СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова  «Окружающий мир», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011) и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса»

Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011) и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Данная программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы НОО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы, на основании авторской программы «Окружающий мир» для общеобразовательных школ Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. (Программы начального общего образования.Система Занкова Л.В. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.), и учебника Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012г.

Цели курса:

• формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта от общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

• формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-

следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

• в ходе решения первых двух задач развивать историческое мышление, формировать

экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

• формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

• освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;

• формировать личность ученика - умелого хранителя, пользователя традиций родного края;

• воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свою республику, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Включение в программу национально-регионального компонента предполагает следующие задания, виды работ:

- сообщение о растительном и животном мире Бурятии

- подбор материала об озере Байкал,

- подбор материала об опасности, которая угрожает природе нашего региона

- подбор материала о полезных ископаемых Бурятии

- подбор материала о лечебных источниках, курортах Бурятии

-государственные символы республики и города

- экскурсия в музей природы

В течение учебного года могут изменяться количество часов, запланированных на изучение тем, и даты прохождения материала.


Предмет окружающий мир входит в предметную область «Естествознание».

В соответствии с МОУ учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.


Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:


- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;

– учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Учащийся получит возможность для формирования:


-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:


-принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.


Учащийся получит возможность научиться:


самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:


– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.


Учащийся получит возможность научиться:


осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) ;

строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.



Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится:


–строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

–допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.


Учащийся получит возможность научиться:


учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.



















Учебно – тематическое планирование по окружающему миру 4 класс. (68ч)


Название раздела

Количество часов

Экскурсии

Практические работы

1.

Человек и окружающий мир

21

1

8

2..

Преобразования в России

10

1

4

3.

Мир человека в новое время

27

1

7

4.

Современная Россия

10

1

-


Итого

68

4

19



Темы

Количество часов


Раздел: Человек и окружающий мир

21

Сфера разумной жизни. Условия современ­ной жизни.

1

Входная контрольная работа

1

Пер­вопроходцы в науке. Техника и человек.

Трудный путь станов­ления медицины.

1

Клет­ка - основа строения и роста живых ор­ганизмов.

1

Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни.

1

Ле­карственные расте­ния.

1

Сред­невековье.

1

Осанка человека.

1

Скелет человека.

1

Скелет че­ловека (про­должение). Оказание первой по­мощи при травмах.

1

Мышцы тела.

1

Начало Нового времени.

1

Расширение знаний о Земле.

1

Кругосвет­ное путеше­ствие Магеллана.

1

Природа Нового света.

1

Раз­витие нау­ки. Устрой­ство Все­ленной.

1

Законы природы.

1

Открытие Невидимого мира.

1

Победа над эпиде­миями.

1

Правила здорового образа жиз­ни.

1

Особеннос­ти кожного покрова.

1


Раздел: Преобразования в России


10

Россия при Петре I.

1

Стро­ительство Санкт- Петербурга.

1

Пётр I: царь и человек.

1

Ста­новление российской науки. М.В. Ломо­носов - великий русский учёный.

1

Полугодовая контрольная работа

1

Минералы. Кладовая недр Земли.

1

Руды металлов и горючие полезные ископае­мые.

1

Добыча полезных ископае­мых.

1

Русское военное искусство.

1

План местности.

1


Раздел: Мир человека в новое время

27

Северные земли России.

1

Открытие Австралии.

1

Открытие Антаркти­ды.

1

Дальний Восток России

1

Природа гор.

1

Расы человека.

1

Раз­витие науки и техники в XIX-XX ве­ках.

1

Новые знания о человеке.

1

Нервная система.

1

Кровь.

1

Путь крови в организ­ме.

1

Россия в начале ХХ века.

1

Великая Отечествен­ная война (1941-­1945).

1

Великая Отечествен­ная война (1941-1945) (продолже­ние).

1

Подвиг российского народа в Великой Отечествен­ной войне (подготов­ка презен­тации, выс­тавки)

1

Беларусь.

1

Великобри­тания.

1

Век научных открытий.

1

Охрана природы.

1

Органы дыхания человека.

1

Растения - Природные очистители воздуха.

Комнатные растения.

1

Сельское хозяйство. Животно­водство.

1

Сельское хозяйство. Растение­водство.

1

Состав пищи.

1

Органы пи­щеварения.

1

Переработ­ка пищи в организме. Правила здорового питания.

1

Сохранение здоровья - важнейшая задача для жизни че­ловека (урок-обоб­щение)

1


Раздел: Современная Россия

10

Человек и общество.

1

Россия - наша Родина.

1

Москва - столица России.

1

Годовая контрольная работа

1

Устройство государ­ственной власти.

Символы и праздни­ки России.

1

Родной край - часть России

1

Народы России, их культура и традиции.

1

Человек в современ­ных условиях.

1

Нрав­ственные нормы жизни.

1

Духовное Богатство человека. Обобщающий урок.

1








Приложение №1

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 4 класс Н.Я.Дмитриева 68 часов

№ п/п

Кол-во часов

Дата план-ия

Дата факт-ая

Тема урока

Планируемые результаты


Форма организации познавательной деятельности

Форма контроля

предметные

метапредметные


личностные


знать

уметь





Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе

(21 час)

Знать, на основе какого события принято делить историю на два ос­новных периода: до н.э. и н.э. Знать правила безопасного исполь­зования электрических приборов. Знать строение клетки и зарисовы­вать ее схематично.

Знать основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений. Знать правила поведения при по­лучении травмы, оказания первой помощи при порезах, ушибе, трав­ме конечности (вывихе, переломе) Знать правила предупреждения распространения инфекционных заболеваний. Знать основные правила личной гигиены

Уметь видеть взаимосвязи между древним человеком и природой.

Уметь передать свои впечатления о достижениях техники в устных рассказах, рисунках

Уметь работать с картами, иллюст­рациями для получения необходи­мой информации.

Уметь на основе наблюдения де­лать выводы

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориенти­ры действия в новом учебном материале в со­трудничестве с учителем, одноклассниками;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в испол­нение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой инфор­мации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энцик­лопедий, справочников (включая при воз­можности электронные, цифровые) в откры­том информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интер­нет;

  • пользоваться знаково-символическими средствами, приведенными в учебной лите­ратуре;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

  • воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;

  • анализировать изучаемые объекты с выде­лением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление це­лого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и класси­фикацию изученных объектов по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные свя­зи в изучаемом круге явлений;

  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные:


  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуника­ции в соответствии с учебной ситуацией;

  • допускать возможность существования раз­личных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на по­зицию партнера в общении и взаимодей­ствии;

  • формулировать собственное мнение и по­зицию;

  • договариваться и приходить к общему ре­шению в совместной деятельности;

  • адекватно воспринимать и передавать ин­формацию в заданном формате.

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • ориентация на принятие образца «хороше­го ученика»;

  • интерес к познанию окружающего мира;

  • учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ со­ответствия результатов требованиям конк­ретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • осознание своей гражданской идентичнос­ти: «Я» как гражданин России, своей этни­ческой принадлежности, чувства сопричаст­ности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружаю­щих людей, исторических лиц;

  • ориентация в поведении на принятые мо­ральные нормы;

  • этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

  • понимание чувств одноклассников, учите­лей, мотивов поступков исторических лиц.




1

1



1 (1). Сфера разумной жизни. Условия современ­ной жизни. С. 3-11 (1-й части учебника). б) № 3





Работа
в парах, взаимопроверка

Текущий

2

1



2 (2).Входная контрольная работа





Работа
в тетрадях с печатной основой

Текущий

3

1



3 (3). Пер­вопроходцы в науке. Техника и человек.

С. 12-17. а) № 1 с. 14Трудный путь станов­ления медицины. С.17-19





Разноуровневые задания

Текущий

4

1



4 (4). Клет­ка - основа строения и роста живых ор­ганизмов. С. 19-23. б) № 7





Разноуровневые задания

Текущий

5

1



5 (5). Рост

и развитие

организма

человека.

Режим

дня в его

жизни.

С. 24-26. б) № 10 (1-я строка табл.), 11





Работа
в парах, взаимопроверка

Текущий

6

1



6 (6). Ле­карствен- ные расте­ния.

С. 26-29. б) № 12





Заполнение листа самоконтроля

Текущий

7

1



7 (7). Сред­невековье. С. 30-35, 54-57





Работа
со справочной литературой

Текущий

8

1



8 (8).

Осанка человека. С. 35-37. б) № 19





Создание проектов
(по группам)

Текущий

9

1



9 (9).

Скелет

человека.

С. 38-43.

а) № 1 с. 42;

б) № 17





Работа
в парах, взаимопроверка

Текущий

10

1



10 (10).

Скелет че­ловека (про­должение). Оказание первой по­мощи при травмах.

С.43-48. б) № 20





Упражнения из тетради с печатной основой

Текущий

11

1



11 (11).

Мышцы

тела.

С.49-53. б) № 22





Работа
со справочной литературой

Текущий

12

1



12 (12).

Начало Нового времени. С. 58-61





Заполнение листа самоконтроля


13

1



13 (13). Расширение знаний о Земле.

С. 61-65. б) № 23





Работа
со справочной литературой

Итоговый

14

1



14 (14).

Кругосвет­ное путеше­ствие

Магеллана. С. 65-67. а) № 1 с. 67





Создание проектов
(по группам)

Текущий

15

1



15 (15). Природа Нового света.

С. 68-70





Работа
в парах, взаимопроверка

Текущий

16

1



16 (16). Раз­витие нау­ки. Устрой­ство Все­ленной.

С. 70-71. б) № 28





Упражнения из тетради с печатной основой

Текущий

17

1



17 (17).

Законы природы. С. 71-74





Работа
со справочной литературой

Текущий

18

1



18 (18).

Открытие

невидимого

мира.

С.74-764





Заполнение листа самоконтроля

Текущий

19

1



19 (19).

Победа над эпиде­миями.

С.54-57, 77-78





Работа
со справочной литературой

Текущий

20

1



20 (20).

Правила здорового образа жиз­ни.

С.79-81





Создание проектов
(по группам)

Текущий

21

1



21 (21).

Особеннос­ти кожного покрова.

С.81-88 б) № 32





Работа
в парах, взаимопроверка

Тематический





Преобразования в России

(10 часов)

Знать имя выдающегося государ­ственного деятеля - царя Петра I.

Знать исторический промежуток времени, когда Санкт-Петербург был столицей России (17121918), условные обозначения полезных ископаемых на карте.

Использовать для поиска нужной информации текст и карты.

Соотносить исторические события с датами, располагать на ленте вре­мени. Проводить исследования и практи­ческие работы.

Оформлять полученные результа­ты в таблицу. Уметь ставить цель практической работы, планировать ход работы и оценивать ее результаты. Понимать и обнаруживать непре­рывность изменений, происходя­щих в природе.

Перечислять 2-3 названия драго­ценных минералов (на выбор уче­ника

Уметь найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориенти­ры действия в новом учебном материале в со­трудничестве с учителем, одноклассниками;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реа­лизации, в том числе во внутреннем плане;

  • следовать установленным правилам в пла­нировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый конт­роль по результату (в случае работы в интер­ активной среде пользоваться реакцией сре­ды решения задачи);

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в испол­нение действия на основе его оценки и уче­та характера сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой инфор­мации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, эн­циклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в отк­рытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интер­нет;

  • осуществлять запись выборочной инфор­мации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические сред­ства, приведенные в учебной литературе;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • анализировать изучаемые объекты с выде­лением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление це­лого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и класси­фикацию изученных объектов по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные свя­зи в изучаемом круге явлений;

  • строить логическое рассуждение, включа­ющее установление причинно-следственных связей;

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

  • воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;

  • подводить анализируемые изучаемые объ­екты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объек­тов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиови­зуальной поддержкой), владеть диалогичес­кой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования раз­личных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на по­зицию партнера в общении и взаимодей­ствии;

  • задавать вопросы;


  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • принятие образца «хорошего ученика»;

  • широкой мотивационной основы учебной деятельности;

  • интерес к познанию окружающего мира;

  • учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ со­ответствия результатов требованиям конк­ретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

  • осознание своей гражданской идентичнос­ти: «Я» как гражданин России, своей этни­ческой принадлежности, чувства сопричаст­ности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • осознание смысла и нравственного содер­жания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

  • основные моральные нормы поведения в обществе;

  • этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

  • понимание чувств одноклассников, учите­лей, окружающих людей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им;

принятие ценности природного мира, го­товность следовать в своей деятельности нор­мам природоохранительного, нерасточитель­ного, здоровьесберегающего поведения



22

1



1 (22). Россия при Петре I.

С. 89-94





Работа
со справочной литературой

Текущий

23

1



2 (23). Стро­ительство Санкт- Петербурга. С. 9)4-98. б) № 34





Заполнение листа самоконтроля

Текущий

24

1



3 (24).

Пётр I: царь и человек.

С. 99-102





Работа
со справочной литературой

Текущий

25

1



4 (25). Ста­новление российской науки.

М.В. Ломо­носов - великий русский учёный. С 102-106 № 37





Создание проектов
(по группам)

Текущий

26

1



5 (26). Полугодовая контрольная работа





Работа
в парах, взаимопроверка

Текущий

27

1



6 (27). Минералы. С.107-110Кладовая недр Земли. С.110-114. б) № 37, 40





Упражнения из тетради с печатной основой

Текущий

28

1



7 (28). Руды металлов и горючие полезные ископае­мые.

С.114-121.

б) № 42





Работа
со справочной литературой

Текущий

29

1



8 (29). Добыча полезных ископае­мых. С. 121-124.

б) № 38 (обсужде­ние резуль­татов),

45 (обсуж­дение ре­зультатов)





Заполнение листа самоконтроля

Текущий

30

1



9 (30). Русское военное искусство. С. 124-131







Работа
со справочной литературой

Текущий

31

1




10 (31).

План

местности. С. 131-134.

а) № 1 с. 132

б) № 50





Создание проектов
(по группам)

Тематический





Мир человека в Новое время

(27 часов)

части горы; расположение природных зон в горах;

основные расы человека и их главные признаки

Находить на карте изучаемые гео­графические области.

Сравнивать природные зоны Рос­сии.


Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориенти­ры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассни­ками;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реа­лизации, в т.ч. во внутреннем плане;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в испол­нение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой инфор­мации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, эн­циклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в отк­рытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись выборочной инфор­мации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические сред­ства, приведенные в учебной литературе;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

  • воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;

  • анализировать изучаемые объекты с выде­лением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление це­лого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и класси­фикацию изученных объектов по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные свя­зи в изучаемом круге явлений;

  • строить логическое рассуждение, включа­ющее установление причинно-следственных связей;

  • обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

  • подводить анализируемые изучаемые объ­екты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объек­тов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

научиться:

  • учитывать и координировать в сотруд­ничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и коор­динировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточ­но точно, последовательно и полно переда­вать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для орга­низации собственной деятельности и со­трудничества с партнером;

  • осуществлять взаимоконтроль и оказы­вать в сотрудничестве необходимую по­мощь;

адекватно использовать речь для плани­рования и регуляции своей деятельности

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориен­тация на содержательные моменты школь­ной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения но­вой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоана­лиз и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конк­ретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

  • осознание своей гражданской идентичнос­ти: «Я» как гражданин России, своей этни­ческой принадлежности, чувства сопричаст­ности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • осознание смысла и нравственного содер­жания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

  • основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собствен­ные поступки;

  • этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

  • понимание чувств одноклассников, учите­лей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им;

  • принятие ценности природного мира, го­товность следовать в своей деятельности нор­мам природоохранительного, нерасточитель­ного, здоровьесберегающего поведения;

  • принятие установки на здоровый образ жизни;

чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами ми­ровой и отечественной культуры



32

1



1 (32). Северные земли России.

С. 3-5 (2-й части учебника)





Упражнения из тетради с печатной основой

Текущий

33

1



2 (33). Открытие Австралии. С. 5-9





Работа
со справочной литературой

Текущий

34

1



3 (34). Открытие Антаркти­ды.

С. 10-13





Заполнение листа самоконтроля

Текущий

35

1



4 (35). Дальний Восток России. С. 13-15. б) № 56





Работа
со справочной литературой

Текущий

36

1



5 (36).

Природа

гор.

С. 16-17





Создание проектов
(по группам)

Текущий

37

1



6 (37). Расы человека.

С. 17-19





Работа
в парах, взаимопроверка

Текущий

38

1



7 (38). Раз­витие науки и техники в XIX-XX ве­ках.

С.20-23.

а) № 1 с. 21, № 1,2 с. 23;

б) № 60





Упражнения из тетради с печатной основой

Текущий

39

1



8 (39). Новые знания о человеке. С. 24-26. б) № 62





Работа
со справочной литературой

Текущий

40

1



9 (40). Нервная система. С. 27-31





Заполнение листа самоконтроля

Текущий

41

1



10 (41). Кровь.

С. 31-34





Работа
со справочной литературой

Текущий

42

1



11 (42).

Путь крови в организ­ме.

С. 34-39. б) № 66, 68





Создание проектов
(по группам)

Текущий

43

1



12 (43). Россия в начале ХХ века. С.40-44





Работа
в парах, взаимопроверка

Текущий

44

1



13 (44). Великая Отечествен­ная война (1941­1945).

С. 44-50. б) № 69





Упражнения из тетради с печатной основой

Текущий

45

1



14 (45). Великая Отечествен­ная война (1941-1945) (продолже­ние).

С. 44-50. б) № 72





Работа
со справочной литературой

Текущий

46

1



15 (46). Подвиг российского народа в Великой Отечествен­ной войне (подготов­ка презен­тации, выс­тавки)





Заполнение листа самоконтроля

Текущий

47

1



16 (47). Беларусь. С. 50-52





Работа
со справочной литературой

Текущий

48

1



17 (48). Великобри­тания.

С. 53-56





Создание проектов
(по группам)

Текущий

49

1



18 (49). Век научных открытий. С. 56-59





Работа
в парах, взаимопроверка

Текущий

50

1



19 (50). Охрана природы. С. 60-65





Упражнения из тетради с печатной основой

Текущий

51

1



20 (51). Органы дыхания человека. С. 66-69. б) № 78, 79





Работа
со справочной литературой

Текущий

52

1



21 (52).

Растения -

природные

очистители

воздуха.

Комнатные

растения.

С. 69





Заполнение листа самоконтроля

Текущий

53

1



22 (53). Сельское хозяйство. Животно­водство.

С. 70-75





Работа
со справочной литературой

Текущий

54

1



23 (54). Сельское хозяйство. Растение­водство.

С. 75-78. б) № 84, 86





Создание проектов
(по группам)

Текущий

55

1



24 (55).

Состав

пищи.

С.79-85. б) № 88, 90





Работа
в парах, взаимопроверка

Текущий

56

1



25 (56). Органы пи­щеварения. С. 86-89





Упражнения из тетради с печатной основой

Тематический

57

1



26 (57). Переработ­ка пищи в организме. Правила здорового питания.

