Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вохтомская основная школа»
РЕКОМЕНДОВАНО Школьным методическим объединением
от «_29_»_августа 2020г, протокол №__1_
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОРКСЭ
(ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ)
(наименование учебного предмета (курса)
Класс 4
Срок реализации программы 2020 - 2021 учебный год
Составитель программы Кишкина Ирина Николаевна
(ФИО учителя)
пос. Фоминский
(название населённого пункта)
2020
(год разработки)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и оценку событий.
Предметные результаты
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Христианство (14 ч.)
Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий — выход человека на новый уровень нравственного развития. Ветхий Завет — часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха. Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей. Новый Завет — часть Библии. Евангелие — благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему — основа христианского учения. Апостолы — ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа. Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы — место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Складывание церковной организации. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную. Русь и Византия. Владимир — креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России. Почитание святых в христианстве. Мощи — нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме. Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха — главный христианский праздник. Вербное воскресенье.
Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства
Католичество (1 ч.)
Католичество — самое распространенное христианское учение на Земле. Рим — главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа — глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие «чистилище». Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь
Протестантизм (1 ч.)
Понятия протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма
Ислам (6 ч.)
Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра — уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада. Аллах — творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки — посланники Аллаха. Коран — священная книга мусульман. Сунна — книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж. Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница — самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет
Иудаизм (5 ч.)
Иудаизм — вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам. Иегова (Яхве) — единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха — свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд. Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рошашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин — наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога — место собрания членов иудейской общины
Буддизм (6 ч.)
Древняя Индия — родина буддизма. Сиддхартха Гаутама — основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма. Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые пере- рождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры — записи бесед и проповедей Будды. Основные направления буддизма — махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.
Тематическое планирование
А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров
«Основы религиозных культур народов России»
( кол-во часов в неделю 1, всего часов в год 34 )
№ урока | Тема урока | Примечание (контроль, проекты, практические работы и т.п.) |
| Христианство (14 ч.) Россия – наша родина | |
| Религия в жизни человека | |
| Древние предания Ветхого Завета | |
| В ожидании спасителя | |
| Иисус Христос и Новый Завет | |
| Проповедь Иисуса Христа | |
| Христианская церковь | |
| Крещение Руси | |
| Сергий Радонежский | |
| Христианство в России | |
| Христианские святые | |
| Православный храм | |
| Христианские праздники | |
| Христианские таинства | |
| Обобщение по разделу «Христианство». Проверочная работа | Проверочная работа №1 |
| Католичество (1 ч.) Католичество | |
| Протестантизм (1 ч.) Протестанты | |
| Ислам (6 ч.) Пророк Мухаммад | |
| Мухаммад и распространение ислама | |
| Во что верят мусульмане | |
| Как должен жить мусульманин | |
| Мусульманские обычаи и обряды | |
| Обобщение по разделам «Католичество. Протестанты. Ислам». Проверочная работа | Проверочная работа №2 |
| Иудаизм (5 ч.) Иудаизм – древняя религия евреев | |
| Пророк Моисей и десять заповедей | |
| Во что верят иудеи | |
| Обычаи и обряды иудеев | |
| Обобщение по разделу «Иудаизм». Проверочная работа | Проверочная работа №3 |
| Буддизм (6 ч.) Царевич Сиддхартха | |
| Как Сиддхартха стал Буддой | |
| Во что верят буддисты | |
| Направления и обряды буддизма | |
| Обобщение по разделу «Буддизм». Проверочная работа | Проверочная работа №4 |
| Что узнали? Чему научились? Промежуточная аттестация. Тест | Промежуточная аттестация |