Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, 5 эл. адрес: [email protected]
Рабочая программа
по организации воспитательной работы
с детьми среднего возраста на 2016-2017 учебный год
2016
Введение
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.
В настоящее время в России общество переосмысливаетсвое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Любой ребёнок с ОВЗ не должен быть социальным инвалидом для окружающих, своей семьи, государства в целом - он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы с воспитанниками специальной (коррекционной общеобразовательной школы-интерната VIII вида раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения. Данная программа воспитательной работы составлена на основании Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка, ФЗ «Об образовании».
Актуальность Дети с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития воспитанники отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Поэтому необходимо воспитать полезные привычки и сформировать социально – нормативные модели поведения.
Цель программы – системное формирование ценностной сферы воспитанников посредством создания условий для последовательного освоениябазовых социокультурных ценностей, для успешной социализации, культурной идентификации и самореализации воспитанников.
Задачи:
воспитывать добросовестное отношения к труду;
воспитывать сознательную дисциплину;
совершенствовать правовое обучение и воспитание;
формировать негативное отношение к вредным привычкам;
формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в
общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях;
Основные направления воспитательной работы.
личностной самооценки, становление личностной позиции «Я – сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки. Развитие умений оказывать сочувствие и поддержку, принимать помощь.
детей культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к собственному здоровью и готовности поддерживать его в оптимальном состоянии; развитие системы профилактических умений по охране здоровья; воспитание привычки к здоровому образу жизни, закаливанию и уходу за организмом.
ценностного отношения к Родине, Отечеству, культурно-историческому прошлому России, привитие детям чувства гордости за свою страну, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, Конституции, законам и нормам общественной жизни; знакомство с истоками национальной культуры, с основами правового поведения.
бережного к нему отношения; формирование духовных запасов личности каждого воспитанника; формирование адекватной моральной самооценки.
на подготовку детей к профессиональному самоопределению, на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нём; осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться; овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда; овладение навыками профессионального самоопределения.
Реализация программы
Данная программа воспитательной работы рассчитана на 234 часа.
Режим занятий. Программа реализуется путем проведения ежедневных воспитательских часов по направлениям, продолжительностью 25 - 40 минут.
Форма занятий:
беседа – дискуссия;
тестирование;
работа с анкетой;
викторина;
экскурсия;
игры, конкурсы, соревнования;
олимпиады;
инструктаж;
практические занятия.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате воспитательной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:
знать «какой я?», «что я могу»;
знать, что здоровье необходимо беречь;
владеть навыками самообслуживающего труда;
знать о видах профессий;
иметь навыки общения с окружающими.
Проверка результатов воспитательной работы будет осуществляться с помощью методики изучения уровня воспитанности детского коллектива, которая составлена на основе методик: «Диагностическая программа изучения уровня воспитанности» М.И.Шиловой, методика воспитанности Н.П. Капустиной.Цельданной методики:выявить уровень воспитанности детей.
Критерии изучения:
уровень развития нравственных качеств;
отношение к обществу;
отношение к труду;
отношение к себе;
взаимоотношения с окружающими.
Методы исследования: наблюдение, анализ действий и поступков.
Режим диагностирования: входная диагностика (октябрь); промежуточная диагностика (февраль); выходная диагностика (май).
Методика исследования уровня воспитанности
Критерии (показатели воспитанности) | Оценка воспитателя | Средний балл (итоговая оценка) |
Санитарно-гигиенические навыки | Аккуратно заправлять кровать | 2 3 4 5 | |
Подстригать ногти | 2 3 4 5 | |
Аккуратно складывать одежду | 2 3 4 5 | |
Содержать в чистоте обувь | 2 3 4 5 | |
Выбирать одежду по сезону | 2 3 4 5 | |
Средний балл | |
Личностное развитие | Соблюдение режимных моментов | 2 3 4 5 | |
Выполнение просьб воспитателя | 2 3 4 5 | |
Бережное отношение к школьному имуществу | 2 3 4 5 | |
Случаи нарушения дисциплины | 2 3 4 5 | |
Доброжелателен к окружающим | 2 3 4 5 | |
Средний балл | |
Отношение к труду | Проявляет интерес к новым знаниям | 2 3 4 5 | |
Обладает навыками самообслуживания | 2 3 4 5 | |
Добросовестно выполняет трудовые поручения | 2 3 4 5 | |
Добросовестно относится к дежурству | 2 3 4 5 | |
Заинтересован в результатах своего труда | 2 3 4 5 | |
Средний балл | |
Нравственные качества | Уважительно относится к старшим | 2 3 4 5 | |
Вежлив с окружающими | 2 3 4 5 | |
Верен своему слову | 2 3 4 5 | |
Способен к милосердию | 2 3 4 5 | |
Старается защитить тех, кого обижают | 2 3 4 5 | |
Средний балл | |
Взаимоотношения с окружающими | Общителен | 2 3 4 5 | |
Охотно отзывается на просьбы взрослых, товарищей | 2 3 4 5 | |
Проявляет доброту к окружающим | 2 3 4 5 | |
Оказывает помощь тому, кто в ней нуждается | 2 3 4 5 | |
Старается мирно разрешать конфликты | 2 3 4 5 | |
Средний балл | |
Отношение к себе | Старается следить за своим внешним видом | 2 3 4 5 | |
Соблюдает правила личной гигиены | 2 3 4 5 | |
Отсутствие вредных привычек | 2 3 4 5 | |
Умеет организовать свое личное время | 2 3 4 5 | |
Обладает самодисциплиной | 2 3 4 5 | |
Средний балл | |
Примечание: 5 - качество проявляется всегда
4 - качество проявляется часто
3- качество проявляется редко
2 - качество не проявляется никогда.
Карта воспитанности
Ф.И. воспитанника__________________________________________________________
№ | Критерии воспитанности | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
Средний балл | Средний балл | Средний балл |
1. | Санитарно-гигиенические Навыки | | | |
2. | Личностное развитие | | | |
3. | Отношение к труду | | | |
4. | Нравственные качества | | | |
5. | Взаимоотношения с Окружающими | | | |
6. | Отношение к себе | | | |
Средний балл | | | |
Уровни воспитанности
Высокий (от 4 до 5 баллов)
Средний (от 3 до 4 баллов)
Низкий (от 2 до 3 баллов)
Отрицательный (от 1 до 2 баллов).
Календарно – тематический план
Направления | Задачи | Количество часов |
теория | практика |
Личностное развитие: основы социализации и общения | - развитие основ личностной самооценки; -формирование навыков общения; -диагностика уровня воспитанности. | 34 | - |
Охрана здоровья и физическое развитие | - формирование и закрепление санитарно-гигиенических навыков; -профилактика вредных привычек; -профилактика ЗОЖ. | 20 | 14 |
Основы гражданского Самосознания | - закладывание основ правового воспитания, экономического просвещения; -осмысление статуса гражданина. | 19 | 15 |
Эстетическое воспитание | - эстетическое освоение окружающего пространства; -формирование эстетического вкуса. | 16 | 18 |
Основы профессионального самоопределения и трудового воспитания | - ознакомление с миром профессий; -осмысление необходимости трудовой деятельности; - формирование навыков коллективной трудовой деятельности. | 11 | 23 |
Список литературы
Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продленного дня. 3-4 классы –М.:ВАКО, 2010.
Синякова В.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. 4 класс. - М.: ВАКО, 2010.
Павлова О.В., Попова Г.П. Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах.- Волгоград: Учитель , 2006.
Касаткина Н.А. Учебно- воспитательные занятия в группе продленного дня. Выпуск 2.-Волгоград: Учитель, 2005.
Болотская С.А., Власова Л.И. внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007.
Толстых Т.В., Хайдукова А.В. Играем, празднуем, соревнуемся. – Волгоград: Учитель, 2008.
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. 1-4 классы.- М.: Глобус, 2007.
Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классные, классные дела. –М., 2005.
Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. М.:ВАКО, 2005.
Жиренко О.Е., Яровая М.Н. Внеклассные мероприятия, 4 класс. -М.:ВАКО, 2007.
Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современные праздники в начальной школе. М., 2004.
Малегон А.В. Классные часы в начальной школе 1-4 классы. –Ярославль, 2009.
Гончарова Н.И., Дыбань Л.С. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. – Волгоград : Учитель, 2007.
Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классные, классные дела. Выпуск 2.- М., 2004.
Харитончик Т.А. Правовое воспитание - Волгоград: Учитель, 2008.
Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - М.: АРКТИ , 2008.
Р.П. Карлина Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение. – изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013.