Аннотация к рабочей программе по окружающему миру
(УМК «Школа России»)
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по окружающему миру с учётом авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России». 1–4 классы – М.: Просвещение, 2011. Данная программа адресована учащимся 3б класса МБОУ «СШ № 15».
Используемый УМК: «Школа России». Автор: А.А. Плешаков, Издательство «Просвещение», учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, 2018.
Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, спланирована в соответствии с основными положениями проблемно-поискового подхода в обучении, который обеспечивает «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего и направлена на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Рабочая программа направлена на формирование универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения, и способствует решению следующих задач:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса, общая характеристика учебного предмета, курса, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты освоения программы, содержание учебного предмета цифровые образовательные ресурсы, контрольно-оценочная деятельность, помогающие учителю в формировании универсальных учебных действий, календарно-тематическое планирование, с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, соответствует методическим рекомендациям авторов учебно-методического комплекта.
Структура курса:
Как устроен мир 6 часов.
Эта удивительная природа 18 часов.
Мы и наше здоровье 10 часов.
Наша безопасность 7 часов.
Чему учит экономика 12 часов.
Путешествие по городам и странам 15 часов
Формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: тест, практические работы, проектные работы.
Типы уроков построены в соответствии системно – деятельностного подхода: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
1. ИКТ
2. Обучение в сотрудничестве
3. Исследовательские методы обучения
4. Проблемно-поискового обучения
4. Метод проектов
5. Здоровьесберегающие технологии
6. Личностно ориентированного развивающего обучения
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 ч в неделю, что составляет 68 учебных часа за год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной образовательной программы начального общего образования, с учетом планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова. Окружающий мир. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2018., Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2018., Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
Содержание учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующей
цели: формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий.
Курс обладает широкими возможностями для продолжения формирования у второклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся продолжить освоение основ адекватного природо- и культур сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Предмет способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у второклассника будут формироваться следующие качества и действия:
• мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
• понимание необходимости соблюдать правила экологического (безопасного) поведения в быту, в природе;
• стремление к сохранению и укреплению своего здоровья;
• осознание себя гражданином России, жителем родного края;
• любовь к Родине, выраженная в интересе к её природе и культуре;
• учёт нравственных позиций других людей;
• учебно-познавательный интерес к учебному предмету, источникам информации.
Содержание курса
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Географическая карта и план. Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края.
Водоёмы (водные богатства), их разнообразие (океан, река, море, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы (водные богатства) родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники и травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края.
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Общее представление о строении тела человека. Характеристика от-дельных внутренних органов человека. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов для вызова экстренной помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Человек и общество.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Россия на карте; государственная граница России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; учреждения культуры, спорта и образования, музеи, театры. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Календарно - тематическое планирование
по окружающему миру 3 класс
68 ч
(2 часа в неделю)
№ п/п |
Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | Примечание |
1 четверть – 16 часов |
Раздел «Как устроен мир» (6 ч) |
1 | Природа | 1 | | |
2 | Человек | 1 | | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | | |
4 | Общество. ОБЖ Безопасность в общественных местах | 1 | | |
5 | Что такое экология. | 1 | | |
6 | Природа в опасности! Проверочная работа №1 | 1 | | |
Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч) |
7 | Тела, вещества, частицы | 1 | | |
8 | Разнообразие веществ | 1 | | |
9 | Воздух и его охрана | 1 | | |
10 | Вода. ОБЖ Безопасность на воде | 1 | | |
11 | Превращения и круговорот воды | 1 | | |
12 | Берегите воду! | 1 | | |
13 | Что такое почва | 1 | | |
14 | Разнообразие растений. ОБЖ Безопасность в лесу | 1 | | |
15 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | | |
16 | Размножение и развитие растений | 1 | | |
2 четверть – 16 часов |
17 | Охрана растений | 1 | | |
18 | Разнообразие животных | 1 | | |
19 | Кто что ест. ОБЖ Безопасное питание в общественных местах | 1 | | |
20 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | | |
21 | Размножение и развитие животных | 1 | | |
22 | Охрана животных | 1 | | |
23 | В царстве грибов. ОБЖ Съедобные и несъедобные грибы | 1 | | |
24 | Великий круговорот жизни. Проверочная работа № 2. | 1 | | |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) |
25 | Организм человека | 1 | | |
26 | Органы чувств ОБЖ Переохлаждение. | 1 | | |
27 | Надежная защита организма | 1 | | |
28 | Опора тела и движение. | 1 | | |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 | | |
30 | Дыхание и кровообращение | 1 | | |
31 | Умей предупреждать болезни ОБЖ Профилактика ОРВИ и гриппа | 1 | | |
32 | Здоровый образ жизни | 1 | | |
33 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа № 3 | 1 | | |
3 четверть – 20 часов |
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | | |
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) |
35 | Огонь, вода и газ. ОБЖ Если что-то, где-то горит! | 1 | | |
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 | | |
37 | Дорожные знаки ОБЖ Правила дорожного движения | 1 | | |
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | | |
39 | Опасные места | 1 | | |
40 | Природа и наша безопасность | 1 | | |
41 | Экологическая безопасность. Проверочная работа №4. | 1 | | |
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) |
42 | Для чего нужна экономика | 1 | | |
43 | Природные богатства и труд людей — основа экономики | 1 | | |
44 | Полезные ископаемые | 1 | | |
45 | Растениеводство ОБЖ Опасные растения | 1 | | |
46 | Животноводство. | 1 | | |
47 | Какая бывает промышленность | 1 | | |
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | | |
49 | Что такое деньги | 1 | | |
50 | Государственный бюджет | 1 | | |
51 | Семейный бюджет | 1 | | |
52 | Экономика и экология ОБЖ Первая помощь при отравлении | 1 | | |
53 | Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика» Проверочная работа №5 | 1 | | |
4 четверть – 16 часа |
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 ч |
54—56 | Золотое кольцо России | 3 | | |
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | | |
58 | Наши ближайшие соседи. ОБЖ Незнакомец на пороге квартиры | 1 | | |
59 | На севере Европы | 1 | | |
60 | Что такое Бенилюкс? | 1 | | |
61 | В центре Европы | 1 | | |
62-63 | По Франции и Великобритании | 2 | | |
64 | На юге Европы | 1 | | |
65 | По знаменитым местам мира. ОБЖ Как вести себя в чужом городе | 1 | | |
66 | Промежуточная аттестация за год. | 1 | | |
67—68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» ОБЖ Безопасность на улице | 2 | | |