СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека.

Задачи:

- освоение навыков здорового образа жизни;

- формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека;

- формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни, по оказанию само- и взаимопомощи, в случае проявления опасностей;

- освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2»

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Пояснительная записка.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», Уставом ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г. Маркса», Программой обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Министерства образования Саратовской области Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областного центра диагностики и консультирования», СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07. 2015г.

Цель: формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и
вредные факторы среды обитания человека.

Задачи:

- освоение навыков здорового образа жизни;

- формирование у детей способностей распознавать и оценивать опасные ситуации и
вредные факторы среды обитания человека;

- формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни, по
оказанию само- и взаимопомощи, в случае проявления опасностей;

- освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.  Программа тесно связана с программами по самообслуживанию, социально-бытовой ориентировки, хозяйственно-бытового труда.

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся с тяжёлой умственной отсталостью показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, учитель на уроках ОБЖ воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищённости. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умеренной умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребёнка.

Формы уроков данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Уроки проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.

Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры; электронных средств обучения (компьютер, медиапроектор).

Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:

  • провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • активные паузы/ проведение физкультминуток.

В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются:

  • основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях;

  • навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.

В основу уроков по предмету «ОБЖ» положен комплексный подход, который предполагает:

  • ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;

  • организацию предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровье сбережения и безопасности;

  • развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности.

Изучение учебного материала рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю).

Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и выставлением итоговых отметок за четверть и за год.

 Содержание тем учебного курса

I четверть


Правила дорожного движения

Правила дорожного движения.

Дорога и ее главные составные части. Дорожные знаки.

Виды общественного транспорта. Сигналы подаваемые водителями транспортных средств (звуковые, световые).

Дорожные знаки: остановка общественного транспорта. Правила безопасности на остановках общественного транспорта.

Поведение в общественном транспорте. Обязанности пассажиров.

Движение пешеходов по тротуарам Переход улицы. Дорожная разметка: зебра. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

Личная безопасность на улице. Безопасная дорога от дома до школы и обратно.

Тестирование за 1 четверть

II четверть

Улица – зона повышенной опасности. К кому можно и нужно обратиться за помощью на улице.

Игры на улице и во дворе.

Обобщающий урок «Правила безопасного поведения на улице»

Опасные и вредные факторы современного жилища

Личная безопасность дома. Электричество. Электроприборы. Правила пользования электроприборами.

Вода. Правила поведения при утечке воды и меры по профилактике аварийной ситуации.

Газ. Правила пользования газом. Электроплита. Правила пользования электроплитой. Правила поведения при утечке газа и профилактика аварийных ситуаций.

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах, царапинах, кровотечениях из носа.

Тестирование за 2 четверть

III четверть

Природа.

Природа. Водоемы. Безопасность на воде в разное время года.

Правила поведения в лесу. Правила поведения на водоемах.

Домашние животные. Меры безопасности при обращении и уходе за ними.

Дикие животные. Меры безопасности при обращении и уходе за ними.

Обобщающий урок на тему «Природа»

Оказание первой помощи.

Оказание первой помощи. Перевязочный материал. Правила пользования перевязочным материалом.

Средства бытовой химии. Химические ожоги. Химические отравления.

Опасность лекарственных препаратов.

Обобщающий урок на тему «Оказание первой помощи.»

Тестирование за 3 четверть

IV четверть

Чрезвычайные ситуации

Город как источник опасности. Транспорт. Скоплении народа.

Опасные промышленные объекты в городе.

Повышенная преступность в городе.

Вызов служб безопасности (полиция, служба медицинской помощи, пожарная охрана, служба спасения)

Обобщающий урок на тему «Чрезвычайная ситуация»

Правила дорожного движения.

Правила дорожного движения.

Правила поведения при аварийной ситуации в транспорте.

Тестирование за 4 четверть

Учебно-тематичекий план

Количество часов

Наименование разделов

1

12

Правила дорожного движения

2

4

Опасные и вредные факторы современного жилища

3

5

Чрезвычайные ситуации


5

Природа


4

Оказание первой помощи

4

4

Тестирование

Всего

34


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться электроприборами;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице, в помещении, на лестнице;

  • вести себя в чрезвычайных ситуациях;

  • вызывать службы безопасности;

  • оказывать первую помощь при ушибах, ссадинах, царапинах, при кровотечении из носа.

Учащиеся должны знать:

  • какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни;

  • правила дорожного движения, дорожные знаки;

  • правила поведения при аварийной ситуации в транспорте;

  • последовательность операций с бытовыми предметами, при этом знать правила безопасности;

  • правила пользования газом, электроплитой;

  • правила поведения в лесу, на водоемах;

  • меры безопасности обращении и уходе за домашними и дикими животными;

  • модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.

Критерии и нормы оценки по основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для учащихся умеренной и тяжелой умственной отсталости

Ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования И.М. Бгажноковой, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов учащимися, считать объемом реализуемых знаний, показателем наиболее соответствующим адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью удовлетворительным.

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 60%

очень хорошо

свыше 60%

При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно дать ответ с применением примеров, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или  разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик понимает основные положения данной темы, но излагает недостаточно полно и последовательно, допускает ряд речевых ошибок, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Список литературы

1.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекти.: програмно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181с.

2. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб.- методическое пособие. – Самара: современные образовательные технологии, 2010.

3. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!