Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665, примерной программой начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 100 с, рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 725 от 23.08.2018 г.) и научно-методическим советом ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 4 от 16.08.2018г.), приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2018 № 691 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году», приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.08.2018 № 725 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2018 № 691 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018-2019 учебном году»»
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде. К числу важнейших задач курса относятся становление личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине, развитие познавательной активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин, подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.
Цели и задачи предмета «Окружающий мир»
Изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина ДНР в условиях культурного и конфессионального многообразия общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, к Донецкой Народной Республике, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на 2018-2019 год, утвержденному приказом по школе от 28.08.2018 № 167 для обязательного изучения окружающего мира в 1 классе отводится 32 часа из расчета 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется: необходимо наблюдать и познавать его.
Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.
Природа жизненно необходима и ранима. Нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.
Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в нашем государстве живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия общества.
Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.
Сводный перечень видов обязательного текущего контроля
Вид контроля | Количество |
Практическая работа | 6 |
Экскурсии | 2 |
Всего | 8 |
Для обязательного изучения окружающего мира в 1 классе отводится 32 часа из расчета 1 час в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Количество часов на контрольные (лабораторные, практические) работы |
Практические работы | экскурсии |
1 | Что и кто? | 11 | 5 | 1 |
2 | Как, откуда и куда? | 5 | | 1 |
3 | Где и когда? | 5 | 1 | |
4 | Почему и зачем? | 13 | 1 | 1 |
| Всего | 34 | 7 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю/
№ урока | № Урока в тем | Тема урока | Количество | Дата план | Дата факт | Приме чание | |
| Т. 1 .Что и кто? (11 ч) | | | |
1 | 1 | Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Практическая работа № 1 Наблюдение разных объектов природы с целью определения их свойств, признаков | 1 | | | | |
2 | 2 | Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Практическая работа № 2 Рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев | 1 | | | | |
3 | 3 | Что это за листья? Что такое хвоинки? Практическая работа № 3 Изображение лиственных и травянистых растений | 1 | | | | |
4 | 4 | Как живут растения? | 1 | | | | |
5 | 5 | Кто такие насекомые? | 1 | | | | |
6 | 6 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | | | | |
7 | 7 | Кто такие рыбы? | 1 | | | | |
8 | 8 | Кто такие птицы? | 1 | | | | |
9 | 9 | Кто такие звери? Практическая работа № 4 Распределение животных по группам. Экскурсия в зоопарк (цирк, зоомагазин) | 1 | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
10 | 10 | Как живут животные? Почему мы любим кошек и собак? Практическая работа№ 5 Уход за домашними животными. | 1 | | | |
11 | 11 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Проект «Моя малая Родина» (фоторассказ о своей малой Родине) | 1 | | | |
| Т. 2.Как, откуда и куда? (5 ч) | | |
12 | 1 | Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Откуда в снежках грязь? | 1 | | | | | |
13 | 2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | | | | | |
14 | 3 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | | | | | |
15 | 4 | Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | | | | |
16 | 5 | Как путешествует письмо? Экскурсия на почту. | 1 | | | | | |
| | Т. 3. «ГДЕ И КОГДА?» ( 5 ч.) | | | | | | |
17 | 1 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | | | | | |
18 | 2 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | | | | | |
19 | 3 | Когда придёт суббота? | 1 | | | | | |
20 | 4 | Времена года.Где зимуют птицы?Как зимой помочь птицам? Практическая работа 6: изготовление кормушек (работа в группах). Экскурсия в парк, сквер, наблюдение | 1 | | | | | |
21 | 5 | Где живут белые медведи? | 1 | | | | | |
| | Т. 4 .«ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?» ( 13 ч.) | | | | | | |
22 | 1 | Зачем люди осваивают космос? На что похожа наша планета?Экскурсия в планетарий, | 1 | | | | | |
23 | 2 | Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью? | 1 | | | | | |
24 | 3 | Почему Луна бывает разной? | 1 | | | | | |
25 | 4 | Зачем мы спим ночью? | 1 | | | | | |
26 | 5 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | | | | | |
27 | 6 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | | | | | |
28 | 7 | Почему идёт дождь и дует ветер? Почему радуга разноцветная? | 1 | | | | | |
29 | 8 | Почему звенит звонок? | 1 | | | | | |
30 | 9 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | | | | | |
31 | 10 | Зачем нужны автомобили?Зачем нужны поезда? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?Ролевая игра: «Я – примерный пешеход и пассажир». | 1 | | | | | |
32 | 11 | Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Практическая работа 7 с разрезными карточками, распределение транспортных средств на группы. | 1 | | | | | |
33 | 12 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | | | | |
34 | 13 | Итоговый урок. | 1 | | | | | |
Результаты освоения предмета «Окружающий мир»\
В процессе изучения окружающего мира, обучающиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Обучающийся получит возможность сформировать:
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина ДНР, принадлежности к определённому этносу;
представление о ценностях многонационального общества (образ Родины);
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов ДНР;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов ДНР.
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Обучающийся получит возможность научиться:
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
различать прошлое, настоящее и будущее;
соотносить времена года и месяцы;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
Особенности организации учебного процесса
групповая, парная, индивидуальная;
проектная, игровая деятельность;
совместная и самостоятельная деятельность.
личностно-ориентированные технологии;
метод проектов;
технология исследовательского обучения
информационно – коммуникационные технологии;
игровая учебная деятельность;
технологии организации группового взаимодействия.
Учебно-методические комплекты по окружающему миру для 1 класса (учебники, рабочие тетради)
Учебник. А.А. Плешаков, Е.А. Окружающий мир, 1 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч./ А. А. Плешаков. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 143 с.
В начальной школе учебные достижения учащихся первых классов общеобразовательных учебных заведений всех учебных предметов оцениваются вербально.