СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру на 2019-2020 уч.год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру на 2019-2020 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру на 2019-2020 уч.год»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665, примерной программой начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 100 с, рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 725 от 23.08.2018 г.) и научно-методическим советом ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 4 от 16.08.2018г.), приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2018 № 691 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году», приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.08.2018 № 725 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2018 № 691 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году»»

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде. К числу важнейших задач курса относятся становление личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине, развитие познавательной активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин, подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.

Цели и задачи предмета «Окружающий мир»

Изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина ДНР в услови­ях культурного и конфессионального многообразия общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, к Донецкой Народной Республике, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, сво­его места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффек­тивного и безопасного взаимодействия в социуме.

  • Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на 2018-2019 год, утвержденному приказом по школе от 28.08.2018 № 167 для обязательного изучения окружающего мира в 1 классе отводится 32 часа из расчета 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир

  • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется: необходимо наблюдать и познавать его.

  • Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.

  • Природа жизненно необходима и ранима. Нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.

  • Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.

  • В мире и в нашем государстве живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.

  • Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.

  • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия общества.

  • Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.

Сводный перечень видов обязательного текущего контроля

Вид контроля

Количество

Практическая работа

6

Экскурсии

2

Всего

8



Для обязательного изучения окружающего мира в 1 классе отводится 32 часа из расчета 1 час в неделю.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Количество часов на контрольные (лабораторные, практические) работы

Практические работы

экскурсии

1

Что и кто?

11

5

1

2

Как, откуда и куда?

5


1

3

Где и когда?

5

1


4

Почему и зачем?

13

1

1


Всего

34

7

3















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 час в неделю/

урока

Урока в тем

Тема урока

Количество

Дата

план

Дата

факт


Приме

чание



Т. 1 .Что и кто? (11 ч)




1

1

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Практическая работа № 1 Наблюдение разных объектов природы с целью определения их свойств, признаков

1





2

2

Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Практическая работа № 2 Рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев

1





3

3

Что это за листья? Что такое хвоинки? Практическая работа № 3 Изображение лиственных и травянистых растений

1





4

4

Как живут растения?

1





5

5

Кто такие насекомые?

1





6

6

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1





7

7

Кто такие рыбы?

1





8

8

Кто такие птицы?

1





9

9

Кто такие звери? Практическая работа № 4 Распределение животных по группам. Экскурсия в зоопарк (цирк, зоомагазин)

1






















































































































































10

10

Как живут животные? Почему мы любим кошек и собак? Практическая работа№ 5 Уход за домашними животными.

1




11

11

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Проект «Моя малая Родина» (фоторассказ о своей малой Родине)

1





Т. 2.Как, откуда и куда? (5 ч)



12

1

Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Откуда в снежках грязь?

1






13

2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1






14

3

Откуда в наш дом приходит электричество?

1






15

4

Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным?

1






16

5

Как путешествует письмо? Экскурсия на почту.

1








Т. 3. «ГДЕ И КОГДА?» ( 5 ч.)







17

1

Откуда берётся и куда девается мусор?

1






18

2

Когда учиться интересно?

Проект «Мой класс и моя школа»

1






19

3

Когда придёт суббота?

1






20

4

Времена года.Где зимуют птицы?Как зимой помочь птицам?

Практическая работа 6: изготовление кормушек (работа в группах).

Экскурсия в парк, сквер, наблюдение

1






21

5

Где живут белые медведи?

1








Т. 4 .«ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?» ( 13 ч.)







22

1

Зачем люди осваивают космос? На что похожа наша планета?Экскурсия в планетарий,

1






23

2

Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?

1






24

3

Почему Луна бывает разной?

1






25

4

Зачем мы спим ночью?

1






26

5

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1






27

6

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1






28

7

Почему идёт дождь и дует ветер? Почему радуга разноцветная?

1






29

8

Почему звенит звонок?

1






30

9

Зачем нам телефон и телевизор?

1






31

10

Зачем нужны автомобили?Зачем нужны поезда?

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?Ролевая игра: «Я – примерный пешеход и пассажир».

1






32

11

Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Практическая работа 7 с разрезными карточками,
распределение транспортных средств на группы.

1






33

12

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

1






34

13

Итоговый урок.

1



























Результаты освоения предмета «Окружающий мир»\

В процессе изучения окружающего мира, обучающиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

  • Личностные результаты освоения предмета

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;

  • представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради); 

  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

  • ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

  • первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;

  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Обучающийся получит возможность сформировать:

  • представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина ДНР, принадлежности к определённому этносу;

  • представление о ценностях многонационального общества (образ Родины);

  • представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;

  • представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов ДНР;

  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

  • этические чувства на основе знакомства с культурой народов ДНР.

  • Метапредметные результаты освоения предмета

  • Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  •  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

  •  сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

  • Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

  • Предметные результаты освоения программы

Обучающийся научится:

  • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); 

  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;

  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

  • различать овощи и фрукты;

  • определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море;

  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

  • находить на глобусе холодные и жаркие районы; 

  • различать животных холодных и жарких районов;

  • различать прошлое, настоящее и будущее;

  • соотносить времена года и месяцы;

  • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности; 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;

  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

  • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; 

  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;

  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

  • раздельно собирать мусор в быту;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

  • подбирать одежду для разных случаев;

  • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

  • правильно переходить улицу;

  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

  • различать виды транспорта;

  • соблюдать правила безопасности в транспорте.

Особенности организации учебного процесса

  • Формы организации деятельности учащихся:

  • групповая, парная, индивидуальная;

  • проектная, игровая деятельность;

  • совместная и самостоятельная деятельность.

  • Технологии обучения:

  • личностно-ориентированные технологии;

  • метод проектов;

  • технология исследовательского обучения

  • информационно – коммуникационные технологии;

  • игровая учебная деятельность;

  • технологии организации группового взаимодействия.

Учебно-методические комплекты по окружающему миру для 1 класса (учебники, рабочие тетради)

  • Учебник. А.А. Плешаков, Е.А. Окружающий мир, 1 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч./ А. А. Плешаков. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 143 с.

  • В начальной школе учебные достижения учащихся первых классов общеобразовательных учебных заведений всех учебных предметов оцениваются вербально.