Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ «Икшинская СОШ» _____________ / Чунихина Е.А./ от «30» августа 2020 г. |
Рабочая программа
по духовному краеведению Подмосковья
6 А класс
Составитель: Гусев А.Н.
Срок реализации: 2020-2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья разработана в соответствии с ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы авторской программы по основам духовно-нравственной культуры народов России: 5- 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана -Граф, 2019 и адресована обучающимся 6 А класса.
На изучение всеобщей истории в 6 А классе, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, отведено 35 часов. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
• расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
• развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- как основы культурной истории многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ()
Раздел 1. Сюжеты и образы Ветхого Завета. Нравственные ценности (13 ч.). . О чём рассказывает православная культура. Религиозная культура. Библия - Книга книг. О чём рассказывет Библия? Сюжеты и образы Ветхого Завета. Сотворение мира. Жизнь первых людей на земле. Просмотр фильма «Библейские легенды». Библейские легенды: Каин и Авель.Что подвигло Авеля на преступление? Всемирный потоп. Вавилонская башня. Почему люди были наказаны Господом? Ветхозаветная Троица и призвание Авраама. Жертвоприношение Авраама. Чудесный сон Иакова. Иосиф и его братья. Мечты о Земле обетованной. Скрижали Моисея. Самсон, раздирающий пасть льва. История создания скульптуры в Петергофе. Саул - царь Израиля. Псалмопевец Давид. Мудрость царя Соломона. Письменная работа №1.
Раздел 2. Сюжеты и образы Нового Завета. Законы любви (18 ч.). Библейские темы в искусстве (нравственная основа). Чему Иисус Христос учил людей. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Сюжеты и образы Нового Завета. Рождение и юность Марии. Благая весть. Чудесное рождение Христа. Поклонение волхвов. Образы Сретения. Бегство в Египет. Проповедь Иоанна Крестителя. «Камо грядеши?» Крещение. Творимые чудеса. Нагорная проповедь. Из священной истории: притчи Христа. Тайная вечеря. Верность идеям Христа и причина отступничества. Моление о чаше. Новелла «Понтий Пилат». Что произошло во дворике римского прокуратора? Что есть истина? Страсти Господни. Величие и трагедия земных страданий Христа. Распятие. Мгновение, длящееся вечность, в изобразительном искусстве. Снятие с креста. Библейская основа сюжета. Пьета (Оплакивание Христа). Скорбь матери – непреходящая тема в христианском искусстве. Воскрешение и вознесение Христа. Интерпретация библейского сюжета в христианской культуре.
Раздел 3. Ценности христианской культуры (7 ч.). О христианских праздниках. Архитектура Древней Руси.. Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Монастырь – центр христианской православной культуры. Христианские святыни. Для чего построен и как устроен православный храм? О чём рассказывает икона?
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы и/или коррекция |
Раздел 1. Сюжеты и образы Ветхого Завета. Нравственные ценности ( 13 ч.) |
| О чём рассказывает православная культура. Религиозная культура. | | |
| Библия- Книга книг. О чём повествует Библия? | | |
| Сюжеты и образы Ветхого Завета. Сотворение мира. Жизнь первых людей на земле. Прекрасные творения человеческого духа. | | |
| Просмотр фильма «Библейские легенды» | | |
| Библейские легенды: Каин и Авель.Что подвигло Авеля на преступление? | | |
| Всемирный потоп. Вавилонская башня. Почему люди были наказаны Господом? | | |
| Ветхозаветная Троица и призвание Авраама. Художественная глубина в изображении Троицы Феофаном Греком. Жертвоприношение Авраама. | | |
| Чудесный сон Иакова. Иосиф и его братья. Что такое милосердие? | | |
| Мечты о Земле обетованной. Скрижали Моисея. Заповеди Господни: что должен делать человек и чего избегать. | | |
| Самсон, раздирающий пасть льва. История создания скульптуры в Петергофе. | | |
| Саул-царь Израиля. Псалмопевец Давид. Разрушительная зависть и спасительная дружба. | | |
| Мудрость царя Соломона. | | |
| Повторительно-обобщающего урок по разделу «Сюжеты и образы Ветхого Завета. Нравственные ценности» | | |
Раздел 2. Сюжеты и образы Нового Завета. Законы любви ( 18 ч.) |
| Чему Иисус Христос учил людей. | | |
| Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | | |
| Сюжеты и образы Нового Завета. Рождение и юность Марии. Благая весть. | | |
| Чудесное рождение Христа. Поклонение волхвов. | | |
| Образы Сретения. Предречение великой и трудной судьбы Сына. | | |
| Бегство в Египет. Трагедия «избиения младенцев» в изображении художников Возрождения. | | |
| Проповедь Иоанна Крестителя. «Камо грядеши?» Иоанн Предтеча - провозвестник Мессии – одна из тем в искусстве. А.А.Иванов «Явление Христа народу». | | |
| Крещение. Праздничные песнопения.Творимые чудеса. | | |
| Нагорная проповедь. Поучительный смысл Нагорной проповеди. | | |
| Из священной истории: притчи Христа. | | |
| Тайная вечеря. Моление о чаше. | | |
| Новелла «Понтий Пилат». Что произошло во дворике римского прокуратора? Что есть истина? | | |
| Страсти Господни. Величие и трагедия земных страданий Христа. | | |
| Распятие. Мгновение, длящееся вечность, в изобразительном искусстве. | | |
| Снятие с креста. Библейская основа сюжета. | | |
| Пьета (Оплакивание Христа). Скорбь матери – непреходящая тема в христианском искусстве. | | |
| Воскрешение и вознесение Христа. Интерпретация библейского сюжета в христианской культуре. | | |
| Повторительно-обобщающего урок по разделу «Сюжеты и образы Нового Завета. Законы любви» | | |
Раздел 3. Ценности христианской культуры ( 7 ч.) |
| О христианских праздниках. Архитектура Древней Руси. | | |
| Монастырь – центр христианской православной культуры. Христианские святыни. | | |
| Монастыри Дмитровского края | | |
| Святыни Дмитровского края | | |
| Для чего построен и как устроен православный храм? | | |
| О чём рассказывает икона? | | |
| Повторительно-обобщающего урок по разделу «Ценности христианской культуры | | |
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла №_____
«28» августа 2020 г. Председатель ШМО _______/Иванова А.А./
СОГЛАСОВАНО
«29» августа 2020 г. Зам. директора по УВР _______/Хомякова И.Е./
Лист регистрации изменений
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Корректирующие действия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |