СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 4 класс»



Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2018 №571











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

ДЛЯ 4 Б КЛАССА

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД









Составитель рабочей программы:

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №18»

Чуйкова Юлия Николаевна












г. Нижневартовск

2019 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373, с изменениями, внесёнными приказами от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012г. №1060, от 29.12.2014г. №1643, от 31.12.2015г. №1576, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), авторской программой для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир 1-4, 2014» (автор А.А. Плешаков; учебно - методический комплект «Школа России»). Рабочая программа обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №18» на 2019-2020 учебный год.

В соответствии с образовательной программой школы на 2019-2020 учебный год ра­бочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели). Предмет «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание») включен в обязательную часть учебного плана на 2019-2020 учебный год.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

        • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.


Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по­лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для пре­зентации.



Содержание тем учебного предмета (68 часов)


Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобу­са и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на жи­вую природу.

Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в исто­рии. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знаком­ство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географиче­ской карте, знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.




Родной край - часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водо­ёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природ­ных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полез­ных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземп­ляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; зна­комство с культурными растениями края.


Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестья­нина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.


Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Креще­ние Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы стра­ны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия По­жарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепро­ходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Пе­тербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кре­стьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь стра­ны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спут­ника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (го­рода, села),

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.


Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, истори­ческие места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.



График проведения практических и проверочных работ


Период обучения

Количество часов

Практическая работа

Проверочная работа

Диагностиче­ская работа

Тест


1 четверть

18 часов

12

1

1

1

2 четверть

14 часов

7

-

1

1

3 четверть

20 часов

-

1

-

2

4 четверть

16 часов

-

-

1

1

Итого:

68 часов

19

2

3

5


Виды контрольно- измерительных материалов

ур.

Вид работы

Тема

1

Стартовая диагностика

Входная

2

Практическая работа

Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

3

Практическая работа

Знакомство с картой звездного мира

4

Практическая работа

Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте

6

Практическая работа

Знакомство с историческими картами

10

Практическая работа

Земля и человечество

11

Практическая работа

Поиск и показ на физической карте равнин и гор России

12

Практическая работа

Поиск и показ на физической карте морей, озер и рек России

13

Практическая работа

Поиск и показ на физической карте природных зон России

14

Практическая работа

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике

15

Практическая работа

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре

16

Практическая работа

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов

18

Практическая работа

Качество усвоения программного материала за 1 четверть

19

Практическая работа

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей

20

Практическая работа

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь





























Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класса


п/п

Тема

урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды

учебной деятельности

Дата

Примечание

по плану

по факту

1 четверть (18 часов)


Раздел «Земля и человечество» (9 часов)


1

Мир глазами астронома.

Стартовая диагностика.


1

Урок введения в новую тему.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми; находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения.




2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа. «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».


1

Урок – исследование.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно- следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Работать со взрослыми: наблюдать луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа). Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения.




3

Звёздное небо - Великая книга Природы. Практическая работа.

«Знакомство

с картой звёздного мира»

1

Урок-исследование.

Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком.




4

Мир глазами географа. Практическая

работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте».

1

Комбинированный урок.

Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком.




5

Мир глазами историка.


1

Комбинированный урок.

Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Готовить сообщение о прошлом своего региона, города (села).




6

Когда и где?

Практическая

работа

«Знакомство с

историческими

картами».

Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины.

1

Урок развития умений и навыков.

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшийся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.




7

Мир глазами эколога.


1

Комбинированный урок.


Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения. Изучать экологический календарь.




8

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия.


1

Урок-экскурсия.


Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений.

Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообщества.




9

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.

Наш край на карте Родины.

1

Комбинированный урок.


Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Читать в учебнике текст об одном из объектов Всемирного наследия, использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить о них сообщения.




10

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест.


1

Урок-исследование.


Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Читать в учебнике текст о животном из Международной Красной книги и использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из Международной Красной книги и готовить о них сообщения. Подготовка сообщения о животных изМеждународной Красной книги. Моделирование в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе.




11

Равнины и горы России. Практическая

работа «Поиск и показ на физической карте

равнин и гор России».


1

Комбинированный урок.


Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения. Выполнять на компьютере задания из электронного приложения к учебнику. Готовить материалы к выставке «Где мы были».




12

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа. «Поиск и показ на физической карте

морей, озёр и рек России».


1

Урок развития умений и навыков.


Находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Готовить и оформлять выставку «Где мы были». Готовить сочинения по теме урока.




13

Природные зоны России. Практическая

работа

«Поиск и показ на карте

природные

зоны России»


1

Урок-исследование.


Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России: определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно- следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами. Находить на карте природных зон области высотной поясности.




14

Зона арктических пустынь.

Практическая

работа

«Рассматривание гербарных экземпляров растений,

выявление

признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

1

Урок-исследование


Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её оснащённости солнечными лучами. Определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения.____________________




15

Тундра.


Практическая

работа

«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»


1

Урок-исследование.


Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии: находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами. Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по плану: сравнивать природу тундры и арктических пустынь. Изготавливать макет участка тундры. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения.




16

Леса России.

Практическая

работа

«Рассматривание гербарных экземпляров растений,

выявление

признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

1

Урок-исследование


Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Знакомиться с природой лесных зон; определять с помощью атласа- определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения.




17

Растения и животные леса. Экскурсия


1

Урок экскурсия


Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах.




18

Лес и человек.

Проверочная работа.

«Мы – дети природы»

Столица, герб, флаг Югры.


1


С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне». Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России. Готовить сообщения. Совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка. Характеризовать лесные зоны по плану.




2 четверть (14 часов)

19

Зона степей. Практическая

работа

«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их

приспособленности к условиям жизни в зоне степей».


1

Урок-исследование.


Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром степей, рассказывать об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках.




20

Пустыни.

Практическая

работа

«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их

приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь».


Урок-исследование


Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте при- родных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с растительным и животным миром пустынь, рассказывать об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Изготавливать макет участка пустынь.




21

У Чёрного моря.

Практическая

работа

«Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление

признаков их

приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

Тест.



Урок-исследование


Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г.Сочи, в национальный парк «Сочинский». Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне». Работать с терминологическим словариком.




Раздел «Родной край - часть большой (- 2 часа)

две экскурсии проведены ранее в соответствии страны» (15 часов) с климатическими условиями региона

22

Родной край - часть большой страны. Экскурсия.


1

Урок экскурсия.


Наблюдать объекты и явления природы. Определять природные объекты с помощью атласа определителя. Фиксировать результаты наблюдений. Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в разных природных сообществах.




23

Наш край. Практическая

работа.

«Знакомство

с картой родного края».

1

Комбинированный урок.


Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному плану.




24

Поверхность нашего края


1

Комбинированный урок.


Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края. Интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения.




25

Водные богатства нашего края.

1

Урок-исследование.

Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).

Моделировать значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе).




26

Наши подземные богатства. Практическая работа. «Рассматривание образцов полезных

ископаемых,

определение их свойств»


1

Урок практика


Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого: описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых.




27

Земля – кормилица.


1

Урок изучения нового

материала.


Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе.




28

Жизнь леса.

Практическая

работа

«Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

Ханты — Мансийск — столица края — город на семи холмах. Формы поверхности нашего края.

1

Урок-исследование.


Определять с помощью атласа- определителя растения смешанного леса в гербарии: узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества: выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.




29

Жизнь луга.

Практическая

работа

«Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание».


1

Комбинированный урок.


Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника: выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя на лугу». Наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.




30

Жизнь в пресных водах. Практическая

работа

«Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»


1

Урок -исследование


Описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа- определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.




31

Растениеводство в нашем крае. Практическая

работа

«Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

1

Урок-исследование


Выявлять зависимость растениеводства в ретоне от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур. Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона).Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений




32

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа.

1


Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами




3 четверть (20 часов

33

Животноводство в нашем крае.

Югра — единая семья народов.


1


Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона). Наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными.




34

Презентация проектов.

Тест.

1

Урок-проект.

Извлекать информацию из дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей




Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)


35

Начало истории человечества


1

Урок изучения нового материала.

Знакомиться с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона.




36

Мир древности: далёкий и близкий.


1

Урок изучения нового материала.


Определять по «ленте времени» длительность Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности.




37

Средние века: время рыцарей и замков.


1

Урок изучения нового материала.


Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и средневековья. Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов.




38

Новое время: встреча Европы и Америки.


1

Урок изучения нового материала.


Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в средневековье и в Новое время. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время.




39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест.


1

Урок изучения нового

материала.


Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Рассказывать о развитии парламентаризма и республиканской формы правления. Рассказывать ооб освоении космоса, об изобретении ядерного оружия. Первой и Второй мировой войнах.




Раздел «Страницы истории России» (20 часов)


40

Жизнь древних славян.

Культура и быт коренного населения.

1

Урок изучения нового материала.


Раздел «Страницы истории России» (20 часов) Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище.




41

Во времена Древней Руси.


1

Урок изучения нового материала.


Прослеживать по карте Древней Руси путь «изварягв феки» и расширении территории государства в IX - XI веках. Характеризовать систему государственной власти в IX - XI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.




42

Страна городов.


1

Урок формирования

умений и

навыков.


Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев. Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.




43

Из книжной сокровищницы Древней Руси


1

Урок изучения нового материала.


Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры.




44

Трудные времена на Русской земле.


1

Урок изучения нового материала.


Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. По иллюстрациям учебника сравнивать вооружение русских и немецких рыцарей. Выказывать своё отношение к личности Александра Невского.




45

Русь расправляет крылья


1

Урок формирования

умений и

навыков

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Рассказывать о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления




46

Куликовская битва.


1

Урок изучения нового материала.


Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Составлять план рассказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. Рассказывать о поединках богатырей.




47

Иван Третий.


1

Урок изучения нового материала.


Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Г розного на царство.




48

Мастера печатных дел.

Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь.

1

Урок-исследование.


Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века.




49

Патриоты России.


1

Урок изучения нового

материала


Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения.




50

Пётр Великий


1

Урок-исследование.


Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей. Находить на карте приобретения города, основанные Петром I. Выказывать своё отношение к личности Петра Великого.




51

Михаил Васильевич Ломоносов.


1

Комбинированный урок.


Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова.




52

Екатерина Великая. Проверочная работа.


1

Комбинированный урок.


Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой. Описывать достопримечательности Петербурга. Сравнивать положение разных слоев российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Прослеживать по карте рост территории государства. Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке.




4 четверть (16 часов)

53

Отечественная война 1812 года.


1

Комбинированный урок.


Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о биографии героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе.




54

Страницы истории XIX века.


1

Комбинированный урок.


В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, готовить сообщения и презентовать их на уроке. Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль. Сопоставлять исторические источники. Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе.




55

Россия вступает в XX век.


1

Комбинированный урок.


Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны. Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи. Развивать воображение, составляяот лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век.




56

Страницы истории 1920 - 1930-х годов


1

Комбинированный


Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро. Прослушивать в записях песни 1930-х годов.




57

Великая война и великая Победа.


1

Урок изучения нового материала.


Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы.




58

Великая война и великая Победа


1

Урок-исследования.


Выяснять в краеведческом музее, какой вкпад внёс город (село) в Победу. Интервьюировать старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили День Победы в 1945 году.




59

Страна, открывшая путь в космос. Тест.


1

Урок изучения нового материала.


Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему. Интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе.




Раздел «Современная Россия» (9 часов)

60

Основной закон России и права человека.

Природная зона Югры.


1

Урок изучения нового материала.


Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе.




61

Мы - граждане России.

1

Урок изучения нового материала

Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства. Следить загосударственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.




62

Славные символы России.


1

Урок развития умений

и навыков.


Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Моделировать символы своего класса, семьи.




63

Такие разные праздники


1

Урок – исследование.


Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае. Рассказывать о своих любимых праздниках. Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей.




64

Проверим себя и оценим свои достижения за второеполугодие. Итоговая диагностическая работа.

1

Контрольно-обобщающий урок


Выполнять задания; проверять свои знания.




65

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)


1

Урок путешествие.


Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии по Дальнему Востоку, по просторам Сибири с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках.




66

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России).

Экскурсия в краеведческий музей.

1

Урок-путешествие.


Совершать виртуальные экскурсии по Уралу, по северу европейской России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках.




67

Путешествие по России (по Волге, по югу России).


1

Урок-путешествие.


Совершать виртуальные экскурсии по Волге, по югу России с помощью Интернета, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках.




68

Презентация проектов.


1

Урок-конференция.


Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Для характеристики количественных показателей используются следующие условные обозначения:

К - полный комплект для коллективной работы

Д- комплект для демонстрационной работы

Ф-комплект для фронтальной работы

П- комплект для практической работы



1. Библиотечный фонд


1

Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций.В 2-х ч. / А.А.Плешаков. –6-е изд.- М.: Просвещение, 2016.-143с.: ил.- (Школа России)

К


2

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков

Д

3

От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.

Д

4

Детская справочная литература:

Атлас-определитель « Мир вокруг нас»,

Атлас–определитель «От земли до неба» издательство « Просвещение»

Энциклопедии « Животный мир», « Мир насекомых».

Д

5

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: просвещение, 2011.-33с. (Стандарты второго поколения).

Д

6

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).


Д


2. Печатные пособия

1

Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

Д

2

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Д


3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету:

-Аудиоэнциклопедия «Царство растений» Детское издательство «Елена»,

-ЭОР « Окружающий мир»


Д




4. Технические средства обучения

1

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Д

2

Мультимедийный проектор

Д

3

Компьютер

Д

4

Колонки

Д

5

Документкамера

Д

6

Интерактивная доска

Д

7

МФУ

Д

8

Бесперебойник

Д


7. Натуральные объекты

1

Коллекции полезных ископаемых

Д

2

Коллекции плодов и семян растений

Д

3

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Д

4

Живые объекты (комнатные растения)

Д


8. Игры и игрушки

1

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К


9. Оборудование класса

1

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

К

2

Стол учительский компьютерный с тумбой

Д

3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

4

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Д