Ростовская область, Милютинский район, х.Степано-Савченский
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Степано-Савченская основная общеобразовательная школа.
Утверждаю.
Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ
Приказ № ___от ____________2016 год.
________________Т.Н.Буряченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по______ окружающему миру___________
Уровень общего образования (класс):___начальное общее,
3 класс________________
Количество часов: ___________68 часов_____________-
Учитель : Хандакова Т.Д.
Программа разработана на основе:
авторской программы О.Т. Поглазовой по предмету «Окружающий мир» для начальной школы (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век)
(указать примерную программу/ программы, издательство, год издания при наличии)
2016 -2017год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся 3 класса получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у третьеклассников должны формироваться не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений:
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Содержание учебного предмета
3 класс (68 часов)
Изменения в природе и жизни человека.
Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры и др.).
Наблюдения – источник знаний о природе и способ её изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними.
Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Температура. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.
Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.
Значение природы в жизни наших предков. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.
Наблюдения, опыты, практические работы: наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом в разное время года; ведение дневника наблюдений природных явлений в течение учебного года; проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода; изготовление из бумаги модели термометра; измерение температуры воздуха, воды.
До свидания лето, здравствуй осень.
Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи. Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка». Экскурсия в лес (в парк, к водоёму).
Путешествия в мир веществ.
Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества.
Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Клеточное строение живых организмов. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.
Наблюдения, практические и творческие работы: рассматривание под лупой мелких деталей предметов; изготовление из пластилина тел различной формы; исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность и др.).
Свойства воздуха, воды, почвы .
Значение воздуха для живого. Состав чистого воздуха. Физические свойства воздуха. Движение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Меры по сохранению его чистоты. Использование воздуха нашими предками.
Значение воды для живого. Солёная и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по сохранению её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе.
Необходимость бережного использования воды.
Почва и её значение для живого. Образование почвы. Состав почвы и её плодородие. Обитатели почвы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Старинный и современный опыт возделывания и сохранения плодородия почвы. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения.
Правила гигиены при работе с почвой.
Наблюдения, опыты, практические работы: исследование свойств воздуха, воды, состава почвы; очистка загрязнённой воды с помощью простейшего фильтра; моделирование круговорота воды в природе; изготовление аппликации «Обитатели почвы».
Экскурсия на поле, к водоёму (к водонапорной башне, к колодцу).
Идет волшебница зима.
Признаки зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоёмов. Зимние явления: изморозь, гололёд, метель,
оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека.
Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой.
Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость
животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время. Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение растений и животных в зимнее время; исследование снегового покрова, коры и спила деревьев; исследование свойств сне га и льда; изготовление и развешивание простейших кормушек для птиц; сбор и изготовление коллекции семян деревьев.
Экскурсия в лес (в парк, на пришкольный участок).
Организм человека и его здоровье.
Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека.
Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок.
Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях.
Органы дыхания. Дыхательные движения и газообмен в легких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Отношение к курению наших предков.
Питание и состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Традиционная пища наших предков и изменение её состава с течением времени. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы вы деления. Функции почек и кожи. Гигиена
кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма.
Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний.
Нервная система и её назначение. Роль головного и спинного мозга. Значение выполнения режима дня для здоровья. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Как лечились наши предки. Современные методы лечения.
Наблюдения, опыты, практические и творческие работы: рассматривание модели скелета; выработка правильной осанки; наблюдение за работой мышц; измерение пульса в покое и после нагрузки; рассматривание кожи под лупой.
Навстречу весне. Развитие животных и растений.
Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.
Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.
Растение – живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян.
Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).
Наблюдения, практические и творческие работы: проращивание семян и наблюдение за развитием растения; изготовление аппликаций «От семени до семени» и «Стадии развития животного» (по выбору).
Экскурсия в зоологический музей, ботанический сад.
Весенние изменения в природе и в жизни человека.
Природные явления в марте, апреле, мае. 21 марта – день весеннего равноденствия. Изменения в жизни растений и животных в весенний период. Сокодвижение, развёртывание листьев, цветение растений. Особенности ухода за комнатными растениями весной. Появление потомства у диких и домашних животных. Прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов.
Весенние заботы животноводов, полеводов, садоводов, огородников. Опасность весенних заморозков для растений.
Витаминная зелень и здоровье. Весенние природоохранные мероприятия. Весна в жизни наших предков: повседневные заботы, обычаи и праздники.
Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Заботы жителей сельской и городской местности в летний период. Правила безопасного поведения на солнце, на воде, в лесу, в городе во время летних каникул.
Наблюдения, практические и творческие работы: уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка; подготовка материалов к празднику прилета птиц, изготовление аппликации «Здравствуй, весна».
Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в лес).
Изменение быта и культуры наших предков.
Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.
Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства.
Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей.
Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков.
Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае.
Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Семейный бюджет.
Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края.
Обучение детей грамоте, ремеслу, крестьянскому делу в старину. Церковно-приходская школа. Старинные школьные форма, принадлежности, учебники. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Отличие современной школы от старинной. Учреждения образования в родном крае.
Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.
Наблюдения, практические и творческие работы: составление аппликаций «Прошлое и настоящее» (по выбору); рассматривание изделий мастеров родного края; ролевые игры «Встречают по одёжке», «В семье крестьянина (ремесленника)».
Экскурсии в музей (краеведческий, исторический, народного творчества, по родному городу, посёлку).
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | тема | количество часов | тесты | пр/р | модели- рование | творческие, проектные работы | опыты | экскурсии |
1 | Изменения в природе и в жизни человека | 8 | 1 входной 22.09 | 2 | | | | |
2 | Сезонные изменения в природе. Осень | 4 | 1 20.10 | | | 1 | | 1 |
3 | Тела и вещества, их свойства. | 15 | 1 22.12 | 5 | 1 | | 2 | |
4. | Зимние изменения в природе и в жизни человека. | 6 | | 1 | | | | 1 |
5. | Организм человека и его здоровье. | 11 | 1 16.03 | 2 | | | | |
6. | Весенние изменения в природе. Развитие животных и растений. | 11 | | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. | Изменение быта и культуры наших предков. | 11 | 1 2.05 | | | 3 | | |
| Итого: | 66 часов | 4+ 1 входной | 12 | 2 | 5 | 3 | 4 |
Календарно-тематическое планирование (66 часов)
№ урока | Наименование раздела, главы,темы-кол. час. Тема урока | Формирование УУД | виды уч.-исслед.заданий | Форы контроля | Дата по плану | Дата фактич. |
1 четверть - 18 часов |
| Изменение в природе и жизни человека. 8 ч. | | |
1 | Земля наш общий дом. | личностные: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков людей; регулятивные: -учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей; познавательные: -учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию; коммуникативные: -учитывать разные мнения; -формулировать собственное мнение; -учить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; -учить задавать вопросы. | | Викторина. | Сентябрь 1 | |
2 | Все изменяется под солнцем. | | Устный опрос. | 6 | |
3 | Времена года. Старинный и современный календарь. | Создаём старинный календарь. | Тестовые задания. | 8 | |
4 | Атмосферные явления и погода. | Творческий проект «Атмосферные явления». | Работа с карточками. | 13 | |
5 | Тепло и холод. | | Устный опрос. | 15 | |
6 | Прогноз погоды. | | Тестовые задания. | 20 | |
7 | Входная проверка знаний №1. | | Тест №1. | 22 | |
8 | Работа над ошибками . Необычные природные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных явлений. | | Коррекция | 27 | |
| До свидания лето, здравствуй осень! 5ч. | личностные: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков людей; регулятивные: -учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей; познавательные: -учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию; коммуникативные: -учитывать разные мнения; -формулировать собственное мнение, -учить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; -учить задавать вопросы. | | | | |
9 | Осень в неживой природе. | | Работа с карточками. | 29 | |
10 | Осенняя экскурсия № 1. | | | Октябрь 4 | |
11 | Растения осенью. Осенние явления в жизни животных. | | Викторина. | 6 | |
12 | Осень в жизни человека. Осенние заботы и обычаи наших предков. | Проект «Страда». | Устный опрос. | 11 | |
13 | «Осенние изменения в природе и жизни человека». | Проект «Осень». | Устный опрос. | 13 | |
| Путешествие в мир веществ. 4 ч. | личностные: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения; регулятивные: - выполнять инструкции учителя, действовать по предложенному плану, ориентироваться на общий способ действия; - контролировать действия (чужие и свои) - оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их; - принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; познавательные: - находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею; - анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал; коммуникативные: - выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, участвовать в совместных действиях. | | | | |
14 | Тела и вещества. Три состояния веществ. | | Работа с карточками. | 18 | |
15 | Тест № 2 . Строение свойства веществ. | | Тест №2 | 20 | |
16 | Работа над ошибками. Удивительные открытия. | | Коррекция. | 25 | |
17 | Обобщение по теме: «Тела и вещества».
