УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ЗУГРЭССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР СШ № 10 ________Е.Н.Негреба | РЕКОМЕНДОВАНО Решение педагогического совета СШ № 10 Протокол № __ от ________ | УТВЕРЖДЕНО Приказом СШ № 10 от __ __________ 20 __ г. № ______ |
Рабочая программа
по Основам безопасности жизнедеятельности
образовательная область «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 5-6 -х классов
на 2018-2019 учебный год
Составитель: ФИО
учитель ОБЖ Мальцева А.В.
РАССМОТРЕНО
на заседании школьной методической комиссии
__________________________________
Протокол № __ от __ ___ 20 __ г.
Руководитель ШМК _____
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Цели
Содержание учебного предмета
Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности, в том числе практических занятий
Формы аттестации учащихся
Оценочные и методические материалы
Планируемые результаты освоения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения) учебного предмета
Пояснительная записка
В соответствии с п. 5, п.7 главы 2 ст. 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 № 55-IHC в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ.
Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5- 6 классов составлена согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) от 30. 07. 2018 № 678.
За основу взята примерная программа основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-6 кл.: для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Антропова О.В., Ужакина О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 11 с. (приказ Минобрнауки от 23.08.2018 № 725).), материал в разделах скорректирован в соответствии с количеством отведённых часов.
При разработке программы были учтены требования Государственного образовательного стандарта к структуре программы, к планируемым результатам освоения учебного предмета в составе основной образовательной программы школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности; формы аттестации учащихся; оценочные и методические материалы; планируемые результаты освоения учебного предмета.
При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в учебную программу коррективы с соответствующими примечаниями: изменять последовательность уроков внутри темы.
1.1. Общая характеристика учебного предмета
Основы безопасности жизнедеятельности входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». Подготовка подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию современного уровня культуры безопасности и индивидуальной системы здорового образа жизни. Исходя из этих требований, программа по ОБЖ в каждом классе включает 2 тематических раздела:
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Раздел 2. Основы здорового образа жизни
Содержание раздела «Основы комплексной безопасности» предусматривает формирование целостного представления учащихся о безопасности человека, основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях, об их последствиях для жизни и здоровья человека. При изучении тем этого раздела учащийся должен освоить правила безопасного и адекватного поведения в природной и техногенной среде.
Содержание раздела «Основы здорового образа жизни» направлено на изучение некоторых факторов, влияющих на физическое здоровье и развитие человека. В нём раскрываются основные принципы здорового образа жизни.
Содержание учебного материала в программе состоит из двух блоков: понятийного и деятельностного, к которому относятся упражнения и задания для отработки ключевых умений и навыков для сохранения жизни и укрепления здоровья. Выполнение этих заданий и упражнений является неотъемлемой частью урока по соответствующей тематике. Задания не подлежат обязательному оформлению в тетради с последующим оцениванием, так как основная их цель - через практические действия выработать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, а также приобретение способности сохранять жизнь и здоровье в угрожающих жизни условиях и умение адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей.
Программа составлена по концентрическому принципу. Указанные темы являются сквозными, т.е. содержание, объём и последовательность предлагаемой информации сформированы в соответствии с изменениями познавательных и психологических особенностей учащихся.
1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану (приказ Минобрнауки от 30.07.2018 № 679), в соответствии с базовым учебным планом МОО СШ № 10 в 2018 – 2019 учебном году на обязательное изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования отводится 16,5 учебных часа. Соответственно, на освоение дисциплины в 5-6 классах отводится 16,5 учебных часа в год (0,5 учебного часа в неделю), продолжительностью изучения 33 учебные недели (через неделю), что определяется календарным учебным графиком работы МОО СШ № 10, темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств.
1.3. Цели
Предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) должны быть ориентированы на овладение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний.
2. Содержание учебного предмета 5-6 класс
Всего часов по программе (16,5 ч; 1 ч через неделю; резерв – 0,5 ч)
Период обучения | Название тематического блока | Количество отводимого времени по плану - по факту |
1 четверть | Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 4/4 |
2 четверть | Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 4/4 |
3 четверть | Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 3/3 |
Раздел 2. Основы здорового образа жизни | 2/2 |
4 четверть | Раздел 2. Основы здорового образа жизни | 3/3 |
Всего | 2 | 16/16 |
3. Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности
для учащихся 5-х классов
Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 кл.: примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Антропова О.В., Ужакина О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 11 с.
№ урока | 5-А | 5-Б | Основные виды учебной деятельности содержательный компонент урока | Рабочие примечания |
Дата урока | Дата урока |
план | факт | план | факт |
Тема 1 (11ч.) Основы комплексной безопасности |
1 | 03.09 | | 10.09 | | Понятие об опасности и безопасности. Жизнь и здоровье человека. Принципы безопасной жизнедеятельности. Спасательные службы. | |
2 | 17.09. | | 24.09 | | Город как среда обитания человека. Взаимоотношения людей в городе и безопасность. Особенности сельской местности и безопасность людей. | |
3 | 01.10 | | 08.10 | | Жилище человека, жизнеобеспечение жилища и безопасность. Деятельность. Определение безопасности своего дома или школы | |
4 | 15.10 | | 22.10 | | Организация дорожного движения. Правила дорожного движения. Безопасность пешехода. Деятельность. Моделирование ситуации отказа от предложения перейти дорогу в опасном или неположенном месте. | |
5 | 05.11 | | 12.11 | | Общественный транспорт. Остановки общественного транспорта. Безопасность пассажира и водителя. | |
6 | 19.11 | | 26.11 | | Транспортные средства и дорожное движение. Виды транспортных средств. Правила езды на велосипеде. Деятельность. Отработка навыков анализа дорожной ситуации. | |
7 | 03.12 | | 10.12 | | Условия и причины возникновения пожара. Способы тушения небольших пожаров. | |
8 | 17.12 | | 24.12 | | План эвакуации. Поведение во время пожара в помещении (дом, квартира). Защита органов дыхания во время пожара. Деятельность. Отработка навыков эвакуации из помещения школы. | |
9 | 14.01 | | 21.01 | | Бытовой травматизм. Правила пользования бытовой химией. Домашняя аптечка, правила пользования лекарствами. | |
10 | 28.01 | | 04.02 | | Личная безопасность на улице. Действия с незнакомыми и подозрительными предметами. | |
11 | 11.02 | | 18.02 | | Экстремальные ситуации з незнакомцами. Деятельность. Моделирование безопасного поведения с незнакомыми людьми. | |
Тема 2 (5ч). 5-А Основы здорового образа жизни (6ч). -5- Б |
12 | 11.03 | | 04.03 | | Здоровье и его составляющие. Факторы здоровья. Понятие о здоровом образе жизни. Принципы здорового образа жизни. | |
13 | 01.04 | | 18.03 | | Двигательная активность, физическая культура и спорт. Гиподинамия и её последствия. Деятельность. Выполнение упражнений для формирования правильной осанки и гимнастики для глаз. | |
14 | 15.04 | | 08.04 | | Правила личной гигиены | |
15 | 29.04 | | 22.04 | | Питание и здоровье. Пищевые привычки. Принципы рационального питания. Деятельность. Составление рациона питания школьника на один день. | |
16 | 13.05 | | 06.05 | | Ближайшее окружение ребёнка. Влияние семьи и друзей на здоровье. | |
17 | 20.05 | | Жизненные навыки, благоприятствующие здоровью | |
Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности
для учащихся 6-х классов
Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 кл.: примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Антропова О.В., Ужакина О.В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 11 с.
№ урока | 6-А | 6-Б | Основные виды учебной деятельности содержательный компонент урока | Рабочие примечания |
Дата урока | Дата урока |
план | факт | план | факт |
Тема 1 (11ч.) Основы комплексной безопасности |
1 | 03. 09. 2018 | | 12. 09. 2018 | | Понятие о риске. Оправданный и неоправданный риск. | |
2 | 17. 09. 2018 | | 28. 09. 2018 | | Экстремальные и чрезвычайные ситуации. Службы спасения. Совместные действия спасателей и населения во время чрезвычайных ситуаций. Деятельность. Моделирование ситуации вызова спасательных служб. | |
3 | 01. 10. 2018 | | 10. 10. 2018 | | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение. | |
4 | 15. 10. 2018 | | 24. 10. 2018 | | Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП. | |
5 | 05. 11. 2108 | | 14. 11. 2108 | | Безопасность в легковом и пассажирском транспорте. Положение тела, снижающие риск травмирования во время ДТП. | |
6 | 19. 11. 2018 | | 28. 11. 2018 | | Действия свидетелей ДТП | |
7 | 03. 12. 2018 | | 12. 12. 2108 | | Причины возникновения пожаров. Понятие о поджоге, последствия и ответственность. Способы тушения небольших пожаров | |
8 | 17. 12. 2018 | | 26. 12. 2018 | | План эвакуации. Правила поведения во время пожара в общественных местах. Деятельность. Отработка навыков эвакуации из помещения школы. Защита органов дыхания во время пожара. Оказание первой помощи пострадавшим во время пожара. | |
9 | 14. 01. 2019 | | 23. 01. 2019 | | Защита органов дыхания во время пожара. Оказание первой помощи пострадавшим во время пожара. Деятельность. Отработка алгоритма действий вовремя пожара в общественных местах | |
10 | 28. 01. 2019 | | 06. 02. 2019 | | Активный отдых на природе. Правила поведения возле водоёмов, в лесу. Первая помощь в случае солнечных ожогов и тепловых ударов. | |
11 | 11. 02. 2019 | | 20. 02. 2019 | | Понятие об автономной ситуации. Действия в непредвиденных ситуациях: заблудился в лесу, потерялся в торговом центре или другом общественном месте. Деятельность. Отработка алгоритма действий в непредвиденных ситуациях | |
Тема 2 (5ч). Основы здорового образа жизни 6-А (6 ч) 6-Б |
12 | 11. 03. 2019 | | 06. 03. 2019 | | Показатели физического развития подростков | Способы улучшения физической формы. Деятельность. Вычисление индекса массы тела как одного из показателей физического развития | |
13 | 01. 04. 2019 | | 20. 03. 2019 | | Закаливание организма. Методы закаливания. | |
14 | 15. 04. 2019 | | 10. 04. 2019 | | Правила личной гигиены. Косметические проблемы подростков. Деятельность. Отработка навыков оправданного выбора косметических средств. | |
15 | 29. 04. 2019 | | 24. 04. 2019 | | Привычки и здоровье. Формирование привычек. Вредные и полезные привычки. | |
16 | 13. 05. 2019 | | 08. 05. 2019 | | Ближайшее окружение ребёнка. Влияние семьи и друзей на здоровье. | |
17 | 22. 05. 2019 | | Жизненные навыки, благоприятствующие здоровью. | |
4. Формы аттестации
Контроль усвоенного материала осуществляется в каждой четверти через контроль навыков по применению полученных знаний в практической деятельности. Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах: устный ответ, тестирование.
5. Оценочные и методические материалы
Критерии оценки достижения планируемых результатов по основам безопасности жизнедеятельности.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
1. Демонстрирует глубокие знания по программного материала, может вести дискуссию по конкретным вопросам о сохранении жизни и укрепления здоровья; самостоятельно оценивает и характеризует различные явления и процессы, которые раскрывают сущность безопасности, здоровья и здорового образа жизни.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Выполняет практические действия в отношении безопасного поведения и здорового образа жизни. Делает логически выстроенные выводы в соответствии с целью конкретной оздоровительной деятельностью.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
1. Свободно отвечает на поставленные вопросы; самостоятельно выполняет ситуационные задания, исправляет допущенные ошибки в вопросах безопасности и сохранения здоровья.
2. С помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи.
3. Самостоятельно или чётко по инструкции выполняет практические действия в отношении безопасного поведения и здорового образа жизни. Делает не чётко сформулированные выводы.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
1. Самостоятельно, но не полностью воспроизводит программный материал; с помощью учителя выполняет простые типовые задания; затрудняется в исправлении допущенных ошибок.
2. Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений.
3. По инструкции, с помощью учителя выполняет практические действия в отношении безопасного поведения и здорового образа жизни. Не способен самостоятельно сформулировать вывод.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов, не может привести элементарных примеров.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, заданий по образцу.
Оценка «1» ставится в случае, если:
Нет ответа
Реализация данной программы основана на использовании линии учебников для 5-6-х классов, которые входят в перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях (приказы Минобрнауки от 23.08.2018 № 725, от 11.08.2017 № 823, от 14.08.2017 №826):
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников / Под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников / Под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
- индивидуальные разработки учителя;
- наглядный материал (схемы, таблицы).
6. Планируемые результаты освоения (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения) учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты освоения учебного предмета:
В результате выполнения данной программы учащийся должен:
называть:
принципы безопасной жизнедеятельности;
основные спасательные службы и номера их телефонов;
общий порядок действий в случае попадания в опасную ситуацию;
правила дорожного движения для пешеходов;
виды пешеходных переходов;
виды общественного транспорта;
условия возникновения пожара;
причины бытовых пожаров;
способы тушения небольших пожаров;
причины бытового травматизма.
составляющие здоровья;
факторы, влияющие на здоровье;
принципы здорового образа жизни;
основные правила личной гигиены;
питательные вещества, содержащиеся в продуктах питания;
принципы рационального питания.
виды и факторы рисков для жизни и здоровья;
причины дорожно-транспортных происшествий;
способы тушения небольших пожаров;
виды активного отдыха.
параметры физического развития подростков;
известные методы закаливания;
способы улучшения физической формы
основные правила личной гигиены.
объяснять:
принципы безопасной жизнедеятельности;
особенности городской и сельской местности в аспекте безопасности населения;
особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища;
правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
правила поведения пассажиров на остановках общественного транспорта, во время посадки в транспорт, движения и высадки;
отличия различных видов пешеходных переходов;
опасность несоблюдения правил безопасности в доме;
необходимость избегания мест повышенной опасности на улице, во дворе;
опасность неизвестных и подозрительных предметов, находящихся во дворе, в подъезде дома, возле свалок;
правила поведения в случае опасной ситуации с незнакомыми людьми.
влияние образа жизни на индивидуальное здоровье;
значение и важность здоровья человека в его жизни;
возможные негативные последствия слабой двигательной активности;
необходимость ежедневного соблюдения правил личной гигиены;
важность режима питания как полезной пищевой привычки;
последствия нерационального питания;
взаимоотношения в семье и с друзьями как фактор сохранения и укрепления здоровья.
влияние опасности, неоправданных рисков, экстремальных и чрезвычайных ситуаций на жизнь и здоровье человека
важность скоординированной работы населения и спасателей во время чрезвычайных ситуаций;
опасность антиобщественного поведения;
правила поведения пассажиров в легковом и пассажирском транспорте;
необходимость использования средств безопасности в легковом автомобиле;
действия свидетелей дорожно-транспортных происшествий;
значение социальной и юридической ответственности умышленных поджогов;
важность адекватного поведения во время пожара в общественных местах;
значение активного отдыха для укрепления здоровья;
возможные опасные ситуации во время активного отдыха;
правила поведения в непредвиденных ситуациях.
важность закаливания организма;
необходимость физического развития для укрепления здоровья;
необходимость соблюдения правил личной гигиены;
выбор косметических средств с учётом косметических проблем подростков;
влияние привычек на здоровье человека;
взаимоотношения в семье и с друзьями как фактор сохранения и укрепления здоровья.
Уметь приводить примеры:
опасных и безопасных ситуаций в жилом помещении, на улице;
опасных ситуаций, которые могут возникать в городской и сельской местности;
различных видов транспортных средств;
горючих, легковоспламеняющихся и негорючих материалов;
особо опасных средств бытовой химии.
заболеваний, вызванных низким уровнем двигательной активности;
полезных и вредных продуктов питания.
экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
опасных ситуаций социального характера;
горючих, легковоспламеняющихся и негорючих материалов;
непредвиденных ситуаций, в которых может оказаться ребёнок.
вредных и полезных для здоровья привычек.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, обобщать материал, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) должны быть ориентированы на овладение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний.
Предметные результаты должны обеспечивать:
осознание учащимися ценности жизни и здоровья, значимости здорового и безопасного образа жизни и физической культуры;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной деятельностью;
овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты обучения представлены в личностных результатах к уровню подготовки учащихся и содержат три компонента: называть/объяснять, приводить примеры - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, овладение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
1. Конституция Донецкой Народной Республики
2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 г. с изменениями от 28 марта 2016 г. № 111-ІНС);
3. Закон Донецкой Народной Республики «О государственной оперативно-спасательной службе» (принят Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 30 апреля 2016 г);
4. Закон Донецкой Народной Республики «О пожарной безопасности» (принят Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 30 сентября 2016 г);
5. Закон Донецкой Народной Республики «О гражданской обороне» (принят Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 13 февраля 2015 г.);
6. Закон Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 20 февраля 2015 г.);
7. Закон Донецкой Народной Республики «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (принят Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 18 марта 2016 г.).
8. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 №815)
Интернет-источники:
1. ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для школьников, рабочие тетради, тесты, проверочные и контрольные работы, рабочие программы, поурочные планы, дополнительная литература. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm
2. Детский портал о безопасности «Безопасность - это важно!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.senya-spasatel.ru