Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени Петра Ильича Климука
Щёлковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 4 |
им. П.И. Климука ЩМР МО |
от 30.08.2019 № 83/1 -ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(наименование предмета, курса)
Составитель: |
Константинова |
Татьяна Александровна |
(ФИО учителя, специалиста) |
учитель | начальных классов |
|
первая квалификационная категория |
|
г. о. Щёлково
2019 год
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса
составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования
и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями приказ от 31.12.2015 г. №
1576), основной образовательной программой начального общего
образования МАОУ СОШ № 4 им. П.И. Климука ЩМР МО. Содержание реализуется с помощью учебника «Окружающий мир» для 3 класса, авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. в 2 частях – М.: Просвещение, 2019г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Личностные результаты освоения учебного предмета:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
2. Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3. Предметные результаты освоения учебного предмета:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Радость познания (12 часов)
Свет знания
Как изучают окружающий мир
Книга - источник знаний
Отправимся на экскурсию
О чем расскажет план
Планета на листе бумаги
Страны и народы на политической карте мира
Путешествуя, познаем мир
Транспорт
Средства информации и связи
Проверочная работа №1 по разделу: «Радость познания».
Мир природы в народном творчестве |
Из чего состоит все |
Мир небесных тел |
Невидимое сокровище |
Самое главное вещество |
Природные стихии в народном творчестве |
Кладовые земли |
Чудо под ногами |
Мир растений |
Плодородная земля и растения в народном творчестве |
Мир животных |
Образы животных в народном творчестве |
Невидимые нити в живой природе |
Лес – волшебный дворец |
Луг – царство цветов и насекомых |
Водоем – дом из воды |
Как сохранить богатство природы |
Охрана природы в культуре народов России и мира |
Проверочная работа № 2 по теме: «Мир как дом». |
Мир как дом (20 часов)
Дом как мир (21час)
Родной дом-уголок Отчизны |
Свой дом – свой простор |
В красном углу сесть - великая честь |
Побываем в гостях |
На свет появился – с людьми породнился |
Родословное древо |
Муж и жена – одна душа |
Святость отцовства и материнства |
Добрые дети – дому венец |
Детские игры – школа здоровья |
Строение тела человека |
Как работает наш организм |
Что такое гигиена |
Наши органы чувств |
Школа первой помощи |
Здоровью цены нет |
Проверочная работа №3 по теме: «Строение тела человека». |
Дом невелик, а стоять не велит |
Семейный бюджет |
Мудрость старости |
Путешествие к А.С. Пушкину |
В поисках Всемирного наследия (16 часов)
Всемирное наследие |
Московский Кремль |
Озеро Байкал |
Путешествие в Египет |
Путешествие в Грецию |
Путешествие в Иерусалим |
Путешествие в Китай |
Всемирные духовные сокровища |
Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. |
Что мы узнали. Чему научились. |
Обобщение по разделу «Радость познания» |
Обобщение по разделу «Мир как дом» |
Обобщение по разделу «Дом как мир» |
Итоговая проверочная работа. |
Закрепление изученного. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер пункта | Содержание материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Глава 1. Радость познания | 12 | Уметь формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличная черта человека. Знать сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения. Характеризовать различные научно-просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках. Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов. Обсуждать правила поведения на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать ее содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением (буклеты, открытки и др.). |
1.1 | Свет знания | 1 |
1.2 | Как изучают окружающий мир | 1 |
1.3 | Как изучают окружающий мир | 1 |
1.4 | Книга - источник знаний | 1 |
1.5 | Отправимся на экскурсию | 1 |
1.6 | О чем расскажет план | 1 |
1.7 | Планета на листе бумаги | 1 |
1.8 | Страны и народы на политической карте мира | 1 |
1.9 | Путешествуя, познаем мир | 1 |
1.10 | Транспорт | 1 |
1.11 | Средства информации и связи | 1 |
1.12 | Проверочная работа №1 по разделу «Радость познания» | 1 |
Глава 2. Мир как дом | 20 | Определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении. Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывать по схеме о составе гранита. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов. Работая в парах, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего края. Работая в группах, извлекать из атласа-определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека, доказывать на примерах, что без полезных ископаемых невозможна хозяйственная жизнь людей. |
2.1 | Мир природы в народном творчестве | 1 |
2.2 | Из чего состоит все | 1 |
2.3 | Мир небесных тел | 1 |
2.4 | Невидимое сокровище | 1 |
2.5 | Самое главное вещество | 1 |
2.6 | Самое главное вещество | 1 |
2.7 | Природные стихии в народном творчестве | 1 |
2.8 | Кладовые земли | 1 |
2.9 | Чудо под ногами | 1 |
2.10 | Мир растений | 1 |
2.11. | Плодородная земля и растения в народном творчестве | 1 |
2.12 | Мир животных | 1 |
2.13 | Образы животных в народном творчестве | 1 |
2.14 | Невидимые нити в живой природе | 1 |
2.15 | Лес – волшебный дворец | 1 |
2.16 | Луг – царство цветов и насекомых | 1 |
2.17 | Водоем – дом из воды | 1 |
2.18 | Как сохранить богатство природы | 1 |
2.19 | Охрана природы в культуре народов России и мира | 1 |
2.20 | Проверочная работа № 2 по теме «Мир как дом». | 1 |
Глава 3. Дом как мир | 21 | Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни. Участвовать в посильных общественных делах и праздниках. Сравнивать устройство старинного и современного домов. Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соотнесении с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различное. Выявлять роль и назначение красного угла как почетного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Моделировать функции духовного центра в современном доме, презентовать традиции гостеприимства. Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Участвовать в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края. |
3.1 | Родной дом-уголок Отчизны | 1 |
3.2 | Свой дом – свой простор | 1 |
3.3 | В красном углу сесть- великая честь | 1 |
3.4 | Побываем в гостях | 1 |
3.5 | На свет появился – с людьми породнился | 1 |
3.6 | Родословное древо | 1 |
3.7 | Муж и жена – одна душа | 1 |
3.8 | Святость отцовства и материнства | 1 |
3.9 | Добрые дети – дому венец | 1 |
3.10 | Детские игры – школа здоровья | 1 |
3.11 | Строение тела человека | 1 |
3.12 | Как работает наш организм | 1 |
3.13 | Что такое гигиена | 1 |
3.14 | Наши органы чувств | 1 |
3.15 | Школа первой помощи | 1 |
3.16 | Здоровью цены нет | 1 |
3.17 | Проверочная работа №3 по теме: «Строение тела человека» | 1 |
3.18 | Дом невелик, а стоять не велит | 1 |
3.19 | Семейный бюджет | 1 |
3.20 | Мудрость старости | 1 |
3.21 | Путешествие к А.С. Пушкину | 1 |
Глава 4. В поисках Всемирного наследия | 15 | Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Участвовать в дидактической игре: подбирать материал из книг, альбомов, Интернета, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святыми своего края. Рассказывать об одном – двух объектах всемирного наследия (по выбору – в России, в том числе и в своем крае, и в мире), оформлять наглядный материал для презентации рассказа |
4.1 | Всемирное наследие | 1 |
4.2 | Московский Кремль | 1 |
4.3 | Озеро Байкал | 1 |
4.4 | Путешествие в Египет | 1 |
4.5 | Путешествие в Грецию | 1 |
4.6 | Путешествие в Иерусалим | 1 |
4.7 | Путешествие в Китай | 1 |
4.8 | Всемирные духовные сокровища | 1 |
