СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" для 2-го класса

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" для 2-го класса для общеобразовательных учреждений Луганской Народной Республики составлена в соответствии с программой курса под общей редакцией Чорной Е.В. – методиста отдела методики преподавания учебных дисциплин Государственного учреждения дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования Луганской Народной Республики».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" для 2-го класса»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЗИМОГОРЬЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА МАЛЬКО»

(полное наименование образовательной организации)



УТВЕРЖДАЮ:

Директор

__________ О.Н.Давыдюк

«___»___________2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы православной культуры»

(предмет, курс, модуль)

_________базовый___________

(уровень программы)

____________2_____________

(параллель, класс)






Составитель рабочей программы:

Давыдюк Ольга Николаевна

















_____2018_____

(год составления программы)

Пояснительная записка

Основы православной культуры – это культурологический курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, традиций своего и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер. С одной стороны по своему содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников, с другой стороны, учебный курс ОПК дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной школы.

Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» (базовый уровень) для 2 класса разработана на основе:

  • Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 495-од от 21.05.2018 «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»);

  • Программы по курсу «Основы православной культуры» (2 класс, базовый уровень) для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, допущенной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 767-од от 17 августа 2018г).

Составители:

Белаш С.В. – методист учебных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевский городской методический кабинет»;

Буранова Е.А. – методист психологической службы Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевский городской методический кабинет».

Общая редакция:

Чорная Е.В. – методист отдела методики преподавания учебных дисциплин Государственного учреждения дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования Луганской Народной Республики».;

  • Республиканской программы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы (утв. Постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики №532 от «04» октября 2016 года);

  • методических рекомендаций по преподаванию учебного предмета «Основы православной культуры» в 2018-2019 учебном году.

Рабочая программа курса «Основы православной культуры» рассчитанная на 34 учебных часа (1 час в неделю), реализуется во 2-м классе за счет часов части учебного плана формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с рабочим учебным планом на 2018 – 2019 учебный год.

Содержание курса ориентировано на совершенствование процесса воспитания детей, укрепление их духовного здоровья через принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе реализации программы, предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирующих основу гражданского самосознания подрастающего поколения, соблюдающих Конституцию, уважающих её духовные и культурные традиции, стремящихся к выстраиванию мирных добрососедских взаимоотношений с представителями разных культур и мировоззрений.


Цель данной программы, является формирование у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православных традиций культуры нашей Родины, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Задачи:

– организация систематического и системного изучения основ православной культуры;

– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и духовных ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– формирование первоначальных представлений о православной вере, ее роли в культуре, истории и современности нашего края;

– формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;

– создание условия для развития способностей обучающихся к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

– возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

– формирование уважительного отношения к другим традиционным религиям и добрым светским традициям на основе главной христианской заповеди – любви к ближнему;

– осознание ценности человеческой жизни;

– воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, православных традициях;

– формирование чувства любви к Родине, осознание своей причастности к ее судьбе, ответственности за ее настоящее и будущее;

– укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей;

– укрепление физического, духовно-нравственного здоровья обучающихся;

– формирование основных понятий и ценностей: любовь, Родина (Отечество), нравственность, долг, милосердие, миролюбие, верность, вера, память, семья, ближний и их понимание как основы традиционной культуры нашего народа.



Общая характеристика курса

«Основы православной культуры. 2 класс»

Курс «Основы православной культуры. 2 класс», интегрируя в себе теологические, исторические, эстетические, филологические знания, имеет исключительные возможности для формирования мировоззрения личности: эмоционально-оценочного отношения к знаниям, к нравственным нормам, эстетическим проявлениям.

Его задача систематическое и последовательное сообщение детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а такой ценностной традицией для нашей Республики является православная культура).

Имея духовно-нравственную и эстетическую направленность, курс «Основы православной культуры. 2 класс» будет знакомить обучающихся с ценностями православной христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.

Изучение курса позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, обществознание, литература, русский язык, мировая художественная культура.

В данной программе курса «Основы православной культуры. 2 класс» соблюдается преемственность по содержанию, целям и задачам с Примерной программой для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «Основы православной культуры». IV класс. Базовый уровень. 2016г. (утв. Министерством образования и науки Луганской Народной Республики приказ №483 от 27.12.2016).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Основы православной культуры. 2 класс»

В ходе освоения курса «Основы православной культуры. 2 класс» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Требования к личностным результатам:

– формировать основы православной гражданской идентичности, чувства уважения к истории и культуре гордости своего народа и страны;

– развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и других народов;

– развивать эстетические потребности, ценности и чувства как регуляторов морального поведения;

– воспитывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;

– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

– мотивировать установку на здоровый образ жизни, приобщение к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

– формировать овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства её осуществления;

– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

– осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;

– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– определять общие цели и пути её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

– формировать способность адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- формировать понимание и принятие обучающимися ценностей: духовность, Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций народа нашего края;

– знакомить с основами православной морали, пониманием их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

– формировать первоначальные представления о православной культуре, ее роли в истории и современности;

– осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся, изучив курс, научатся:

– пересказывать содержание основных составляющих православной культуры, духовной традиции (православная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, обычаи и обряды, православный календарь и праздники, нормы отношений между людьми и др.);

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной морали;

- готовить сообщения по выбранным темам.

Обучающиеся, изучая курс, получат возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для нашего народа духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на православных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.



Формы и виды учебной деятельности

В рамках курса «Основы православной культуры. 2 класс» формы и виды учебной деятельности основываются на следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включая в себя: учебные занятия, экскурсии, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов на православные темы.


Основное содержание программы

курса «Основы православной культуры. 2 класс»

Содержание учебного курса «Основы православной культуры. 2 класс» ориентировано на ознакомление с культурой, традициями и вероучением Православия и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Данный курс требует глубоко продуманного и тактичного преподавания в контексте других общеобразовательных дисциплин.


Тематический план

курса «Основы православной культуры. 2 класс»

№ раздела

Содержание программного материала

Количество часов

2 класс

1

Родина. Народ. Культура

8 ч

2

Православие

8 ч

3

Православные праздники.

14 ч


Итоговые уроки

4 ч


Всего

34 ч


2 класс - 34 часа

Раздел 1. Родина. Народ. Культура. 8 ч.

Что называем Родиной. Красота Луганщины. Народ как общность людей, объединённых едиными целями, идеями, языком и культурой. Народы, проживающие в крае, их духовное, историческое и культурное единство. Дружба народов.

Нерукотворная и рукотворная красота окружающего мира. Человек как

создатель рукотворной культуры. Понятие о культуре как о лучшем из всего, что делается людьми. Традиции как ценные явления культуры, передаваемые из поколения к поколению. Семейные традиции.

Культура как совместное творчество народов.

Православие как духовная ценность народа, края. Влияние православия на духовность народа, его культуру и жизнь.

Исторические и культурные памятники Луганщины.

Луганщина в литературных и поэтических произведениях.

Музеи как хранилища вещественных памятников культуры.

Библиотеки как хранилища письменных памятников культуры.

Человек как хранитель культуры, традиций, веры. Православный народ.

Раздел 2. Православие. 8 ч.

Нерукотворная красота природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Сотворение человека по образу Божию. Человек – венец творения. Прародители Адам и Ева.

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла.

Православие – это учение о Боге как Творце, о Его познании и о Его прославлении.

Иисус Христос – Спаситель мира. Библия - Книга о Спасителе и спасении людей.

Духовный смысл человеческой жизни. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Церковь – собрание верующих во Христа. Миряне. Монахи.

Крест. Православный храм. Икона.

Раздел 3. Православные праздники. 14 ч.

Понятие праздника как выделение людьми в календаре и в своей жизни торжественных дней, связанных с важными событиями семьи, страны, веры.

Семейные праздники.

Государственные праздники.

Особенность православных праздников. Радость, одухотворенность, прощение – состояние души во время православных торжеств.

Главные православные праздники.

Рождество Христово.

Рождество Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Сретение Господне.

Богоявление, или Крещение Господне.

Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение.

Пасха Господня.

День Святой Троицы.

Успение Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы.

Радоница. Празднование Дня победы. Поминовение павших воинов в Православной Церкви. Забота о ныне живущих ветеранах – наш нравственный долг.

Отражение истории православных праздников в живописи, поэзии и музыке.

Праздничные иконы.

Итоговые уроки. 4 ч.

Обобщение знаний о православии, о православных праздниках.

Экскурсии по памятным местам, в музеи, библиотеки, в православные храмы города.


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

  1. Родина. Народ. Культура. - 8 часов

1

1

Что называем Родиной. Красота Луганщины. Народ как общность людей, объединённых едиными целями, идеями, языком и культурой. Народы, проживающие в крае, их духовное, историческое и культурное единство. Дружба народов.




2

2

Нерукотворная и рукотворная красота окружающего мира. Человек как создатель рукотворной культуры. Понятие о культуре как о лучшем из всего, что делается людьми. Традиции как ценные явления культуры, передаваемые из поколения к поколению. Семейные традиции.

Культура как совместное творчество народов.




3

3

Православие как духовная ценность народа, края. Влияние православия на духовность народа, его культуру и жизнь.




4

4

Исторические и культурные памятники Луганщины.




5

5

Луганщина в литературных и поэтических произведениях




6

6

Музеи как хранилища вещественных памятников культуры. Библиотеки как хранилища письменных памятников культуры.




7

7

Библиотеки как хранилища письменных памятников.




8

8

Человек как хранитель культуры, традиций, веры. Православный народ.




  1. Православие - 8 часов

9

1

Нерукотворная красота природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.




10

2

Сотворение человека по образу Божию. Человек – венец творения. Прародители Адам и Ева.




11

3

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла.




12

4

Православие – это учение о Боге как Творце, о Его познании и о Его прославлении.




13


5

Иисус Христос – Спаситель мира. Библия - Книга о Спасителе и спасении людей.




14

6


Духовный смысл человеческой жизни. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).




15

7

Церковь – собрание верующих во Христа. Миряне. Монахи.






16

8

Крест. Православный храм. Икона.




  1. Православные праздники - 14 часов

17

1

Понятие праздника как выделение людь-ми в календаре и в своей жизни торжест-венных дней, связанных с важными событиями семьи, страны, веры.




18

2

Семейные праздники.




19

3

Государственные праздники.




20

4

Особенность православных праздников. Радость, одухотворенность, прощение – состояние души во время православных торжеств.

Главные православные праздники.




21

5

Рождество Христово. Богоявление, или Крещение Господне.



22

6


Рождество Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.




23

7

Сретение Господне.




24

8

Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение.

Пасха Господня.




25

9

Благовещение Пресвятой

Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы.




26

10

Покров Пресвятой Богородицы.




27

11

Радоница. Поминовение павших воинов в Православной Церкви. Празднование Дня победы. Забота о ныне живущих ветеранах – наш нравственный долг.




28

12

День Святой Троицы.




29

13

Отражение истории православных праздников в живописи, поэзии и музыке.




30

14

Праздничные иконы.




Итоговые уроки – 4 часа

31

1

Обобщение знаний о православии.




32

2

Обобщение знаний о православных праздниках.




33

3

Экскурсии по памятным местам, в музеи, библиотеки.




34

4

Экскурсия в православные храмы города.








РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания методического

объединения учителей начальных классов

от «____»___________2018г. № _____




СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

__________ Т.И.Дегтярева

«____»___________2018г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!