Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5 имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________( )
«____» ____________________ 2021г.
Приказ от 20.08.2021 г. № 389 – 0
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
интерактивной студии
«Основы предпринимательства»
социального направления
для 10 класса
Программу составил:
учитель первой квалификационной категории
Шаталова Е.В.
2021 год
02.12
В 2021-2022 учебном году в 10 классах гимназия работает по учебному плану ФГОС СОО с учётом пятидневной учебной недели.
Образовательное учреждение предусматривает изучение основ предпринимательства в 10 классе в объёме 33 часа в год (1 час в неделю) на базовом уровне. Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой для 10 классов общеобразовательных школ (базовый уровень) И. В. Липсица, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Фундаментального ядра содержания образования, требований к результатам освоения Основной образовательной программы гимназии СОО.
Рабочая программа включает: планируемые предметные результаты освоения основ предпринимательства в 10 классе, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, формы организации учебных занятий, а также учебно-методическое обеспечение, которое служит достижению поставленной цели и задач в ООП СОО гимназии.
В соответствии с Программой воспитания, принятой в гимназии, рабочая программа по основам предпринимательства обеспечивает целостность и единство воспитательного воздействия на обучающихся; самореализацию и самоорганизацию; формирует личностные компетенции, внутренние позиции личности, способствующие подготовке к жизни в обществе, формирующие целостное мировоззрение на основе научного, эстетического и практического познания мира.
В рабочей программе используются следующие оценочные процедуры: практические, проверочные, зачетные, тестовые, контрольные работы.
Предполагаемые результаты освоения курса
«Основы предпринимательства» в 10 классе
Личностные результаты
Ценностная ориентация, избирательное отношение выпускника к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
• ассертивность - способность решать определенный вопрос или проблему, осознавая и понимая других людей, вовлеченных в нее, не ущемлять их деловые интересы, понимать и признавать их индивидуальные ценности, при этом разумно и умело защищать интересы своей стороны;
• культура предпринимательской деятельности, стремление к совершенствованию профессиональной компетенции, инновационная потребность;
• владение способами анализа собственной деятельности, высокий уровень рефлексии, понимания своего «Я», адекватная самооценка, ориентация на самоконтроль, саморазвитие, самообразование, смелость быть самим собой, собственная твердая позиция, не навязываемая другим;
• спокойное отношение к достижениям других, ответственность, трудолюбие;
• ориентация на духовное, социальное, экологические проблемы, гармония с самим собой и окружающим миром;
• гуманность, терпимость, честность, высокая культура радости и счастья;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде
Метапредметные результаты
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
Предметные результаты
осознание роли технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
знать содержание терминов и понятий: экономика, рынок, спрос, предложение, равновесная цена, предпринимательство, организационно-правовая форма предприятия, фирма, себестоимость продукции, амортизация, издержки, производительность труда, налог, прибыль, рентабельность;
знать общие правила ведения домашнего хозяйствования, составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной части, элементы маркетинга и менеджмента;
знать приемы проявления этики деловых отношений на различных этапах предпринимательской деятельности, факторы, влияющие на выбор сферы, вида, цели, масштаба предпринимательской деятельности;
знать о вредных воздействиях предпринимательской деятельности на окружающую среду и методах уменьшения этих воздействий
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры свободных и ограниченных благ, различных рыночных ситуаций (монополия, олигополия, совершенная конкуренция), типов предприятий, форм, видов предпринимательской деятельности;
сравнивать различные экономические системы в зависимости от степени вмешательства в решение основных экономических вопросов, анализировать преимущества и недостатки малого предпринимательства;
применять понятие эластичности спроса, предложения, знание закона спроса и предложения к реальным рыночным ситуациям, в процессе разработки бизнес-плана,
выполнять необходимые финансово-экономические расчеты в масштабах делового замысла;
учитывать экологические проблемы при решении предпринимательских задач.
оценивать свои возможности в различных видах деятельности, проектировать, анализировать, прогнозировать развитие своей деятельности, результаты тех или иных действий и всей деятельности, уметь вести диалог с собой,
общаться, контактировать с людьми, обеспечивать здоровый морально-психологический климат в коллективе.
Ожидаемые результаты реализации Программы воспитания в рамках изучения «Основы предпринимательства»:
рост количества гимназических общественных объединений, увеличение количества участников проектов;
повышение социальной активности обучающихся;
доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей;
рост участников и победителей в конкурсах и соревнованиях;
обеспечение укрепления партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы деятельности и актуальные проекты;
Формы организации учебных занятий
В рамках проведения учебных занятий используются следующие формы: работа в малых группах, обсуждение и разрешение проблем, эвристическая беседа, дискуссия, обсуждение и разрешение проблем, обучающие игры.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Становление предпринимательства (6 часов)
Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условия предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства.