4.9 | Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. | 1 |
4.10 | Что мы узнали. Чему научились. | 1 |
4.11 | Обобщение по разделу «Радость познания» | 1 |
4.12 | Обобщение по разделу «Мир как дом» | 1 |
4.13 | Обобщение по разделу «Дом как мир» | 1 |
4.14 | Итоговая проверочная работа. | 1 |
4.15 | Закрепление изученного. | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Радость познания (12часов) |
1/1 | Свет знания | 02.09-06.09 | |
2/2 | Как изучают окружающий мир | |
3/3 | Как изучают окружающий мир | 09.09-13.09 | |
4/4 | Книга - источник знаний | |
5/5 | Отправимся на экскурсию | 16.09-20.09 | |
6/6 | О чем расскажет план | |
7/7 | Планета на листе бумаги | 23.09-27.09 | |
8/8 | Страны и народы на политической карте мира | |
9/9 | Путешествуя, познаем мир | 30.09-04.10 | |
10/10 | Транспорт | |
11/11 | Средства информации и связи | 07.10-11.10 | |
12/12 | Проверочная работа №1 по разделу «Радость познания» | |
Мир как дом (20 часов) |
13/1 | Мир природы в народном творчестве | 14.10-18.10 | |
14/2 | Из чего состоит все | |
15/3 | Мир небесных тел | 21.10-25.10 | |
16/4 | Невидимое сокровище | |
17/5 | Самое главное вещество | 04.11-08.11 | |
18/6 | Самое главное вещество | |
19/7 | Природные стихии в народном творчестве | 11.11-15.11 | |
20/8 | Кладовые земли | |
21/9 | Чудо под ногами | 18.11-22.11 | |
22/10 | Мир растений | |
23/11 | Плодородная земля и растения в народном творчестве | 25.11-29.11 | |
24/12 | Мир животных | |
25/13 | Образы животных в народном творчестве | 02.12-06.12 | |
26/14 | Невидимые нити в живой природе | |
27/15 | Лес – волшебный дворец | 09.12-13.12 | |
28/16 | Луг – царство цветов и насекомых | |
29/17 | Водоем – дом из воды | 16.12-20.12 | |
30/18 | Как сохранить богатство природы | |
31/19 | Охрана природы в культуре народов России и мира | 23.12-27.12 | |
32/20 | Проверочная работа № 2 по теме «Мир как дом». | |
Дом как мир (21 час) |
33/1 | Родной дом-уголок Отчизны | 13.01-17.01 | |
34/2 | Свой дом – свой простор | |
35/3 | В красном углу сесть - великая честь | 20.01-24.01 | |
36/4 | Побываем в гостях | |
37/5 | На свет появился – с людьми породнился | 27.01-31.01 | |
38/6 | Родословное древо | |
39/7 | Муж и жена – одна душа | 03.02-07.02 | |
40/8 | Святость отцовства и материнства | |
41/9 | Добрые дети – дому венец | 10.02-14.02 | |
42/10 | Детские игры – школа здоровья | |
43/11 | Строение тела человека | 17.02-21.02 | |
44/12 | Как работает наш организм | |
45/13 | Что такое гигиена | 24.02-28.02 | |
46/14 | Наши органы чувств | |
47/15 | Школа первой помощи | 02.03-06.03 | |
48/16 | Здоровью цены нет | |
49/17 | Проверочная работа №3 по теме: «Строение тела человека» | 09.03-13.03 | |
50/18 | Дом невелик, а стоять не велит | |
51/19 | Семейный бюджет | 16.03-20.03 | |
52/20 | Мудрость старости | |
53/21 | Путешествие к А.С. Пушкину | 30.03-03.04 | |
В поисках Всемирного наследия (15 часов) |
54/1 | Всемирное наследие | 30.03-03.04 | |
55/2 | Московский Кремль | 06.04-10.04 | |
56/3 | Озеро Байкал | |
57/4 | Путешествие в Египет | 13.04-17.04 | |
58/5 | Путешествие в Грецию | |
59/6 | Путешествие в Иерусалим | 20.04-24.04 | |
60/7 | Путешествие в Китай | |
61/8 | Всемирные духовные сокровища | 27.04-01.05 | |
62/9 | Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. | |
63/10 | Что мы узнали. Чему научились. | 04.05-08.05 | |
64/11 | Обобщение по разделу «Радость познания» | |
65/12 | Обобщение по разделу «Мир как дом» | 11.05-15.05 | |
66/13 | Обобщение по разделу «Дом как мир» | |
67/14 | Итоговая проверочная работа. | 18.05-22.05 | |
68/15 | Закрепление изученного. | |
ИТОГО: 68 часов |
Приложение.
ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И (ИЛИ) ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
Перечень работ | Количество работ | Всего |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Проверочная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |