Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» для 4 б класса
разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г, № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 20.12.2014г. №1643)
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сусатская СОШ;
Учебным планом МБОУ «Сусатская СОШ» на 2018/2019 учебный год и положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Сусатская СОШ» утвержденного приказом МБОУ Сусатская СОШ от 17.08.2018 г. № 225;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);
- Авторской программой по предмету «Основы православной культуры», авторы О.Л.Янушкевичене, Ю.С.Васенко
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуются как обязательный в 4 классе в объёме 1 час в неделю. Родителями (законными представителями) обучающихся в 2018 – 2019 учебном году выбрано два модуля из 6 ОРКСЭ – «Основы православной культуры» - 16 человек обучающихся, учитель Авилова Татьяна Ивановна и «Основы светской этики» - 18 человек обучающихся, учитель Чуприна Анастасия Витальевна. Следовательно, из 33–х обучающихся 4–х классов школьники делятся на две группы и идут на урок по выбранному модулю. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных и светских традиций многонационального народа России. Данная рабочая программа создана на один 2018-2019 учебный год и будет реализована в 4 классе. Изменений в авторскую программу по «Основам православной культуры», О.Л.Янушкевичене, Ю.С.Васенко не внесено.
Цель курса: формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного
процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ Сусатская СОШ на изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы православной культуры» отводится 34 часа (34 рабочие недели), 1 час в неделю. Будет проведено в I четверти – 8 час, во II четверти – 8час, в III четверти – 10час, в IVчетверти – 8час.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. — М.: OOO «Русское слово» — учебник» 2017г.
Электронные ресурсы:
Православный календарь. http://days.pravoslavie.ru/
Основы религиозных культур и светской этики. http://www.orkce.org/
Общероссийская Олимпиада школьников по Основам православной культуры. http://opk.pravolimp.ru/
Православное образование. http://media.otdelro.ru/
Сайт «Вера и время». Московская городская Ассоциация учителей Православной культуры. http://www.verav.ru/common/theme.php?num=7
Презентации, уроки по ОПК педагога Рябчук С.М. (г. Находка, Приморский край). http://www.rusedu.ru/member2120.html
Методические материалы по Основам православной культуры. http://wiki.iteach.ru/index.php/Основы_православной_культуры
Поиск презентаций по тематике православной культуры (по ключевым словам). http://www.myshared.ru/category/1/
Светоч. Учебные и методические материалы по православной культуре. http://svetoch-opk.ru/
Курс занятий. http://vologda-eparhia.ru/category/методические-материалы
12 уроков Православия. http://www.12urokovpravoslavia.ru/index.html
Обучение детей по данной программе курса направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Предметные результаты:
готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;
знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России;
осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции.
Метапредметные результаты:
овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета по Основам православной культуры; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с содержанием курса; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность наличия различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета по Основам православной культуры;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, изучаемыми на Основах православной культуры и в курсе ОРКСЭ в целом, при изучении других учебных дисциплин в начальной школе;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета по Основам православной культуры.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление православных христианских гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ православной культуры;
развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе принятия ценностей и традиций православной культуры, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса на конец
учебного года:
В течение учебного года рекомендуется провести три диагностических работы.
Стартовая диагностика в начале учебного года в форме анкетирования с целью выявления исходных знаний учащихся по предмету и исходного отношения к учебному предмету.
Диагностика в конце первого полугодия в форме анкетирования с целью выявления уровня полученных знаний учащихся по изученной тематике; отношения к урокам по ОПК (психологическая комфортность работы на уроках, отношение к учебе, учебному предмету, проблемы); ориентации в интересах учащихся для планирования подготовки проектных работ.
Итоговая диагностика в конце учебного года в форме анкетирования с целью выявления отношения к учебному предмету; защита и оценивание творческих работ учащихся.
В целом комплексная система оценивания результатов образования учащихся по
«Основам православной культуры» с учетом специфики содержания предмета духовно-
нравственной воспитательной направленности и новизны предметной области по
религиозным культурам и светской этике, а также имеющегося педагогического опыта
может включать оценивание:
посещаемости учащимся уроков (в %);
активности учащегося на уроках;
качества ведения учебной тетради, папки с заданиями, рисунками, другими творческими работами (портфолио);
выполнения домашних заданий, текущих тестов, самостоятельных работ к отдельным урокам;
подготовки сообщений к урокам инициативно и по заданию учителя;
участия во внеурочных и внешкольных занятиях, мероприятиях;
участия в подготовке итоговых творческих проектов;
участия в школьных и других конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах по «Основам православной культуры», Общероссийской олимпиаде школьников по «Основам православной культуры».
Содержание учебного материала (34 часа)
1.Тема: Введение в предмет
Введение в предмет (содержание, время изучения, особенности организации образовательного процесса). Культура, православная культура. Крещение Руси. Особенности изучения религиозной культуры, традиции в школе. Участие родителей, семьи. Содержание курса, учебника. Условные обозначения в учебнике. Особенности оценивания знаний.
2.Тема: Россия — наша Родина
Православное христианство — традиционная религия русского и других народов России. Православие как «восточное христианство». Религия, религиозная культура. Равноправие граждан России по признаку отношения к религии и религиозной принадлежности. Веротерпимость. Россия — наша Родина.
3.Тема: Самая главная встреча
Вера в Бога – основа православной культуры. Совесть как «голос Бога» в душе человека. Любовь как сущность Бога. Проявления Божественной любви в мироздании, в жизни человека. Православная культура как встреча человека, людей с Богом.
4. Тема: Введение в православную традицию
Божественное Откровение, способы его передачи. Священное Предание Церкви, что его составляет. Понятие традиции, православная христианская традиция. Православная христианская традиция как основа русской национальной культуры. Развитие православной традиции, культуры в истории и современности. Православные христиане как творцы православной традиции.
5.Тема: Есть только одна Книга
Священное Писание христиан — Библия. Время создания Библии, её авторы. Отношение христиан к Священному Писанию. Состав Библии, Ветхий и Новый Заветы. Значение Библии в православной культуре.
6.Тема: Бог — Творец мира
Бог — Творец Вселенной. Бог — Господь, управитель творения. Творение человека,
прародители человечества Адам и Ева. Человек как образ и подобие Бога. Прародители в раю.
7.Тема: История одного предательства
Библейское предание об искушении прародителей. Грех. Грехопадение прародителей, его сущность и последствия. Первородный грех. Обетование (обещание) людям о Спасителе.
8.Тема: В ожидании Спасителя
В ожидании Спасителя Христова. Каин и Авель. Зависть и братоубийство. Значение покаяния. Предание о Всемирном потопе. Праведный Ной. Вавилонское столпотворение. Разрушение Богом Вавилонской башни. Вавилонское строительство как образ безбожного делания, предприятия.
9.Тема: Возлюби Господа Бога твоего…
Десять заповедей. Пророк Моисей. Содержание первых четырёх заповедей об отношении людей к Богу. Первая заповедь о единобожии. Идолопоклонство. Вторая заповедь закона Моисея. Что может быть «кумиром» в жизни человека. Третья заповедь закона Моисея. Понятие благоговения. Четвертая заповедь о субботнем дне. Воскресный день в христианской традиции.
10.Тема: Возлюби ближнего твоего…
Заповеди закона Моисея об отношении к людям, ближним.
Пятая заповедь о почитании родителей. Шестая заповедь о запрете убийства. Седьмая заповедь о сохранении верности в браке. Восьмая заповедь о запрете кражи. Девятая заповедь о запрете ложного свидетельства. Десятая заповедь о запрете зависти. Единство всех десяти заповедей Моисея. Иисус Христос о смысле всех Десяти заповедей.
11.Тема: Девочка, Которая стала Храмом
Иоаким и Анна — родители Богородицы Марии. Детство Марии. Богородица Мария при Иерусалимском храме, в доме старца Иосифа. Благовещение Пресвятой Богородицы, архангел Гавриил. Праздники Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы.
12.Тема: «В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос…»
Новый Завет Библии о Рождестве Иисуса Христа. Иосиф и Богородица в Вифлееме. Иисус — Спаситель. Христос — Мессия. Поклонение пастухов, волхвов, их дары. Праздник Рождества Христова в Церкви. Традиции празднования Рождества Христова на Руси. Святки.
13.Тема: Сын Человеческий
Бог-Троица в православной христианской традиции. Тайна Бога-Троицы, о познаваемости Бога. Иоанн Креститель, Крещение Господне. Праздник Богоявления. Иисус Христос — Богочеловек. Евангельские рассказы. Спасение Петра на водах. Значение веры в жизни христианина, отношение к суевериям. Исцеление расслабленного, значение помощи ближних в спасении человека.
14.Тема: Притчи Иисуса Христа
Притчи как литературный жанр. Притча о блудном сыне. Значение покаяния и милосердия. Притча о потерянной овце. Значение любви Бога в жизни человека. Притча о милосердном самарянине. Значение милосердия к ближним.
15 -17 Тема: Как стать счастливым-3час
Нагорная проповедь Иисуса Христа. Девять заповедей блаженств. Блаженство как состояние внутренней радости человека в единстве с Богом. Заповеди блаженств в их отношении и связи с Десятью заповедями Ветхого Завета. Первая заповедь блаженств о духовной нищете. Грех гордыни. Смирение как христианская добродетель.
Вторая заповедь блаженств. Значение покаяния. Третья заповедь блаженств. Кротость как добродетель. Четвертая заповедь блаженств о желании правды. Стремление к истине, добру как христианская добродетель. Пятая заповедь блаженств. Милосердие в христианской нравственной культуре. Грех как преступное бездействие. Шестая заповедь блаженств в сердечной чистоте.
Седьмая заповедь блаженств о миротворцах. Восьмая заповедь блаженств, важность следования правде, отстаивания истины в жизни человека. Девятая заповедь блаженств о гонениях за правду, Христа. Заповедь Христа о совершенстве человека, цели христианской жизни.
18.Тема: Планирование учебных проектов
Определение проектных групп учащихся. Обсуждение тематики и содержания проектных работ с учащимися. Определение форм взаимодействия школьников в проектных группах и с учителем, порядка и сроков подготовки проектных работ.
19.Тема: Подвиг христианской жизни
Золотое правило нравственности в поучении Иисуса Христа, его отличие от «негативного» варианта этого правила (не делай другому того, чего не хотел бы себе). Подвиг христианской жизни Духовное усилие в жизни христиан, сознательный отказ от греха. Заповедь неосуждения в православной нравственной культуре (ненавидеть грех, а не грешника). Личная нравственная ответственность человека. Отношение христиан к земным благам, к личным врагам. Заповедь Иисуса Христа о любви (Заповедь новую даю вам…).
20.Тема: Крестный путь и Воскресение
Вход Господень в Иерусалим, вербное воскресенье. Предательство Иисуса Христа одним из учеников. Страстная неделя. Тайная вечеря. Распятие Иисуса Христа. Благоразумный разбойник. Воскресение Иисуса Христа. Праздник Воскресения Христова (Пасха). Явления Иисуса Христа ученикам. Вознесение Иисуса Христа.
21.Тема: Церковь — корабль спасения
Сошествие Святого Духа на апостолов. Благодать. Праздник Троицы. Апостолы Иисуса Христа, апостольская проповедь. Празднование Троицы на Руси. Образование христианской Церкви. Церковь как единство верующих во Христе.
22.Тема: От рождения до вечности
Церковь как единство верующих во Христе, присоединение человека к Церкви. Таинства в Церкви. Священнослужители Церкви, апостольская преемственность. Таинство Крещения. Таинство Миропомазания. Таинство Исповеди. Таинство Причащения. Таинство Венчания, христианская семья. Таинство Елеосвящения. Таинство Священства, степени священства (дьякон, священник, епископ).
23.Тема: Каждый день праздник
Церковный календарь. Святые люди, их почитание в Церкви. Жития святых, лики святых. Понятие праздника в православной культуре. Двунадесятые праздники. Пасха Христова — главный праздник Церкви. Именины. Православный праздник в русской литературе.
24.Тема: Дорога к храму
Православный храм как место общего богослужения в Церкви. Церковные колокола, виды колокольного звона. Крест в православной христианской традиции. Устройство православного храма. Алтарь, правила нахождения в алтаре. Иконостас. Царские врата.
25.Тема: Икона — окно в Божий мир
Икона (образ) как образ священного. Кто и что изображается на иконах. Особенности иконы в сравнении с художественной картиной (отсутствие перспективы, тени и др.). Символ, символические средства изображения на иконах. Нимб. Свет на иконах. Добродетели. Отношение православных христиан к иконам, почитание икон на Руси. Красный угол в христианском доме.
26.Тема: «Героем тот лишь назовётся…»
Личные усилия и помощь Божия в борьбе человека с грехом. Помощь святых. Молитва и пост как духовное оружие в борьбе с грехом. Молитва в жизни христиан. Молитвослов. Пост — обучение воздержанию.
27.Тема: Пастырь добрый
Николай Чудотворец, рассказ о нём. Почитание Святого Николай Мирликийского в Церкви, на Руси. Память Святого Николая Мирликийского в церковном календаре.
28.Тема: «Не в силе Бог, а в правде!»
Святой князь Александр Невский, рассказ о нём. Роль Святого Александра Невского в русской истории, защите веры и Церкви на Руси. Отношение христиан к врагам Отечества.
29.Тема: Жизнь как горящая свеча
Преподобный Сергий Радонежский, рассказ о нём. Монахи в Церкви. Преподобные как лик святости в Церкви. Троице-Сергиева лавра. Благословение Дмитрия Донского и его воинства.
30.Тема: Любовь сильнее смерти
Мученики, исповедники как лики святых в Церкви. Гонения на Церковь, христиан в начале 20 века в России. Семья императора России Николая II, рассказ о ней. Царственные страстотерпцы, их отношение к личным врагам.
31.Тема: Заключение. Богатыри
Труд души и физический труд в православной культуре, образе жизни христиан. Отношение к труду в православной культуре. Честность в труде. Необходимость учиться труду и добру.
32- 33 - 34 Подготовка и представление творческих проектов учащихся
Консультирование и помощь педагога учащимся в подготовке итоговых творческих проектов, работ по православной культуре. Организация и проведение в школе фестиваля духовной культуры с участием родителей школьников. Представление творческих проектных работ учащихся по тематике православной культуры, обсуждение, подведение итогов обучения.
На занятиях в 4 классе по курсу «Основы православной культуры» используется безотметочная система обучения:
Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность обучающегося, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний обучающимися.
Формы организации образовательного процесса:
Подходы к оцениванию представлены следующим образом:
контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашней работы, самостоятельной работы;
взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);
самоконтроль;
фронтальная проверка знаний;
творческий отчет.
Одними из способов оценивания являются: наблюдение, анкетирование, тестирование, участие во внеурочных и внешкольных занятиях, мероприятиях; в конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах по Основам православной культуры, Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры; активность в подготовке творческих проектов, творческий отчет, пополнение портфолио.
Используемые формы организации образовательного процесса:
Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
Виды организации учебной деятельности:
самостоятельная работа
творческая работа
конкурс
викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
текущий
итоговый
индивидуальный
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | кол-во час. | Дата проведения |
план. | факт. |
-
| Введение в предмет | 1 | 04.09 | 04.09 |
-
| Россия — наша Родина | 1 | 11.09 | 11.09 |
-
| Самая главная встреча | 1 | 18.09 | 18.09 |
-
| Введение в православную традицию | 1 | 25.09 | 25.09 |
-
| Есть только одна Книга | 1 | 02.10 | 02.10 |
-
| Бог — Творец мира | 1 | 09.10 | 09.10 |
-
| История одного предательства | 1 | 16.10 | 16.10 |
-
| В ожидании Спасителя | 1 | 23.10 | 23.10 |
-
| Возлюби Господа Бога твоего… | 1 | 06.11 | 06.11 |
-
| Возлюби ближнего твоего… | 1 | 13.11 | 13.11 |
-
| Девочка, Которая стала Храмом | 1 | 20.11 | 20.11 |
-
| «В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос…» | 1 | 27.11 | 27.11 |
-
| Сын Человеческий | 1 | 04.12 | 04.12 |
-
| Притчи Иисуса Христа | 1 | 11.12 | 11.12 |
-
| Как стать счастливым. Часть 1 | 1 | 18.12 | 18.12 |
-
| Как стать счастливым. Часть 2 | 1 | 25.12 | 25.12 |
-
| Как стать счастливым. Часть 3 | 1 | 15.01 | 15.01 |
-
| Планирование учебных проектов | 1 | 22.01 | 22.01 |
-
| Подвиг христианской жизни | 1 | 29.01 | 29.01 |
-
| Крестный путь и Воскресение | 1 | 05.02 | 05.02 |
-
| Церковь — корабль спасения | 1 | 12.02 | 12.02 |
-
| От рождения до вечности | 1 | 19.02 | 19.02 |
-
| Каждый день праздник | 1 | 26.02 | 26.02 |
-
| Дорога к храму | 1 | 05.03 | 05.03 |
-
| Икона — окно в Божий мир | 1 | 12.03 | 12.03 |
-
| «Героем тот лишь назовётся…» | 1 | 19.03 | 19.03 |
-
| Пастырь добрый | 1 | 02.04 | 02.04 |
-
| «Не в силе Бог, а в правде!» | 1 | 09.04 | 09.04 |
-
| Жизнь как горящая свеча | 1 | 16.04 | 16.04 |
-
| Любовь сильнее смерти | 1 | 23.04 | 23.04 |
-
| Заключение. Богатыри | 1 | 30.04 | |
-
| Подготовка творческих проектов учащихся | 1 | 07.05 | |
-
| Представление творческих проектов учащимися | 1 | 14.05 | |
-
| Представление творческих проектов учащимися | | 21.05 | |
Итого: 34 часа | | | |
12