История предпринимательства в России. Виды предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятий.
Основные виды учебной деятельности: применять теоретические знания по предпринимательству для практической деятельности и повседневной жизни; использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской экономики. Знать понятия предпринимателя, физического и юридического лица, организационно- правовых форм предпринимательства. Уметь находить необходимые сведения о деятельности предприятия, о товарах и услугах, используя при этом различные источники информации
Раздел 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства (5 часов)
Понятие о предпринимательской идее. Банк предпринимательских идей. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-плане. Функции и структура бизнес-плана. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие об инновациях и об инновационной деятельности. Внутренние и внешние причины нововведений. Технология выбора правильной идеи. Понятие об информационных технологиях в предпринимательской деятельности. Основные программы, используемые в бизнесе. Интернет-технологии в деятельности предпринимателя.
Основные виды деятельности обучающихся: формулировать понятие «экономика». Характеризовать роль экономики в жизни общества. Формулировать понятие «экономические ресурсы». Классифицировать экономические ресурсы на воспроизводимые и невоспроизводимые. Характеризовать экономику семьи.
Раздел 3. Барьеры предпринимательской деятельности (5 часов)
Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской деятельности. Формы государственного регулирования экономики. Позитивные и негативные условия вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции. Ценовые и неценовые методы конкуренции. Типы конкурентного поведения на рынке. Понятие об антимонопольном регулировании, методы борьбы с конкуренцией и обеспечение конкурентоспособности продукции. Себестоимость продукции. Виды, структура себестоимости. Калькуляция, статьи расходов для калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии ценообразования. Методика образования цены. Налоги: понятия, цели и принципы налогообложения. Классификация налогов в РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц.
Основные виды учебной деятельности: применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни; использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской экономики; знать понятие планирования, бизнес-плана, видов предпринимательства; меть выдвигать предпринимательские идеи, анализировать их, составлять краткий бизнес-план. Знать понятие риска, конкуренции, затрат предпринимателя, основ ценообразования, основ налогооблажения. Уметь решать практические задачи
Раздел 4. Прибыль как цель предпринимательства (5 часов)
Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия. Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные методы планирования прибыли.
Распределение и использование прибыли на предприятия. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования.
Внешние источники финансирования предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использование финансовых ресурсов организации. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования материалов.
Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект.
Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия.
Основные виды учебной деятельности: знать понятие планирования, бизнес-плана, видов предпринимательства; меть выдвигать предпринимательские идеи, анализировать их, составлять краткий бизнес-план. Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операций. Знать понятие прибыли и ее видов, капитала и его видов, производительности труда, платежеспособности, ликвидности, отчетности, бухгалтерского учета. Уметь решать практические задачи. Характеризовать роль государства в управлении экономикой. Классифицировать формы собственности. Характеризовать частную собственность физических и юридических лиц. Характеризовать государственную и муниципальную собственность. Формулировать определение понятия «предпринимательство». Характеризовать качества, которыми должен обладать предприниматель. Формулировать определение понятия «предприятие», приводить его признаки
Раздел 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности (4 часа)
Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследований. Концепции маркетинга.
Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Понятие о рекламе.
Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Общие требования к рекламе.
Основные виды деятельности обучающихся: знать понятие менеджмента, структуры и методов управления, рекламы. Уметь находить необходимые сведения о деятельности предприятия, о товарах и услугах, используя при этом различные источники информации, создавать элементы рекламной продукции. Классифицировать формы собственности. Характеризовать частную собственность физических и юридических лиц. Характеризовать государственную и муниципальную собственность. Формулировать определение понятия «предпринимательство». Характеризовать качества, которыми должен обладать предприниматель. Формулировать определение понятия «предприятие», приводить его признаки. Характеризовать производственный кооператив.
Раздел 6. Мотивация предпринимательской деятельности (6 часов)
Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателей: уголовная, административная, дисциплинарная. Обучение предпринимательству в зарубежных странах.
Самоменеджмент предпринимателя, основные цели самоменеджмента. Основные этапы процесса самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование.
Основные виды деятельности обучающихся: знать основы предпринимательского права, самоменеджмента, стимулирования работы сотрудников. Уметь решать практические задачи. Характеризовать финансовый кризис, его причины и последствия. Классифицировать и характеризовать виды правовой ответственности за неуплату налогов. Формулировать определение понятия «труд», в чем состоит его ценность. Характеризовать понятие «заработная плата», ее виды. Характеризовать положение и перспективы России в рамках глобализации.
