СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для начальной школы «Планета знаний»

под редакцией И.А.Петровой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса»



МБОУ Татарско – Сайманская СШ

Утверждаю

Директор школы _____Думбалова Р.Т.

Приказ № ___от______2017г.









Рабочая программа

по окружающему миру для 2 класса


срок реализации 2017 -2018 учебный год





Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для начальной школы «Планета знаний»

под редакцией И.А.Петровой







Разработчик программы: Яфясова А.К.

Учитель начальных классов первой квалификационной категории









Рассмотрена на заседании ТМГ Согласована Учителей начальных классов Зам.директора по УВР

Протокол №1 от ______2017г. _________Иванова Н.Ш.

Руководитель _________Шамшетдинова Р.Р. ________________2017г.




    1. Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе

документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)


 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);


  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;


  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»


  • Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189); Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях»;


  • Приказа Минобрнауки РФ № 459 от 21 апреля 2016 года «О внесении изменений федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»


  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа; 2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: примерная основная образовательная программа:(сборник),- М:АСТ: Астрель, 2011.-479, (1)с.


  • учебного плана МБОУ Татарско-Сайманской СШ

  • Основной образовательной программы МБОУ Татарско-Сайманской СШ


Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.


1 . «Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова- программа, методические рекомендации.- М .АСТ, Астрель.

2. «Окружающий мир». Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов - учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы в двух частях. – М. АСТ, Астрель, 2012.

3. Рабочая тетрадь №1, №2 к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса четырехлетней начальной школы в двух частях. М. АСТ, Астрель,2016.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.). Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).


Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).


Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.) Географические и исторические настенные карты. Атлас географических и исторических карт.


Наглядные пособия: коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых. Измерительные

приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки.



Технические средства обучения.

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Мультимедийные (образовательные) ресурсы


Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/,


planetaznaniy.astrel.ru


Образовательный ресурс «Начальная школа» http://interneturok.ru/http://www.nachalka.com/http://www.zankov.ru


2.Содержание учебного предмета


Основные принципы построения программы: При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира. Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны.


Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель. В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой. Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.


Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны. При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне.


Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.


Как люди познают мир (15 часов)

Первые представления о науке как способе познания мира. Какими бывают чрезвычайные

ситуации. Люди науки – ученые, разнообразие их профессий. Экскурсия в лес.Сигнал «Внимание всем».Экскурсия к водоему."Как ученые изучают мир.Чрезвычайные ситуации природного Происхождения."Как ученые изучают мир."Умей видеть.Какими бывают наводнения. Причины наводнений."Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность.Приборы и инструменты.Мероприятия по защите от наводнений.Измерение температуры.Измерение времени.Человек –часть природы.Справочники, словари, энциклопедии. Древняя библиотека. Знаки и символы.Болезни, их причины, связь с образом жизни.Искусство как способ познания мира.


Мы живем на планете Земля (14 часов)

Что такое космос. Из чего состоит тело человека.

Солнечная система.Планеты.Органы дыхания.«Падающие звезды». Кометы.Голубая планета Земля.Болезни и их возможные причины. Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля.Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей.Как путешествуют болезни. Спутник Земли – Луна. Исследование космоса.Заноза, кровотечение, укус, ушиб.Что такое глобус.Почему день сменяет ночь.Первая медицинская помощь. Как изучали земной шар. Путешествия. Знаменитые путешественники. Ошибка Колумба. Путешествия викингов.Отравления. Причины отравлений. Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами." Исследование глубин морей и океанов.


Природа вокруг нас (25 часов)

Первые представления о телах и веществах: твердых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи. Меры предосторожности в различных ситуациях.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений на суше и в воде. Правила безопасного поведения на природе.

Люди вокруг нас (14 часов)

Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе.Правила безопасного поведения у водоема.Труд в жизни человека.Семья.Как вести себя на реке зимой. Отец и сыновья.

Бюджет семьи. О деньгах. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.

Будем вежливы. Кого называют вежливыми. Ориентирование. Правила поведения. Книжка, которой двести лет. Разговор по телефону.Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

Как подарить подарки. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.О друзьях- товарищах. Два товарища. Что может помешать дружбе.О привычках. Как избавиться от плохих привычек.


3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

ЛИЧНОСТНЫЕ

    • учащихся будут сформированы:

  • положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;


    • внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;


    • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

    • понимание значения взаимопомощи в семье


  • способность оценивать своё поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.


Могут быть сформированы:

    • положительное отношение к учёбе, как интеллектуальному труду;

    • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;

    • понимание ценности семейных отношений;

    • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.


ПРЕДМЕТНЫЕ Человек и природа Учащиеся научатся:

    • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

    • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;

    • приводить примеры приборов и инструментов;


Планируемые результаты изучения учебного предмета

  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;

    • различать тела природы и изделия;

    • приводить примеры тел и веществ;

    • приводить примеры источников энергии;

    • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

    • рассказывать об исследованиях космоса;

    • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

    • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;

  • рассказывать о значении камня в жизни человека;

    • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;


    • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);


    • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

    • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

    • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;


    • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях; • называть планеты Солнечной системы;


    • отличать планету от звезды;

  • показывать на глобусе материки и океаны;

  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);

    • рассказывать об использовании электрической энергии;

  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;

    • понимать, что такое окружающая среда;


    • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);


    • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;


    • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;


  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.


Человек и общество Учащиеся научатся:

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;

  • понимать значение науки и труда в жизни общества;


    • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;

    • понимать значение общества в жизни человека;

    • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;


  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);


  • понимать значение искусства как способа познания мира.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные


Учащиеся научатся:

    • понимать своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;

  • понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя


Планируемые результаты


    • намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;


    • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;

  • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

    • оценивать правильность выполнения заданий;

  • осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;


    • оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения.


