СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль ОПК) составлена в соответствии с ФГОС. За основу взята авторская программа Н.Ф.Виноградовой "Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гашунская средняя общеобразовательная школа №4





«Утверждено»

Приказ от 31.08.18г125

Директор школы ________

Мищенко Л.Ю.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

Класс: 4

Сроки реализации: 2018-2019 учебный год

Количество часов: 33

Учитель: Филиппенко Наталья Алексеевна













п. Байков

2018г.


Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена в соответствии с:


1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России» от 06.10.2009 №373 с изменениями на 31.12.2015)


2. Примерной образовательной программой по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (от 08.04.2015г. №1/15)


3. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Гашунской СОШ № 4 на 2018-2019 учебный год (Приказ от 31.08.2018 №125)


4.УМК

Авторская программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана- Граф, 2012.

Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.2.- 3-е изд. М.: Вентана – Граф, 2018.


Данная рабочая программа составлена на основании


1. Федерального закона от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.48 п.1 (в ред. от 8.07. 2018 года)


2. Областного закона от 14.11.2013г № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (ред. от 24.04.2015г № 362-ЗС)


3. Положения о рабочей программе (Приказ по МБОУ Гашунской СОШ № 4 от 30.08.2016г. № 148)


4. Приказа по МБОУ Гашунской СОШ №4 «О разработке и утверждении рабочей программы учителя» от 02.08.2018 №96



Цели:

- формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи:

- знакомство обучающихся с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,

- формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Согласно годовому календарному учебному графику и расписанию ОО на 2018-2019 учебный год на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») отводится 33 часа, 1час в неделю.


Без выхода в интернет.

1.Планируемые результаты освоения программы «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция на уровне положительного отношения к обучению, ориентации на содержательные моменты действительности.

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты по учебному предмету ОРКСЭ модуль

«Основы православной культуры»

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих православной культуры (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

  • ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия (и других религий), истории их формирования в России;

  • понимать значение традиционной, религиозной культуры в жизни людей, семей, народов российского общества, в истории России;

- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

  • устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

  • акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.




































II.Содержание программного материала ОРКСЭ модуль

«Основы православной культуры»



№ п/п

Название раздела

Содержание программы

Формы организации занятий

Основные виды деятельности

1

Россия-страна, объединившая народы

Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки.

Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой».

Русский язык – государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа

с иллюстративным материалом,


Объяснять понятия: родина, патриот, отечество, столица, президент. Описывать государствен-ные символы.

Называть народы, проживающие на территории РФ.

2

Культура рождённая религией

Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию.

Традиционные религии народов России

Войдём в православный храм

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа

с иллюстративным материалом.


Выражать слова благодарнос-ти в

Разнообраз-ных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры

и православия. Рассказывать о традициях русской православной

культуры.

3

Православие в России

Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Вечные вопросы человечества. Монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа

с иллюстративным материалом.


Дают определения основных понятий православной культуры.

4

Чему учит православное христианство

Чудеса, освещенные Иисусом Христом согласно Евангелию. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовые и духовные составляющие церковных таинств.

Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа

с иллюстративным материалом.


Рассказывать о том, кого

православная культура называет Творцом. Какие дары получили

от Творца люди. Понимать, как вера влияет на поступки человека,

и рассказать об этом.

5

Традиции православного христианства

Значение храма в жизни православных верующих. Правила поведения в храме. Храм как культурно-историческое наследие. Внутреннее строение храма. Притвор. Средняя часть. Иконостас. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв, Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Фреска и икона в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Особенное изображение на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика света и цвета в иконописи. История календаря. Различные системы летоисчисления. Двунадесятые праздники Русской Православной Церкви. Праздник Рождества Христова. Праздник Крещения Господня. Пасха – главный христианский праздник. Великий пост. Правила великого поста.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа

с иллюстративным материалом,


Рассказать, как

устроен православный храм

6

Какие ценности есть у человечества

Любовь в христианском понимании. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Защита Родины. Пример земной жизни Иисуса Христа как выражение высшей меры любви в христианской системе ценностей. Прощение как христианская добродетель. Обида и прощение. Умение прощать в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа

с иллюстративным материалом,


Уметь

объяснить выражение «внутренний мир» человека.

Объяснить, в чём заключается

свобода для христианина.

Совесть и

раскаяние




График прохождения учебного материала


«Утверждаю» Приказ от

31. 08. 2018г. №125

Директор школы:

___________Мищенко Л.Ю.


Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

Класс: 4

Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.2.- 3-е изд. М.: Вентана – Граф, 2018.

Авторская программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана- Граф, 2012


Количество часов в год -33; в неделю – 1


Учитель: Филиппенко Наталья Алексеевна



№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Контроль




вид

дата

1

Россия-страна, объединившая народы

2



2

Культура рождённая религией

2



3

Православие в России

5



4

Чему учит православное христианство

7

зачёт

19.12

5

Традиции православного христианства

14



6

Какие ценности есть у человечества

4

зачет

15.05











III.Календарно- тематическое планирование. Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») 4 класс.


№ п/п


Тема урока

Кол-во часов

Дата


п ф

Россия-страна, объединившая народы

1

Россия – многонациональная держава.

1

5.09


2

Русский язык – государственный язык России

1

12.09


Культура рождённая религией

3

Традиционные религии народов России

1

19.09


4

Войдём в православный храм

1

26.09


Православие в России

5

Православие – традиционная религия России

1

3.10


6

Монастырь и его обитатели

1

10.10


7

Первые шаги к просвещению

1

17.10


8

Монастыри – центры культуры. «Троица» Андрея Рублёва

1

24.10


9

Церковно- приходские школы.

1

31.10


Чему учит православное христианство

10

Бог - создатель мира

1

14.11


11

Десять заповедей Божиих

1

21.11


12

Сын Божий Иисус Христос

1

28.11


13

Чудеса Иисуса Христа. Проповедь

1

5.12


14

Притчи Иисуса Христа. Предательство Иуды

1

12.12


15

Апостолы-ученики Иисуса Христа. Защита проекта.

1

19.12


16

Священная книга христиан

1

26.12


Традиции православного христианства

17

Христианская жизнь. Добро и зло.

1

16.01


18

Христианская семья.

1

23.01


19

Ценности православной семьи.

1

30.01


20

Секреты православной семьи.

1

6.02


21

Богослужение в Русской Православной Церкви

1

13.02


22

Молитва в православии

1

20.02


23

Храм - дом Божий

1

27.02


24

Иконы и фрески

1

6.03


25

Богослужение

1

13.03


26

Правила поведения в храме

1

20.03


27

Православный календарь. Его особенности.

1

3.04


28

Пост. Что это такое?

1

10.04


29

Православные праздники: Рождество, Крещение Господне

1

17.04


30

Православные праздники: Пасха

1

24.04


Какие ценности есть у человечества

31

Что помогает людям жить в мире и согласии

1

8.05


32

Творческие работы учащихся. Защита проекта.

1

15.05


33

Будь терпим, умей прощать. Будь милосерден и добр

1

22.05






Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УР

Методического объединения ……………….Нечаева Л.В.

Учителей начальных классов 30.08.2018г.

МБОУ Гашунской СОШ №4

От 29 .08.2018г. №1

Руководитель МО…………

Бахтиярова Т.А.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!