Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ ИНФОРМАТИКИ
для 6 класса
уровень: базовый
Авторы: Литвинова Юлия Николаевна,
учитель информатики
Назарян Айарпи Смбатовна,
учитель информатики I КК,
2018 - 2019 учебный год
Программа по учебному курсу «Основы информатики» для основной школы составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;
основной образовательной программы среднего образования МБОУ БГО СОШ №3 г. Борисоглебска;
авторской программы Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (Информатика. 5–6 классы. Примерная рабочая программа. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016);
федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию, учебного плана МБОУ БГО СОШ №3 г. Борисоглебска.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
В соответствии с учебным планом МБОУ БГО СОШ №3 учебный курс «Основы информатики» представлен как расширенный курс в 5-6 классах по 1 часу в неделю: всего за 1 год обучения - 35 часов согласно годовому календарному учебному графику.
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА (ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ)
Личностные и метапредметные результаты
освоения учебного курса «Основы информатики».
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты освоения информатики.
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях, таких как информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
Структура содержания общеобразовательного курса «Основы информатики» в 5 классе основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):
Информация вокруг нас.
Информационные технологии.
Информационное моделирование.
Алгоритмика.
Информация вокруг нас (3 ч.)
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Информационные технологии (5 ч.)
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Информационное моделирование (14 ч.)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Алгоритмика (11 ч.)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.
5.Резерв (2 часа)
Итого: 35 часов.
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Информация вокруг нас | 3 |
2 | Информационные технологии | 5 |
3 | Информационное моделирование | 14 |
4 | Алгоритмика | 11 |
5 | Резерв | 2 |
Итого | 35 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
По плану | фактически |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. | 1 | | | |
2 | Компьютерные объекты. Работаем с основными объектами операционной системы. | 1 | | | |
3 | Файлы и папки. Размер файла. Работаем с объектами файловой системы. | 1 | | | |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение является элементом множества. Отношения между множествами. | 1 | | | |
5 | Отношение входит в состав. Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов. | 1 | | | |
6 | Отношение является разновидностью. Классификация объектов. | 1 | | | |
7 | Классификация компьютерных объектов Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов. | 1 | | | |
8 | Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы. | 1 | | | |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора. | 1 | | | |
10 | Персональный компьютер как система. Создаем компьютерные документы. | 1 | | | |
11 | Как мы познаем окружающий мир. Создаем компьютерные документы (продолжение). | 1 | | | |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. | 1 | | | |
13 | Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. | 1 | | | |
14 | Информационное моделирование как метод познания. Создаем графические модели. | 1 | | | |
15 | Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Создаем словесные модели. | 1 | | | |
16 | Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки. | 1 | | | |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Создаем табличные модели. | 1 | | | |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре. | 1 | | | |
19 | Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Создаем модели — графики и диаграммы. | 1 | | | |
20 | Наглядное представление о соотношении величин. Создаем модели — графики и диаграммы (продолжение). | 1 | | | |
21 | Многообразие схем. Создаем модели — схемы, графы и деревья. | 1 | | | |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. | 1 | | | |
23 | Что такое алгоритм. | 1 | | | |
24 | Исполнители вокруг нас. | 1 | | | |
25 | Формы записи алгоритмов. | 1 | | | |
26 | Линейные алгоритмы. Создаем линейную презентацию «Часы». | 1 | | | |
27 | Алгоритмы с ветвлениями. Создаем презентацию с гиперссылками Времена года. | 1 | | | |
28 | Алгоритмы с повторениями. Создаем циклическую презентацию «Скакалочка». | 1 | | | |
29 | Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. | 1 | | | |
30 | Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | | | |
31 | Конструкция повторения. | 1 | | | |
32 | Выполнение и защита итогового проекта. | 1 | | | |
33 | Выполнение и защита итогового проекта. | 1 | | | |
34 | Резерв учебного времени. | 1 | | | |
35 | Резерв учебного времени. | 1 | | | |