Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011) и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы НОО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы, на основании авторской программы «Окружающий мир» для общеобразовательных школ Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. (Программы начального общего образования.Система Занкова Л.В. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.), и учебника Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012г.
Цели курса:
• формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта от общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
• формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-
следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
• в ходе решения первых двух задач развивать историческое мышление, формировать
экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
• формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
• освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
• формировать личность ученика - умелого хранителя, пользователя традиций родного края;
• воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свою республику, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Включение в программу национально-регионального компонента предполагает следующие задания, виды работ:
- сообщение о растительном и животном мире Бурятии
- подбор материала об озере Байкал,
- подбор материала об опасности, которая угрожает природе нашего региона
- подбор материала о полезных ископаемых Бурятии
- подбор материала о лечебных источниках, курортах Бурятии
-государственные символы республики и города
- экскурсия в музей природы
В течение учебного года могут изменяться количество часов, запланированных на изучение тем, и даты прохождения материала.
Предмет окружающий мир входит в предметную область «Естествознание».
В соответствии с МОУ учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
– учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
– принятие установки на здоровый образ жизни;
– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Учащийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Учащийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии.
Учащийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) ;
– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится:
–строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Учащийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Учебно – тематическое планирование по окружающему миру 4 класс. (68ч)
№ | Название раздела | Количество часов | Экскурсии | Практические работы |
1. | Человек и окружающий мир | 21 | 1 | 8 |
2.. | Преобразования в России | 10 | 1 | 4 |
3. | Мир человека в новое время | 27 | 1 | 7 |
4. | Современная Россия | 10 | 1 | - |
| Итого | 68 | 4 | 19 |
№ | Темы | Количество часов |
| Раздел: Человек и окружающий мир | 21 |
-
| Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. | 1 |
-
| Входная контрольная работа | 1 |
-
| Первопроходцы в науке. Техника и человек. Трудный путь становления медицины. | 1 |
-
| Клетка - основа строения и роста живых организмов. | 1 |
-
| Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни. | 1 |
-
| Лекарственные растения. | 1 |
-
| Средневековье. | 1 |
-
| Осанка человека. | 1 |
-
| Скелет человека. | 1 |
-
| Скелет человека (продолжение). Оказание первой помощи при травмах. | 1 |
-
| Мышцы тела. | 1 |
-
| Начало Нового времени. | 1 |
-
| Расширение знаний о Земле. | 1 |
-
| Кругосветное путешествие Магеллана. | 1 |
-
| Природа Нового света. | 1 |
-
| Развитие науки. Устройство Вселенной. | 1 |
-
| Законы природы. | 1 |
-
| Открытие Невидимого мира. | 1 |
-
| Победа над эпидемиями. | 1 |
-
| Правила здорового образа жизни. | 1 |
-
| Особенности кожного покрова. | 1 |
| Раздел: Преобразования в России | 10 |
-
| Россия при Петре I. | 1 |
-
| Строительство Санкт- Петербурга. | 1 |
-
| Пётр I: царь и человек. | 1 |
-
| Становление российской науки. М.В. Ломоносов - великий русский учёный. | 1 |
-
| Полугодовая контрольная работа | 1 |
-
| Минералы. Кладовая недр Земли. | 1 |
-
| Руды металлов и горючие полезные ископаемые. | 1 |
-
| Добыча полезных ископаемых. | 1 |
-
| Русское военное искусство. | 1 |
-
| План местности. | 1 |
| Раздел: Мир человека в новое время | 27 |
-
| Северные земли России. | 1 |
-
| Открытие Австралии. | 1 |
-
| Открытие Антарктиды. | 1 |
-
| Дальний Восток России | 1 |
-
| Природа гор. | 1 |
-
| Расы человека. | 1 |
-
| Развитие науки и техники в XIX-XX веках. | 1 |
-
| Новые знания о человеке. | 1 |
-
| Нервная система. | 1 |
-
| Кровь. | 1 |
-
| Путь крови в организме. | 1 |
-
| Россия в начале ХХ века. | 1 |
-
| Великая Отечественная война (1941-1945). | 1 |
-
| Великая Отечественная война (1941-1945) (продолжение). | 1 |
-
| Подвиг российского народа в Великой Отечественной войне (подготовка презентации, выставки) | 1 |
-
| Беларусь. | 1 |
-
| Великобритания. | 1 |
-
| Век научных открытий. | 1 |
-
| Охрана природы. | 1 |
-
| Органы дыхания человека. | 1 |
-
| Растения - Природные очистители воздуха. Комнатные растения. | 1 |
-
| Сельское хозяйство. Животноводство. | 1 |
-
| Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1 |
-
| Состав пищи. | 1 |
-
| Органы пищеварения. | 1 |
-
| Переработка пищи в организме. Правила здорового питания. | 1 |
-
| Сохранение здоровья - важнейшая задача для жизни человека (урок-обобщение) | 1 |
| Раздел: Современная Россия | 10 |
-
| Человек и общество. | 1 |
-
| Россия - наша Родина. | 1 |
-
| Москва - столица России. | 1 |
-
| Годовая контрольная работа | 1 |
-
| Устройство государственной власти. Символы и праздники России. | 1 |
-
| Родной край - часть России | 1 |
-
| Народы России, их культура и традиции. | 1 |
-
| Человек в современных условиях. | 1 |
-
| Нравственные нормы жизни. | 1 |
-
| Духовное Богатство человека. Обобщающий урок. | 1 |
Приложение №1
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 4 класс Н.Я.Дмитриева 68 часов
№ п/п | Кол-во часов | Дата план-ия | Дата факт-ая | Тема урока | Планируемые результаты | Форма организации познавательной деятельности | Форма контроля |
предметные | метапредметные | личностные |
знать | уметь |
| | | | Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе (21 час) | Знать, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н.э. Знать правила безопасного использования электрических приборов. Знать строение клетки и зарисовывать ее схематично. Знать основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений. Знать правила поведения при получении травмы, оказания первой помощи при порезах, ушибе, травме конечности (вывихе, переломе) Знать правила предупреждения распространения инфекционных заболеваний. Знать основные правила личной гигиены | Уметь видеть взаимосвязи между древним человеком и природой. Уметь передать свои впечатления о достижениях техники в устных рассказах, рисунках Уметь работать с картами, иллюстрациями для получения необходимой информации. Уметь на основе наблюдения делать выводы | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет; пользоваться знаково-символическими средствами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; устанавливать аналогии. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией; допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; интерес к познанию окружающего мира; учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | | |
1 | 1 | | | 1 (1). Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. С. 3-11 (1-й части учебника). б) № 3 | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Текущий |
2 | 1 | | | 2 (2).Входная контрольная работа | | | | | Работа в тетрадях с печатной основой | Текущий |
3 | 1 | | | 3 (3). Первопроходцы в науке. Техника и человек. С. 12-17. а) № 1 с. 14Трудный путь становления медицины. С.17-19 | | | | | Разноуровневые задания | Текущий |
4 | 1 | | | 4 (4). Клетка - основа строения и роста живых организмов. С. 19-23. б) № 7 | | | | | Разноуровневые задания | Текущий |
5 | 1 | | | 5 (5). Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни. С. 24-26. б) № 10 (1-я строка табл.), 11 | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Текущий |
6 | 1 | | | 6 (6). Лекарствен- ные растения. С. 26-29. б) № 12 | | | | | Заполнение листа самоконтроля | Текущий |
7 | 1 | | | 7 (7). Средневековье. С. 30-35, 54-57 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
8 | 1 | | | 8 (8). Осанка человека. С. 35-37. б) № 19 | | | | | Создание проектов (по группам) | Текущий |
9 | 1 | | | 9 (9). Скелет человека. С. 38-43. а) № 1 с. 42; б) № 17 | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Текущий |
10 | 1 | | | 10 (10). Скелет человека (продолжение). Оказание первой помощи при травмах. С.43-48. б) № 20 | | | | | Упражнения из тетради с печатной основой | Текущий |
11 | 1 | | | 11 (11). Мышцы тела. С.49-53. б) № 22 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
12 | 1 | | | 12 (12). Начало Нового времени. С. 58-61 | | | | | Заполнение листа самоконтроля | |
13 | 1 | | | 13 (13). Расширение знаний о Земле. С. 61-65. б) № 23 | | | | | Работа со справочной литературой | Итоговый |
14 | 1 | | | 14 (14). Кругосветное путешествие Магеллана. С. 65-67. а) № 1 с. 67 | | | | | Создание проектов (по группам) | Текущий |
15 | 1 | | | 15 (15). Природа Нового света. С. 68-70 | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Текущий |
16 | 1 | | | 16 (16). Развитие науки. Устройство Вселенной. С. 70-71. б) № 28 | | | | | Упражнения из тетради с печатной основой | Текущий |
17 | 1 | | | 17 (17). Законы природы. С. 71-74 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
18 | 1 | | | 18 (18). Открытие невидимого мира. С.74-764 | | | | | Заполнение листа самоконтроля | Текущий |
19 | 1 | | | 19 (19). Победа над эпидемиями. С.54-57, 77-78 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
20 | 1 | | | 20 (20). Правила здорового образа жизни. С.79-81 | | | | | Создание проектов (по группам) | Текущий |
21 | 1 | | | 21 (21). Особенности кожного покрова. С.81-88 б) № 32 | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Тематический |
| | | | Преобразования в России (10 часов) | Знать имя выдающегося государственного деятеля - царя Петра I. Знать исторический промежуток времени, когда Санкт-Петербург был столицей России (1712—1918), условные обозначения полезных ископаемых на карте. | Использовать для поиска нужной информации текст и карты. Соотносить исторические события с датами, располагать на ленте времени. Проводить исследования и практические работы. Оформлять полученные результаты в таблицу. Уметь ставить цель практической работы, планировать ход работы и оценивать ее результаты. Понимать и обнаруживать непрерывность изменений, происходящих в природе. Перечислять 2-3 названия драгоценных минералов (на выбор ученика Уметь найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интер активной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет; осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты; подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии. Коммуникативные: строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; задавать вопросы; | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; принятие образца «хорошего ученика»; широкой мотивационной основы учебной деятельности; интерес к познанию окружающего мира; учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц; основные моральные нормы поведения в обществе; этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; понимание чувств одноклассников, учителей, окружающих людей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им; принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения | | |
22 | 1 | | | 1 (22). Россия при Петре I. С. 89-94 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
23 | 1 | | | 2 (23). Строительство Санкт- Петербурга. С. 9)4-98. б) № 34 | | | | | Заполнение листа самоконтроля | Текущий |
24 | 1 | | | 3 (24). Пётр I: царь и человек. С. 99-102 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
25 | 1 | | | 4 (25). Становление российской науки. М.В. Ломоносов - великий русский учёный. С 102-106 № 37 | | | | | Создание проектов (по группам) | Текущий |
26 | 1 | | | 5 (26). Полугодовая контрольная работа | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Текущий |
27 | 1 | | | 6 (27). Минералы. С.107-110Кладовая недр Земли. С.110-114. б) № 37, 40 | | | | | Упражнения из тетради с печатной основой | Текущий |
28 | 1 | | | 7 (28). Руды металлов и горючие полезные ископаемые. С.114-121. б) № 42 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
29 | 1 | | | 8 (29). Добыча полезных ископаемых. С. 121-124. б) № 38 (обсуждение результатов), 45 (обсуждение результатов) | | | | | Заполнение листа самоконтроля | Текущий |
30 | 1 | | | 9 (30). Русское военное искусство. С. 124-131 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
31 | 1 | | | 10 (31). План местности. С. 131-134. а) № 1 с. 132 б) № 50 | | | | | Создание проектов (по группам) | Тематический |
| | | | Мир человека в Новое время (27 часов) | части горы; расположение природных зон в горах; основные расы человека и их главные признаки | Находить на карте изучаемые географические области. Сравнивать природные зоны России. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет; осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии. Коммуникативные: научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц; основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им; принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры | | |
32 | 1 | | | 1 (32). Северные земли России. С. 3-5 (2-й части учебника) | | | | | Упражнения из тетради с печатной основой | Текущий |
33 | 1 | | | 2 (33). Открытие Австралии. С. 5-9 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
34 | 1 | | | 3 (34). Открытие Антарктиды. С. 10-13 | | | | | Заполнение листа самоконтроля | Текущий |
35 | 1 | | | 4 (35). Дальний Восток России. С. 13-15. б) № 56 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
36 | 1 | | | 5 (36). Природа гор. С. 16-17 | | | | | Создание проектов (по группам) | Текущий |
37 | 1 | | | 6 (37). Расы человека. С. 17-19 | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Текущий |
38 | 1 | | | 7 (38). Развитие науки и техники в XIX-XX веках. С.20-23. а) № 1 с. 21, № 1,2 с. 23; б) № 60 | | | | | Упражнения из тетради с печатной основой | Текущий |
39 | 1 | | | 8 (39). Новые знания о человеке. С. 24-26. б) № 62 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
40 | 1 | | | 9 (40). Нервная система. С. 27-31 | | | | | Заполнение листа самоконтроля | Текущий |
41 | 1 | | | 10 (41). Кровь. С. 31-34 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
42 | 1 | | | 11 (42). Путь крови в организме. С. 34-39. б) № 66, 68 | | | | | Создание проектов (по группам) | Текущий |
43 | 1 | | | 12 (43). Россия в начале ХХ века. С.40-44 | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Текущий |
44 | 1 | | | 13 (44). Великая Отечественная война (19411945). С. 44-50. б) № 69 | | | | | Упражнения из тетради с печатной основой | Текущий |
45 | 1 | | | 14 (45). Великая Отечественная война (1941-1945) (продолжение). С. 44-50. б) № 72 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
46 | 1 | | | 15 (46). Подвиг российского народа в Великой Отечественной войне (подготовка презентации, выставки) | | | | | Заполнение листа самоконтроля | Текущий |
47 | 1 | | | 16 (47). Беларусь. С. 50-52 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
48 | 1 | | | 17 (48). Великобритания. С. 53-56 | | | | | Создание проектов (по группам) | Текущий |
49 | 1 | | | 18 (49). Век научных открытий. С. 56-59 | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Текущий |
50 | 1 | | | 19 (50). Охрана природы. С. 60-65 | | | | | Упражнения из тетради с печатной основой | Текущий |
51 | 1 | | | 20 (51). Органы дыхания человека. С. 66-69. б) № 78, 79 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
52 | 1 | | | 21 (52). Растения - природные очистители воздуха. Комнатные растения. С. 69 | | | | | Заполнение листа самоконтроля | Текущий |
53 | 1 | | | 22 (53). Сельское хозяйство. Животноводство. С. 70-75 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
54 | 1 | | | 23 (54). Сельское хозяйство. Растениеводство. С. 75-78. б) № 84, 86 | | | | | Создание проектов (по группам) | Текущий |
55 | 1 | | | 24 (55). Состав пищи. С.79-85. б) № 88, 90 | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Текущий |
56 | 1 | | | 25 (56). Органы пищеварения. С. 86-89 | | | | | Упражнения из тетради с печатной основой | Тематический |
57 | 1 | | | 26 (57). Переработка пищи в организме. Правила здорового питания. С. 89-95 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
58 | 1 | | | 27 (58). Сохранение здоровья - важнейшая задача для жизни человека (урок-обобщение) | | | | | | Текущий |
| | | | Современная Россия (10 часов) | Знать членов своей семьи, описывать роли каждого в совместной жизни. Знать столицу России, достопримечательности столицы (на выбор учащегося), полное и сокращенное название нашего государства, флаг и герб России, адрес своего проживания, народы, проживающие в своей местности и на территории России. Знать имена великих российских писателей, художников, композиторов, ученых. Называть главный закон государства. Называть президента Российской Федерации. | Указывать на карте местоположение своего города или села. Уметь оценивать характер взаимоотношений людей в различных соц. группах; проявлять уважение к народам, их истории. Уметь находить на карте мира свою страну, столицу, свой город и область | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет; осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии. Коммуникативные: строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности и в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц; основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им; принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; | | |
59 | 1 | | | 1 (59). Человек и общество. С. 96-98 | | | | | Заполнение листа самоконтроля | Текущий |
60 | 1 | | | 2 (60). Россия - наша Родина. С. 98-100. а) № 2 с. 99, № 1 с. 100; б) № 94 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
61 | 1 | | | 3 (61). Москва - столица России. С. 101-103. б) № 95 | | | | | Создание проектов (по группам) | Текущий |
62 | 1 | | | 4 (62). Годовая контрольная работа | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Текущий |
63 | 1 | | | 5 (63). Устройство государственной власти. С.104-108 Символы и праздники России. С.108-113 | | | | | Упражнения из тетради с печатной основой | Текущий |
64 | 1 | | | 6 (64). Родной край - часть России | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
65 | 1 | | | 7 (65). Народы России, их культура и традиции. б) № 9 (обсуждение родословных) | | | | | Заполнение листа самоконтроля | Текущий |
66 | 1 | | | 8 (66). Человек в современных условиях. С. 113-116 | | | | | Работа со справочной литературой | Текущий |
67 | 1 | | | 9(67). Нравственные нормы жизни. С. 117-120 | | | | | Создание проектов (по группам) | Итоговый |
68 | 1 | | | 10 (68). Духовное богатство человека | | | | | Работа в парах, взаимопроверка | Текущий |
7