Календарно – тематическое планирование
№ пп | Наименование тем и разделов | Класс | Плановые сроки прохождения | Скорректи рованные сроки прохождения |
Раздел 1. Становление предпринимательства (6 часов) Ключевые воспитательные задачи: Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения. Применение на уроке дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога. Включение в урок игровых процедур, которые помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности гимназистов в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов в целях приобретения навык генерирования и оформления собственных идей. |
1 | Что такое предпринимательство? | 10 | | |
2 | История развития предпринимательства в России | 10 | | |
3 | Выбор вида предпринимательской деятельности | 10 | | |
4 | Организационно - правовые формы предпринимательства | 10 | | |
5 | Индивидуальный предприниматель | 10 | | |
6 | Малое предпринимательство | 10 | | |
Раздел 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства (5 часов) Ключевые воспитательные задачи: Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, инициирование обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения. Применение на уроке дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога. Включение в урок игровых процедур, которые помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока |
7 | Предпринимательская идея | 10 | | |
8 | Что производить? Для кого производить? Как производить? | 10 | | |
9 | Проект создания собственного дела | 10 | | |
10 | Я первооткрыватель! (инновационное предпринимательство) | 10 | | |
11 | Информационные технологии в предпринимательстве | 10 | | |
Раздел 3. Барьеры предпринимательской деятельности (5 часов) Ключевые воспитательные задачи: организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат гимназистов командной работе и взаимодействию с другими детьми. Инициирование исследовательской деятельности гимназистов для формирования навыка генерирования и оформления собственных идей. |
12 | Риски в работе предпринимателя | 10 | | |
13 | Государственное регулирование предпринимательства: препятствие или помощь | 10 | | |
14 | Конкуренты – враги или друзья? | 10 | | |
15 | Затраты предпринимателя | 10 | | |
16 | Цена товара: подешевле или подороже | 10 | | |
Раздел 4. Прибыль как цель предпринимательства (5 часов) Ключевые воспитательные задачи: привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат гимназистов командной работе и взаимодействию с другими детьми. Инициирование исследовательской деятельности гимназистов для формирования навыка генерирования и оформления собственных идей |
17 | Бремя налогов или с государством надо делиться | 10 | | |
18 | Образование прибыли | 10 | | |
19 | Источники финансирования предприятия предприятия | 10 | | |
20 | Основные показатели деятельности предприятия | 10 | | |
21 | Рост и развитие или отчет и отчетность | 10 | | |
Раздел 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности (4 часа) Ключевые воспитательные задачи: организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат гимназистов командной работе и взаимодействию с другими детьми. Инициирование исследовательской деятельности гимназистов для формирования навыка генерирования и оформления собственных идей. |
22 | Основы бухгалтерского учета | 10 | | |
23 | Менеджмент, или управляй эффективно | 10 | | |
24 | Маркетинг, или советуйся с покупателями | 10 | | |
25 | Личность предпринимателя | 10 | | |
Раздел 6. Мотивация предпринимательской деятельности (6 часов) Ключевые воспитательные задачи: организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения. Применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат гимназистов командной работе и взаимодействию с другими детьми. Инициирование исследовательской деятельности гимназистов для формирования навыка генерирования и оформления собственных идей. |
26 | Реклама | 10 | | |
27 | Правовая грамотность предприятия | 10 | | |
28 | Особенности правового статуса предприятия | 10 | | |
29 | Обучение предпринимательству | 10 | | |
30 | Самоменеджмент в деятельности предпринимателя | 10 | | |
31 | Маркетинг в предпринимательстве | 10 | | |
32 | Мотивация в деятельности предприятия | 10 | | |
33 | Итоговое занятие по курсу «Основы предпринимательства» | 10 | | |
Учебно-методическое обеспечение
Симоненко В.Д. Основы предпринимательства; Метод. пособие.- М.: ВИТА –ПРЕСС, 2019.
Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 кл. — М.: Вита-Пресс, 2019.
Липсиц И. В. Экономика. В 2-х книгах: Учебник для 10—11 кл. — М.: Вита-Пресс, 2018
Учебник «Человек и его дело. Основы рыночной экономики» под ред. Овчинникова В.В., Корнева В.Н. Белгород, 2017
Черняк В. 3. Введение в предпринимательство: Учебное пособие. — М.: Вита-Пресс, 2003.
Афанасьев Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.И. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: ЗАО «КОНСЭК
Интернет-ресурсы
www.ecsocman.edu.ru
www. aup.ru
http://festival.1septemb er.ru/
http://www.iblfrussia.or g/programmes/current/d etail.php?ID=29
http://www.forbes.ru
http://www.molpred.ru/
http://www.forbes.ru/svoibiznes/predprinimateli/8455/test_est_li_u_vas_predprinimatelskij_tal ant