику «Окру­жающий мир», 4 класс





9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!