«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/__________/ Смирнова Наталья Александровна Протокол №_______ от «_____»_____2009-2010 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 4» ____________/__________/ Ряшина Наталья Александровна «_____»______2009-2010 г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ № 4» ___________/___________/ Авдеева Ольга Николаевна Приказ № _______ от «_____»______2009-2010 г. |
Рабочая программа педагога
Панкратовой Жанны Александровны
Категория 2
по ОПК в 5 А, Б классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_______
от «_____»2009-2010 г.
Ртищево - 2009-2010 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для 5 А, Б общеобразовательных классов общеобразовательной школы по истории России.
Программа составлена на основе программы учебного курса Основ православной культуры и авторской программы: Бородина А.В. История религиозной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – М.: Основы православной культуры. 2009.
Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.
И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.
Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Данная программа должна быть реализована в течение 2009 – 2010 учебного года.
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю учебного времени (45 мин.)
Логически данный предмет связан с такими предметами и науками как Всеобщая история, философия, искусство.
Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:
— изучение православной религиозной традиции;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарём;
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— формирование целостного восприятия мира;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
— формирование культуры общения;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
— возрождение православных основ семьи;
— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Учебно-тематическое планирование
по истории России
Классы: 5А, Б
Учитель: Панкратова Жанна Александровна
Количество часов: всего ____35___; в неделю ____1___ час
Плановых контрольных уроков ____2__, зачётов _______, тестов ___2____ ч.;
Административных контрольных уроков ________ ч.
Учебник: Бородина А.В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: 2 класс: пособие для 2 класса: в 2-х ч. М.: Основы православной культуры, 2006.
Содержание тем учебного курса
Программа 5-го класса
Раздел I. Истории Ветхого завета. (35 ч.)
Тема I. Сотворение мира. (4 ч.)
Введение в курс ОПК (1 ч.) Цели и задачи курса. Требования. Источники познания - Мифологические и библейские. Бог – творец. Процесс сотворения мира духовного. Ангелы, архангелы, херувимы. Падший ангел. Понятие «бес-со-вести».
Библия – источник познания Древнего мира. (1 ч.) Библия - Богодухновенное творение. Состав и содержание Библии: Ветхий Завет и Новый Завет. Сотворение мира за 5 дней. Мир прекрасного и неповторимого. Необходимость охраны природы. Человек как часть природы и как творец, подобный Богу.
Учащиеся должны уметь работать с таблицей, излагать основные этапы сотворения мира, работать с источником.
Сотворение мира. Создание человека. Грехопадение. Последствия грехопадения. (1 ч.) Шестой день: творение человека. Прародители человечества: Адам и Ева, их жизнь в раю. Грех как нарушение Закона. Адам и Ева, суть грехопадения и его последствия. Уроки, которые необходимо извлечь из данной истории.
Учащиеся должны уметь излагать изученный материал, видеть и понимать причины, которые привели к грехопадению и извлекать уроки для себя из изученной ситуации, уметь делать умозаключения и выводы из изученных источников.
Всемирный потоп. Вавилонская башня. (1 ч.) Авель и Каин: жизнеописание. Зависть. Братоубийство как следствие зависти. Природная катастрофа как следствие греха (причины Божьего наказания). Праведный Ной и его сыновья. Явление Бога праведному Ною. Строительство ковчега.
Потоп и последствия. Радуга как символ заключенного договора между Богом и праведным Ноем. Грех непочитания родителей. Грех Хама: осуждение, непочитание родителей, взрослых. Строительство Вавилонской башни, грех гордыни.
Учащиеся должны уметь излагать изученный материал, видеть и понимать причины, которые привели к братоубийству и извлекать уроки для себя из изученной ситуации, уметь делать умозаключения и выводы из изученных источников.
Тема II. Возникновение и распад древнееврейского государства. (12 ч.)
Семья Авраама. (1 ч.) Географические условия Ханаанской земли.
Авраам – жизнеописание. Явления Бога Аврааму: библейское описание.
Города Содом и Гоморра: грехопадение жителей и Божье наказание.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
История Исаака. (1 ч.) Принесение Исаака в жертву. Женитьба Исаака – как пример почитания родителей, послушания, заботливого отношения к мужу и жене.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
История Иакова. (1 ч.) Исав и Иаков: их отношение к Благословению Бога, благословению отца. Зло порождает зло, обман возвращается обманом.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
История Иосифа. (1 ч.) Иосиф. История продажи Иосифа, жизнь в Египте, свидание с братьями. Благословение Иаковом внуков, сыновей Иосифа
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Исход евреев из Египта. Моисей. Период вождей. (1 ч.) Призвание Моисея и выход евреев из Египта: рождение и воспитание Моисея. Призвание Моисея. 10 казней египетских. Установление праздника еврейской пасхи
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Заповеди Бога, данные Моисею. (1 ч.) Переход через Чермное море. Путь евреев к Синаю: установление иерархии управления народом. История «Золотого тельца»: Манна небесная. Синайское законодательство. Скиния завета.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Завоевание земли обетованной. Период судей. (1 ч.) Взятие Иерихона (иерихонова труба) Гедеон, Самсон и Самуил – судьи и пророки. Подвиг Давида. Давид и Голиаф. Взаимоотношения Саула и Давида: как промысел Божий.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Период царей. (1 ч.) Воцарение Давида. Завоевание Иерусалима. Взаимоотношения в семье Давида. Нравственные кризисы Давида. Давид – песнопевец (псалмопевец).
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Разделение еврейского царства. (1 ч.) Иудейское и израильское. Царствование Соломона. Строительство Иерусалимского храма. Восстание еврейского народа и разделение царства еврейского. Обращение к идолопоклонству израильского народа. Ревекка: послушание, доброта, вера. Руфь: забота о ближнем (свекрови), верность памяти мужа, вера в Бога, доброта, трудолюбие.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Всеобщее ожидание Спасителя и ветхозаветные пророчества о Господе. (1 ч.) Пророк Илия: борьба против идолопоклонства, за чистоту Веры. Пророк Иона: непослушание Богу и Божий суд.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Время между событиями Ветхого и Нового заветов. (1 ч.) Пророк Даниил: воспитание в царском дворце. Предсказания Даниила царю Навуходоносору. Друзья пророка: Анания. Азария, Мисаилъ в печи вавилонской. Валтасар – царь Вавилонский. Валтасаров пир. Божий суд. Даниил во рву со львами. Построение второго Иерусалимского храма.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Повторение раздела «Истории Ветхого завета» (1 ч.) Учащиеся повторяют, обобщают и систематизируют пройденный материал.
Раздел II. Новый завет. (19 ч.)
Тема I. Земная жизнь и деяния Иисуса Христа. (7 ч.)
Иоанн Предтеча. (1 ч.) Евангелие – книга о Спасителе и спасении. Долгожданное рождение. Жизнь и предназначение. Роль в истории. Усекновение честной главы. Особенности изображения на иконах.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Рождество Богородицы. Введение во храм. (1 ч.) Рождение долгожданного ребёнка. Введение во храм. Замужество. Благочестивый муж Благовещение. Особенности изображения на иконах.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Рождество Христово. (1 ч.) Перепись населения. Рождение в хлеву. Поклонение и подарки волхвов. Зажглась Вифлеемская звезда. Светлый праздник Рождества Христова. Новое летоисчисление.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Сретение Господне. Иисус в Назарете. (1 ч.) Бегство Марии с младенцем и Иосифом в Египет. Возвращение в Назарет. Встреча младенца со старцем Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей. Встреча как символ соприкосновения Ветхого и Нового Заветов.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Крещение Иисуса Христа. (1 ч.) Пост и испытания Иисуса в пустыне, искушение Дьявола. Крещение в реке Иордан. Первые проповеди Иисуса, первые ученики.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Чудеса Господне. (2 ч.) Первое чудо Иисуса в Канне Галилейской. Исцеление расслабленного. Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы. Укрощение бури и хождение Христа по водам. Воскрешение дочери Иаира. Благословление детей. Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Тема II. Учение Христа. Распятие и воскрешение. (12 ч.)
Нагорная проповедь. (3 ч.) Основные заповеди, данные Богом: десять заповедей – основные жизненные законы, без соблюдения которых человечество превратится в алчных, жаждущих только наживы людишек.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. (1 ч.) Явление ученикам Иисусом своей Божественной Славы на горе Фавор, явное, а не иносказательное явление своей Божественной сущности, и что Царство Небесное, которое он проповедовал «не от мира сего». Что речь идёт об особом духовном состоянии, о наполнении души Духом Святым, а не о земной власти. Новое чудо Иисуса – воскрешение Лазаря.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря. (1 ч.) Встреча Иисуса в Иерусалиме, древнееврейская Пасха, её празднование и формирование нового обычая причащения – таинство Причащения Кровью и Телом Господа. Моление о чаше в Гефсиманском саду. Предательство Иуды. Реакция на предательство Иисуса и его учеников.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Распятие Христа. (1 ч.) Предательство Петра. Суд Понтия Пилата. Поведение толпы. Казнь Иисуса. Поведение 2-х разбойников, распятых вместе с Иисусом. Знамения в момент смерти Иисуса.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Воскрешение Христово. (1 ч.) Снятие с креста, погребение Иисуса. Воскрешение Иисуса. Значение креста как символа победы над смертью, символ христианской веры. Праздник православной Пасхи.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить (при помощи учителя) для себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Явление Христа ученикам. Ученики Христа – апостолы. (1 ч.) появление Христа перед учениками после воскрешения. Фома неверующий. Вознесение Христа к Богу-отцу. Ученики Христа – апостолы, свидетели событий, распространители учения Христа. Православные праздники двунадесятые, переходящие и непереходящие.
Учащиеся должны уметь работать с источником, выделять главную мысль, выводить для (при помощи учителя) себя важные морально-этические уроки из изученного материала.
Устройство храма. (1 ч.) Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений.
Православная икона. (1 ч.) Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.
Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме. Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.
Повторение раздела: «Учение Христа. Распятие и воскрешение». (1 ч.) Повторение, обобщение и систематизация пройденного материала.
Экскурсия в православный храм. (1 ч.) Практическое закрепление полученных знаний.
Календарно-тематические планы по ОПК.
№№ урока | Раздел, тема, подтема | Кол-во чч. | Дата | Тип урока | Вид контроля | Домашнее задание | ТСО |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 – 23 24 – 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | Раздел I. Истории Ветхого завета. Тема I. Сотворение мира. Введение в курс ОПК Библия – источник познания Древнего мира. Сотворение мира. Создание человека. Грехопадение. Последствия грехопадения. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Тема II. Возникновение и распад древнееврейского государства. Семья Авраама. История Исаака. История Иакова. История Иосифа Исход евреев из Египта. Моисей. Период вождей. Заповеди Бога, данные Моисею. Завоевание земли обетованной. Период судей. Период царей. Разделение еврейского царства. Всеобщее ожидание Спасителя и ветхозаветные пророчества о Господе. Время между событиями Ветхого и Нового заветов. Повторение раздела «Истории Ветхого завета» Раздел II. Новый завет. Тема I. Земная жизнь и деяния Иисуса Христа. Иоанн Предтеча. Рождество Богородицы. Введение во храм. Рождество Христово. Сретение Господне. Иисус в Назарете. Крещение Иисуса Христа. Чудеса Господне. Тема II. Учение Христа. Распятие и воскрешение. Нагорная проповедь Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря. Распятие Христа. Воскрешение Христово. Явление Христа ученикам. Ученики Христа – апостолы. Устройство храма. Православная икона. Повторение раздела: «Учение Христа. Распятие и воскрешение». Экскурсия в православный храм | 35 4 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 7 1 1 1 1 1 2 12 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 3.09.09. 10.09.09. 17.09.09. 24.09.09. 1.10.09. 8.10.09. 15.10.09. 22.10.09. 5.11.09. 12.10.09. 19.11.09. 26.11.09. 3.12.09. 10.12.09. 17.12.09. 24.12.09. 14.01.10. 21.01.10. 28.01.10. 4.02.10. 11.02.20. 18.02.10. 25.02.10. 4 -11-18. .03.10 25.03.10. 8.04.10. 15.04.10. 22.04.10. 29.04.10. 6.05.10. 13.05.10. 20.05.10. 27.05.10. | Ур.формир.зн-й Ур.формир.зн-й Ур.формир.зн-й Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Ур.контр.знаний, умений, навыков Ур.формир.зн-й Ур.формир.зн-й Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Ур.формир.зн-й Комбинир-ый Ур.формир.зн-й Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Комбинир-ый Ур.контр.знаний, умений, навыков | Записи в тетр. Записи в тетр. Записи в тетр., табл. Работа с источником Сообщения, рисунки Работа с источником Записи в тетр. Схема Записи в тетр. Схема Записи в тетр. Работа с источником Записи в тетр. Сообщения Записи в тетр., карта Работа с источником Записи в тетр. Тест Записи в тетр. Работа с источником Работа с источником Записи в тетр. Записи в тетр. Работа с источником Сообщения Работа с источником Записи в тетр. Работа с источником Записи в тетр. Записи в тетр. Записи в тетр. Записи в тетр. Записи в тетр. Тест | Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия Дет. Библия | Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. Презент. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Знания, умения и навыки,
которыми должен овладеть школьник по окончании курса
По окончании изучения курса «Основы православной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.
Учащиеся должны:
знать содержание Евангелия
знать некоторые сюжеты Ветхого Завета
знать историю, значение и традиции православных праздников,
уметь работать с историческими документами
уметь работать с картами
уметь работать со справочной литературой
уметь работать с первоисточниками для их анализа
подготавливать сообщения
излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
Формы контроля знаний уч-ся
Тестирование
Устный ответ
Выполнение заданий в тетради на печатной основе
Подготовка сообщений
Контрольные работы
Работа с текстом учебника
Работа с текстом исторических документов
Работа со схемами и таблицами
Работа с картами
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учащихся:
Бородина А.В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: 2 класс: пособие для 2 класса: в 2-х ч. М.: Основы православной культуры, 2006.
Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских преданий. – М.: ЭКСМО_Пресс, 2001.
Моя первая Библия. Vienna: LogosPress Druckerei Ges.m.b.H. 2004.
Литература для учителя:
Бородина А.В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: 2 класс: пособие для учителей. М.: Основы православной культуры, 2006.
Бородина А.В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: 2 класс: пособие для 2 класса: в 2-х ч. М.: Основы православной культуры, 2006.
Дидактический материал:
Рабочая тетрадь на печатной основе:
Бородина А.В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: рабочая тетрадь для учащихся 2-го класса. М., 2007.
Список дополнительной литературы для учителя и учащихся:
Апокалипсис Святого Иоанна Богослова. // Литературная учёба. 1991. №1. с. 95-137
Апокалипсис Святого Иоанна Богослова. // Литературная учёба. 1991. №2. с.105-131
Деяния Святых Апостолов // Литературная учёба. 1991. №3. с.67-94
Дорофеев В., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие для 1 класса православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.
Евангелие Матфея. // Литературная учёба. 1990. №1. с. 97-141
Евангелие Марка. // Литературная учёба. 1990. №2. с. 141-167
Евангелие Луки. // Литературная учёба. 1990. №3. с. 119-162
Евангелие Иоанна. // Литературная учёба. 1990. №4. с. 104-138
Майкл К. Армор. Путеводитель по Библии. Времена, сюжеты. Vienna: LogosPress Druckerei Ges.m.b.H. 2006.
Международная библейская школа. Учебное пособие. Vienna: LogosPress Druckerei Ges.m.b.H. 2005.
Мень А. Сын человеческий.// Волга. 1991. № 7. с. 191.
Моя первая Библия. Vienna: LogosPress Druckerei Ges.m.b.H. 2004.
О самом главном. Путеводитель к христианской вере и крещению. Vienna: LogosPress Druckerei Ges.m.b.H. 2001.
Ренан Э. Жизнь Иисуса. СПб.: издание М.В. Пирожкова, 1906.
Тахиаос Антоний-Эилий Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Сергиев Посад: Свято-Троицкая лавра. 2005.
Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: Эксмо, 2007.
Тимукина В.Г. Православные чтения в школе. Вольск. 1995.
Уроки для воспитания характера. Vienna: LogosPress Druckerei Ges.m.b.H. 2003.
Юдин В. Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. – Саратов: Приволжское книжное издательство. 1992.
Яшина О.Н. История русской Православной церкви. – М.: «5 за знания». 2007.
Образовательные диски
Библия. Кирилл и Мефодий.
Презентации Панкратовой Ж.А.
ОПК
Песнопения русской православной церкви
Справочник: религии и секты в современной России
х/ф. «Страсти Христовы»
х/ф «Соломон и царица Савская»
х/ф «Саломея»
Приложения к программе
Понятия курса
Культура, религия, религиозная культура, православная культура, церковь, мир внешний и мир внутренний, физический и духовный мир, письменные и материальные исторические источники, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, богодухновенное, Священное Писание, Евангелие, душа, воля, Творец, творение, дьявол, сатана, ангел, архангел, херувим, бессовестный, Адам, Ева, Эдем, рай, ад, заповедь, грех, первородный грех, грехопадение, грех уныния, грех гордыни, благо-дать, благо-дарность, грех лжи и обмана, Бог – все-могущ, -видящ, -силен, Яхве, скиния собраний, судья, Псалтырь, псалмы, Мессия, иудаизм, фарисеи, саддукеи, Тора, синагога, провинция, прокуратор, раввин, вертеп, ясли, Спаситель, Богородица, Богоматерь, сретение, благо-вещение, икона, Рождество, Вифлеемская звезда, летоисчисление, юлианский календарь, волхвы, избиение младенцев, благочестивый, помазанник, пост, постник, крещение, причащение, усекновение, иконостас, алтарь, апсида, барабан, неф, корабль, притвор, икона, заповедь, смирение, апостол, молитва, расслабленный, прокуратор, провинция, благословление, воскрешение, троица, сребролюбие, раскаяние, плащаница, вознесение, пятидесятница, сошествие св. Духа, православие, воздвижение креста, двунадесятые, преходящие, непреходящие праздники.
Творческие работы учащихся:
сообщение по теме: «Андрей Рублёв»
сообщение по теме: «Храмы г. Ртищево и района»
сообщение по теме: «Особенности построения православного храма (канон)»
сообщение по теме: «Храмы Древней Руси»
сообщение по теме: «Вавилонская башня»
сообщение по теме: «Всемирный потоп»
сообщение по теме: «Бой Голиафа и Давида»
сообщение по теме: «Великий царь Соломон»
сообщение по теме: «Апостолы - ученики Иисуса Христа»
сообщение по теме: «Православная Пасха – традиции празднования»
сообщение по теме: «Первое чудо Христа в Кане Галилейской»
сообщение по теме: «Исцеление расслабленного»
сообщение по теме: «Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы»
сообщение по теме: «Воскрешение дочери Иаира»
сообщение по теме: «Благословление детей»
сообщение по теме: «Укрощение бури и хождение по водам»