окружающий мир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочие программы соответствуют нормативно-правовыми документами:
Федеральному образовательному стандарту начального общего образования с изменениями и дополнениями;
примерным образовательным программам по учебным предметам начального общего образования;
основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
учебному плану МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
федеральному перечню учебников;
Положению о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Цели курса:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Задачи курса:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Согласно календарному учебному графику МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» предмет «Окружающий мир» реализуется в полном объёме из расчёта 2 часа в неделю.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета – окружающий мир
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (предполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.)\
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звезд, созвездий, Луны
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
2.Содержание предмета – окружающий мир
Что и кто? 17ч
Родина-это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице. Москва-столица, её достопримечательности. Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Мир вокруг нас, его многообразие. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Как, откуда и куда? 11 ч
Семья-это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, Отчества, Фамилии членов семьи. Жизнь семьи.
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например, шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Проект: «Моя семья»
Где и когда?9 ч
Условия интересной и успешной учёбы, хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассника доверительное отношение с учителем. Обращение к учителю.
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли. Их обитатели.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Проект: «Мой класс и моя школа»
Почему и зачем? 22
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.). Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Проект: «Мои домашние питомцы».
Часы этнокультурной направленности «Доноведение» (природа и история родного края) – 7 ч.
3.Тематическое планирование –окружающий мир
№ | Раздел программы | количество часов | экскурсии |
1 | Что и кто? | 17ч | 2 |
2 | Как, откуда и куда? | 11ч | 1 |
3 | Где и когда? | 9ч | 1 |
4 | Почему и зачем? | 22ч | 1 |
5 | Доноведение | 7 | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
| | Что и кто 20ч | |
1 | 3.09 | Знакомство с предметом Что такое Родина | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине и Москве как столице государства; рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; в ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; работать в паре: моделировать форму созвездий; работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой; группировать объекты неживой и живой природы по разным признакам |
2 | 6.09 | Что мы знаем о народах России |
3 | 10.09 | Что мы знаем о Москве |
4 | 13.09 | Проект «Моя малая родина» |
5 | 17.09 | Что у нас над головой |
6 | 20.09 | Что у нас под ногами |
7 | 24.09 | Растения нашего края. Экскурсия |
8 | 27.09 | Что растет на подоконнике |
9 | 1.10 | Что растет на клумбе |
10 | 4.10 | Что это за листья, Экскурсия. |
11 | 8.10 | Что такое хвоинки |
12 | 11.10 | Кто такие насекомые |
13 | 15.10 | Кто такие рыбы |
14 | 18.10 | Птицы нашего края |
15 | 22.10 | Кто такие звери Зоопарк |
16 | 25.10 | Что нас окружает дома |
17 | 5.11 | Что умеет компьютер |
18 | 8.11 | Что вокруг нас может быть опасным |
19 | 12.11 | На что похожа наша планета |
20 | 15.11 | Что и кто |
| | Как, откуда и куда 12ч | |
21 | 19.11 | Как живет семья. Проект «Моя семья» | рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; прослеживать по рисунку -схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; рассказывать о путешествии письма, прослеживать по рисунку -схеме путь воды из реки в море, наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях |
22 | 22.11 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит |
23 | 26.09 | Откуда в наш дом приходит электричество |
24 | 29.11 | Как путешествует письмо. Экскурсия |
25 | 3.12 | Куда текут реки |
26 | 6.12 | Откуда берутся снег и лед |
27 | 10.12 | Как живут растения |
28 | 13.12 | Как зимой помочь птицам нашего города |
29 | 17.12 | Откуда берутся шоколад, изюм, мёд |
30 | 20.12 | Откуда берется и куда девается мусор |
31 | 24.12 | Откуда в снежках грязь |
32 | 27.12 | «Как, откуда и куда» |
| | Где и когда 11ч | |
33 | 10.01 | Когда учиться интересно | обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе со взрослыми учатся фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе различать прошлое, настоящее и будущее; работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым характеризовать природные явления в разное время года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их различать зимующих и перелётных птиц; прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды, сравнивать старинные и современные велосипеды; — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи. |
34 | 14.01 | Проект «Мой класс и моя школа» |
35 | 17.01 | Когда придет суббота |
36 | 21.01 | Когда наступит лето |
37 | 24.01 | Где живут белые медведи |
38 | 28.01 | Где живут слоны |
39 | 31.01 | Какие птицы зимуют у нас |
40 | 4.02 | Когда появилась одежда |
41 | 7.02 | Когда изобрели велосипед |
42 | 18.02 | Профессии нашего края Экскурсия. |
43 | 21.02 | «Где и когда» |
| | Почему и зачем 23ч | |
44 | 25.02 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью | сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем, наблюдать за дождём и ветром, анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира, описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку) взрослых учатся: наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса, делать выводы о значении сна в жизни человека; стремиться её выполнить; различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук; различать средства связи и средства массовой информации; классифицировать виды транспорта и объяснять их назначение; знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами в автомобиле и поезде, на корабле и в самолёте; рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника человеком и природой; оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы». Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
45 | 28.02 | Почему Луна бывает разной |
46 | 3.03 | Почему идет дождь и дует ветер |
47 | 6.03 | Почему звенит звонок |
48 | 10.03 | Почему радуга разноцветная |
49 | 13.03 | Почему мы любим кошек и собак |
50 | 17.03 | Проект «Наши домашние питомцы» |
51 | 20.03 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек |
52 | 31.03 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину |
53 | 3.04 | Зачем мы спим ночью |
54 | 7.04 | Почему нужно есть много овощей и фруктов |
55 | 10.04 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки |
56 | 14.04 | Зачем нам телефон и телевизор |
57 | 17.04 | Зачем нужны автомобили. |
58 | 21.04 | Зачем нужны поезда |
59 | 24.04 | Итоговая контрольная работа |
60 | 28.04 | Зачем строят корабли |
61 | 8.05 | Зачем строят самолеты |
62 | 12.05 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности |
63 | 15.05 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности |
64 | 19.05 | Зачем люди осваивают космос |
65 | 21.05 | Почему мы часто слышим слово «экология» Экскурсия |
66 | 22.05 | «Почему и зачем» |