Пояснительная записка
Класс: 2Б
Учитель: Юрьева Елена Геннадьевна
Количество часов: всего – 68 ч, в неделю – 2 ч.
Контроль знаний: контрольная работа-4
практическая работа -7
экскурсий-4
Планируемые предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов |
Где мы живём? |
1 | Родная страна | 1 |
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)». | 1 |
3 | Природа и рукотворный мир. Экскурсия «Что нас окружает». ТБ. | 1 |
4 | Входная контрольная работа по теме «Обобщение и систематизация изученного в 1 классе». | 1 |
Природа |
5 | Анализ контрольной работы. Неживая и живая природа. | 1 |
6 | Явления природы. П. р. «Учимся измерять температуру». ТБ. | 1 |
7 | Что такое погода. Правила безопасного поведения во время грозы, в жаркую погоду. | 1 |
8 | Экскурсия «В гости к осени».ТБ. | 1 |
9 | В гости к осени. | 1 |
10 | Звёздное небо. | |
11 | Заглянем в кладовые Земли. П. р. «Исследуем состав гранита».ТБ. | 1 |
12 | Про воздух и про воду. | 1 |
13 | Про воздух и про воду. | 1 |
14 | Какие бывают растения. Меры безопасности при встрече с ядовитыми растениями. | 1 |
15 | Какие бывают животные. Меры безопасности при общении с разными видами животных. | 1 |
16 | Невидимые нити. | 1 |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 |
18 | Дикие и домашние животные. Меры безопасности при общении с дикими и домашними животными. | 1 |
19 | Комнатные растения. П. р. «Учимся ухаживать за комнатными растениями». ТБ. | 1 |
20 | Животные живого уголка. П. р. «Учимся ухаживать за животными живого уголка». ТБ. | 1 |
21 | Про кошек и собак. Меры безопасности при общении с кошками и собаками. | |
22 | Красная книга. | 1 |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 |
24 | Контрольная работа по разделу «Природа». | 1 |
Жизнь города и села |
25 | Анализ контрольной работы. Что такое экономика. | 1 |
26 | Из чего что сделано. | 1 |
27 | Как построить дом. Меры безопасности на стройплощадках. | 1 |
28 | Какой бывает транспорт. Правила безопасного поведения в разного вида транспорте. | 1 |
29 | Культура и образование. | 1 |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 |
31 | Экскурсия «В гости к зиме».ТБ. | 1 |
32 | В гости к зиме. | 1 |
33 | Обобщение по разделу «Жизнь города и села». Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
Здоровье и безопасность |
34 | Строение тела человека. | 1 |
35 | Если хочешь быть здоров. Здоровый образ жизни. | 1 |
36 | Берегись автомобиля! Правила дорожного движения. | 1 |
37 | Школа пешехода. П. р. «Изучаем правила безопасности пешехода». ТБ. | 1 |
38 | Домашние опасности. Правила безопасного поведения дома. | 1 |
39 | Пожар! Меры безопасного поведения с огнеопасными предметами. | 1 |
40 | На воде и в лесу. Правила безопасного поведения у водоёмов и в лесу. | 1 |
41 | Опасные незнакомцы. Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми. | 1 |
42 | Обобщение по разделу «Здоровье и безопасность». Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
43 | Контрольная работа по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 |
Общение |
44 | Наша дружная семья. | 1 |
45 | Наша дружная семья. Проект «Родословная». | 1 |
46 | В школе. Правила безопасного поведения в школе. | 1 |
47 | Правила вежливости. | 1 |
48 | Ты и твои друзья. | 1 |
49 | Мы – зрители и пассажиры. Правила безопасного поведения в транспорте. | 1 |
50 | Обобщение по разделу «Общение». Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
Путешествия |
51 | Посмотри вокруг. | 1 |
52 | Ориентирование на местности. П. р. «Учимся ориентироваться по компасу». ТБ. | 1 |
53 | Ориентирование на местности. | 1 |
54 | Формы земной поверхности. | 1 |
55 | Водные богатства. | 1 |
56 | Экскурсия «В гости к весне».ТБ. | 1 |
57 | В гости к весне. | 1 |
58 | Россия на карте. П. р. «Учимся читать карту». ТБ. | 1 |
59 | Россия на карте. Проект «Города России». | 1 |
60 | Путешествие по Москве. | 1 |
61 | Московский Кремль. | 1 |
62 | Город на Неве. | 1 |
63 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | 1 |
64 | Анализ контрольной работы. Путешествие по планете. | 1 |
65 | Путешествие по материкам. | 1 |
66 | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 |
67 | Впереди лето. Правила безопасного поведения в природе. | 1 |
68 | Обобщение по разделу «Путешествия». Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
10