СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов составлена на основе программы А.А. Плешакова и М. Ю. Новицкой, УМК Перспектива,  к учебникам «Окружающий мир 1 класс», «Окружающий мир 2 класс», «Окружающий мир 3 класс», «Окружающий мир 4 класс», в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов»

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов составлена на основе программы А.А. Плешакова и М. Ю. Новицкой к учебникам «Окружающий мир 1 класс», «Окружающий мир 2 класс», «Окружающий мир 3 класс», «Окружающий мир 4 класс», в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Окружающий мир» реализует основные цели:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

• уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

• понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

• модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

  1. Место предмета в учебном плане

Учебный план на изучение окружающего мира отводит 2 часа в неделю, в 1 классе – 66 часов в год, во 2 – 4 классе – 68 часов в год.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Содержательная линия «Человек и природа»


Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Содержательная линия «Человек и общество»

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


  1. Содержание учебного предмета

1 класс

Мы и наш мир

Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа. Культура. Природа в творчестве человека. Мы - люди. Как мы общаемся с миром. Люди - творцы культуры.

Наш класс в школе

Наш класс в школе. Мы - дружный класс. Учитель - наставник и друг. Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу - время. Книга - наставник и друг. Потехе — час.

 Наш дом и семья

Мы в семье. Моя семья — часть моего народа. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.

Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения.

Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.

Город и село

Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!

Мы помним наших земляков. Все профессии важны.

Родная страна

Россия - наша Родина. Москва - столица России.

Мы - семья народов России.

Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.

Человек и окружающий мир

Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени - свой плод. Я - часть мира.



2 класс

Время и календарь

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима

 Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки)

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».



3 класс

Радость познания

Знакомство учащихся с произведениями литературы и культурой народов разных стран мира, с одной стороны, раскрывают их, а с другой −помогают осознать базовые гуманистические ценности и формируют понимание того, что эти ценности у разных народов нашей страны и мира одинаковы.

Мир как дом

Формируют гуманистические и демократические ценностные ориентации; формируют экологическую ответственность младших школьников, так при изучении темы «Как сохранить богатства природы» учащимся, после ознакомления с материалом учебника, в рубрике «Подумаем» предлагается сформулировать ответ на вопрос: «Как мы можем в своей повседневной жизни помочь в охране воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений и животных?».

Дом как мир

Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника»: «Детские игры – школа здоровья», «Строение тела человека», «Как работает наш организм», «Что такое гигиена», «Наши органы чувств», «Школа первой помощи», «Здоровью цены нет»

В поисках Всемирного наследия

Особую роль играет тема «Всемирные духовные сокровища», которая подводит некий промежуточный итог процессу формирования этических чувств в течение трех лет перед тем, как учащиеся приступят в 4 классе к вопросам гражданско-патриотической этики в ходе изучения исторического прошлого и современной жизни России.



4 класс


Мы – граждане единого Отечества

Общество - это мы! Необходимость объединения людей и общества. Российский народ как содружество граждан, связанных едиными целями и интересами. Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны. Права ребёнка гарантированные федеральным законом. Особенности государственного устройства России, как независимой демократической республики и Конституция страны. Устройство государственной границы. Родные языки и творчество народов России. Диалог культур народов России.



По родным просторам

  • Физическая карта России Формы земной поверхности: равнины, горы. Низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Полезные ископаемые России и их роль в хозяйстве страны. Реки и озёра России, их значение в жизни людей. Моря, омывающие берега России. Природные зоны России. Особенности хозяйственной жизни народов России. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах. Растения и животные из красной книги. Заповедники и национальные парки.






Путешествие по Реке времени

  • В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами в изучении прошлого. «Повесть временных лет – древнерусская летопись». Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Мудрый выбор. Важнейшие деяния Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на древнюю Русь. Эпоха укрепления и расширения Московского княжества. События Смутного времени в жизни страны. Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Отечественная война 1812 года. Российская империя в XIX в. Развитие театрального, музыкального и изобразительного искусства. СССР в период до начала Великой Отечественной войны. Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг.















Мы строим будущее России

Современная Россия. Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. Продовольственная безопасность страны - важнейшая задача современности. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России.






  1. Тематическое планирование


Класс

№п/п

Тема

Количество часов

1 класс

1.

Мы и наш мир

10 ч

2.

Наш класс в школе

12ч

3.

Наш дом и семья

14 ч

4.

Город и село

13ч

5.

Родная страна

6.

Человек и окружающий мир

10ч


Всего

66 ч.

2 класс

1.

Время и календарь

14ч

2.

Осень

16ч

3.

Зима

15ч

4.

Весна и лето

23ч

5.

Резерв

8 ч


Всего

68 ч.

3 класс

1.

Радость познания

12ч.

2.

Мир как дом

23 ч.

3.

Дом как мир

21 ч.

4.

В поисках Всемирного наследия

12 ч.


Всего

68ч.

4 класс

1.

Мы – граждане единого Отечества

10 ч.

2.

По родным просторам

18 ч.

3.

Путешествие по Реке времени

23ч.

4.

Мы строим будущее России

5 ч.

5.

Резерв

12 ч.


Всего

68 ч.