ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЗИМОГОРЬЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА МАЛЬКО»
(полное наименование образовательной организации)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
__________ О.Н.Давыдюк
«___»___________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы православной культуры»
(предмет, курс, модуль)
_________базовый___________
(уровень программы)
____________4_____________
(параллель, класс)
Составитель рабочей программы:
Давыдюк Ольга Николаевна
_____2017_____
(год составления программы)
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» (базовый уровень) для 4 класса разработана на основе:
(IV класс, базовый уровень) для образовательных организаций (учреждений)
Луганской Народной Республики;
авторской программы А.В.Кураев «Основы православной культуры»;
учебного пособия «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы», авт. А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010.
учебника для общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры. 4 класс». В 2-х ч. , авт. Е. В.Чорная, Е.В.Мальцева, Л.Н.Бурдачева, В.В.Нестерова; Под общ. ред. Е. В. Чорной. – Луганск: ООО «Прес-экспресс», 2017.- 134 с.: ил.
методических рекомендаций по преподаванию учебного предмета «Основы православной культуры» в 2017-2018 учебном году.
Рабочая программа курса «Основы православной культуры» рассчитанная на 34 учебных часа (1 час в неделю), реализуется в 4-м классе в соответствии с рабочим учебным планом на 2017 – 2018 учебный год.
Содержание курса ориентировано на совершенствование процесса воспитания детей, укрепление их духовного здоровья через принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе реализации программы, предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирующих основу гражданского самосознания подрастающего поколения, соблюдающих Конституцию, уважающих её духовные и культурные традиции, стремящихся к выстраиванию мирных добрососедских взаимоотношений с представителями разных культур и мировоззрений.
Цель и задачи обучения
Цель: формирование гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к духовным, нравственным ценностям на основе православной свято-отеческой традиции.
Задачи:
– знакомство учащихся с основами православной культуры;
– развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и духовных ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали;
–формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;
– создание условия для развития способностей младших школьников к
общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира
и согласия;
– возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
– укрепление физического, духовно-нравственного здоровья младшего школьника.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
православной культуры»
В ходе освоения предмета «Основы православной культуры» обеспечиваются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Требования к личностным результатам:
– формирование основ православной гражданской идентичности, чувства гордости за свою землю, народ и Родину;
– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
– формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
– адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
– знание, понимание и принятие учащимися ценностей: духовность, Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа родного края;
– знакомство с основами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
– формирование первоначальных представлений о православной культуре, ее роли в истории и современности;
– осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате полноценного изучения курса учащимися можно добиться следующих результатов:
понимание учащимися культурообразующей роли Православия на родной земле, базового значения библейских заповедей для формирования нравственного общества, духовного роста личности;
определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;
понимание учащимися конфессионального разнообразия человечества;
понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
объективная необходимость общения с представителями иной религиозно-культурной традиции, объединения усилий в решении общих задач (экологических, экономических, социальных, в вопросах сохранения мира и т.д.);
мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей и религиозно-культурных традиций;
стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, взаимопонимание с одноклассниками, другими людьми.
Формы и виды учебной деятельности
В рамках курса «Основы православной культуры» формы и виды учебной деятельности основываются на следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включая в себя: учебные занятия, экскурсии, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов на православные темы.
Основное содержание программы
Содержание учебного курса ОПК ориентировано на ознакомление с культурой и традициями Православия и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Раздел 1 Знакомство с новым предметом
Наша Родина. Родина. Патриот. Отечество. Значение семьи в жизни человека. Духовные традиции.
Культура и религия. Христианство. Православие. Религия. Культура. Возникновение и распространение православной культуры. Связь культуры народа и его религии. Значение православной культуры в жизни людей, общества.
Как христианство пришло на Русь. Князь Владимир. Нестор Летописец. Мудрость. Крещение. Исповедь. Вера в единого Бога. Святая Русь. Церковь.
Библия и Евангелие. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Священное Писание. Пророк. Апостол. Значение для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии. Структура Библии. Библия как обращение Бога к человечеству. Проповедь Христа.
Раздел 2 Нравственность в Православии
Бог и человек в Православии. Творец. Любовь. Мир. Культура. Православная культура. Взаимосвязь между православной культурой и поведением людей. Связь человеческих представлений о Боге с законами добра.
Православное учение о человеке. Тело. Дух. Душа. Тело. Внутренний мир человека. Христианское представление о человеке. Христианское понимание взаимоотношения души и тела человека. Какие качества души составляют внутренний мир человека. Различие телесных и душевных свойств и качеств человека. Душа тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.
Совесть и раскаяние. Раскаяние. Совесть. Различать добро и зло человеку помогает совесть. Значение покаяния в православной культуре. Разница между покаянием и признанием ошибки.
Милосердие и сострадание. Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Милосердие как основополагающий нравственный постулат; начало, облагораживающее и улучшающее жизнь человека и общества. Этимологии слова «милосердие».
Золотое правило нравственности. Грех. Неосуждение. «Золотое правило» как условие оценивания собственного поведения. Связь неосуждения с памятью о своих ошибках.различие отношения к греху и отношения к согрешившему человеку.
Заповеди. Заповеди. Моисей. Обстоятельства, при которых были даны заповеди. Структура заповедей и значение. Заповеди помогают людям различать добро и зло. Выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.
Подвиг. Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва
Богу. Подвижник.
Раздел 3 Благая Весть и спасение человека
Проповедь Христа. Проповедь. Нагорная проповедь Христа. Месть. Богатство.
Заповеди блаженства. Заповеди блаженств. Нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны чистые сердцем. Блаженны миротворцы. Блаженны изгнанные за правду.
Христос и его Крест. Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.
Таинство Причастия. Тайная вечеря. Причастие. Христова сила и благодать. Крещение. Миропомазание. Покаяние. Причащение. Елеосвящение. Венчание.
Священство. Литургия.
Творческие проекты. Представление и презентация творческих работ учащихся.
Раздел 4 Православные традиции
Календарный год в Православии. Православный календарь и его отличие от светского. Православные праздники. Православные двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово; Сретение Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; День Сошествия Святого Духа; Успение Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня.
Храм – дом Божий на земле. Значение храма в жизни православных верующих. Икона. Благословение. Иконостас. Царские врата и алтарь. Внутреннее строение и убранство православного храма. Традиции и правила поведения в храме. Православные храмы родного края.
Православная молитва. Священное писание. Священное предание. Молитва. Молитва - славословие. Благодать. Виды молитвы. Отличие материальных благ от духовных радостей. Происхождение молитвы «Отче наш», смысл входящих в нее слов и выражений.
Икона и фреска в православной культуре. Икона. Фреска. Технология, правила и традиции создания фресок. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Иконопись как достояние мировой художественной и духовной культуры. Особенности иконописного изображения. Различия в написании иконы и картины. Способы и средства изображения в иконе духовного мира. Отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
Прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Православное творчество. Символы. Райское дерево. Киоты. Аналои. Канун. Паникадил. Потиры.
Раздел 5 Жизнь в Православии - жизнь по заповедям
Зачем творить добро. Самоотверженность. Святой. Сила добра. Благодарность Богу.
Чудо в жизни христианина. Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Святая Троица.
Православие о Божием суде. Божий суд. Смерть в христианстве. Вера в
бессмертии.
Православный монастырь. Монах. Послушание. Монашенские обеты. Инок.
Отношение христианина к природе. Ответственность за мир. Христианское милосердие. Природа – Божий Храм.
Христианская семья. Семья. Венчание. Тактичность. Брак.
Пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное
яйцо. Светлая седьмица. Радоница. Земной путь Иисуса Христа. Воскресение
Христова. Празднование Пасхи, традиции праздника, его символы.
Христианин в труде. Заповедь труда. Труд. Лень и гордыня.
Защита Отечества. Оборонительная война. Подвиг. Герои.
Раздел 6 Духовное краеведение Луганщины
История развития православия на Луганщине. Возникновение Православия на Луганщине. Соборы. Храмы. Монастыри.
Храмы Луганщины. Духовное наследие. История возникновения храмов.
Основное содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
4 класс |
1. | Знакомство с новым предметом | 4 ч. |
2. | Нравственность в Православии | 7 ч. |
3. | Благая Весть и спасение человека | 5 ч. |
4. | Православные традиции | 5 ч. |
5. | Жизнь в Православии - жизнь по заповедям | 9 ч. |
6. | Духовное краеведение Луганщины | 4 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Знакомство с новым предметом – 4 часа |
1 | 1 | Наша Родина | 04.09 | | |
2 | 2 | Культура и религия | 11.09 | | |
3 | 3 | Как христианство пришло на Русь | 18.09 | | |
4 | 4 | Библия и Евангелие | 25.09 | | |
Нравственность в Православии – 7 часов |
5 | 1 | Бог и человек в Православии | 02.10 | | |
6 | 2 | Православное учение о человеке | 09.10 | | |
7 | 3 | Совесть и раскаяние | 16.10 | | |
8 | 4 | Милосердие и сострадание | 30.10 | | |
9 | 5 | Золотое правило этики | 06.11 | | |
10 | 6 | Заповеди | 13.11 | | |
11 | 7 | Подвиг | 20.11 | | |
Благая Весть и спасение человека – 5 часов |
12 | 1 | Проповедь Христа | 27.11 | | |
13 | 2 | Заповеди блаженства | 04.12 | | |
14 | 3 | Христос и его Крест | 11.12 | | |
15 | 4 | Таинство Причастия | 18.12 | | |
16 | 5 | Творческие проекты | 25.12 | | |
Православные традиции – 5 часов |
17 | 1 | Календарный год в Православии | 15.01 | | |
18 | 2 | Храм – дом Божий на земле | 22.01 | | |
19 | 3 | Православная молитва | 29.01 | | |
20 | 4 | Икона и фреска в православной культуре | 05.02 | | |
21 | 5 | Прикладное искусство | 12.02 | | |
Жизнь в Православии - жизнь по заповедям – 9 часов |
22 | 1 | Зачем творить добро | 19.02 | | |
23 | 2 | Чудо в жизни христианина | 26.02 | | |
24 | 3 | Православие о Божием суде | 05.03 | | |
25 | 4 | Православный монастырь | 12.03 | | |
26 | 5 | Отношение христианина к природе | 19.03 | | |
27 | 6 | Христианская семья | 02.04 | | |
28 | 7 | Пасха | 09.04 | | |
29 | 8 | Христианин в труде | 16.04 | | |
30 | 9 | Защита Отечества | 23.04 | | |
Духовное краеведение Луганщины – 4 часа |
31 | 1 | История развития православия на Луганщине | 30.04 | | |
32 | 2 | Храмы Луганщины | 07.05 | | |
33 | 3 | История возникновения храмов | 14.05 | | |
34 | 4 | Духовное наследие. Итоговый урок | 21.05 | | |
РАССМОТРЕНО:
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
от «____»___________2017г. № _____
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
__________ Т.И.Дегтярева
«____»___________2017г.