СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса "Школа России" содержит все обязательные разделы.В планировании добавлены темы по Доноведению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса "Школа России"»

окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочие программы соответствуют нормативно-правовыми документами:

  • Федеральному образовательному стандарту начального общего образования с изменениями и дополнениями;

  • примерным образовательным программам по учебным предметам начального общего образования;

  • основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

  • учебному плану МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

  • федеральному перечню учебников;

  • Положению о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»


Цели курса:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.


Задачи курса:

  • формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к Рос­сии, её природе и культуре, истории и современной жизни; 

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многооб­разия окружающего мира, своего места в нём; 

  • формирование модели здоровьесберегающего и безопас­ного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях; 

  • формирование компетенций для обеспечения экологиче­ски и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.


Согласно календарному учебному графику МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» предмет «Окружающий мир» реализуется в полном объёме из расчёта 2 часа в неделю.












1.Планируемые результаты освоения учебного предмета – окружающий мир

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, од­новременно осознающего свою принадлежность к опреде­лённому этносу;

  • умение использовать позитивную лексику, передающую по­ложительные чувства в отношении своей Родины;

  • первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных на­родов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);

  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

  • первичные представления об изменении человека и окру­жающего мира с течением времени, овладение первоначаль­ными навыками адаптации в изменяющемся мире на ос­нове представлений о развитии техники, в том числе элек­тронной;

  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относить­ся к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей те­тради и др.);

  • положительное отношение к школе и учебной деятельно­сти;

  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружаю­щему миру в целом;

  • эстетические чувства, впечатления от восприятия предме­тов и явлений окружающего мира;

  • этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчи­вость на основе взаимодействия с другими людьми и с при­родой, доброжелательное отношение к сверстникам, стрем­ление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных за­даний;

  • первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружаю­щих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важно­сти правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценно­стям через знакомство с трудом людей разных профессий.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (предполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопровер­ки»;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлет­ворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, исполь­зуемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.)\

  • находить и выделять под руководством учителя необходи­мую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных по­собиях и пр.;

  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, при­менять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов по задан­ным критериям;

  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зре­ния) по теме урока в соответствии с возрастными норма­ми;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при вы­полнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не переби­вать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зре­ния;

  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремле­ние ладить с собеседниками, не демонстрировать превос­ходство над другими, вежливо общаться;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогиче­ской формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (ро­дителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • правильно называть родную страну, родной город, село (ма­лую родину);

  • различать флаг и герб России;

  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;

  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;

  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

  • различать овощи и фрукты;

  • определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашне­го питомца (кошку, собаку);

  • сравнивать растения, животных, относить их к определён­ным группам;

  • сравнивать реку и море;

  • использовать глобус для знакомства с формой нашей пла­неты;

  • находить на глобусе холодные и жаркие районы;

  • различать животных холодных и жарких районов;

  • изготавливать модели Солнца, звезд, созвездий, Луны

  • различать прошлое, настоящее и будущее;

  • называть дни недели и времена года в правильной после­довательности;

  • соотносить времена года и месяцы;

  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;

  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

  • раздельно собирать мусор в быту;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

  • подбирать одежду для разных случаев;

  • правильно обращаться с электричеством и электроприбо­рами;

  • правильно переходить улицу;

  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

  • различать виды транспорта;

  • соблюдать правила безопасности в транспорте.




























2.Содержание предмета – окружающий мир

Что и кто? 17ч

Родина-это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице. Москва-столица, её достопримечательности. Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.

Мир вокруг нас, его многообразие. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Как, откуда и куда? 11 ч

Семья-это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, Отчества, Фамилии членов семьи. Жизнь семьи.

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например, шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

Проект: «Моя семья»

Где и когда?9 ч

Условия интересной и успешной учёбы, хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассника доверительное отношение с учителем. Обращение к учителю.

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли. Их обитатели.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Проект: «Мой класс и моя школа»

Почему и зачем? 22

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.). Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Проект: «Мои домашние питомцы».


Часы этнокультурной направленности «Доноведение» (природа и история родного края) – 7 ч.




























3.Тематическое планирование –окружающий мир


Раздел программы

количество часов

экскурсии

1

Что и кто?

17ч

2

2

Как, откуда и куда?

