СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по организации воспитательной работы "Чудо шашки" на 2022-2024 учебный год

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по организации воспитательной работы "Чудо шашки" на 2022-2024 учебный год»


Пояснительная записка

Основанием для разработки программы воспитательной работы в школе является закон № 304 о внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, который был принят 31 июля 2020 года.

Программа воспитательной работы в современных условиях предусматривает расширение направлений воспитательной работы, а именно формирование у обучающихся:

  • чувства патриотизма и гражданственности;

  • уважения к памятникам защитникам Отечества;

  • уважения к закону и правопорядку; 

  • уважения к человеку труда;

  • бережного отношения к культурному наследию и традициям; 

  • бережного отношения к природе и окружающей среде.

Цели и задачи воспитательной работы:

Цель: создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

  • укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

  • формирование социально-бытовых знаний, умения и навыков;

  • развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;

  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям, формирование экологической культуры;

  • формирование и развитие трудовых умений и навыков.

Рабочая программа «Чудо – шашки» разработана на основе авторской «Программы внеурочной деятельности» П.В. Степанова, С.В. Сизяева, Т.Н. Сафронова, М. «Просвещение», 2011 г., сборника программ для внешкольных учреждений спортивных кружков и секций. Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы

Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка с особыми образовательными потребностями.

Развитие способностей детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью протекает медленнее. Занятия шашками развивают у таких детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. Следовательно, дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.

Для учеников школы с интеллектуальной недостаточностью очень важно проявить и тренировать для этой игры такие важные качества, как сосредоточенность и внимание. А ведь эти качества немаловажны для успешного обучения в коррекционной школе. А если ребенок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия, игра в шашки поможет выработать эти необходимые качества.

В процессе занятий шашками учащиеся с интеллектуальной недостаточностью получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. У них формируются навыки работы с книгой и компьютером – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.

Цель программы: использование игры в шашки в целях создания системы психологической и физической подготовки учащихся с интеллектуальной недостаточностью для  успешного решения учебных задач.

Задачи программы:

  • обучать основам шашечной игры: обучение комбинациям, теории и практике игры, изучение истории возникновения шашек, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; 

  • развивать выдержку, силу воли, усидчивость, внимательность и собранность, самокритичность, самостоятельность принимаемых решений;

  • развивать умения производить расчеты на несколько ходов вперед, контролировать правила и эмоции во время игры, умение корректировать принимаемые решения, оценивать результативность выбранной стратегии;

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, указав на нарушение правил игры соперником; умение сопереживать и быть благодарным противнику при любом исходе игры.

Методы, пути и средства достижения целей программы

Программа предполагает овладение учащимися с интеллектуальной недостаточностью комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию, а также работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной деятельности.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

  • спарринг-тренировки;

  • конкурсы решений;

  • сеансы одновременной игры;

  • классификационные турниры.

А также различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа и т.д.);

  • наглядный (использование мультимедийных материалов);

  • практический (шашечные турниры).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский - самостоятельная работа учащихся.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения (1 час в неделю) 34 ч в год. Всего - 68 часов.

Год обучения

Количество часов


в неделю

в год

Первый год

1

34

Второй год

1

34



Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа

Программа рассчитана на воспитанников группы «Орленок». Возраст воспитанников в группе варьируется от 10 до 14 лет. Количество детей в группе до 16 человек.

Содержание программы первого года обучения (34 ч.)

Вводное занятие (1ч.) Различать шашечные системы. Наблюдать за распространением шашечной игры в России и параллельным развитием русских и международных шашек.

История развития шашек (1 ч.) Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Введение Петром I шашек в программу ассамблей. Первая книга по шашкам в России, написанная в 1827 г. А. Д. Петровым. Культурное значение шашек. Параллельное раз­витие русских и международных шашек. Борьба за ми­ровую шашечную корону.

Шашечный кодекс (2 ч.) Понятие о правилах игры в русские и международные шашки. Виды соревнований - турниров и мат­чей, правила их проведения. Участники соревнований, их права и обязанности, правила поведения спортсмена, спортивная этика. Роль судьи соревнования.

Первоначальные понятия (2 ч.) Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной теории и ее общие вопросы: что и как изучает теория, три стадии партии, взаимное обогащение теории и прак­тики, общее правило равновесия материальных сил, стремление к приобретению материального превосходства. Понятие о шашеч­ной позиции, позиционное преимущество - важный путь к дости­жению победы, сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях, умении и важ­ности расчета.

Практические занятия. Упражнения на усвоение пра­вил игры в русские шашки, упражнения на овладение нотацией шашечной доски. Разбор и решение тематических примеров. Иг­ры с записью партий.

Тактика (3 ч.) Различные способы выигрыша шашек, разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры, простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии. Значение недостающей шашки в равных позици­ях, жертва шашки, «самообложение», «роздых», «любки». Красо­та комбинационных эпизодов игры. Комбинационные ловушки, контрудары.

Практические занятия. Упражнения на различные спо­собы выигрыша шашек, практика в отыскании за доской техни­ческих приемов и комбинаций.

Стратегия (2 ч.) Значение центральных полей доски. Сила и сла­бость центра, бортовых полей. Тактика - важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии. Выбор наиболее выгодного плана. План игры на ослабление пункта, про­рыв, овладение важными полями доски (например, с5 или f4).

Практические занятия. Разбор, решение и разыгрыва­ние характерных тематических примеров.

Эндшпиль (2ч.) Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой, пра­вило оппозиции - противостояния шашек. Три дамки против од­ной, «треугольник» А. Петрова, способ М. Гоняева. Борьба одной шашки против двух и более шашек (характер­ные ничейные позиции в борьбе одной против двух). Примеры вы­игрыша двумя против одной. Ничейные возможности в борьбе од­ной против трех и более шашек.

Практические занятия. Разбор специальных тематиче­ских примеров, решение упражнений.

Дебют (2 ч.) Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Игре Фи­липпова», «Обратной городской партии», «Перекрестке», «Оты­грыше», «Старой партии», «Игре Бодянского». Понятие об оценке флангов и решение вопроса о том, какие шашки целесообразно прежде всего развивать в дебютной стадии.

Практические занятия. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций, тематические игры с разбором сыгранных партий.

Композиция (2 ч.) Концовки, задачи и этюды - произведения ком­позиции - особой области шашечного творчества, имеющей сво­ей целью раскрытие красоты шашечной игры. Связь композиции с практической партией. Практические занятия. Просмотр и беглый разбор не­сложных, но эффектных, впечатляющих композиций.

Международные шашки (2 ч.) Особенности правил боя на стокле­точной доске. Красота игры, простор для творчества. Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбина­ции, этюдные маневры. Практические занятия. Упражнения на усвоение отли­чительных правил международных шашек, разбор игровых при­меров, демонстрирующих глубину и красоту международных ша­шек. Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений (8 ч.) Систематичность спарринг-тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры. Учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.

Классификационные турниры (7 ч.) Участие в соревнованиях. Запись партий, их последующий разбор с преподавателем.


Содержание программы второго года обучения (34 ч.)

Повторение терминологии шашиста. Шашечный кодекс. (1ч.) Наблюдать за историей разработок шашечных правил игры, организацией и судейством соревнований. Знать последствия выхода игроков из турнира.

История развития шашек (1 ч.) Шашки в России. Выдающиеся шашисты конца XIX в.: С. Воронцов, Ф. Каулен, братья А. и В. Шошины, П. Бодянский, А. Оводов, Д. Саргин - и их творческий вклад в теорию русских шашек. Первый пропа­гандист и популяризатор шашек в России П. Бодянский. Значение аналитических работ братьев Шошиных для создания теории начал и исследований Н. Панкратова для теории окончаний.

Составление таблицы очередности игр по круговой системе (2ч.) Школа воспитания моральных и психологических качеств.

Маневренные возможности, умение и важность производить расчеты. (2ч.) Использовать в игре позиционное преимущество, ведущее к достижению победы, силу дамки, значение связок, разменов, владеть оппозицией, темпах.

Тактика (3 ч.) Комбинация в партии, ее идейное содержание и це­ли, комбинационное зрение. Вскрытие дамочных полей, финаль­ные удары. Мотивы, идеи и механизмы комбинаций. Изучение технических приемов комбинаций. Красота комбинаций. Жертвы для получения позиционного преимущества. Жертвы в сочетании с другими тактическими приемами (связка, оппозиция, зажим и т. п.).

Практические занятия. Разбор тематических упражне­ний, нахождение решений в комбинационных примерах.

Стратегия (2 ч.) Понятие об атаке и защите. Оценка игровых воз­можностей для создания атаки, характер ее ведения. Разнообра­зие атакующих и защитных тактических средств. Вынужденное изменение плана игры в зависимости от обстоятельств борьбы. План игры с учетом связи комбинационных и позиционных дей­ствий, лучшее использование резервов, выбор момента для про­ведения решающего маневра. Связь стратегии и тактики. Такти­ка - неотъемлемая часть стратегии, ее обслуживающая и ей подчиненная.

Практические занятия. Упражнения на овладение иг­ровыми приемами для ведения атаки и защиты путем отыскания решений в заданных позициях.

Эндшпиль (2 ч.) Борьба простых шашек (две против двух, типич­ные примеры из борьбы двух против трех, три шашки против трех, три — против четырех, по четыре шашки с каждой стороны). Совместная борьба дамок и простых (дамка против простых, на­ходящихся на одном фланге; дамка против двух и трех простых на разных флангах; совместная борьба дамок и простых против дамки, а также против дамки с простыми).

Практические занятия. Анализа специально подобран­ных окончаний, отработка приемов игры в эндшпиле.

Дебют (2 ч.) Важность изучения начал партии. Краткая история развития дебюта, современное состояние дебютной теории. Инди­видуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие зада­чи начала партии. «Игра Петрова» (исследования А. Д. Петрова в данном дебюте как первый вклад в теорию, своеобразие этой системы игры по уголкам, оценка дебюта в свете современного понимания силы центра доски, современные схемы игры за чер­ных). Дебют «Кол» (атакующие возможности белых, так­тика защиты черных, характерные комбинационные идеи, клас­сическая система, «Колугловик», вариант с разменом на q5, раз­менный вариант, отказ белых от постановки «Кола»). Дебют «Обратный кол» (основная идея начала, отличие позиций этого дебюта от позиций «Кола», основные схемы развития). Дебют «Городская партия» (характерные особенности борьбы в этом на­чале, влияние связок на игру в центре, развитие шашки h2, зна­чение позиционного маневра, распространенность начала, класси­ческая система, система с занятием белыми поля f4, система игры без упора на а1, занятие белыми поля h4, система с двойным разменом черных). Дебюты «Отыгрыш» и «Старая партия» (ос­новные схемы развития в этих началах). Дебюты «Косяк», «Об­ратный косяк» и «Отказанный косяк» (их сложность, главные си­стемы игры).

Композиция (2 ч.) Красота комбинационных концовок и этюдов, их связь с практической партией, понятие о шашечных задачах, ос­новные критерии и требования к произведениям композиции. Со­ревнования по композиции, классификация составителей концо­вок, задач и этюдов.

Практические занятия. Разбор интересных для прак­тической партии концовок и этюдов.

Спортивный режим, психологическая подготовка (2 ч.) Гигиениче­ские знания и навыки. Общий режим дня. Занятие физическими упражнениями. Режим питания. Водные процедуры, закаливание организма.

Моральные качества, свойственные спортсмену. Значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства шашистов, совершенствование моральных и волевых качеств. Психология шашечной борьбы.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновремен­ной игры, консультационные партии (6 ч.) Последовательность перехо­да от теоретических занятий к спарринг-тренировкам, сочетание их с проведением разнообразных конкурсов решений, сеансами одновременной игры (обычными и тематическими), консультаци­онными партиями. Контрольные работы.

Классификационные турниры (4 ч.) Участие в классификационных турнирах для кружковцев. Последующий разбор сыгранных пар­тий. Приобретение навыков в организации соревнований и прове­дении судейства.

Другие соревнования (5 ч.) Участие в первенствах класса, школы, района и т. п. Последующий разбор сыгранных партий.

Предполагаемые результаты реализации программы

Критерии оценки первого года обучения.

Первый уровень:

  • знание теории и практики шашечной игры;

  • умение по заданным критериям производить расчеты на несколько ходов вперед;

  • умение моделировать при помощи составленных правил комбинации игры;

  • овладение элементарными навыками игры в шашки.

Второй уровень:

  • знание теории и практики шашечной игры;

  • умение с помощью учителя производить расчеты на несколько ходов вперед;

  • умение моделировать с помощью учителя комбинации игры;

  • овладение навыками игры в шашки в пределах программы.

Третий уровень:

  • знание теории и практики шашечной игры;

  • умение самостоятельно производить расчеты на несколько ходов вперед;

  • умение самостоятельно моделировать комбинации игры;

  • овладение навыками игры в шашки.

Критерии оценки второго года обучения

Первый уровень:

  • умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, оценивать результативность выбранной стратегии по заданным критериям;

  • в пределах программы владеет основами шашечной игры;

  • составляет комбинации игры по заданным критериям;

  • умеет сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности по заданным критериям; 

  • при помощи составленных правил выражает мысли, указав на нарушение правил игры соперником.

Второй уровень:

  • с помощью учителя умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, контролировать правила и эмоции во время игры, умеет корректировать принимаемые решения, оценивать результативность выбранной стратегии;

  • владеет основами шашечной игры;

  • с помощью учителя составляет комбинации игры;

  • с помощью учителя умеет сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; 

  • под руководством учителя умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, указав на нарушение правил игры соперником.

Третий уровень:

  • самостоятельно умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, контролировать правила и эмоции во время игры, умеет корректировать принимаемые решения, оценивать результативность выбранной стратегии;

  • полностью владеет основами шашечной игры;

  • самостоятельно составляет комбинации игры;

  • самостоятельно умеет сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; 

  • самостоятельно умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, указав на нарушение правил игры соперником.

Результаты обучения:

  • просчитывание ходов в игре способствует развитию стратегического мышления и воспитывает целеустремленность, из-за чего ребенок становится мудрее и дальновиднее;

  • понимание того, что от собственного решения зависит результат партии, приучает детей к ответственности за свои поступки и учит объективно оценивать ситуацию;

  • длительная мыслительная работа повышает работоспособность и учит самодисциплине;

  • воспитывается выдержка и терпение, ведь желание выиграть заставляет довести партию до конца.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные:

  • умение анализировать и достигать поставленной цели;

  • умение прогнозировать и корректировать игру.

Познавательные:

  • осуществлять анализ ходов во время игры;

  • умение действовать в соответствии с правилами игры и просчитывать алгоритм ходов.

Коммуникативные:

  • умение договариваться и приходить к общему решению;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать её;

  • умение задавать вопросы в соответствии с ходом игры и сотрудничества с партнером;

  • умение адекватно реагировать на результат игры.

Предметные результаты обучения:

  • овладение основам шашечной игры;

  • обучение детей шашкам способствуют повышению успеваемости в школе;

  • систематическая игра в шашки тренирует память, внимание, мышление, воображение и, как следствие, все психические познавательные процессы;

  • шашки развивают важную способность – ценить и рассчитывать время. Формы и виды контроля

Проверка усвоения теоретических знаний при помощи тренировочных партий, турниров, викторин, конкурсов решения задач; анализ сыгранных партий; шашечные турниры.

Методические рекомендации

Учебный материал программы изложен в описательной форме и в соответствии с современными педагогическими требованиями. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий преподаватель должен пользоваться хорошо подобранными примерами из практики прежних и современных мастеров шашек. При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных учащихся, подтягивая к ним остальных.

Если какая – либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел следует проработать на практических занятиях. Это, прежде всего, относится к начальной стадии партии – дебюту, который должен изучаться в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимися навыков практической игры.

При сохранении последовательности и единства программы он может индивидуально подходить к изложению материала, приводя в качестве примеров яркие иллюстрации, взятые из современной практики.

Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий учащихся, сеансы одновременной игры (на заданную тему), показ творчества мастеров шашечного искусства, консультации и пр. Распределение тематики этих занятий и их продолжительность (по разделам, темам) зависят от местных условий и должны быть установлены самим преподавателем. Допускается, например, проведение практической части программы комбинированно: беседа по итогам шашечных соревнований, легкие партии, повторение пройденного материала. Основная цель практических занятий – закрепить полученные теоретические знания и содействовать самостоятельной работе учащихся.

В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Значительно расширяется и масштаб участия юных шашистов в различных турнирах и матчах, в сеансах одновременной игры мастеров, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шашечную литературу.











Тематический план

Первый год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Всего

Занятия

Соревнования


1.


Вводное занятие

1


1


-

Различать шашечные системы. Наблюдать за распространением шашечной игры в России и параллельным раз­витием русских и международных шашек.

2.

История развития шашек

1

1

-

Познакомить с основами игры «Русские шашки»

3.

Шашечный кодекс


2

2

-

Знать правила игры в русские и международные шашки. Различать виды соревнований. Владеть правилами поведения спортсмена, спортивной этикой.

4.

Первоначальные понятия


2

1

1

Владеть основами шашечной теории и ее общими вопросы. Определять позиционное преимущество - важный путь к дости­жению победы, сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях, умении и важ­ности расчета.

5.

Тактика


3

1

2

Различать способы выигрыша шашек, разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Оценивать значение недостающей шашки в равных позици­ях, жертв шашки, «самообложение», «роздых», «любки», комбинационных ловушек, контрударов.

6.

Стратегия


2

1

1

Оценивать значение центральных полей доски. Сила и сла­бость центра, бортовых полей. Соотносить выбор наиболее выгодного плана игры на ослабление пункта, про­рыв, овладение важными полями доски.

7.

Эндшпиль


2

1

1

Просчитывать ходы, оценивать время и пространство, игровое качество дамки, три дамки против од­ной.

8.

Дебют


2

2

-

Определять дебют, его основные цели. Владеть наиболее распространенными дебютными ловушками. Оценивать фланг и решение вопроса о том, какие шашки целесообразно прежде всего развивать в дебютной стадии.

9.

Композиция


2

2

-

Строить ком­позицию, имеющей сво­ей целью раскрытие красоты шашечной игры. Уметь связывать композицию с практической партией.

10.

Международные шашки


2

1

1

Знать особенности правил боя на стокле­точной доске. Владеть нотацией доски, записью ходов и положений. Использовать ловушки в дебютах, комбина­циях.

11.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры.


8

-

8

Владеть спарринг-тренировками, разнообразием их тематики, сеансами одновременной игры. Разбирать сыгранные партии, проверять выполнения заданий.

12.

Классификационные турниры


7

-

7

Участвовать в школьных соревнованиях. Вести запись партий с их последующим разбором с преподавателем.


Итого:

34

13

21



Второй год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Всего

Занятия

Соревнования


1.



Повторение терминологии шашиста. Шашечный кодекс


1



1



-



Наблюдать за историей разработок ша­шечных правил игры, организацией и судейством соревнований. Знать последствия выхода игроков из турнира.

2.

История развития шашек

1

1

-

Владеть особенностями шашек в России. Оценивать творческий вклад выдающихся шашистов в теорию русских шашек.

3.

Составлять таблицу очередности игр по круговой системе.

2

2

-

Школа воспитания моральных и психологических качеств.

4.

Маневренные возможности, умение и важ­ность производить расчеты

2

2

-

Использовать в игре позиционное преимущество, ведущее к дости­жению победы, силу дамки, значение связок, разменов, владеть оппозицией, темпах.

5.

Тактика


3

1

2

Владеть комбинацией в партии, ее идейным содержанием. Изучать технические приемы комбинаций.

6.

Стратегия


2

1

1

Владеть атакой и защитой. Оценивать игровые воз­можности для создания атаки, характер ее ведения. Разнообра­зить атакующих и защитные тактические средства. Строить план игры с учетом связи комбинационных и позиционных дей­ствий.

7.

Эндшпиль


2

1

1

Владеть борьбой простых шашек и совместной борьбой дамок и простых шашек.

8.

Дебют


2

2

-

Оценивать важность изучения начал партии. Знать историю развития дебюта. Использовать инди­видуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие зада­чи начала партии.

9.

Композиция


2

1

1

Использовать комбинационные концовки и этюды, их связь с практической партией. Владеть ос­новными критериями и требованиями к произведениям композиции.

10.

Спортивный режим, психологическая подготовка


2

2

-

Применять гигиениче­ские знания и навыки.

Определять значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства шашистов, совершенствовать моральные и волевые качества. Изучать психологию шашечной борьбы.

11.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры.


6

-

6

Владеть последовательностью перехо­да от теоретических занятий к спарринг-тренировкам, уметь сочетать их с проведением разнообразных конкурсов решений, сеансами одновременной игры.

12.

Классификационные турниры

4

-

4

Участвовать в классификационных турнирах. Владеть навыками в организации соревнований и прове­дении судейства.

13.

Другие соревнования

5

-

5

Принимать участие в первенствах класса, школы, района и т. п. с последующим разбором сыгранных партий.


Итого:

34

14

20


Описание материально-технического обеспечения программы

«Чудо - шашки»

Библиотечный фонд:

1.Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- Киев: Здоровье, 1985.

2.Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. 1992.

3.Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010

4.Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. 2007

5.Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

6.Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе

7.Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе

8.Начальное образование. – 2006. - №4

9.Б.Грцезон «Шашки – это интересно», 1989г.

10.Я.Каплунов «Секреты шашечного сундука», 2001г.

Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер.

Экранно – звуковые пособия:

Слайды (презентации), соответствующие тематике учебной программы, видеоматериал по программе, онлайн игры.

Оборудование класса: шашечные комплекты.