Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гашунская средняя общеобразовательная школа №4
«Утверждено»
Приказ от 31.08.18г № 125
Директор школы ________
Мищенко Л.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
Класс: 4
Сроки реализации: 2018-2019 учебный год
Количество часов: 33
Учитель: Филиппенко Наталья Алексеевна
п. Байков
2018г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России» от 06.10.2009 №373 с изменениями на 31.12.2015)
2. Примерной образовательной программой по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (от 08.04.2015г. №1/15)
3. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Гашунской СОШ № 4 на 2018-2019 учебный год (Приказ от 31.08.2018 №125)
4.УМК
Авторская программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана- Граф, 2012.
Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.2.- 3-е изд. М.: Вентана – Граф, 2018.
Данная рабочая программа составлена на основании
1. Федерального закона от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.48 п.1 (в ред. от 8.07. 2018 года)
2. Областного закона от 14.11.2013г № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (ред. от 24.04.2015г № 362-ЗС)
3. Положения о рабочей программе (Приказ по МБОУ Гашунской СОШ № 4 от 30.08.2016г. № 148)
4. Приказа по МБОУ Гашунской СОШ №4 «О разработке и утверждении рабочей программы учителя» от 02.08.2018 №96
Цели:
- формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
- формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Согласно годовому календарному учебному графику и расписанию ОО на 2018-2019 учебный год на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») отводится 33 часа, 1час в неделю.
Без выхода в интернет.
1.Планируемые результаты освоения программы «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к обучению, ориентации на содержательные моменты действительности.
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты по учебному предмету ОРКСЭ модуль
«Основы православной культуры»
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих православной культуры (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия (и других религий), истории их формирования в России;
понимать значение традиционной, религиозной культуры в жизни людей, семей, народов российского общества, в истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
II.Содержание программного материала ОРКСЭ модуль
«Основы православной культуры»
№ п/п | Название раздела | Содержание программы | Формы организации занятий | Основные виды деятельности |
1 | Россия-страна, объединившая народы | Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Русский язык – государственный язык России. Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, | Объяснять понятия: родина, патриот, отечество, столица, президент. Описывать государствен-ные символы. Называть народы, проживающие на территории РФ. |
2 | Культура рождённая религией | Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Традиционные религии народов России Войдём в православный храм | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. | Выражать слова благодарнос-ти в Разнообраз-ных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказывать о традициях русской православной культуры. |
3 | Православие в России | Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Вечные вопросы человечества. Монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. | Дают определения основных понятий православной культуры. |
4 | Чему учит православное христианство | Чудеса, освещенные Иисусом Христом согласно Евангелию. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовые и духовные составляющие церковных таинств. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. | Рассказывать о том, кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. |
5 | Традиции православного христианства | Значение храма в жизни православных верующих. Правила поведения в храме. Храм как культурно-историческое наследие. Внутреннее строение храма. Притвор. Средняя часть. Иконостас. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв, Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Фреска и икона в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Особенное изображение на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика света и цвета в иконописи. История календаря. Различные системы летоисчисления. Двунадесятые праздники Русской Православной Церкви. Праздник Рождества Христова. Праздник Крещения Господня. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила великого поста. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, | Рассказать, как устроен православный храм |
6 | Какие ценности есть у человечества | Любовь в христианском понимании. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Защита Родины. Пример земной жизни Иисуса Христа как выражение высшей меры любви в христианской системе ценностей. Прощение как христианская добродетель. Обида и прощение. Умение прощать в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, | Уметь объяснить выражение «внутренний мир» человека. Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. Совесть и раскаяние |
График прохождения учебного материала
«Утверждаю» Приказ от
31. 08. 2018г. №125
Директор школы:
___________Мищенко Л.Ю.
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
Класс: 4
Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.2.- 3-е изд. М.: Вентана – Граф, 2018.
Авторская программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана- Граф, 2012
Количество часов в год -33; в неделю – 1
Учитель: Филиппенко Наталья Алексеевна
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Контроль |
| | | вид | дата |
1 | Россия-страна, объединившая народы | 2 | | |
2 | Культура рождённая религией | 2 | | |
3 | Православие в России | 5 | | |
4 | Чему учит православное христианство | 7 | зачёт | 19.12 |
5 | Традиции православного христианства | 14 | | |
6 | Какие ценности есть у человечества | 4 | зачет | 15.05 |
III.Календарно- тематическое планирование. Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») 4 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата п ф |
Россия-страна, объединившая народы |
1 | Россия – многонациональная держава. | 1 | 5.09 | |
2 | Русский язык – государственный язык России | 1 | 12.09 | |
Культура рождённая религией |
3 | Традиционные религии народов России | 1 | 19.09 | |
4 | Войдём в православный храм | 1 | 26.09 | |
Православие в России |
5 | Православие – традиционная религия России | 1 | 3.10 | |
6 | Монастырь и его обитатели | 1 | 10.10 | |
7 | Первые шаги к просвещению | 1 | 17.10 | |
8 | Монастыри – центры культуры. «Троица» Андрея Рублёва | 1 | 24.10 | |
9 | Церковно- приходские школы. | 1 | 31.10 | |
Чему учит православное христианство |
10 | Бог - создатель мира | 1 | 14.11 | |
11 | Десять заповедей Божиих | 1 | 21.11 | |
12 | Сын Божий Иисус Христос | 1 | 28.11 | |
13 | Чудеса Иисуса Христа. Проповедь | 1 | 5.12 | |
14 | Притчи Иисуса Христа. Предательство Иуды | 1 | 12.12 | |
15 | Апостолы-ученики Иисуса Христа. Защита проекта. | 1 | 19.12 | |
16 | Священная книга христиан | 1 | 26.12 | |
Традиции православного христианства |
17 | Христианская жизнь. Добро и зло. | 1 | 16.01 | |
18 | Христианская семья. | 1 | 23.01 | |
19 | Ценности православной семьи. | 1 | 30.01 | |
20 | Секреты православной семьи. | 1 | 6.02 | |
21 | Богослужение в Русской Православной Церкви | 1 | 13.02 | |
22 | Молитва в православии | 1 | 20.02 | |
23 | Храм - дом Божий | 1 | 27.02 | |
24 | Иконы и фрески | 1 | 6.03 | |
25 | Богослужение | 1 | 13.03 | |
26 | Правила поведения в храме | 1 | 20.03 | |
27 | Православный календарь. Его особенности. | 1 | 3.04 | |
28 | Пост. Что это такое? | 1 | 10.04 | |
29 | Православные праздники: Рождество, Крещение Господне | 1 | 17.04 | |
30 | Православные праздники: Пасха | 1 | 24.04 | |
Какие ценности есть у человечества |
31 | Что помогает людям жить в мире и согласии | 1 | 8.05 | |
32 | Творческие работы учащихся. Защита проекта. | 1 | 15.05 | |
33 | Будь терпим, умей прощать. Будь милосерден и добр | 1 | 22.05 | |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УР
Методического объединения ……………….Нечаева Л.В.
Учителей начальных классов 30.08.2018г.
МБОУ Гашунской СОШ №4
От 29 .08.2018г. №1
Руководитель МО…………
Бахтиярова Т.А.