Учащиеся могут научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;

  • ставить цели проведения наблюдений и опытов;

  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;


    • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).


Познавательные Учащиеся научатся:

    • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;

  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;

    • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

  • пользоваться справочником, помещённым в учебнике;

  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.


Учащиеся могут научиться:


    • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;


    • осуществлять описание объектов природы;

  • сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;

    • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;


  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы. Коммуникативные Учащиеся научатся:


    • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

  • понимать и передавать содержание прочитанных текстов;

  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,

  • ставить вопросы друг другу,

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.


Учащиеся могут научиться:

  • высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;


    • соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);


    • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.



































Тематическое планирование

п/п

Дата

Название раздела, тема урока

Количество часов

примерная

фактическая




Как люди познают мир

15

1



О науке. Что такое наука.

1

2



О науке. Науки бывают разные.ОБЖ.Какими бывают чрезвычайные
ситуации.

1

3



О науке. Ученые России. Человек – изобретатель.

1

4



Экскурсия в лес. Урок экскурсия.ОБЖ.Сигнал «Внимание всем»

1

5



Экскурсия к водоему.Урок экскурсия

1

6



Как ученые изучают мир.ОБЖ.Чрезвычайные ситуации природного
Происхождения.

1

7



Как ученые изучают мир.

1

8



Умей видеть.ОБЖ.Какими бывают наводнения.
Причины наводнений.

1

9



Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность

1

10



Приборы и инструменты.ОБЖ.Мероприятия по защите от наводнений

1

11



Измерение температуры

1

12



Измерение времени.ОБЖ.Человек –часть природы.

1

13



Справочники, словари, энциклопедии. Древняя библиотека.

1

14



Справочники, словари, энциклопедии. Знаки и символы.ОБЖ.Болезни, их причины, связь с образом жизни.

1

15





Об искусстве. Обобщение по теме «Как люди познают мир».

1




Мы живем на планете Земля

14

16



Что такое космос.ОБЖ.Из чего состоит тело человека.

1

17



Что такое космос.

1

18



Солнечная система.Планеты.ОБЖ.Органы дыхания.

1

19



Солнечная система. «Падающие звезды». Кометы.

1

20



Голубая планета Земля.ОБЖ.Болезни и их возможные причины.

1

21



Голубая планета Земля. Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля.

1

22



Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей.ОБЖ.Как путешествуют болезни.

1

23



Спутник Земли - Луна

1

24



Исследование космоса.ОБЖ.Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

1

25



Что такое глобус.

1

26



Что такое глобус. Почему день сменяет ночь.ОБЖ.Первая медицинская помощь.

1

27



Как изучали земной шар. Путешествия.

1

28



Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники. Ошибка Колумба. Путешествия викингов.ОБЖ.Отравления. Причины отравлений.
Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами.

1

29



Как изучали земной шар. Исследование глубин морей и океанов.

1




Природа вокруг нас

25

30



Тела и вещества.ОБЖ.Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

1

31



Тела и вещества. Что такое вещество

1

32



Об энергии.ОБЖ.Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

1

33



Об энергии. От костра до котла.

1

34



Свет и цвет.ОБЖ.Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

1

35



Свет и цвет. Зеркала.

1

36



Свет и цвет. Цвета радуги.ОБЖ.Безопасное поведение на воде.
Чем опасны водоемы зимой.

1

37



Свет и цвет.

1

38



В мире звука. О звуке.ОБЖ.Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

1

39



В мире звука. Веревочный телефон.

1

40



В мире звука. Шум вредит здоровью. О музыке.ОБЖ.Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.

1

41



В мире камня. Коллекция камней.

1

42



В мире камня. Коллекция камней.ОБЖ.Правила поведения на пляже.

1

43



В мире камня. Камни- самоцветы.

1

44



Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей.ОБЖ.Уроки плавания

1

45



В мире живой природы. На опушке. Иван – чай.

1

46



В мире живой природы. О насекомых. Бабочки и жуки.ОБЖ.Уроки плавания

1

47



В мире живой природы. В березовой роще.

1

48



В мире живой природы. В низине.ОБЖ.Безопасное поведение на природе.
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения

1

49



В мире живой природы. В ельнике.

1

50



В мире живой природы. Лиственница.ОБЖ.Правила безопасного поведения в лесу.

1

51



В мире живой природы. У лесного озера.

1

52



В мире живой природы. Лягушка.ОБЖ.Как ориентироваться в лесу.

1

53



В мире живой природы. В сосновом лесу.

1

54



Берегите лес!ОБЖ.Правила безопасного поведения в поле.

1




Люди вокруг нас

14

55



Человек в обществе.

1

56



Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе.ОБЖ.Правила безопасного поведения у водоема.

1

57



Труд в жизни человека.

1

58



Семья.ОБЖ.Как вести себя на реке зимой.

1

59



Семья. Отец и сыновья.

1

60



Бюджет семьи. О деньгах.ОБЖ.Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.

1

61



Бюджет семьи.

1

62



Будем вежливы. Кого называют вежливыми.ОБЖ.Ориентирование. Правила поведения.

1

63



Будем вежливы. Книжка, которой двести лет.

1

64



Будем вежливы. Разговор по телефону.ОБЖ.Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

1

65



Будем вежливы. Как подарить подарки.

1

66



Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей.ОБЖ.Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

1

67



О друзьях- товарищах. Два товарища. Что может помешать дружбе.

1

68



О друзьях- товарищах. О привычках. Как избавиться от плохих привычек.ОБЖ.Итоговый урок. Проверка знаний и умений.

1













Лист корректировки рабочей программы.


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту