СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по основам финансовой грамотности. 10 класс

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прогамма составлена по учебнику В.В.Чумаченко, А.П.Горяев "Основы финансовой грамотности". Рассчитана на 2 года

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам финансовой грамотности. 10 класс»

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»

109462, г. Москва, ул. Маршала Чуйкова, дом 26 корп.1 тел./факс:(495)123-50-57; email: [email protected]



СОГЛАСОВАНО

Начальник учебно-методического отдела

________________ /Е.А.Астафьева
« » августа 2020 г.




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

/В.И. Ковригина/

« » августа 2020 г.









Рабочая программа

по основам финансовой грамотности для 10 класса

на 2020-2021 учебный год

Составил: Голубева Л.В.




Рассмотрено на заседании МО

учителей естественно-математического цикла

Протокол № ___ от «___» августа 2020 г.






Москва 2020

Содержание



  1. Пояснительная записка

    1. Цели и задачи реализации программы

    2. Планируемые результаты изучения учебного предметы

      1. Личностные результаты

      2. Метапредметные результаты

      3. Предметные результаты

  2. Содержание учебного предмета

  3. Тематический план

  4. Ресурсное обеспечение программы






















1. Пояснительная записка


Количество часов: 34

В неделю: 1

Плановых контрольных работ: 3


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных правовых актов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/;

  3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143;

  4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586;

  5. Учебный план ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского».


    1. Цели и задачи реализации программы

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда  готовы. Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет кадетам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.



Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью данной программы является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Главная задача преподавания основ финансовой грамотности на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитание ответственности за экономические решения.


Методы и формы обучения

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Экскурсии.

  • Игры.

  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.

  • Работа с источниками экономической информации.

  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в г.Москва.

  • Интерактивные технологии.

  • Индивидуальная работа.



    1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

1.2.1. Личностные результаты.


1. Сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

2. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

3. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

4. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

5. Мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

6. Осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.


1.2.2. Метапредметные результаты.


Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.


2. Познавательные универсальные учебные действия:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.


3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.


1.2.3. Предметные результаты.


1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.


  1. Содержание учебного предмета.



Раздел 1. Личное финансовое планирование. Человеческий капитал. Принятие решений. Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана.

Раздел 2. Депозит. Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита. Управление рисками по депозиту.

Раздел 3. Кредит. Что такое кредит? Основные характеристики кредита. Как выбрать наиболее выгодный кредит? Как уменьшить стоимость кредита? Типичные ошибки при использовании кредита.


Раздел 4. Расчетно-кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.


3. Тематический план.


Наименование разделов, тем

Количество часов

Введение. Знакомство с курсом «Основы финансовой грамотности»

1

Раздел 1. Личное финансовое планирование.

7

Тема 1. Человеческий капитал.

1

Тема 2. Принятие решений.

2

Тема 3. Домашняя бухгалтерия.

2

Тема 4. Составление личного финансового плана.

2

Раздел 2. Депозит.

8

Тема 5. Накопления и инфляция.

2

Тема 6. Что такое депозит и какова его природа?

2

Тема 7. Условия депозита.

1

Тема 8. Управление рисками по депозиту. Расчетные задачи.

2

Контрольная работа № 1 в формате ЕГЭ.

1

Раздел 3. Кредит.

8

Тема 9. Что такое кредит?

1

Тема 10. Основные характеристики кредита. Расчетные задачи.

3

Тема 11. Как выбрать наиболее выгодный кредит?

1

Тема 12. Как уменьшить стоимость кредита?

1

Тема 13. Типичные ошибки при использовании кредита.

1

Контрольная работа № 2 в формате ЕГЭ

1

Раздел 4. Расчетно-кассовые операции.

8

Тема 15. Хранение, обмен и перевод денег.

2

Тема 16. Различные виды платежных средств. Расчетные задачи.

3

Тема 17. Формы дистанционного банковского обслуживания.

2

Контрольная работа № 3 в формате ЕГЭ.

1

Резерв. Итоговое повторение материала

2

Всего:

34


4. Ресурсное обеспечение программы


В соответствии с образовательной программой ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского» использован следующий учебно-методический комплект:

1. Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2017. - 271 с.

2. Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 80 с.



Руководитель МО математического цикла:_______________________ /Л.В.Голубева/

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!