11ч

1

3

Где и когда?

1

4

Почему и зачем?

22ч

1

5

Доноведение

7



Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся



Что и кто 20ч


1

3.09

Знакомство с предметом Что такое Родина

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и

городах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о малой родине и Москве

как столице государства; рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; в ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой

родины; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; работать в паре: моделировать форму созвездий; работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой; группировать объекты неживой и живой природы по разным признакам

2

6.09

Что мы знаем о народах России

3

10.09

Что мы знаем о Москве

4

13.09

Проект «Моя малая родина»

5

17.09

Что у нас над головой

6

20.09

Что у нас под ногами

7

24.09

Растения нашего края. Экскурсия

8

27.09

Что растет на подоконнике

9

1.10

Что растет на клумбе

10

4.10

Что это за листья, Экскурсия.

11

8.10

Что такое хвоинки

12

11.10

Кто такие насекомые

13

15.10

Кто такие рыбы

14

18.10

Птицы нашего края

15

22.10

Кто такие звери Зоопарк

16

25.10

Что нас окружает дома

17

5.11

Что умеет компьютер

18

8.11

Что вокруг нас может быть опасным

19

12.11

На что похожа наша планета

20

15.11

Что и кто



Как, откуда и куда 12ч


21

19.11

Как живет семья. Проект «Моя семья»

рассказывать о жизни семьи по рисункам

учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; прослеживать по рисунку -схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

рассказывать о путешествии письма,

прослеживать по рисунку -схеме путь воды

из реки в море, наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях

22

22.11

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит

23

26.09

Откуда в наш дом приходит электричество

24

29.11

Как путешествует письмо. Экскурсия

25

3.12

Куда текут реки

26

6.12

Откуда берутся снег и лед

27

10.12

Как живут растения

28

13.12

Как зимой помочь птицам нашего города

29

17.12

Откуда берутся шоколад, изюм, мёд

30

20.12

Откуда берется и куда девается мусор

31

24.12

Откуда в снежках грязь

32

27.12

«Как, откуда и куда»



Где и когда 11ч


33

10.01

Когда учиться интересно

обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе со взрослыми учатся фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе различать прошлое, настоящее и будущее; работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым характеризовать природные явления в разное время года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их различать зимующих и перелётных птиц; прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды, сравнивать старинные и современные велосипеды; — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи.

34

14.01

Проект «Мой класс и моя школа»

35

17.01

Когда придет суббота

36

21.01

Когда наступит лето

37

24.01

Где живут белые медведи

38

28.01

Где живут слоны

39

31.01

Какие птицы зимуют у нас

40

4.02

Когда появилась одежда

41

7.02

Когда изобрели велосипед

42

18.02

Профессии нашего края Экскурсия.

43

21.02

«Где и когда»



Почему и зачем 23ч


44

25.02

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью

сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем, наблюдать за дождём и ветром, анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира, описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку) взрослых учатся: наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса, делать выводы о значении сна в жизни человека; стремиться её выполнить; различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук; различать средства связи и средства массовой информации;

классифицировать виды транспорта и объяснять их назначение; знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами в автомобиле и поезде, на корабле и в самолёте; рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника человеком и природой;

оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы». Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения

других учащихся

45

28.02

Почему Луна бывает разной

46

3.03

Почему идет дождь и дует ветер

47

6.03

Почему звенит звонок

48

10.03

Почему радуга разноцветная

49

13.03

Почему мы любим кошек и собак

50

17.03

Проект «Наши домашние питомцы»

51

20.03

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек

52

31.03

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину

53

3.04

Зачем мы спим ночью

54

7.04

Почему нужно есть много овощей и фруктов

55

10.04

Почему нужно чистить зубы и мыть руки

56

14.04

Зачем нам телефон и телевизор

57

17.04

Зачем нужны автомобили.

58

21.04

Зачем нужны поезда

59

24.04

Итоговая контрольная работа

60

28.04

Зачем строят корабли

61

8.05

Зачем строят самолеты

62

12.05

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности

63

15.05

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности

64

19.05

Зачем люди осваивают космос

65

21.05

Почему мы часто слышим слово «экология» Экскурсия

66

22.05

«Почему и зачем»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!