| Проект «Тела и вещества». | Устный опрос. | 27 | |
| Свойства воздуха, воды и почвы. 12 ч. | личностные: - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; - умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально– этическими принципами; | | | | |
18 | Воздух и его состав.
| | Работа с карточками. | 1 Ноябрь | |
2 четверть -14 часов |
19 | Свойства воздуха. | регулятивные: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) -принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий -планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; познавательные: - осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи - понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобретательной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; -подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов; коммуникативные: -учитывать разные мнения; -формулировать собственное мнение; -учить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; -учить задавать вопросы. | Опыты. | Практическая работа. | Ноябрь 10 | |
20 | Движение воздуха. Как использует воздух. | | Работа с карточками. | 15 | |
21 | Замечательное вещество- вода. | | Тестовые задания. | 17 | |
22 | Как очищают питьевую воду. | | Викторина. | 22 | |
23 | Превращения воды. | Опыты. | Практическая работа. | 24 | |
24 | Круговорот воды в природе. | Проект «Круговорот воды». | Устный опрос. | 29 | |
25 | Плодородный слой земли. | | Тестовые задания. | Декабрь 1 | |
26 | Обитатели почвы. | Проект «Удивительный зоопарк». | Тестовые задания. | 6 | |
27 | Путешествие в мир веществ. | | Кроссворд. | 8 | |
28 | Почва – кормилица. Как возделывали почву наши предки. | Проект «Хлеб-всему голова». | Викторина. | 13 | |
29 | Зимняя экскурсия № 2. | Проект «Зима». | Тестовые задания. | 15 | 23 |
| Идет волшебница зима. 4 ч. | личностные: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков людей; регулятивные: -учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей; познавательные: -учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию; коммуникативные: -учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение; -учить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; -учить задавать вопросы. | | | | |
30 | Зима в природе. Растения зимы. | | Устный опрос. | 20 | |
31 | Тест № 3 за 1полугодие. |
| Тест № 3 | 22 | 16 |
32 | Работа над ошибками. Зимняя пора в жизни животных.
| Проект «Лежебоки». | Коррекция. | 27 | |
| | | | |
33 | Как зимовали наши предки. | | | Работа с карточками. |
29 | |
3 четверть - 20 часов |
| Развитие живых организмов. 11 ч. | личностные: - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; - умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально– этическими принципами; регулятивные: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) -принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; -планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; познавательные: - осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобретательной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию - подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов; коммуникативные: -учитывать разные мнения; -формулировать собственное мнение; -учить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; -учить задавать вопросы. | | | Январь 12 | |
34 | Организм человека. | | Устный опрос. | 17 | |
35 | Скелет - надежная опора и защита. | | Практическая работа. | 19 | |
36 | Верные помощники – мышцы. Развитие мышц. | Проект «Комплекс упражнений». | Устный опрос. | 24 | |
37 | Органы дыхания. | | Кроссворд. | 26 | |
38 | Кровеносная система. Удивительная жидкость – кровь. | | Работа с карточками. | 31 | |
39 | Органы пищеварения. Как питались наши предки. | Проект «Пословицы о здоровой пище». | Практическая работа «Меню наших предков» | Февраль 2 | |
40 | Органы очистки организма. | | Тестовые задания. | 7 | |
41 | Нервная система и ее роль в организме. | | Работа с карточками. | 9 | |
42 |
Память. Развитие памяти. | Мини олимпиада «Ох уж эта память!» | Устный опрос. | 14 | |
43 | Органы чувств. | | Кроссворд.. | 16 | |
44 | Как лечились наши предки. Здоровый образ жизни.
| Проект «Рецепты наших предков». | Устный опрос. | 21 | |
| Навстречу весне. Развитие животных и растений. 11 ч. | личностные: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков людей; регулятивные: -учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей; познавательные: -учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию; коммуникативные: -учитывать разные мнения; -формулировать собственное мнение, -учить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; -учить задавать вопросы. | | | | |
45 | Весна в неживой природе. Старинные обычаи встречи весны | | Работа с карточками. | 28 | |
46 | Развитие животных. Развитие рыб и земноводных. | | Устный опрос. | Март 2 | |
47 | Стадии развития насекомых. | | Викторина. |
7 | |
48 | | | Устный опрос. | 9 | |
49 | Корни и стебли растений. | | Работа с карточками. | 14 | |
50 | Тест № 4 за 3 четверть. | | тест № 4 за 3 четверть. | 16 | |
51 | Листья растений. | | Практическая работа. |
21 | |
| Весенняя экскурсия № 3. | | Проект «Весна». | Устный опрос. | 23 | |
|
53 | Для чего цветет цветок. Способы размножения растения. Повторение: Земля—наш общий дом. | | | Тестовые задания. | Апрель 4 | |
54 | Весна воды, тепла и цвета. Повторение: Тела и вещества. | Викторина «Что я знаю о весне». | Кроссворд. |
6 | |
55 | Обобщение «Развитие животных и растений». Повторение: Атмосферные явления и погода. | Интерактивные задания. | Викторина. | 11 | |
| Как жили наши предки. История вокруг тебя. 13 ч. | личностные: - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; - умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально– этическими принципами; регулятивные: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) -принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; -планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами познавательные: - осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобретательной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию - подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов; коммуникативные: -учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение; -учить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; -учить задавать вопросы. | | | | |
56 | Что и как изучает история. Повторение: Воздух и его свойства. | | Практическая работа. | 13 | |
57 | Природа в жизни наших предков. Повторение: Круговорот воды в природе. | | Работа с карточками. | 18 | |
58 | Образ жизни наших предков. Повторение: Почва- кормилица. | | Тестовые задания. | 20 | |
59 | Жизнь на селе в старину. Крестьянский труд. Повторение: Обитатели почвы. | | Викторина. | 25 | |
60 | Город мастеров. Повторение: Органы дыхания. | | |
27 | |
61 | Контрольная работа за 4 четверть | | Устный опрос. | Май 2 | |
62 | Работа над ошибками. Старинные города. Повторение: Организм человека. | | Кроссворд. | 4 | |
63 | Торговое дело на Руси. Повторение: Кровеносная система. | | Практическая работа. |
11 | |
64 | Одежда наших предков. Повторение: Органы пищеварения. | Интерактивные задания. | Устный опрос. | 16 | |
65 | Как учились дети в прошлом. Повторение: Нервная система. | Проект «Одежда наших предков». | Устный опрос. | 18 | |
66 | Как жили наши предки. Повторение: «Органы зрения и слуха». | | Работа с карточками. | 23 25 | |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной
МБОУ Степано-Савченской ООШ работе
от___________2016 г №______ ----------------Коношко О.В.
______________Ефименко Л.Г. ----------------2016г
г.