Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
осознание своей этнической принадлежности;
чувство гордости свою Родину;
могут быть сформированы:
осознание себя как гражданина России;
уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
объяснять, что такое экология;
понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
называть основные и промежуточные стороны горизонта;
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
характеризовать органы растений и животных и их значение;
характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
выполнять основные правила личной гигиены;
проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
различать существенные и несущественные признаки;
приводить примеры физических и химических явлений природы;
рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
рассказывать о четырех царствах живой природы;
рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
объяснять особенности питания и дыхания растений;
характеризовать условия прорастания семян;
рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
различать символы государства;
показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;
описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
характеризовать главный закон страны;
рассказывать об устройстве нашего государства;
раскрывать основные права и обязанности ребенка.
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель познавательной деятельности;
планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;
сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
находить необходимую информацию в учебнике;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
понимать информацию, представленную на исторической карте.
Учащиеся могут научиться:
получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
сравнивать исторические события.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
Учащиеся могут научиться:
Содержание учебного курса
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (20 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектом, включающим учебники, рабочие тетради.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
И. В. Потапов. Окружающий мир: Проверочные и диагностические работы: 3 класс: по учебнику Г. Г. Ивченковой, , И. В. Потапова, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина «Окружающий мир» /И. В. Потапов, О. Б. Калинина. - Москва: АСТ: Астрель, 2014
Тематическое планирование
№ | Раздел,тема | Количество часов |
1. | Природа вокруг нас | 8ч |
2. | Вода, воздух, горные породы | 16ч |
3. | О царствах живой природы | 16ч |
4. | Человек | 10ч |
5 | Человек в обществе | 20ч |
| Итого | 70ч |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
| Природа вокруг нас | | 8 | | | |
1. | | Что нас окружают С. 6 -7 | 1 | | | |
2. | | Экскурсия »Знакомство с разнообразием живой и неживой природы.» | 1 | | | |
3. | | Экскурсия »Изучение влияния деятельности человека на природу.» | 1 | | | |
4. | | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. С 10-12 | 1 | | | |
5 | | Ориентирование по компасу и местным признакам. С. 12-14 | 1 | | | |
6. | | Экскурсия «Ориентирование на местности.» | 1 | | | |
7. | | Явления природы. С. 15-17 | 1 | | | |
8. | | Свойства тел и веществ. С18-23 | 1 | | | |
| Вода, воздух, горные породы и почва | | 16 | | | |
9 | | Свойства воды в жидком состоянии. С.26-27 | 1 | | | |
10 | | Вода - растворитель С.28-30 | 1 | | | |
11 | | Свойства льда, снега и пара. С.30-33 | 1 | | | |
12 | | Родники. С.34-35 | 1 | | | |
13 | | Водные объекты ( река, озеро, море, пруд, водохранилище). С. 35-37 | 1 | | | |
14 | | Облака, роса, туман, иней, изморозь. С.38-41 | 1 | | | |
15 | | Круговорот воды в природе. С. 41-42 | 1 | | | |
16 | | Использование и охрана воды. С.43-46 | 1 | | | |
17 | | Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. С. 47-50 | 1 | | | |
18 | | Свойства воздуха. С.51-53 | 1 | | | |
19 | | Ветер. С 54-55 | 1 | | | |
20 | | Охрана воздуха. С.56-57 | 1 | | | |
21 | | Горные породы. С. 58-59 | 1 | | | |
22 | | Полезные ископаемые. (песок, глина, гранит, известняк). С. 60-63 | 1 | | | |
23 | | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. С. 63-67 | 1 | | | |
24 | | Почва. Проверочная работа по теме: «Вода, воздух, горные породы и почва». С. 68-71 | 1 | | | |
| О царствах живой природы | | 16 | | | |
25 | | Четыре царства живой природы. С. 78-79 | 1 | | | |
26 | | Строение растений. С. 80-84 | 1 | | | |
27 | | Разнообразие растений. С. 85-86 | 1 | | | |
28 | | Дикорастущие и культурные растения. С. 87-88 | 1 | | | |
29 | | Жизнь растений. С. 89-92 | 1 | | | |
30 | | Размножение и развитие растений. С. 93-96 | 1 | | | |
31 | | Охрана растений. С. 97-98 | 1 | | | |
32 | | Строение животных. С. 99-100 | 1 | | | |
33 | | Разнообразие животных. С.101-105 | 1 | | | |
34 | | Домашние и дикие животные. С. 106 -108 | 1 | | | |
35 | | Как животные воспринимают мир. С. 109-111 | 1 | | | |
36 | | Передвижение и дыхание животных. С.112-115 | 1 | | | |
37 | | Питание животных. С. 116-119 | 1 | | | |
38 | | Размножение и развитие животных. С. 120-123 | 1 | | | |
39 | | Охрана животных. С. 124-125 | 1 | | | |
40 | | Грибы и бактерии. Тест по теме: «О царствах живой природы». С. 126-129 | 1 | | | |
| Человек. | | 10 | | | |
41 | | Человек- часть живой природы. С. 3-10 | 1 | | | |
42 | | Кожа - наша первая «одежда». С. 11-15 | 1 | | | |
43 | | Скелет. С. 15-18 | 1 | | | |
44 | | Мышцы. С. 19-21 | 1 | | | |
45 | | Кровеносная система. С. 22-25 | 1 | | | |
46 | | Дыхание. С. 26-30 | 1 | | | |
47 | | Питание и выделение. С. 30-35 | 1 | | | |
48 | | Органы чувств. С. 35-37 | 1 | | | |
49 | | Нервная система. С. 38-40 | 1 | | | |
50 | | Эмоции и темперамент Тест по теме: «Человек». С. 41-45 | 1 | | | |
| Человек в обществе | | 18 | | | |
51 | | Народы нашей страны. С 48-52 | 1 | | | |
52 | | Традиции народов нашей страны. С. 53-56 | 1 | | | |
53 | | Путешествие по ленте времени. С. 57-60 | 1 | | | |
54 | | Города и сёла. С. 61-64 | 1 | | | |
55 | | Названия городов. С. 65-69 | 1 | | | |
56 | | Кремль – центр города. С. 69-75 | 1 | | | |
57 | | Улицы города. С. 76-79 | 1 | | | |
58 | | Герб – символ города. С.80-83 | 1 | | | |
59 | | Памятные места городов. С. 84-87 | 1 | | | |
60 | | Улицы и памятные места родного города. Тест по теме " Человек в обществе". | 1 | | | |
61 | | Современный город. С. 88-91 | 1 | | | |
62 | | Москва – столица России. С. 92-95 | 1 | | | |
63 | | Что такое государство. С. 96-100 | 1 | | | |
64 | | Конституция – основной закон нашей страны. С. 101-104 | 1 | | | |
65 | | Права ребёнка С 105-108 | 1 | | | |
66 | | Символы государства. Герб и флаг России. С. 109-113 | 1 | | | |
67 | | Символы государства. Герб и флаг России. С. 109-113 | 1 | | | |
68 | | Государственный гимн. С. 113-116 | 1 | | | |
69 | | Государственные награды. С. 117-123 | 1 | | | |
70 | | Государственные награды. С. 117-123 | 1 | | | |
| | | | | | |
12