РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по финансовой грамотности (9 класс) Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования: финансовая грамотность 8-9 классы общеобразовательных организаций, Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Составитель:
Ярошенко А. Н.
2017
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
— сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Содержание курса
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может
привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
– пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
– различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции:
– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры;
– отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
– откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Из них к.р.,п.р. и т.д. | Дата проведения |
Раздел 1.Управление денежными средствами семьи |
1-2 | Деньги: что это такое? | 2 | | 4.09 11.09 |
3-4 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 2 | | 18.09 25.09 |
5-6 | Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов | 2 | | 2.10 9.10 |
7-8 | От чего зависят личные и семейные доходы | 2 | | 16.10 23.10 |
9-10 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | 2 | | 13.11 20.11 |
11-13 | Что такое семейный бюджет и как его построить | 3 | | 27.11 4.12 11.12 |
14-15 | Как оптимизировать семейный бюджет | 2 | | 18.12 25.12 |
16-17 | Осуществление проектной работы, проведение контроля | 2 | 2 | 15.01 22.01 |
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния |
18-19 | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 2 | | 29.01 5.02 |
20-21 | Для чего нужны финансовые организации | 2 | | 12.02 19.02 |
22-23 | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | 2 | | 26.02 5.03 |
24-25 | Финансовое планирование как способ повышения Благосостояния | 2 | | 12.03 19.03 |
26-27 | Для чего нужно осуществлять финансовое планиро- вание | 2 | | 2.04 9.04 |
28-29 | Как осуществлять финансовое планирование на раз- ных жизненных этапах | 2 | | 16.04 23.04 |
30-31 | Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) | 2 | 2 | 30.04 7.05 |
32-33 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 2 | 2 | 14.05 21.05 |
34 | Обобщающее повторение | 1 | | 28.05 |
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование.
Дата изменения | Содержание | Причина внесения изменений | Способ внесения изменений |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |