СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" для 5-го класса

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" для 5-го класса общеобразовательных школ Луганской Народной Республики. Программа составлена на основе программы ОПК под общей редакцией Чорной Е.В. ...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" для 5-го класса»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЗИМОГОРЬЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА МАЛЬКО»

(полное наименование образовательной организации)



УТВЕРЖДАЮ:

Директор

__________ О.Н.Давыдюк

«___»___________2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы православной культуры»

(предмет, курс, модуль)

_________базовый___________

(уровень программы)

____________5_____________

(параллель, класс)






Составитель рабочей программы:

Давыдюк Ольга Николаевна



















_____2018_____

(год составления программы)

Пояснительная записка

Основы православной культуры – это культурологический курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, традиций своего и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер. С одной стороны по своему содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников, с другой стороны, учебный курс ОПК дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной школы.

Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» (базовый уровень) для 5 класса разработана на основе:

  • Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 495-од от 21.05.2018 «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»);

  • Программы по курсу «Основы православной культуры» (2, 3, 5 классы, базовый уровень) для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, допущенной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 767-од от 17 августа 2018г).

Составители:

Белаш С.В. – методист учебных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевский городской методический кабинет»;

Буранова Е.А. – методист психологической службы Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевский городской методический кабинет».

Общая редакция:

Чорная Е.В. – методист отдела методики преподавания учебных дисциплин Государственного учреждения дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования Луганской Народной Республики».;

  • Республиканской программы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016-2020 годы (утв. Постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики №532 от «04» октября 2016 года);

Рабочая программа курса «Основы православной культуры» рассчитанная на 17 учебных часа (0,5 часа в неделю), реализуется во 5-м классе за счет часов части учебного плана формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с рабочим учебным планом на 2018 – 2019 учебный год.

Содержание курса ориентировано на совершенствование процесса воспитания детей, укрепление их духовного здоровья через принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе реализации программы, предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирующих основу гражданского самосознания подрастающего поколения, соблюдающих Конституцию, уважающих её духовные и культурные традиции, стремящихся к выстраиванию мирных добрососедских взаимоотношений с представителями разных культур и мировоззрений.


Цель данной программы, является формирование у учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православных традиций культуры нашей Родины, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Задачи:

– организация систематического и системного изучения основ православной культуры;

– развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и духовных ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– формирование первоначальных представлений о православной вере, ее роли в культуре, истории и современности нашего края;

– формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;

– создание условия для развития способностей учащихся к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

– возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

– формирование уважительного отношения к другим традиционным религиям и добрым светским традициям на основе главной христианской заповеди – любви к ближнему;

– осознание ценности человеческой жизни;

– воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, православных традициях;

– формирование чувства любви к Родине, осознание своей причастности к ее судьбе, ответственности за ее настоящее и будущее;

– укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей;

– укрепление физического, духовно-нравственного здоровья учащихся;

– формирование основных понятий и ценностей: любовь, Родина (Отечество), нравственность, долг, милосердие, миролюбие, верность, вера, память, семья, ближний и их понимание как основы традиционной культуры нашего народа.

Общая характеристика курса

«Основы православной культуры. V класс»

Курс «Основы православной культуры. V класс», интегрируя в себе теологические, исторические, эстетические, филологические знания, имеет исключительные возможности для формирования мировоззрения личности: эмоционально-оценочного отношения к знаниям, к нравственным нормам, эстетическим проявлениям.

Воспитательные возможности курса объясняются тем, что православная культура сохранила опыт чувств, эталонные ценности, отразившие способ реагирования человека на мир в эстетических формах, а также тем, что она, основываясь на нормах христианской нравственности (морали), выполняла регулятивную и культурообразующую роль в общественной жизни нашего народа, сохраняя преемственность духовных традиций.

Христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Утрата преемственности традиций в духовно-нравственном воспитании детей привела к кризисным явлениям в развитии общества. Поэтому был разработан культурологический учебный курс с задачей систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а такой ценностной традицией для нашей Республики является православная культура).

Имея духовно-нравственную и эстетическую направленность, курс «Основы православной культуры. V класс» будет знакомить учащихся с ценностями православной христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.

Изучение курса позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, обществознание, литература, русский язык, мировая художественная культура.

В данной программе курса «Основы православной культуры. V класс» соблюдается преемственность по содержанию, целям и задачам с Примерной программой для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «Основы православной культуры». IV класс. Базовый уровень. 2016г. (утв. Министерством образования и науки Луганской Народной Республики приказ №483 от 27.12.2016).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Основы православной культуры. V класс»

В ходе освоения курса «Основы православной культуры. V класс» обеспечиваются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Требования к личностным результатам:

– формировать основы православной гражданской идентичности, чувства уважения к истории и культуре гордости своего народа и страны;

– развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и других народов;

– развивать эстетические потребности, ценности и чувства как регуляторов морального поведения;

– воспитывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других

людей;

– развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;

– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

– мотивировать установку на здоровый образ жизни, приобщение к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

– формировать овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства её осуществления;

– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

– осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;

– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– определять общие цели и пути её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

– формировать способность адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- формировать понимание и принятие учащимися ценностей: духовность, Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций народа нашего края;

– знакомить с основами православной морали, пониманием их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

– формировать первоначальные представления о православной культуре, ее роли в истории и современности;

– осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся, изучив курс, научатся:

– пересказывать содержание основных составляющих православной культуры, духовной традиции (православная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, обычаи и обряды, православный календарь и праздники, нормы отношений между людьми и др.);

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной морали;

- готовить сообщения по выбранным темам.

Учащиеся, изучая курс, получат возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для нашего народа духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на православных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


Формы и виды учебной деятельности

В рамках курса «Основы православной культуры» формы и виды учебной деятельности основываются на следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включая в себя: учебные занятия, экскурсии, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов на православные темы.


Основное содержание программы

курса «Основы православной культуры. V класс»

Содержание учебного курса «Основы православной культуры. V класс» ориентировано на ознакомление с культурой, традициями и вероучением Православия и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Данный курс требует глубоко продуманного и тактичного преподавания в контексте других общеобразовательных дисциплин.


Тематический план

курса «Основы православной культуры. V класс»

№ раздела

Содержание программного материала

Количество часов

5 класс

1

Святость. Святые

2 ч

2

Проявление христианских добродетелей на примере жизни святых Православной Церкви

14 ч



Итоговые уроки

1 ч


Всего

17 ч



5 класс - 17 часов

Раздел 1. Святость. Святые. 2 ч.

Понятие «святость», «святой». Святой – избранный Богом, посвященный Богу. Святой крест, святой храм, святые иконы, святые таинства, святые люди.

Представление о святых людях. Неоценимая роль святых людей для нашего спасения. Святой небесный покровитель.

Раздел 2. Проявление христианских добродетелей на примере жизни святых Православной Церкви. 14 ч.

Жизнь в добродетели. Понятия «добродетель» и «грех». Приближение к Богу и отдаление от Бога.

Пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию преподобного Сергия Радонежского.

Любовь к Богу и ближнему преподобного Серафима Саровского. Обретение дара прозорливости, чудотворения и всеобъемлющей любви к ближнему за свою строгую подвижническую жизнь, непоколебимую веру и безграничную любовь к Богу.

Любовь и помощь ближнему святителя Николая Чудотворца. Стяжание добродетелей доброты, решительности против несправедливости, милосердия, бессребреничества и помощи людям на примере жития святого Николая-чудотворца.

Чистая и богоугодная жизнь светильника веры – святителя Спиридона Тримифунтского. Святитель Спиридон – стойкий защитник веры православной. Чистота сердца, милосердие, любовь к ближнему, праведная жизнь святого.

Сострадание, честность Василия Блаженного, московского чудотворца. Тернистый путь юродства святого как пример стяжания христианских добродетелей – милосердия, сострадания к бедности, обличения неправды, великого подвига трудов и молитвы.

Терпение и смирение великой угодницы Божией Ксении Петербургской. Праведная жизнь и великие подвиги блаженной Ксении. Добродетели терпения, правдолюбия, милосердия и любви к ближнему.

Праведность, кротость и благочестие блаженной Матроны Московской. Пример духовной жизни, верности святым уставам Православной Церкви святой Матроны Московской.

Бескорыстие святых врачей. Бессребреники. Святой целитель Пантелеимон. Святые врачеватели Косма и Дамиан. Лука Крымский. Евангелие - о дарах: «Даром получили – даром давайте».

Мужество, смелость и самопожертвование святых праведных воинов. Русские святые воины. За Русь Святую и Веру Православную!

Воспитание добродетелей мужества, стойкости духа, верности Богу и Родине на примере подвигов Святого Александра Невского.

Пример беззаветной любви к Отчизне преподобного Илии Муромца.

Святой князь Димитрий Донской – доблестный защитник земли русской.

Подвиг преподобных Александра Пересвета и Андрея Ослябли.

Милосердие и самоотверженность преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

Итоговый урок. 1 ч.

Святые угодники Божии как образец истинной веры, любви и преданности Богу. Стяжание христианских добродетелей на примере жизни святых. Любовь – высшая духовная добродетель и основание всякой добродетели.

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

  1. Святость. Святые - 2 часа

1

1

Понятие «святость», «святой». Святой – избранный Богом, посвященный Богу. Святой крест, святой храм, святые иконы, святые таинства, святые люди.




2

2

Представление о святых людях. Неоценимая роль святых людей для нашего спасения. Святой небесный покровитель.




  1. Проявление христианских добродетелей на примере жизни святых Православной Церкви - 14 часов

3

1

Жизнь в добродетели. Понятия «добродетель» и «грех». Приближение к Богу и отдаление от Бога.




4

2

Пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию преподобного Сергия Радонежского.




5

3

Любовь к Богу и ближнему преподобного Серафима Саровского. Обретение дара прозорливости, чудотворения и всеобъемлющей любви к ближнему за свою строгую подвижническую жизнь, непоколебимую веру и безграничную любовь к Богу.




6

4

Любовь и помощь ближнему святителя Николая Чудотворца. Стяжание добродетелей доброты, решительности против несправедливости, милосердия, бессребреничества и помощи людям на примере жития св. Николая-чудотворца.




7

5

Чистая и богоугодная жизнь светильника веры – святителя Спиридона Тримифунтского. Святитель Спиридон – стойкий защитник веры православной. Чистота сердца, милосердие, любовь к ближнему, праведная жизнь святого.




8

6

Сострадание, честность Василия Блаженного, московского чудотворца. Тернистый путь юродства святого как пример стяжания христианских добродетелей – милосердия, сострадания к бедности, обличения неправды, великого подвига трудов и молитвы.




9

7

Терпение и смирение великой угодницы Божией Ксении Петербургской. Праведная жизнь и великие подвиги блаженной Ксении. Добродетели терпения, правдолюбия, милосердия и любви к ближнему.




10

8

Праведность, кротость и благочестие блаженной Матроны Московской. Пример духовной жизни, верности святым уставам Православной Церкви святой Матроны Московской.




11

9

Бескорыстие святых врачей. Бессребреники. Святой целитель Пантелеимон. Святые врачеватели Косма и Дамиан. Лука Крымский. Евангелие - о дарах: «Даром получили – даром давайте».




12

10

Мужество, смелость и самопожертвование святых праведных воинов. Русские святые воины. За Русь Святую и Веру Православную!




13

11

Воспитание добродетелей мужества, стойкости духа, верности Богу и Родине на примере подвигов Святого Александра Невского.




14

12

Пример беззаветной любви к Отчизне преподобного Илии Муромца.

Святой князь Димитрий Донской – доблестный защитник земли русской.



15

13

Подвиг преподобных Александра Пересвета и Андрея Ослябли.




16

14

Милосердие и самоотверженность преподобномученицы великой княгини Елисаветы.




Итоговые уроки – 1 час

17

1

Святые угодники Божии как образец истинной веры, любви и преданности Богу. Стяжание христианских добродетелей на примере жизни святых. Любовь – высшая духовная добродетель и основание всякой добродетели.







РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания методического

объединения учителей начальных классов

от «____»___________2018г. № _____





СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

__________ Т.И.Дегтярева

«____»___________2018г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!