С. 89-95





Работа
со справочной литературой

Текущий

58

1



27 (58). Сохранение здоровья - важнейшая задача для жизни че­ловека (урок-обоб­щение)






Текущий





Современная Россия

(10 часов)

Знать членов своей семьи, опи­сывать роли каждого в совместной жизни.

Знать столицу России,

достопримечательности столицы (на выбор учащегося), полное и сокра­щенное название нашего государ­ства,

флаг и герб России,

адрес своего прожива­ния, народы, проживающие в своей местности и на территории России.

Знать имена великих российских писателей, художников, компози­торов, ученых.

Называть главный закон государ­ства.

Называть президента Российской Федерации.


Указывать на карте местоположе­ние своего города или села.

Уметь оценивать характер взаимоотношений людей в различных соц. группах; проявлять уважение к народам, их истории.

Уметь находить на карте мира свою страну, столицу, свой город и область

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориенти­ры действия в новом учебном материале в со­трудничестве с учителем, одноклассниками;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реа­лизации, в т.ч. во внутреннем плане;

  • следовать установленным правилам в пла­нировании и контроле способа решения;

  • различать способ и результат действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой инфор­мации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, эн­циклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в отк­рытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интер­нет;

  • осуществлять запись выборочной инфор­мации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические сред­ства, приведенные в учебной литературе;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

  • воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;

  • анализировать изучаемые объекты с выде­лением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление це­лого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и класси­фикацию изученных объектов по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные свя­зи в изучаемом круге явлений;

  • строить логическое рассуждение, включа­ющее установление причинно-следственных связей;

  • обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

  • подводить анализируемые изучаемые объ­екты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объек­тов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиови­зуальной поддержкой), владеть диалогичес­кой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • учитывать другое мнение и позицию, стре­миться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • договариваться и приходить к общему ре­шению в совместной деятельности и в ситуа­ции столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно воспринимать и передавать ин­формацию в заданном формате.

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориен­тация на содержательные моменты школь­ной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения но­вой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоана­лиз и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конк­ретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе крите­риев успешности учебной деятельности;

  • осознание своей гражданской идентичнос­ти: «Я» как гражданин России, своей этни­ческой принадлежности, чувства сопричаст­ности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • осознание смысла и нравственного содер­жания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

  • основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собствен­ные поступки;

  • этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

  • понимание чувств одноклассников, учите­лей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им;

  • принятие ценности природного мира, го­товность следовать в своей деятельности нор­мам природоохранительного, нерасточитель­ного, здоровьесберегающего поведения;

  • принятие установки на здоровый образ жизни;

  • чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами ми­ровой и отечественной культуры.



59

1



1 (59).

Человек и общество. С. 96-98





Заполнение листа самоконтроля

Текущий

60

1



2 (60). Россия - наша Родина.

С. 98-100.

а) № 2 с. 99, № 1

с. 100;

б) № 94





Работа
со справочной литературой

Текущий

61

1



3 (61). Москва - столица России.

С. 101-103. б) № 95





Создание проектов
(по группам)

Текущий

62

1



4 (62). Годовая контрольная работа





Работа
в парах, взаимопроверка

Текущий

63

1



5 (63). Устройство государ­ственной власти.

С.104-108 Символы и праздни­ки России. С.108-113





Упражнения из тетради с печатной основой

Текущий

64

1



6 (64). Родной край - часть России





Работа
со справочной литературой

Текущий

65

1



7 (65). Народы России, их культура и традиции. б) № 9 (обсужде­ние родо­словных)





Заполнение листа самоконтроля

Текущий

66

1



8 (66). Человек в современ­ных

условиях. С. 113-116





Работа
со справочной литературой

Текущий

67

1



9(67). Нрав­ственные нормы жизни.

С. 117-120





Создание проектов
(по группам)

Итоговый

68

1



10 (68).

Духовное

богатство

человека





Работа
в парах, взаимопроверка

Текущий






























7