Пояснительная записка
Данная рабочая программа по ОБЖ в 6 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2012 и образовательной программы МБОУ Зазерской СОШ, Тацинского района, Ростовской области.
В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов: « О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера », « Об охране окружающей природной среды», « О пожарной безопасности », «О безопасности дорожного движения» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 « О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом включенный в федеральный перечень:
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Учебник ОБЖ 6 класс, Москва «Просвещение» 2012-2015г
Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
Цели и задачи курса:
Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;
Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;
Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;
Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;
Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;
Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
дать: знания о здоровье и ЗОЖ; знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;
научить: говорить, слушать, искать знания; оказать помощь;
воспитать: культуру мышления; культуру общения;
формировать: достоинство, нравственные убеждения;
развить: способности, память, внимание; самоконтроль.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.
Изучение программы «Основы безопасности жизнедеятельности » в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения в форме текущего рубежного и итогового контроля
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на изучение курса в 6 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 35 часов учебного времени в год, 1 час в неделю. В связи с праздничными днями программа будет выполнена за 33 часа за счёт уплотнения тем.
Тематическое планирование
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М-I | Основы безопасности личности, общества и государства | 25 |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 25 |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 8 |
Р-2 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 3 |
Тема 6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 3 |
Р-3 | Основы здорового образа жизни | 5 |
Тема 7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 5 |
Всего часов | 33 |
Содержание тем учебного курса 6 класс:
Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения по местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.
Определение необходимого снаряжения для похода.
Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация к горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Здоровье человека и факторы, на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.
Требования к уровню подготовки учащегося 6 класса:
должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия;
Знать правила обеспечения безопасности на современном транспорте;
Объяснять основные правила дорожного движения, правильность определения знаков ДД;
Уметь правильно оценить ситуацию при пожаре;
Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;
Уметь пользоваться системой обеспечения безопасности (полиция, скорая помощь, пожарная охрана);
Иметь знания по оказанию первой медицинской помощи.
должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Результаты освоение знаний
На конец 6 класса ученик научится и получит возможность научиться:
Личностные результаты обучения:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруд-ничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания цен-ности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техно-генного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметные результаты обучения (УУД):
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённос-ти, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор-мулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осу-ществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террори-стической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях при-родного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель-ность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Формы контроля
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
Средства контроля и оценки результатов обучения
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Методические и учебные пособия
1. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
2. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007
3. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995.
4. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 5 классов М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».,1997
5. Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2009
6. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуативных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие / авт. – сост. В.К. Емельянчик; М.Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.
7. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя/Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М.: просвещение,2001.
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер
2. Мультимедиапроектор
3. Экран настенный
Медиаресурсы:
«Школа выживания». – Новый диск, «Хорошая погода», 2006г.
ПДД 3 в 1. – Новый диск, 2008г.
Сам себе МЧС. – Видеостудия МЧС России, 2008г.
Чрезвычайные приключения Юли и Ромы: пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ. – Видеостудия МЧС России, 2008г.
ОБЖ 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.
– М.: Кирилл и Мефодий, 2003г.
Использование ресурсов сети Интернет:
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru/ |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://www.ed.gov.ru |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index. |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Журнал «Курьер образования» | http://www.courier.com.ru |
Журнал «Вестник образования» | http://www.vestnik.edu.ru |
Издательский дома «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | http://www.1september.ru |
Издательский дом «Армпресс» | http://www.armpress.info |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru/ |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net/ |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru/ |
Список литературы
Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.: «Просвещение» 2012г.
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
В.А. Шкенев. ОБЖ, Поурочные разработки для 6 класса, «Учитель», Волгоград, 2008г.
Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск: Удмуртия, 2004.
Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002.
Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.
Базарный Ф.Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. - М., 1995.
Мухортов Ю.М. Выживаемость в полевых условиях. Методическое пособие для курсантов ВУЗов ФПС РФ. - Голицыно, 1997.
Календарно- тематический план 6 класс
№ раздела, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата | Основные виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты |
план | факт | | |
Р-1 | Основы комплексной безопасности (25 часов) |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе (6 часов) |
1. | Природа и человек. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | 1 | Урок изучения нового материала | 04.09 | | Изучение правил подготовки к активному отдыху на природе и правила поведения на природе. Выработка умений применять их в природе. | Беседа | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
2. | Ориентирование на местности | 1 | Комбинированный | 11.09 | | Изучение простейших способов ориентирования на местности и правил выхода к жилью. | Фронтальный опрос | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы ориентирования в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Познавательные: освоение приёмов ориентирования по местным признакам Коммуникативные: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
3. | Определение своего местонахождения и направления движения на местности | 1 | Комбинированный | 18.09 | | Научить учащихся наиболее простым способам определения местонахождения, сторон горизонта и направления движения на местности. | Решение ситуационных задач | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
4. | Подготовка к выходу на природу | 1 | Комбинированный | 25.09 | | Понятие о чрезвычайных ситуациях в природе. Выработка потребности предвидеть сложные жизненные ситуации и принимать меры к безопасному поведению в природных условиях | Фронтальный опрос | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
5. | Определение места для бивака и организация бивачных работ | 1 | Комбинированный | 02.10 | | Знакомство с возможными вариантами оборудования временного укрытия, способами добывания огня и разведения костра, выработка умений разводить костры на природе, обеспечивать пожарную и личную безопасность. | Индивидуальный опрос | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять место для бивака, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
6. | Определение необходимого снаряжения для похода | 1 | Комбинированный | 09.10 | | Знакомство с факторами, которые необходимо учитывать при подготовке к походу. Определение перечень снаряжения, которое берут в поход. | Тест | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Тема 2 | | Активный отдых на природе и безопасность (5 часов) |
7. | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе | 1 | Комбинированный | 16.10 | | Изучение факторов, мешающих успешно справиться с экстремальной ситуацией на природе, выработка умений определять последовательность действий в таких ситуациях. | Фронтальный опрос | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
8. | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности | 1 | Комбинированный | 23.10 | | Изучение правил обеспечения безопасности в походе, выработка умений грамотно выбирать маршрут и условия похода, распределять режим и распорядок похода. | Фронтальный опрос | Регулятивные: умение самостоятельно организовать проведение пеших походов, обеспечить группу необходимым инвентарём и снаряжением. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. |
9. | Подготовка и проведение лыжных походов | 1 | Комбинированный | 13.11 | | Знакомство с правилами подготовки и проведения зимнего похода, подбора снаряжения, правилами обеспечения безопасности в походе, организации движения и ночлегов. | Самостоятельная работа | Регулятивные: умение самостоятельно организовать проведение лыжных походов, обеспечить группу необходимым инвентарём и снаряжением. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. |
10. | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | 1 | Комбинированный | 20.11 | | Знакомство с правилами подготовки и проведения похода по воде, возможными аварийными ситуациями, правилами обеспечения безопасности на воде. | Устный опрос | Регулятивные: умение самостоятельно организовать проведение лыжных походов, обеспечить группу необходимым инвентарём и снаряжением. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. |
11. | Велосипедные походы и безопасность туристов | 1 | Комбинированный | 27.11 | | Знакомство с правилами подготовки и проведения похода, подбора снаряжения, правилами обеспечения безопасности в походе. | Тест | Регулятивные: умение самостоятельно организовать проведение велосипедных походов, обеспечить группу необходимым инвентарём и снаряжением. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности (6 часов) |
12. | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме | 1 | Комбинированный | 04.12 | | Определение факторов, мешающих успешно справиться с экстремальной ситуацией на природе в местах, сильно отдаленных от места проживания. | Фронтальный опрос | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
13. | Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация в горной местности | 1 | Комбинированный | 11.12 | | Подготовка к правильным и грамотным действиям в условиях акклиматизации и реакклиматизации к различным условиям | Решение ситуационных задач | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
14. | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта | 1 | Комбинированный | 18.12 | | Изучение особенностей передвижения наземными видами транспорта, выработка умений обеспечивать личную безопасность при передвижении наземным транспортом. | Устный опрос | Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность на наземном транспорте. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. |
15. | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте | 1 | Комбинированный | 25.12 | | Изучение особенностей передвижения водным транспортом, выработка умений обеспечивать личную безопасность при передвижении водным транспортом | Тест | Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность на водном транспорте. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. |
16. | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте | 1 | Комбинированный | 15.01 | | Изучение особенностей передвижения воздушным транспортом, выработка умений обеспечивать личную безопасность при передвижении воздушным транспортом. | Фронтальный опрос | Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность на воздушном транспорте. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. |
17. | Контрольная работа 1. | 1 | Контроль знаний | 22.01 | | | Контрольное тестирование | |
Тема 4 | | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 часа) |
18. | Автономное существование человека в природе | 1 | Комбинированный | 29.01 | | Изучение неблагоприятных факторов, действующих на человека в условиях автономного пребывания в природных условиях. Определение плана действия в каждой конкретной ситуации. | Беседа | Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность при организации выхода на природу или в туристические походы. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. |
19. | Добровольная автономия человека в природной среде | 1 | Комбинированный | 05.02 | | Изучение условий попадания и психологических аспектов добровольной автономии, вариантов оценки ситуации; выработка плана действия. | Фронтальный опрос | Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность при организации выхода на природу или в туристические походы. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. |
20. | Вынужденная автономия человека в природной среде | 1 | Комбинированный | 12.02 | | Выработка умений подавать сигналы бедствия различными способами и средствами; изучение условий попадания и психологических аспектов вынужденной автономии. | Решение ситуационных задач | Регулятивные: умение находить пути решения возникших задач при вынужденной автономии. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. |
21. | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании Если хочется пить… | 1 | Комбинированный | 19.02 | | Изучение возможных способов и выработка умений оборудования временного укрытия, добывания огня и разведения различных типов костров, поиска и добывания воды, её очистки и обеззараживания, добывания пищи в природе. | Решение ситуационных задач | Регулятивные: умение находить пути решения возникших задач при вынужденной автономии. Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения. |
Тема 5 | | Опасные ситуации в природных условиях (4 часа) |
22. | Опасные погодные явления | 1 | Комбинированный | 26.02 | | Изучение влияния опасных природных явлений на человека и способов защиты от них. | Фронтальный опрос | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
23. | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях | 1 | Комбинированный | 05.03 | | Изучение основных правил поведения и мер безопасности при встрече с дикими животными | Самостоятельная работа | Регулятивные: умение действовать при встрече с дикими животными. Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе оказания помощи пострадавшим. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
24. | Укусы насекомых и защита от них. Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых | 1 | Комбинированный | 12.03 | | Изучение основных правил поведения и мер безопасности при контакте с насекомыми в природных условиях. Овладение знаниями и умениями оказывать первую медицинскую помощь при укусах насекомых и змей. | Фронтальный опрос | Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе оказания помощи при укусах насекомых Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
25. | Клещевой энцефалит и его профилактика | 1 | Комбинированный | 19.03 | | Изучение основных правила по защите от укуса клеща; выработка умений оказывать первую помощь при укусе клеща. | Тест | Регулятивные: умение действовать при встрече с дикими животными. Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе оказания помощи при укусах змей и насекомых Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Р-2 | | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3 часа) |
Тема 6 | | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (3 часа) |
26. | Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях | 1 | Комбинированный | 09.04 | | Изучение правил ухода за одеждой и обувью и правил личной гигиены и медицинской помощи и самопомощи на природе. | Беседа | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
27. | Оказание первой медицинской помощи при травмах | 1 | Комбинированный | 16.04 | | Овладение умениями накладывать повязки на туловище и конечности. | Практическая работа | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
28. | Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге | 1 | Комбинированный | 23.04 | | Овладение умениями оказывать первую медицинскую помощь при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | Практическая работа | Регулятивные: умение оказывать пмп при ожогах различной степени тяжести. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
Р-3 | | Основы здорового образа жизни (5 часов) |
Тема 7 | | Здоровье человека и факторы, на него влияющие (5 часов) |
29. | Здоровый образ жизни и профилактика утомления | 1 | Комбинированный | 30.04 | | Изучение причин утомления и переутомления в процессе жизнедеятельности, а также способов профилактики переутомления. | Беседа | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
30. | Компьютер и его влияние на здоровье | 1 | Комбинированный | 07.05 | | Выяснение опасных факторов влияния компьютера на организм человека, составление памятки для работы на компьютере. | Решение ситуационных задач | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
31. | Влияние неблагоприятной окружающей среды на развитие и здоровье человека | 1 | Комбинированный | 14.05 | | Объяснение особенностей влияния природной и социальной окружающей среды на развитие и здоровье человека. | Фронтальный опрос | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. |
32. | Влияние наркотиков и психотропных средств. Профилактика употребления наркотиков. | 1 | Комбинированный | 21.05 | | Изучение опасности и последствий влияния на организма человека наркотиков и психоактивных веществ. Изучение способов профилактики наркотической зависимости. | Фронтальный опрос | Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
33. | Контрольная работа 2. | 1 | Контроль знаний | 28.05 | | | Контрольное тестирование | |
Всего часов | 33 |
Приложение 1
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть, примерная дата | 2 четверть, примерная дата | 3 четверть, примерная дата | 4 четверть, примерная дата | Год | Итого |
Административный контроль ЗУН | | | | | | |
Количество плановых контрольных работ | | | | | | |
Количество самостоятельных работ | | | | | | |
Исследовательская деятельность | | | | | | |
Приложение 2.
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата внесения изменений | Раздел, тема урока | Содержание изменений | Подпись | Согласовано с зам. Директора по УВР |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |