СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса.»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по ОБЖ в 6 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2012 и образовательной программы МБОУ Зазерской СОШ, Тацинского района, Ростовской области.

В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов: « О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера », « Об охране окружающей природной среды», « О пожарной безопасности », «О безопасности дорожного движения» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 « О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом включенный в федеральный перечень:

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Учебник ОБЖ 6 класс, Москва «Просвещение» 2012-2015г

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Цели и задачи курса:

  • Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;

  • Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;

  • Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

  • Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;

  • Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;

  • Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

  • дать: знания о здоровье и ЗОЖ; знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;

  • научить: говорить, слушать, искать знания; оказать помощь;

  • воспитать: культуру мышления; культуру общения;

  • формировать: достоинство, нравственные убеждения;

  • развить: способности, память, внимание; самоконтроль.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной

на выздоровление.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.

Изучение программы «Основы безопасности жизнедеятельности » в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения в форме текущего рубежного и итогового контроля


Место курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на изучение курса в 6 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 35 часов учебного времени в год, 1 час в неделю. В связи с праздничными днями программа будет выполнена за 33 часа за счёт уплотнения тем.


Тематическое планирование

модуля, раздела, темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

25

Р-1

Основы комплексной безопасности

25

Тема 1

Подготовка к активному отдыху на природе

6

Тема 2

Активный отдых на природе и безопасность

5

Тема 3

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

6

Тема 4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4

Тема 5

Опасные ситуации в природных условиях

4

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

8

Р-2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3

Тема 6

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

3

Р-3

Основы здорового образа жизни

5

Тема 7

Здоровье человека и факторы, на него вли­яющие

5

Всего часов

33


Содержание тем учебного курса 6 класс:

  1. Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения по местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.

Определение необходимого снаряжения для похода.

  1. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий.

Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.

Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.

Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.

  1. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация к горной местности.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.

  1. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.

  1. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия и способы защиты от них.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

  1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

  1. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.

Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.


Требования к уровню подготовки учащегося 6 класса:

должен знать:

    • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

    • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

    • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия;

    • Знать правила обеспечения безопасности на современном транспорте;

    • Объяснять основные правила дорожного движения, правильность определения знаков ДД;

    • Уметь правильно оценить ситуацию при пожаре;

    • Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;

    • Уметь пользоваться системой обеспечения безопасности (полиция, скорая помощь, пожарная охрана);

    • Иметь знания по оказанию первой медицинской помощи.

должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

  • Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • – обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • — подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;

  • — оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • — выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Результаты освоение знаний

На конец 6 класса ученик научится и получит возможность научиться:

Личностные результаты обучения:

• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруд-ничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания цен-ности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Предметные результаты обучения:

• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техно-генного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• умение оказать первую помощь пострадавшим;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


Метапредметные результаты обучения (УУД):

Регулятивные УУД:

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённос-ти, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор-мулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осу-ществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террори-стической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях при-родного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель-ность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Формы контроля

1. Тестовые задания (7- 15 мин).

2. Устный опрос (7-15 мин)

Средства контроля и оценки результатов обучения

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.


Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Отметка «1» ставится, если:

• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Методические и учебные пособия

1. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

2. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007

3. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995.

4. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 5 классов М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».,1997

5. Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2009

6. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуативных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие / авт. – сост. В.К. Емельянчик; М.Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.

7. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя/Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М.: просвещение,2001.

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер

2. Мультимедиапроектор

3. Экран настенный

Медиаресурсы:

  1. «Школа выживания». – Новый диск, «Хорошая погода», 2006г.

  2. ПДД 3 в 1. – Новый диск, 2008г.

  3. Сам себе МЧС. – Видеостудия МЧС России, 2008г.

  4. Чрезвычайные приключения Юли и Ромы: пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ. – Видеостудия МЧС России, 2008г.

  5. ОБЖ 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.

– М.: Кирилл и Мефодий, 2003г.

Использование ресурсов сети Интернет:

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru/

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://www.ed.gov.ru

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru/

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net/

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru/

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/

Список литературы

  1. Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.: «Просвещение» 2012г.

  2. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

  4. В.А. Шкенев. ОБЖ, Поурочные разработки для 6 класса, «Учитель», Волгоград, 2008г.

  5. Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск: Удмуртия, 2004.

  6. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002.

  7. Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.

  8. Базарный Ф.Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. - М., 1995.

  9. Мухортов Ю.М. Выживаемость в полевых условиях. Методическое пособие для курсантов ВУЗов ФПС РФ. - Голицыно, 1997.

Календарно- тематический план 6 класс

разде­ла, темы, урока

Наименование раздела, темы, урока

Кол-во часов

Тип

урока

Дата


Основные виды учебной деятельности

Виды

контроля

Планируемые результаты

план

факт



Р-1

Основы комплексной безопасности (25 часов)

Тема 1

Подготовка к активному отдыху на природе (6 часов)

1.

Природа и человек.


Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

1

Урок изучения нового материала

04.09


Изучение правил подготовки к активному отдыху на природе и правила поведения на природе. Выработка умений применять их в природе.

Беседа

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2.

Ориентирование на местности

1

Комбини­рованный

11.09


Изучение простейших способов ориентирования на местности и правил выхода к жилью.

Фронтальный опрос

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы ориентирования в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные: освоение приёмов ориентирования по местным признакам

Коммуникативные: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3.

Определение своего местонахождения и на­правления движения на местности

1

Комбини­рованный

18.09


Научить учащихся наиболее простым способам определения местонахождения, сторон горизонта и направления движения на местности.

Решение ситуационных задач

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

4.

Подготовка к выходу на природу

1

Комбини­рованный

25.09


Понятие о чрезвычайных ситуациях в природе. Выработка потребности предвидеть сложные жизненные ситуации и принимать меры к безопасному поведению в природных условиях

Фронтальный опрос

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

5.

Определение места для бивака и организа­ция бивачных работ

1

Комбини­рованный

02.10


Знакомство с возможными вариантами оборудования временного укрытия, способами добывания огня и разведения костра, выработка умений разводить костры на природе, обеспечивать пожарную и личную безопасность.

Индивидуальный опрос

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять место для бивака, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

6.

Определение необходимого снаряжения для похода

1

Комбини­рованный

09.10


Знакомство с факторами, которые необходимо учитывать при подготовке к походу. Определение перечень снаряжения, которое берут в поход.

Тест

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Тема 2


Активный отдых на природе и безопасность (5 часов)

7.

Общие правила безопасности во время ак­тивного отдыха на природе

1

Комбини­рованный

16.10


Изучение факторов, мешающих успешно справиться с экстремальной ситуацией на природе, выработка умений определять последовательность действий в таких ситуациях.

Фронтальный опрос

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8.

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности

1

Комбини­рованный

23.10


Изучение правил обеспечения безопасности в походе, выработка умений грамотно выбирать маршрут и условия похода, распределять режим и распорядок похода.

Фронтальный опрос

Регулятивные: умение самостоятельно организовать проведение пеших походов, обеспечить группу необходимым инвентарём и снаряжением.

Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

9.

Подготовка и проведение лыжных походов

1

Комбини­рованный

13.11


Знакомство с правилами подготовки и проведения зимнего похода, подбора снаряжения, правилами обеспечения безопасности в походе, организации движения и ночлегов.

Самостоятельная работа

Регулятивные: умение самостоятельно организовать проведение лыжных походов, обеспечить группу необходимым инвентарём и снаряжением.

Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

10.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

1

Комбини­рованный

20.11


Знакомство с правилами подготовки и проведения похода по воде, возможными аварийными ситуациями, правилами обеспечения безопасности на воде.


Устный опрос

Регулятивные: умение самостоятельно организовать проведение лыжных походов, обеспечить группу необходимым инвентарём и снаряжением.

Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

11.

Велосипедные походы и безопасность ту­ристов

1

Комбини­рованный

27.11


Знакомство с правилами подготовки и проведения похода, подбора снаряжения, правилами обеспечения безопасности в походе.


Тест

Регулятивные: умение самостоятельно организовать проведение велосипедных походов, обеспечить группу необходимым инвентарём и снаряжением.

Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

Тема 3

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности (6 часов)

12.

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и вы­ездном туризме

1

Комбини­рованный

04.12


Определение факторов, мешающих успешно справиться с экстремальной ситуацией на природе в местах, сильно отдаленных от места проживания.

Фронтальный опрос

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

13.

Акклиматизация человека в различных кли­матических условиях.

Акклиматизация в горной местности

1

Комбини­рованный

11.12


Подготовка к правильным и грамотным действиям в условиях акклиматизации и реакклиматизации к различным условиям

Решение ситуационных задач

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

14.

Обеспечение личной безопасности при сле­довании к местам отдыха наземными видами транспорта

1

Комбини­рованный

18.12


Изучение особенностей передвижения наземными видами транспорта, выработка умений обеспечивать личную безопасность при передвижении наземным транспортом.

Устный опрос

Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность на наземном транспорте.

Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

15.

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте

1

Комбини­рованный

25.12


Изучение особенностей передвижения водным транспортом, выработка умений обеспечивать личную безопасность при передвижении водным транспортом

Тест

Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность на водном транспорте.

Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

16.

Обеспечение личной безопасности на воз­душном транспорте

1

Комбини­рованный

15.01


Изучение особенностей передвижения воздушным транспортом, выработка умений обеспечивать личную безопасность при передвижении воздушным транспортом.

Фронтальный опрос

Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность на воздушном  транспорте.

Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

17.

Контрольная работа 1.

1

Контроль знаний

22.01



Контрольное тестирование


Тема 4


Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 часа)

18.

Автономное существование человека в при­роде

1

Комбини­рованный

29.01


Изучение неблагоприятных факторов, действующих на человека в условиях автономного пребывания в природных условиях. Определение плана действия в каждой конкретной ситуации.

Беседа

Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность при организации выхода на природу или в туристические походы.

Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

19.

Добровольная автономия человека в природ­ной среде

1

Комбини­рованный

05.02


Изучение условий попадания и психологических аспектов добровольной автономии, вариантов оценки ситуации; выработка плана действия.

Фронтальный опрос

Регулятивные: умение самостоятельно обеспечивать личную безопасность при организации выхода на природу или в туристические походы.

Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

20.

Вынужденная автономия человека в природ­ной среде

1

Комбини­рованный

12.02


Выработка умений подавать сигналы бедствия различными способами и средствами; изучение условий попадания и психологических аспектов вынужденной автономии.

Решение ситуационных задач

Регулятивные: умение находить пути решения возникших задач при вынужденной автономии.

Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

21.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существо­вании


Если хочется пить…

1

Комбини­рованный

19.02


Изучение возможных способов и выработка умений оборудования временного укрытия, добывания огня и разведения различных типов костров, поиска и добывания воды, её очистки и обеззараживания, добывания пищи в природе.

Решение ситуационных задач

Регулятивные: умение находить пути решения возникших задач при вынужденной автономии.

Познавательные: умение извлекать знания из предложенных ситуаций, планировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение сформировывать и грамотно выражать свои мысли, уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения.

Тема 5


Опасные ситуации в природных условиях (4 часа)

22.

Опасные погодные явления

1

Комбини­рованный

26.02


Изучение влияния опасных природных явлений на человека и способов защиты от них.

Фронтальный опрос

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

23.

Обеспечение безопасности при встрече с ди­кими животными в природных условиях

1

Комбини­рованный

05.03


Изучение основных правил поведения и мер безопасности при встрече с дикими животными

Самостоятельная работа

Регулятивные: умение действовать при встрече с дикими животными. Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе оказания помощи пострадавшим.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

24.

Укусы насекомых и защита от них. Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

1

Комбини­рованный

12.03


Изучение основных правил поведения и мер безопасности при контакте с насекомыми в природных условиях.

Овладение знаниями и умениями оказывать первую медицинскую помощь при укусах насекомых и змей.

Фронтальный опрос

Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе оказания помощи при укусах насекомых

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

25.

Клещевой энцефалит и его профилактика

1

Комбини­рованный

19.03


Изучение основных правила по защите от укуса клеща; выработка умений оказывать первую помощь при укусе клеща.

Тест

Регулятивные: умение действовать при встрече с дикими животными. Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе оказания помощи при укусах змей и насекомых

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Р-2


Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3 часа)

Тема 6


Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (3 часа)

26.

Личная гигиена и оказание первой медицин­ской помощи в природных условиях

1

Комбини­рованный

09.04


Изучение правил ухода за одеждой и обувью и правил личной гигиены и медицинской помощи и самопомощи на природе.

Беседа

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

27.

Оказание первой медицинской помощи при травмах

1

Комбини­рованный

16.04


Овладение умениями накладывать повязки на туловище и конечности.

Практическая работа

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

28.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге

1

Комбини­рованный

23.04


Овладение умениями оказывать первую медицинскую помощь при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

Практическая работа

Регулятивные: умение оказывать пмп при ожогах различной степени тяжести.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


Р-3


Основы здорового образа жизни (5 часов)

Тема 7


Здоровье человека и факторы, на него вли­яющие (5 часов)

29.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления

1

Комбини­рованный

30.04


Изучение причин утомления и переутомления в процессе жизнедеятельности, а также способов профилактики переутомления.

Беседа

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

30.

Компьютер и его влияние на здоровье

1

Комбини­рованный

07.05


Выяснение опасных факторов влияния компьютера на организм человека, составление памятки для работы на компьютере.

Решение ситуационных задач

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

31.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на развитие и здоровье человека

1

Комбини­рованный

14.05


Объяснение особенностей влияния природной и социальной окружающей среды на развитие и здоровье человека.

Фронтальный опрос

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

32.

Влияние наркотиков и психотропных средств. Профилактика употребления наркотиков.

1

Комбини­рованный

21.05


Изучение опасности и последствий влияния на организма человека наркотиков и психоактивных веществ. Изучение способов профилактики наркотической зависимости.

Фронтальный опрос

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

33.

Контрольная работа 2.

1

Контроль знаний

28.05



Контрольное тестирование


Всего часов

33

Приложение 1

Сводная таблица по видам контроля


Виды контроля

1 четверть, примерная дата

2 четверть, примерная дата

3 четверть, примерная дата

4 четверть, примерная дата

Год

Итого

Административный контроль ЗУН







Количество плановых контрольных работ







Количество самостоятельных работ







Исследовательская деятельность








Приложение 2.

Лист внесения изменений

п/п

Дата внесения изменений

Раздел, тема урока

Содержание изменений

Подпись

Согласовано с зам. Директора по УВР

















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!