Общие сведения
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Учитель:
Кол-во часов в неделю: 2
Кол-во часов в год: 68
Уровень программы: базовый/углубленный
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс создана на основе :
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373) с внесенными изменениями (Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1576);
- примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- письма Минобрнауки России от 28.10.2015г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
-программы курса «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А. А., Новицкой М. Ю. М., «Просвещение», 2014 год;
- учебного плана МАОУ «Гимназия №5+» г. Чебоксары на 2019 - 2020 учебный год
. Программа подлежит корректировке в зависимости от групповой и индивидуальной динамики учащихся, а также административных решений и непредвиденных обстоятельств в течение учебного года.
Характеристика группы
Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебно-методический комплекс: УМК «Перспектива» авторы : Плешаков А. А., Новицкая М. Ю., состоящий из:
1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы;
2. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях.
3. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях.
4. Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М., Саркисян Ю. В. и др. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс
Техническое обеспечение: компьютер, принтер, интерактивная доска или экран
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;
представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
моделировать различные ситуации и явления природы.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
перечислять правила ответственного туризма;
перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
показывать на карте водные объекты;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
характеризовать природные сообщества на примере леса;
характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
определять значение своего имени;
характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
характеризовать основные правила гигиены;
характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
оказывать себе и другим людям первую помощь;
перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца;
определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Радость познания (11 ч)
Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. Отправимся на экскурсию. О чем расскажет план. Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаем мир. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Раздел 2. Мир как дом (21 ч)
Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит все. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые Земли. Чудо под ногами. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Животные в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов. Водоем – дом из воды. Как сохранить богатство природы. Охрана природы в культуре народов России.
Раздел 3. Дом как мир (24 ч)
Родной дом – уголок отчизны. Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Свой дом – свой простор. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное дерево. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Наши органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Дом невелик, а стоять не велит. Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С. Пушкину.
Раздел 4. В поисках всемирного наследия (13 ч)
Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища.
Тематическое планирование |
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Радость познания (11 ч) |
1 | Свет знания | 1 |
2 | Как изучают окружающий мир | 1 |
3-4 | Модуль «Экскурсия в Национальную библиотеку» | 2 |
5 | О чём расскажет план | 1 |
6 | Планета на листе бумаги | 1 |
7 | Страны и народы на политической карте мира | 1 |
8 | Путешествуя, познаём мир | 1 |
9 | Транспорт | 1 |
10 | Средства информации и связи | 1 |
11 | Модуль «Безопасность в интернете» | 1 |
Раздел 2. Мир как дом (21 ч) |
12 | Мир природы в народном творчестве | 1 |
13 | Из чего состоит всё | 1 |
14 | Мир небесных тел | 1 |
15 | Невидимое сокровище | 1 |
16 | Самое главное вещество | 1 |
17 | Природные стихии в народном творчестве | 1 |
18 | Кладовые Земли | 1 |
19 | Чудо под ногами | 1 |
20-21 | Модуль «Опыты с водой и воздухом». | 2 |
22 | Мир растений | 1 |
23 | Плодородная земля и растения в народном творчестве | 1 |
24 | Мир животных | 1 |
25 | Животные в народном творчестве | 1 |
26 | Невидимые нити в живой природе | 1 |
27 | Лес - волшебный дворец | 1 |
28 | Луг - царство цветов и насекомых | 1 |
29 | Водоём — дом из воды | 1 |
30 | Модуль «Как сохранить богатства природы». Проектная работа. | 1 |
31 | Охрана природы в культуре народов России и мира | 1 |
32 | Обобщение | 1 |
Раздел 3. Дом как мир (24 ч) |
33 | Родной дом - уголок Отчизны | 1 |
34 | Свой дом - свой простор | 1 |
35 | В красном углу сесть - великая честь | 1 |
36 | Побываем в гостях | 1 |
37 | Модуль «Приглашаем в гости»» | 1 |
38 | На свет появился — с людьми породнился | 1 |
39 | Родословное древо | 1 |
40 | Муж и жена - одна душа | 1 |
41 | Святость отцовства и материнства | 1 |
42 | Добрые дети - дому венец | 1 |
43 | Модуль «Праздник для родителей» | 1 |
44 | Модуль «Детские игры — школа здоровья» | 1 |
45 | Строение тела человека | 1 |
46 | Как работает наш организм | 1 |
47 | Что такое гигиена | 1 |
48 | Наши органы чувств | 1 |
49 | Модуль «Школа первой помощи» | 1 |
50 | Здоровью цены нет | 2 |
51 | Дом невелик, а стоять не велит | 1 |
52 | Семейный бюджет | 1 |
53 | Мудрость старости | 1 |
54 | Путешествие к А.С. Пушкину | 1 |
55 | Обобщение | 1 |
Раздел 4. В поисках всемирного наследия (13 ч) |
56-57 | Всемирное наследие | 2 |
58 | Охрана природы весной | 1 |
59 | Московский Кремль | 1 |
60 | Озеро Байкал | 1 |
61 | Путешествие в Египет | 1 |
62 | Путешествие в Грецию | 1 |
63 | Путешествие в Иерусалим | 1 |
64 | Путешествие в Китай | 1 |
65 | Всемирные духовные сокровища | 1 |
66-67 | Модуль «Наше 8 чудо света» | 2 |
68 | Обобщение | 1 |