ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЗИМОГОРЬЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА МАЛЬКО»
(полное наименование образовательной организации)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
__________ О.Н.Давыдюк
«___»___________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы православной культуры»
(предмет, курс, модуль)
_________базовый___________
(уровень программы)
____________5_____________
(параллель, класс)
Составитель рабочей программы:
Давыдюк Ольга Николаевна
_____2018_____
(год составления программы)
Пояснительная записка
Основы православной культуры – это культурологический курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, традиций своего и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер. С одной стороны по своему содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников, с другой стороны, учебный курс ОПК дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной школы.
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» (базовый уровень) для 5 класса разработана на основе:
Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 495-од от 21.05.2018 «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»);
Программы по курсу «Основы православной культуры» (2, 3, 5 классы, базовый уровень) для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, допущенной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 767-од от 17 августа 2018г).
Составители:
Белаш С.В. – методист учебных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевский городской методический кабинет»;
Буранова Е.А. – методист психологической службы Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевский городской методический кабинет».
Общая редакция:
Чорная Е.В. – методист отдела методики преподавания учебных дисциплин Государственного учреждения дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования Луганской Народной Республики».;
Рабочая программа курса «Основы православной культуры» рассчитанная на 17 учебных часа (0,5 часа в неделю), реализуется во 5-м классе за счет часов части учебного плана формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с рабочим учебным планом на 2018 – 2019 учебный год.
Содержание курса ориентировано на совершенствование процесса воспитания детей, укрепление их духовного здоровья через принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе реализации программы, предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирующих основу гражданского самосознания подрастающего поколения, соблюдающих Конституцию, уважающих её духовные и культурные традиции, стремящихся к выстраиванию мирных добрососедских взаимоотношений с представителями разных культур и мировоззрений.
Цель данной программы, является формирование у учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православных традиций культуры нашей Родины, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Задачи:
– организация систематического и системного изучения основ православной культуры;
– развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и духовных ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– формирование первоначальных представлений о православной вере, ее роли в культуре, истории и современности нашего края;
– формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;
– создание условия для развития способностей учащихся к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
– возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
– формирование уважительного отношения к другим традиционным религиям и добрым светским традициям на основе главной христианской заповеди – любви к ближнему;
– осознание ценности человеческой жизни;
– воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, православных традициях;
– формирование чувства любви к Родине, осознание своей причастности к ее судьбе, ответственности за ее настоящее и будущее;
– укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей;
– укрепление физического, духовно-нравственного здоровья учащихся;
– формирование основных понятий и ценностей: любовь, Родина (Отечество), нравственность, долг, милосердие, миролюбие, верность, вера, память, семья, ближний и их понимание как основы традиционной культуры нашего народа.
Общая характеристика курса
«Основы православной культуры. V класс»
Курс «Основы православной культуры. V класс», интегрируя в себе теологические, исторические, эстетические, филологические знания, имеет исключительные возможности для формирования мировоззрения личности: эмоционально-оценочного отношения к знаниям, к нравственным нормам, эстетическим проявлениям.
Воспитательные возможности курса объясняются тем, что православная культура сохранила опыт чувств, эталонные ценности, отразившие способ реагирования человека на мир в эстетических формах, а также тем, что она, основываясь на нормах христианской нравственности (морали), выполняла регулятивную и культурообразующую роль в общественной жизни нашего народа, сохраняя преемственность духовных традиций.
Христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Утрата преемственности традиций в духовно-нравственном воспитании детей привела к кризисным явлениям в развитии общества. Поэтому был разработан культурологический учебный курс с задачей систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а такой ценностной традицией для нашей Республики является православная культура).
Имея духовно-нравственную и эстетическую направленность, курс «Основы православной культуры. V класс» будет знакомить учащихся с ценностями православной христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.
Изучение курса позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, обществознание, литература, русский язык, мировая художественная культура.
В данной программе курса «Основы православной культуры. V класс» соблюдается преемственность по содержанию, целям и задачам с Примерной программой для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «Основы православной культуры». IV класс. Базовый уровень. 2016г. (утв. Министерством образования и науки Луганской Народной Республики приказ №483 от 27.12.2016).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы православной культуры. V класс»
В ходе освоения курса «Основы православной культуры. V класс» обеспечиваются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Требования к личностным результатам:
– формировать основы православной гражданской идентичности, чувства уважения к истории и культуре гордости своего народа и страны;
– развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и других народов;
– развивать эстетические потребности, ценности и чувства как регуляторов морального поведения;
– воспитывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других
людей;
– развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
– мотивировать установку на здоровый образ жизни, приобщение к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
– формировать овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства её осуществления;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– определять общие цели и пути её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
– формировать способность адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- формировать понимание и принятие учащимися ценностей: духовность, Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций народа нашего края;
– знакомить с основами православной морали, пониманием их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
– формировать первоначальные представления о православной культуре, ее роли в истории и современности;
– осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся, изучив курс, научатся:
– пересказывать содержание основных составляющих православной культуры, духовной традиции (православная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, обычаи и обряды, православный календарь и праздники, нормы отношений между людьми и др.);
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной морали;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Учащиеся, изучая курс, получат возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для нашего народа духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на православных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Формы и виды учебной деятельности
В рамках курса «Основы православной культуры» формы и виды учебной деятельности основываются на следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включая в себя: учебные занятия, экскурсии, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов на православные темы.
Основное содержание программы
курса «Основы православной культуры. V класс»
Содержание учебного курса «Основы православной культуры. V класс» ориентировано на ознакомление с культурой, традициями и вероучением Православия и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Данный курс требует глубоко продуманного и тактичного преподавания в контексте других общеобразовательных дисциплин.
Тематический план
курса «Основы православной культуры. V класс»
№ раздела | Содержание программного материала | Количество часов |
5 класс |
1 | Святость. Святые | 2 ч |
2 | Проявление христианских добродетелей на примере жизни святых Православной Церкви | 14 ч |
| Итоговые уроки | 1 ч |
| Всего | 17 ч |
5 класс - 17 часов
Раздел 1. Святость. Святые. 2 ч.
Понятие «святость», «святой». Святой – избранный Богом, посвященный Богу. Святой крест, святой храм, святые иконы, святые таинства, святые люди.
Представление о святых людях. Неоценимая роль святых людей для нашего спасения. Святой небесный покровитель.
Раздел 2. Проявление христианских добродетелей на примере жизни святых Православной Церкви. 14 ч.
Жизнь в добродетели. Понятия «добродетель» и «грех». Приближение к Богу и отдаление от Бога.
Пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию преподобного Сергия Радонежского.
Любовь к Богу и ближнему преподобного Серафима Саровского. Обретение дара прозорливости, чудотворения и всеобъемлющей любви к ближнему за свою строгую подвижническую жизнь, непоколебимую веру и безграничную любовь к Богу.
Любовь и помощь ближнему святителя Николая Чудотворца. Стяжание добродетелей доброты, решительности против несправедливости, милосердия, бессребреничества и помощи людям на примере жития святого Николая-чудотворца.
Чистая и богоугодная жизнь светильника веры – святителя Спиридона Тримифунтского. Святитель Спиридон – стойкий защитник веры православной. Чистота сердца, милосердие, любовь к ближнему, праведная жизнь святого.
Сострадание, честность Василия Блаженного, московского чудотворца. Тернистый путь юродства святого как пример стяжания христианских добродетелей – милосердия, сострадания к бедности, обличения неправды, великого подвига трудов и молитвы.
Терпение и смирение великой угодницы Божией Ксении Петербургской. Праведная жизнь и великие подвиги блаженной Ксении. Добродетели терпения, правдолюбия, милосердия и любви к ближнему.
Праведность, кротость и благочестие блаженной Матроны Московской. Пример духовной жизни, верности святым уставам Православной Церкви святой Матроны Московской.
Бескорыстие святых врачей. Бессребреники. Святой целитель Пантелеимон. Святые врачеватели Косма и Дамиан. Лука Крымский. Евангелие - о дарах: «Даром получили – даром давайте».
Мужество, смелость и самопожертвование святых праведных воинов. Русские святые воины. За Русь Святую и Веру Православную!
Воспитание добродетелей мужества, стойкости духа, верности Богу и Родине на примере подвигов Святого Александра Невского.
Пример беззаветной любви к Отчизне преподобного Илии Муромца.
Святой князь Димитрий Донской – доблестный защитник земли русской.
Подвиг преподобных Александра Пересвета и Андрея Ослябли.
Милосердие и самоотверженность преподобномученицы великой княгини Елисаветы.
Итоговый урок. 1 ч.
Святые угодники Божии как образец истинной веры, любви и преданности Богу. Стяжание христианских добродетелей на примере жизни святых. Любовь – высшая духовная добродетель и основание всякой добродетели.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Святость. Святые - 2 часа |
1 | 1 | Понятие «святость», «святой». Святой – избранный Богом, посвященный Богу. Святой крест, святой храм, святые иконы, святые таинства, святые люди. | | | |
2 | 2 | Представление о святых людях. Неоценимая роль святых людей для нашего спасения. Святой небесный покровитель. | | | |
Проявление христианских добродетелей на примере жизни святых Православной Церкви - 14 часов |
3 | 1 | Жизнь в добродетели. Понятия «добродетель» и «грех». Приближение к Богу и отдаление от Бога. | | | |
4 | 2 | Пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию преподобного Сергия Радонежского. | | | |
5 | 3 | Любовь к Богу и ближнему преподобного Серафима Саровского. Обретение дара прозорливости, чудотворения и всеобъемлющей любви к ближнему за свою строгую подвижническую жизнь, непоколебимую веру и безграничную любовь к Богу. | | | |
6 | 4 | Любовь и помощь ближнему святителя Николая Чудотворца. Стяжание добродетелей доброты, решительности против несправедливости, милосердия, бессребреничества и помощи людям на примере жития св. Николая-чудотворца. | | | |
7 | 5 | Чистая и богоугодная жизнь светильника веры – святителя Спиридона Тримифунтского. Святитель Спиридон – стойкий защитник веры православной. Чистота сердца, милосердие, любовь к ближнему, праведная жизнь святого. | | | |
8 | 6 | Сострадание, честность Василия Блаженного, московского чудотворца. Тернистый путь юродства святого как пример стяжания христианских добродетелей – милосердия, сострадания к бедности, обличения неправды, великого подвига трудов и молитвы. | | | |
9 | 7 | Терпение и смирение великой угодницы Божией Ксении Петербургской. Праведная жизнь и великие подвиги блаженной Ксении. Добродетели терпения, правдолюбия, милосердия и любви к ближнему. | | | |
10 | 8 | Праведность, кротость и благочестие блаженной Матроны Московской. Пример духовной жизни, верности святым уставам Православной Церкви святой Матроны Московской. | | | |
11 | 9 | Бескорыстие святых врачей. Бессребреники. Святой целитель Пантелеимон. Святые врачеватели Косма и Дамиан. Лука Крымский. Евангелие - о дарах: «Даром получили – даром давайте». | | | |
12 | 10 | Мужество, смелость и самопожертвование святых праведных воинов. Русские святые воины. За Русь Святую и Веру Православную! | | | |
13 | 11 | Воспитание добродетелей мужества, стойкости духа, верности Богу и Родине на примере подвигов Святого Александра Невского. | | | |
14 | 12 | Пример беззаветной любви к Отчизне преподобного Илии Муромца. Святой князь Димитрий Донской – доблестный защитник земли русской. | | | |
15 | 13 | Подвиг преподобных Александра Пересвета и Андрея Ослябли. | | | |
16 | 14 | Милосердие и самоотверженность преподобномученицы великой княгини Елисаветы. | | | |
Итоговые уроки – 1 час |
17 | 1 | Святые угодники Божии как образец истинной веры, любви и преданности Богу. Стяжание христианских добродетелей на примере жизни святых. Любовь – высшая духовная добродетель и основание всякой добродетели. | | | |
РАССМОТРЕНО:
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
от «____»___________2018г. № _____
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
__________ Т.И.Дегтярева
«____»___________2018г.